МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВА
КАФЕДРА АРХЕОЛОГИИ, ЭТНОГРАФИИ ИИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ
Особенностипещерного искусства.
Историяоткрытия и изучения
(Ляско,Коске, Шове, Гаргас и другие).
(контрольная работа)
Выполнил: студент 1 курса
гр. 1332, ОЗО
Наговицын Е. Л.
Проверил:К.И.Н., доцент Тишкин А. А.
Барнаул – 2003
Содержание.
стр.
Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Особенности пещерного искусства.История открытия и
изучения………………………………………………………………………………..4
1.1.Особенности пещерногоискусства………………………………………...........4
1.2.Открытия памятников пещерногоискусства………..………………...………..7
Заключение…………………………………………………………………………...21
Список литературы…………………………………………………………………..22
Иллюстрации……………………………………………………………………........23
Введение.
Актуальность темы:
Первобытноеискусство всегда вызывало большой интерес. Для
правильного пониманияпрофессионального искусства классового
общества знакомство с начальными этапамистановления художественной
деятельности человека крайне необходимо. Первобытноеискусство
раскрывает перед нами зарождение всех видов
изобразительноготворчества и архитектуры.
Степень изученноститемы:
Авторпри написании контрольной работы использовал книгу «История
искусствазарубежных стран» под редакцией Доброклонского М. В. С ее
помощью онизучил особенности пещерного искусства в эпоху палеолита,
мезолита и неолита.Кроме этого были использованы книги Абрамовой З.
А. «Изображение человекав палеолитическом искусстве», Амальрик А.
С., Монгайт А. Л. «Впоисках исчезнувших цивилизаций» и другие. Но
особую ценность представляеткнига Льва Любимова «Искусство древнего
мира», так как в ней оченьподробно рассказано о некоторых
знаменитых памятниках палеолитическогоискусства.
Всевышеперечисленные книги помогли автору подробно изучить и
раскрыть темуособенностей пещерного искусства.
Задачи контрольнойработы:
— Раскрыть особенности пещерногоискусства.
— Рассказать об истории открытия иизучения памятников пещерного
искусства.
Особенности пещерного искусства.
Древнекаменный век, или палеолит — начальный и самый длительный
период в истории человечества, в развитии которогоможно проследить
ряд этапов: древний, или нижний палеолит (до 150 тысячелетиядо н.
э.), средний палеолит (150—35 тысячелетия до н. э.) и верхний, или
позднийпалеолит (35 —10 тысячелетия до н.э.).
Поздний палеолит – наиболее важныйдля изучения искусств этап, так
как в это время окончательно сложилась родоваяорганизация,
появилась изобразительная деятельность. Это время рождения
первыхрелигиозных воззрений: магии, тотемизма и анимистических
представлений.
Поздний палеолит делится на периоды,соответствующие поступательному
развитию культуры: Ориньяк-Солютрейский (35—20тысячелетия до н. э.)
и Мадлен (20—10 тысячелетия до н. э.).
Самым большим успехом в духовнойжизни людей этого времени было
появление первых и еще очень робких шагов вобласти изобразительного
искусства, памятники которого относятся к началуориньякской
эпохи.
Основным районом распространениянастенной живописи палеолита
считают территорию современной Франции и Испании.
В Ориньяк-Солютрейский период первымстремлением что-то изобразить
можно считать зигзагообразные полосы на слоеглины на стенах пещеры.
Полосы эти перекрывают друг друга и, образуя клубки,производят
впечатление случайно проведенных прямо рукой по глине. Но для
насони ценны прежде всего тем, что являются самой первой в истории
человечествапопыткой что-то запечатлеть.
К такого же рода попыткам можноотнести отпечатки рук на стенах
пещеры. Краской намазывалась кисть руки и прикладываласьк
поверхности или приложенная рука просто обводилась по контуру
краской, иизображение заключалось в круг. Последнее обстоятельство
свидетельствует о том,что это не случайные отпечатки, а
изображения, имеющие магический смысл.
Первые же рисунки животных настольконесовершенны, что почти
невозможно узнать их породу. Неясно обозначены голова иноги,
пропорции не соблюдены совсем, линия робкая, неуверенная. Но в
концеэпохи рисунки делаются более реальными, становится возможным
различить, какое именноживотное хотел изобразить художник, так как
уже нарисованы морда зверя, рога,копыта, иногда обозначена шерсть.
