2. . Мухаммад – в смысле Восхваленный. Это самое известное имя, которое имеет значение как достойный лучших похвал. Пророк (с.а.с.) в ряде аятов Корана упоминается именно под этим именем. К примеру: «Мухаммад – посланник Аллаха. Они, кто с ним, суровы к неверным и милосердны к мусульманам» (сура «Аль-Фатх», 29 аят).
3. По свидетельству имама (учёного) Ибн Аль-Кайима Пророк (с.а.с.) упоминается под этим именем в Торе. Но речь идет о подлиннике Торы, то есть о книге, которая была ниспослана Всевышним Пророку Моисею (а.с.), так как в последствии она была искажена.
4. Согласно лингвистическим особенностям арабского языка «Мухаммад» означает: достойный постоянного восхваления, воспевания, возвеличивания. По этой причине, само имя вменяет нам в обязанность наиболее частое словесное выражение высокого почитания Пророка (с.а.с.).
5. 2. Ахмад – самый возвышенный или же достойный большего возвеличивания.
6. Пророк Иисус (а.с.), поведал своим последователям о Пророке Мухаммаде (с.а.с.), назвав его по имени Ахмад.
7. В Коране сказано: «Иса, сын Марьям, произнес: «О сыны Исраила, воистину, Я – посланник Аллаха к вам, подтверждающий истинность того, что было в Торе до Меня, и сообщающий вам благую весть о Посланнике, Который явится после Меня и имя Ему будет – Ахмад» (сура «Ас-Сафф», 7 аят).
8. Следует отметить, что если имя «Мухаммад» указывает, как бы на количественную сторону восхваления, то имя «Ахмад» указывает на степень восхваления, связанную с образом. То есть «Ахмад», в корне, означает: достойный самого наилучшего превознесения и восхваления среди людей.
9. 3. Аль-Хашир – объединяющий. Если до нашего Пророка (с.а.с.) все пророки (а.с.) посылались к одной определенной общине, то Муххамад (с.а.с.) является пророком, посланным ко всему человечеству, что по сути и отражено в этом имени.
10. 4. Аль-Махи – очищающий. Мухаммад (с.а.с.) является Послан-ником Всевышнего, призванный Аллахом очищать людей от неверия и призывать к пути истинному.
11. 5. Аль-Акиб – наместник, преемник. Пророк Мухаммад (с.а.с.) является преемником Пророков (а.с.), бывших до него. И, как последний Посланник Создателя, он является удостоверяющей печатью предыдущих Пророков (а.с.).
12. Все вышеупомянутое приводится в достоверном хадисе, переданном имамами Бухари и Муслимом от Джубайра (р.а.), в котором наш Пророк (с.а.с.) сказал: «Я – Мухаммад. Я – Ахмад. Я тот, кто объединяет вокруг людей. Я тот, посредством Кого Всевышний убирает куфр (неверие). Я – преемник Пророков» («Сахих Аль-Бухари», 4614).
13. 6. Аль-Мутауаккиль – тот, кто всегда и везде полагается на Всевышнего. Когда `Ато ибн Ясар (р.а.), встретив Абдуллаха ибн `Амра (р.а.) попросил его рассказать о качествах Пророку (с.а.с.), которые упоминаются в Торе, тот ответил: «Да будет так. Клянусь тебе Аллахом! В Торе описываются некоторые качества, присущие Пророку (с.а.с.), одни из которых упоминаются в Коране». Затем Абдуллах ибн `Амр (р.а.) поведал: «Всевышний сказал: «О пророк! Мы послали тебя Свидетелем, добрым Вестником и предостерегающим Увещевателем» (сура «Аль-Ахзаб», 45 аят). «Ты – Мой Раб и Посланник. Я назвал тебя – «Аль-Мутауаккиль». Ты прилежен в поведении и в словах. Ты не повышаешь голос на рынке (привлекая покупателей) и не противишься злу насилием…» («Сахих Аль-Бухари», 4558).
14. 7. Ар-Рауф – великодушный к верующим.
15. 8. Ар-Рахим – милосердный к верующим («Сахих Муслим», 2354).
16. Всевышний сказал: «К вам явился Посланник из вашего общества. Тяжко для Него то, что вы страдаете. Он радеет за вас. Он добр и милосерден к верующим» (сура «Ат-Тауба», 128 аят).
17. 9. Аль-Фатих – открывающий. Пророк Мухаммад (с.а.с.) является Посланником Аллаха, посредством Его Создатель открыл врата наставлений на путь истины, врата рая, знаний и благих деяний.
18. Наряду с вышеупомянутыми Про-року (с.а.с.) присущи имена, состоя-щие из словосочетаний, которые по сути являются его титулами. Это:
19. 10. Набию ат-тауба – Пророк (с.а.с.), посредством Кого Всевышний открыл врата принятия покаяний от грешников.
20. 11. Набию ар-рахма – Пророк (с.а.с.), послание Его является проявлением милости Всевышнего