Однако автору пропорции еще удаются плохо,например, в рисунке на
глине из пещеры Санта-Изабель в Испании (рис. 1).
Средигравированных рисунков этого времени встречаются изображения
людей в масках.Звериные маски охотники надевали, видимо, для
религиозных обрядов, магическихтанцев, а может быть, и для участия
в самой охоте, маскируясь под животное.
Со временем расширяется и углубляетсяобразное познание окружающего
мира, особенно представление о животном мире,который и в этот
период остается основной темой творчества. Фигура животногорисуется
теперь более уверенной линией, контур делается четче,
пропорцииправильнее. Появляется штриховка, открывшая возможность
перехода от плоского контурногорисунка к более объемному
изображению, что можно видеть в рисунке головы ланииз пещеры
Кастильо (Испания) (рис. 2). Постигается выразительная
возможностькрасочной линии – голова оленя, пещера Фон де Гом
(Франция). Встречаютсяпопытки показать животное в различных позах.
К концу эпохи Солютре в этомотношении достигается значительный
успех. Рисунки, датируемые этим временем,обнаружены были в пещерах
Франции (Нио, Ляско, Фон де Гом) и Испании
(Дела-Пенья,Пасегья).
Наивысший расцвет искусства палеолитападает на период Мадлен.
Животные остаются главной темой, но изображаются онипочти всегда в
разных позах, иногда в движении. Лучшие рисунки этого
временипоказывают животных пасущимися, лежащими, бегущими,
дерущимися.
Если в период Ориньяк-Солютрейскийкраски служили только для
обведения контура и для заливки отдельных частей, тов период Мадлен
краской покрывается все изображение целиком, и постепенно
отодноцветной росписи художник переходит к двум, а то и трем цветам
различнойсилы тона, интенсивности.
Шедевры мадленской живописи изАльтамирской пещеры (Испания) и пещер
Франции (Фон де Гом, Ляско, Руфиньяк)передают животных почти в
натуральную величину с поразительной жизненнойубедительностью.
Все животные в эпоху палеолита, какправило, изображены
изолированно, не связанными между собой композиционно. Лишьк концу
эпохи Мадлен видна попытка группировать фигуры зверей, объединяя их
водин сюжет.
Изобразительные средства — работы поглине (пальцевый рисунок и
лепка), точечная выбивка или пикетаж (древнейшиеконтуры и
барельефы), резьба по скале (гравировка) и распространенные в
природеестественные красящие материалы. Последние состояли из охры
и черного пигмента(двуокиси марганца). Фиксатором служила органика
зверя (жир, мозг, кровь). В1959 на Южном Урале и в Башкирии была
обнаружена пещерная живопись. На стенахКаповой пещеры в Башкирии
изображены семь мамонтов, две лошади и носорог.Контурные и
силуэтные изображения нанесены красной краской. По своему стилю
онинапоминают раннемадленскую живопись Западной Европы. Сам объект
изображенияуказывает на то, что к концу этого периода мамонты
вымерли.
Переходным периодом от палеолита кнеолиту является мезолит –
среднекаменный век. В отличие от палеолита в мезолитическихросписях
главенствующие положение начинает занимать человек, его
действия.Теперь художник старается не столько добиться внешнего
сходства, сколькопоказать внутренний смысл происходящего.
Человеческая фигура изображаласьсхематичнее, условнее фигуры зверя,
но зато гораздо динамичнее, подвижнее.Видимо, прежде всего, было
важно изобразить действие человека, показать, как онстреляет,
бежит, танцует.
Следующаяступень развития человечества – неолит. Реалистические
изображения палеолитабыли отражением необходимости хорошо знать
зверя. Жизнь же людей неолита ещезависела от хорошей или
плохой погоды,поэтому возникла необходимость воплотить в искусстве
такие образы, как небо,вода, солнце, земля, огонь.
Однойиз широко распространенных особенностей творчества людей
неолита былостремление так или иначе украсить все предметы,
находящиеся у него враспоряжении.
Во многих пещерах археологи находилиспециальные светильники, при
свете которых творили первобытные художники. Ониимели вид каменных
плошек, изготовленных в технике пикетажа. В плошки наливалижир и
клали фитиль. Они были обнаружены в Костенках, Мезине и
Межирилах.
Открытия памятников пещерногоискусства.
Впервые наскальная живопись былаоткрыта лишь в конце XIXвека. В
1868 году в Испании, в провинции Саятандер,близ
Сантильяна-дель-Мар, охотник за козами обнаружил пещеру, вход в
которуюбыл завален осыпавшимися камнями. В 1875 пещеру посетил
испанский археологМарселино де Савтуола и нашел каменные орудия
палеолитического человека. Покаеще ничего особенного в этом не
было. Настоящий открыватель чудес Альтамирскойпещеры тогда еще
только учился ходить. В 1879 Савтуола вторично посетил пещеру,взяв
с собой свою маленькую дочку. Именно она, сидя у отца на плече,
обратилавнимание на рисунок животного на потолке пещеры (рис. 3).
При тщательномосмотре оказалось, что потолок и стены пещеры покрыты
рисунками зубров,выполненными черной, коричневой и красной краской
(рис. 4). Фигуры животныхбыли в натуральную величину и отличались
необычайной реалистичностью высокиммастерством исполнения. Савтуола
не сомневался, что эта живопись относится кэпохе верхнего палеолита
(мадлену), но когда он опубликовал сообщение, оно быловстречено с
крайним недоверием. Большинство археологов сочли эти рисунки
подделкой.Ученые споры постепенно утихли, и Альтамирская пещера
была предана забвению,пока в 1895 году французский археолог Эмиль
Ривьер не нашел рисунки,выгравированные на стенах пещеры Ла-Мут в
Дордоне. Тогда вспомнили открытиеархеолога Савтуолы и стали более
тщательно обследовать потолки и стены пещер,как и ранее известных,
так и вновь открываемых. Оказалось несколько десятковпещер в
Испании и Франции, а позднее и в других странах, содержащих
подобныерисунки. Некоторые из них обнаружены под сталагмитами, были
покрыты коройизвестняка, на образование которой потребовалось не
одно тысячелетие.Подлинность и древность живописи были
доказаны.
Очень эффектными были открытия А.Прейдя, Д. Пейрони и Л. Капитана в
1901 году живописи и гравировки в пещерах Камбарелльи Фон де Гом в
Дордоне. Живопись Фон де Гом принадлежит к лучшим образцам
пещерногоискусства. Многочисленные изображения бизонов, диких
лошадей, мамонтов,северных оленей и других животных выполнены в
различной манере от древнейшихлинейных рисунков черной и красной
краской до великолепнейших полихромныхкомпозиций, относящихся к
мадленской эпохе. Сомнения, касающиеся древности иживописи,
окончательно развеялись после того, как в 1912 году Г.
Пегуанобнаружил на стенах пещеры Тюк д'Одубер во Французских
Пиренеях изображениябизонов. Они находились под слоем сталактитов,
их возраст составлял более 10тысяч лет. Под ними нашли изображения
зубров. В1914 году они же открыли пещеруТруа Фрер («Трех братьев»),
с пятью тысячами изображений на стенах, вчисле которых выделяются
фигуры трех «колдунов. Одна из них представляетмужчину покрытого
шкурой оленя (с рогами и хвостом), очевидно, совершающегоритуальный
танец. Возможно, что это изображения не колдунов, а
каких-тобожеств, наделенных и человеческими и животными
чертами.
С этого времени открытия последовалиодно за другим. Только во
Франции археологи нашли около 100 главных древнихпещер с
изображениями и другими следами пребывания в них первобытного
человека.
В 1995 году было объявлено о находкедревнейшей в мире коллекции
пещерной живописи на стенах пещеры Шове во Франции(рис. 5).
Добраться до этой пещеры очень трудно и не каждому под силу, так
какона затоплена. Тогда это сообщение вызвало много споров –
слишком древнимиказались эти наскальные рисунки. Но недавно в двух
французских лабораториях ихвозраст был подтвержден: тридцать одну
тысячу лет назад древний художник спомощью охры, древесного угля и
гематита изобразил лошадей, зубров, бизонов,диких баранов, северных
оленей, мамонтов, пещерных львов, медведей, а такжеуникальных в
живописи каменного века гиен, пантер и сов.
Уже многие десятилетия ученыеразмышляют о времени возникновения у
человека способности выражать своипереживания посредством живописи.
Ранее бытовавшую точку зрения, что искусствопостепенно развивалось
от примитивного, детского стиля к более сложным формам,надо было бы
как-то применить к находкам. А это не получается. Вот и рисунки
впещере Шове – самые древние из всех ныне известных – были
выполнены мастерски.Древние художники, сначала процарапав контуры
животного, красками придавали имнеобходимый объем. «Люди, которые
нарисовали это, были великимихудожниками», — подтверждает
специалист по наскальной живописи французскийученый Жан Клотт.
Считается, что около сорока тысяч лет назад наши предки
пришли из Африки в Европу, гдев то время уже давно жили
неандертальцы. Судя по последним находкам во Франции,там
неандертальцы обитали как минимум до тридцати четырех тысяч лет, а
в Испании их присутствие замечено даже додвадцати семи.
Так кто «взялся за кисть» впещере Шове – человек, который
эволюционировал на протяжении несколькихдесятков тысяч лет, или
неандерталец, чей век уже подходил к концу, но которыймог обладать
к этому моменту всеми чертами умудренного опытом живописца?
«Нет ничего невозможного в том, чтопещера Шове была
разрисована неандертальцами», — утверждает Рандалл Уайт,археолог из
Нью-Йоркского университета, известный защитник высокого
умственногоразвития неандертальцев. Однако большинство ученых
склоняются к мысли, чтоподобные оценки не более чем преувеличение.
Стивен Митчен, из университета вРейдинге, говорит, что «руки
неандертальцев, конечно, были способнынарисовать нечто подобное,
однако их умственное развитие препятствовалозарождению
самой мысли о возможноститворчества. Пещера Шове, —
добавляет он, — является наглядным доказательством того,
чтосовременные люди, с их гораздо более развитым мозгом, были
способны на образноемышление».
Неандертальцы изготовляли каменныеорудия, с пользой для себя
исследовали окружающий их мир, возможно, дажесоздали зачатки языка.
Однако соединить все наблюдаемые предметы воедино иизобразить их
на стенах пещеры, навзгляд ученого, они в силу
структурных ограничений своего
головного мозга не могли.
Однако, если живопись Шове оставленанам людьми современного типа,
то они должны были уже задолго до того интенсивно«тренироваться» по
классу рисунка.
Отечественный исследователь АбрамСтоляр убедительно
доказывает, что ранние рубежи возникновения
искусства знаменуют собой начало проявленияобразно-абстрактного
мышления.
Другие ученые, не подвергая сомнениюразличия в строении мозга людей
и неандертальцев, тем не менее указывают на то обстоятельство,
чтосовременный человек появился в Северной Африке примерно
девяносто тысяч летназад, но никаких свидетельств ею живописной
деятельности там не сохранилось.
Неясными остаются и причины, радикоторых человек взялся за «кисть».
В начале этого века ученые считалипещерную живопись искусством ради
искусства. В течение следующею полувека,сравнивая рисунки верхнего
палеолита и живопись современных австралийскихаборигенов,
выдающийся французский историк Анри Брейль пришел к выводу, что
всеони – формы магических охотничьих символов.Только
сильное чувство могло заставить путешествовать наших предков по
длинным,узким и темным коридорам пещер. Прежде чем добраться до
будущей картинной «галереи»,им приходилось порой
преодолевав значительные расстояния, и трудно
предположить, что все эти мучения были ради чистого
искусства.
А для того, чтобы рисунки в Шовесохранились как можно дольше,
французское правительство закрыло пещеру дляпосещения туристов.
Одно из самых важных открытий былосделано в сентябре 1940 г. близ
местечка Монтиньяк, на юго-западе Франции, четырешкольника старших
классов отправились в задуманную ими археологическуюэкспедицию. На
месте уже давно вырванного с корнем дерева в земле зияла
дыра,вызвавшая их любопытство. Ходили слухи, будто это вход в
подземелье, ведущее всоседний средневековый замок. Внутри оказалась
еще дыра меньших размеров. Одиниз ребят бросил в нее камень и по
шуму падения заключил, что глубинапорядочная. Он расширил
отверстие, вполз внутрь, чуть не упал, зажег фонарик,ахнул и позвал
других. Со стен пещеры, в которой они очутились, смотрели на
нихкакие-то огромные звери, дышащие такой уверенной силой, подчас,
казалось,готовой перейти в ярость, что им стало жутко. И в то же
время сила этихзвериных изображений была так величественна и
убедительна, что им почудилось,будто они попали в какое-то
волшебное царство. Придя в себя, они догадались,что это не
подземелье, которым пользовались семь-восемь веков назад
рыцарифеодального замка, а пещера доисторического человека, жившего
здесь многотысячелетий до нашей эры. Сообщили о своей находке
учителю. Тот сначала отнессянедоверчиво к их рассказу, но когда
вместе с ними сам проник в пещеру, замер отизумления и
восхищения.
Так была открыта пещера Ляско, вскорепрозванная «Сикстинской
капеллой первобытной живописи». Это сравнениесо знаменитыми
фресками Микеланджело не преувеличенное, ибо живопись
пещерыполностью выражает духовные устремления и творческую волю
людей, создавшихсобственное, поражающее нас до сих пор,
изобразительное искусство.
Заслуга французских школьников неограничивается открытием пещеры.
Они устроили возле нее свой лагерь и сталипервыми хранителями
новоявленных миру художественных сокровищ: благодаря ихбдительности
древнейшие памятники живописи уцелели в те дни, когда молва о
нихразнеслась по округе, привлекая толпы любопытных.
Живопись эта столь выразительна, чтокое-кто даже усомнился в ее
подлинности, высказав предположение, вскореполностью опровергнутое
научной экспертизой, будто это – творения современныхнам
живописцев, пожелавших посмеяться над легковерной толпой.
Силу зверя, его величие, как бы самуюдушу его, красоту зверя в
беге, в порыве и в покое, его вечное и грозное присутствиев
окружающем мире – вот что передали с законченным мастерством
живописцы пещерпозднего палеолита.
Сотни фигур, обведенных темнымиконтурами желтых, красных,
коричневых, писанных охрой, сажей и мергелем,украшают стены пещеры
Ляско: головы оленей, образующие по существу поразительноизящные
декоративные фризы, козлы, лошади, быки, бизоны, носороги, почти в
натуральнуювеличину (рис.6).
Взгляните на эти морды быков, отнынеобозначенных в истории
искусства как первый бык, второй бык, третий бык,четвертый бык. Нам
не представить себе более выразительного образа бычьей
силы,утверждения зверя перед лицом созерцающего эту мощь человека.
Скупые штрихи,передающие и упорный бычий взгляд, и мясистые бычьи
ноздри, и огромныеизогнутые рога, в которых власть и незыблемая
уверенность всей фигуры обретаютсвое увенчание. Как монумент, как
поверженная гора возвышается горб раненого бизонав Альтамирской
пещере (рис. 7). Рога оленя в пещере Фон де Гом (во
Франции)преувеличенно высокие и стройно, лукообразно изогнутые по
воле художника,придают всей композиции поэтическую одухотворенность
(рис. 8). А взамечательном бизоне (в пещере Нио во Франции)
опять-таки выраженные спредельной законченностью дикость и
величавая сила зверя.
Фигуры, разбросанные по стенам, несвязанные друг с другом, не
образующие общей живописной композиции, но каждая вотдельности
представляющая вполне законченную композицию, иногда написанныеодна
поверх другой, словно в каком-то вдохновенном, все себе
подчиняющемпорыве.
В пещере Ляско мы все же встречаемредкую попытку изобразить
массовую сцену с каким-то сложным сюжетом. Раненныйкопьем бизон, из
брюха которого вываливаются внутренности. Перед нимповерженный
человек. А в стороне носорог, который, быть может, ивосторжествовал
над человеком. Трудно установить точное содержание этойнаскальной
«бытовой» картины. Человек изображен схематично, неумело,как рисуют
дети. Но ни один ребенок никогда бы не передал так гибель
бизона,грузную и спокойную поступь победно удаляющегося носорога.
Все это – прославлениене человеческого могущества, а звериного, над
которым человеку еще надлежаловосторжествовать.
Юго-запад нынешней Франции, севернынешней Испании – вот где
обнаружены знаменитые ныне пещеры с наскальнойживописью эпохи
верхнего палеолита. Высказывалось даже предположение, чтоименно по
соседству с Пиренеями создалась и единственная в те времена
своегорода школа живописи (франко-кантабрийская) со своим
законченным стилем. Однакоза тысячи километров от этих мест, на
нашей земле, в пещере Каповой на НижнемУрале, в 1959 г. были
открыты замечательные памятники палеолитическогоискусства: сплошь
писанные в светло-красном цвете фигуры семи мамонтов, двухносорогов
и трех лошадей. Поразительная общность стиля с живописью пещеры
Ляско,волнующая перекличка в творчестве первобытных художников,
которые, очевидно, немогли никак общаться друг с другом, что-либо
друг у друга заимствовать! Надодумать, одинаковая степень развития
человека, тождественность мироощущения,устремлений, страхов и грез
обусловили в разных концах земли появлениеодинакового по существу
искусства.
Возраст древнейших изображений пещерыЛяско, которые по праву
считаются самыми совершенными живописными творениямидревнего
каменного века, составляет 20 тысяч лет. Они прекрасно
сохранились,поэтому создают наиболее полное представление о
некоторых общих особенностяхпещерной живописи палеолитической
эпохи: о расположении фигур в разных частяхпещеры и в отдельных
композициях, об их размерах и количестве, о соотношениисюжетов и
т.д. Сначала перед глазами зрителей предстают изображения
«Большогозала», или, «Зала быков». С левой стороны на длинном
фризе,который начинается недалеко от входа, расположены фигуры
животных, отличающиесядруг от друга по размеру. Этот ряд
открывается фигурой странного зверя сбольшим отвисшим брюхом и
тупой квадратной мордой. Что это за животное,определить сложно. На
его туловище отчетливо видны овалы, прорисованные темнойкраской.
Ото лба животного отходят две похожие на рога прямые линии.
Далее нарисовано несколько скачущихлошадей, перекрывающих огромное,
длиной около 4 метров, изображение быка,корпус которого покрыт
множеством мелких темных пятен. Рядом изображен еще одинбык такого
же размера, что и первый, а между ними — фигурки северных оленей с
большимиветвистыми рогами. С правой стороны изображения уходят в
глубь зала. Средидругих фигур здесь выделяются 2 быка, причем
изображения одного из нихдостигает в длину 6 метров. Ноги этого
быка перекрывают силуэтное изображениекоровы с теленком. Оба
животных окрашены в темно-красный цвет. Отчетливо виднытакже
изображения оленей, лошадей и медведя.
На сводах постепенно расширяющегосяпрохода, которым оканчивается
«Большой зал», присутствуют не толькоизображения диких лошадей,
бизонов, баранов, но и различные схематические знаки– стилизованные
растительные формы, разбитые на квадраты
прямоугольники,разноцветные волнистые линии, нанесенные как между
изображениями животных, таки поверх них. Наибольшей динамичностью и
эффективностью отличаются изображениялошадей, выполненные светлой и
золотистой охрой с контурной обводкой черным цветом.Первобытный
художник сумел передать не только отдельные детали животных, но и
перспективу.
Во втором, довольно просторномпомещении пещеры, в которое ведет
низкий и узкий пятнадцатиметровый проход,изображения не слиты в
сплошной единый фриз, а расположены отдельными группами.Состоит оно
как бы из двух залов — основного (нефа) и бокового (апсиды),
представляющегособой углубление в правой части основного.
Первая большая группа, размещенная налевой стене «нефа»,
представляет собой изображение двух лошадей.Рассмотреть их можно
только благодаря врезанному контуру. Здесь же помещен фризиз восьми
голов баранов. На противоположной стене находится аналогичный
фриз,только составлен он из голов оленей.
С правой стороны «нефа»изображения многочисленны и представлены как
петроглифами, так и живописью.Наиболее примечательной здесь
является фигура корова с маленькой головкой,изящно изогнутыми
рогами и раздутым туловищем. Она, по всей вероятности,перепрыгивает
через яму-ловушку, т. к. под ее ногами изображены три
большихпрямоугольника, разбитые на разноцветные квадраты. Кроме
того, здесьприсутствуют изображения лошадей, бизонов и различные
схематические рисунки,среди которых различимы знаки копий,
нанесенные поверх корпуса животных. Этирисунки свидетельствуют о
том, что первобытный охотник нередко изображал сценыохоты.
В «апсиде» среди другихизображений находится единственная в своем
роде сцена. В центральной частикомпозиции изображена фигура
падающего мужчины, рядом — длинный предмет снаконечником в виде
птицы. Перед ним стоит смертельно раненый бизон свываливающимися
внутренностями, который направил свои рога в сторону человека.Слева
изображен убегающий прочь носорог. Пространство между фигурой
носорога иосновной частью композиции заполнено двумя рядами точек.
Ученые сделали вывод,что таким образом древний художник пытался
рассказать о двух последовательнопроизошедших событиях. Носорог
удаляется после поединка с бизоном, в котором онранил соперника.
Бизон неожиданно обрушивает свою ярость на
появившегосяохотника.
Среди обнаруженных образцов палеолитическогоискусства нет аналогов
описанной сцены. По необычности композиционного решенияэто
изображение вполне можно было бы отнести к более позднему периоду,
если быне стиль и техника изображения, характерные для
изобразительного искусствамадленской эпохи.
Оба периода (ориньякский (начало — около 30 тысяч лет назад) и
солютрео-мадленский (20 тысяч лет назад)), охватываютболее двадцати
пяти тысячелетий. Насчитывают пять основных этапов
эволюциипещерного искусства, каждому из которых соответствует
группа памятников сопределенным кругом сюжетов и особым стилем и
техникой исполнения рисунков.
Первая группа объединяетхудожественные памятники пятнадцати
тысячелетий от начала ориньякского периода.К самым ранним относятся
«негативные» изображения человеческой руки.Впервые 160 изображений
рук, обведенных красной и черной краской, былиобнаружены в 1906
году в пещере Гаргас (по последним подсчетам К. Барьера впещере 236
отпечатков, 136 из которых достоверно «левые», а 22 –
«правые»).Аббат Брейль, изучая изображения рук, сделал выводы, что
большинство из них(около 90%) — это изображения левой руки,
приложенной ладонью к стене пещере, аотсутствующие фаланги он
объяснил как увечье. В то время были известныизображения рук в 12
пещерах, но только в Гаргас и в пещере Тибиран,находящейся в
нескольких сотнях метров от нее, были найдены изображения рук
сотсутствующими пальцами. Результаты исследований изображений рук
были обобщеныЛеруа-Гураном в статье «Руки Гаргас. Опыт изучения
ансамбля»,опубликованной в «Бюллетени французского доисторического
общества» в1967 году. Леруа-Гуран выяснил, что изображения рук в
пещерах могли бытьвыполнены таким образом: рука прикладывалась к
скальной поверхности ладонью илитыльной стороной, в зависимости от
рельефа поверхности (там, где поверхностьбыла вогнутой, ладонь было
очень трудно плотно прижать). Решая проблемуотсутствующих пальцев,
ученый отклонил гипотезы, которые не показались емуубедительными
(сакральная ампутация, ампутаций вследствие болезней), онпроизвел
анализ материалов и выявил все комбинации с отсутствующими
пальцами:их оказалось пятнадцать (начиная с полной руки и
заканчивая рукой сотсутствующими четырьмя пальцами).
Леруа-Гуран считал, что ни ритуальнаяампутация, ни болезни костей,
приведшие к утрате пальца, не объясняютсуществование такого
количества вариантов, а изображение с отсутствующимифалангами
вполне можно выполнить, загибая пальцы. Это подтверждается тем,
чтоколичество «удобных» изображений рук больше, чем
трудновыполнимых.Они представляют определенный жестовый код,
подобный тому, который применяютбушмены на охоте. Пожалуй, это один
из немногочисленных случаев, когдаЛеруа-Гуран «забыл» об отказе от
сравнительно — этнографическогометода.
Леруа-Гуран полагал, что изображениярук не могли быть вполне ли
случайно, они подчинены определенному порядку. Онзаметил, что между
изображений рук, так же как между изображениями животных изнаков в
других пещерах, имеется определенная связь. Руки могли
соответствоватьизображениям животных или знакам. А комбинации
пальцев играли роль определенныхтем. Леруа-Гуран провел анализ всех
обнаруженных комбинаций, в результате чегополучил пять
разновидностей. Четыре основных комбинации пальцев появляются
счастотой, сравнимой с комбинацией бизона, лошади, каменного козла
и оленя впещерах средних Пиренеев. В других районах выявляются
другие пропорции. Помнению Леруа-Гуран, анализ данных показывает,
что отпечатки рук в пещере Гаргассоответствуют той же структуре
изображений, что и в других пещерах. Это значит,что люди, жившие в
Гаргас, имели в сознании некий символический код, и этапещера
содержит перемещенные на ее стены жестовые охотничьи
символы,воплощенные в наскальном искусстве и заменяющие изображения
животных. Возможно,данное явление того же порядка, что и тенденция
редукции знаков. Леруа-Гуранотверг попытки объяснить потерю пальцев
вследствие болезней или намеренногоотсечения фаланг пальцев. Он
считал, что и отрезать пальцы рук охотникам радиудачи в охоте, тем
более будущим охотникам (так как большинство отпечатков рукв Гаргас
небольшого размера и принадлежат, видимо детям и подросткам),
абсурднос точки зрения здравого смысла, даже для примитивного
общества. Изображениярук, по размерам похожие на женские,
соединенные со знаками из мужской группы ипомещенные в центр
композиции, по мнению исследователя, могли играть рольженских
знаков.
Исследования Барьера и Сюэра,посвятившего этой проблеме свою
диссертацию, представляют новые статистическиеданные и результаты
экспериментов, которые позволяют по-новому взглянуть навыполнение и
назначение изображений рук, однако не решают проблемы значенияэтого
вида изображений. Проведя ряд экспериментов, исследователи пришли
квыводу, что единственным способом, пригодным для нанесения
рисунков, подобнымнегативным отпечаткам рук в Гаргас, является
выдувание изо рта разведенного вводе красителя, а руки,
изображенные в Гаргас, могли быть приложены тольколадонью.
Однако самым острым и спорнымостается вопрос о недостающих фалангах
пальцев. Барьер и Сюэр отрицают возможностьвыполнения изображений в
Гаргас посредством загибания пальцев. Таким образом,остается одно
объяснение: в Гаргас изображены руки, пальцы на которых
действительноукорочены. Существуют три варианта, при которых это
могло произойти: болезнь,случайное увечье, намеренная ампутация.
Тардо установил, что ни одно из всехвозможных заболеваний,
вызванных патологическими изменениями, не моглоповредить пальцы
кистей так, как это видно на изображениях в Гаргас. Значит,пальцы
были изувечены намеренно, то есть, ампутированы.
В настоящее время не предложено ниодного убедительного довода,
зачем нужно было ампутировать фаланги пальцев, ещеменьше понятно,
зачем люди с изуродованными руками изображали их на стенахпещеры.
Гипотеза Леруа-Гурана и его метод извлечения максимума информации
изматериалов палеолитического искусства кажется довольно логичной,
даже, если онаи имеет отдельные недостатки. Во-первых, предположив,
что отпечатки кистейпринадлежат ™ женщинам, вследствие их
небольшого размера, он, проявляянепоследовательность, называет их
детскими, говоря о «будущих охотниках».Во-вторых, считая, что руки
можно было прикладывать тыльной стороной, скореевсего он ошибался,
в этом случае доводы Барьера и Сюэра кажутся вполнеубедительными.
Но он был прав в том, что пальцы не могли быть
изуродованынамеренно. В настоящее время самым сильным аргументом
против обеих гипотезявляется отсутствие остеологического материала,
датированного временем верхнегопалеолита, в котором были бы руки с
недостающими, ампутированными, изувеченнымиили деформированными
фалангами. Статистические подсчеты, подобно тем, которыеЛеруа-Гуран
провел для изображений рук в Гаргас (хотя сам он не
предполагалраспространение опыта изучения рисунков данной пещеры на
другие), быливыполнены Ж. Клоттом и Ж. Куртэном при исследовании
пещеры Коске. Процентныесоотношения левых и правых, черных и
красных, а так же «неполных»изображений оказались довольно близки
тем, которые выявлены в Гаргас. Новым поотношению к методу
комбинаций Леруа-Гурана было то, что исследователи разделилиправые
и левые комбинации. Количественные соотношения комбинаций различны
дляГаргас и Коске. Исследователи Коске полагают, что, если принять
гипотезуЛеруа-Гурана о символическом значении комбинаций пальцев,
то получается, что вэтих пещерах были различные коды. Это логически
объяснимо, учитывая большоерасстояние между ними. Радиоуглеродные
датировки показали, что изображения рукКоске, датированные 27000
лет назад, — самые древние, но это пока не можетопровергнуть
положение Леруа-Гурана о широком распространении
этогоисключительного мотива
Особенности пещерного искусства. История открытия и изучения (Ляско, Коске, Шове, Гаргас и другие)
186
0
19 минут
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!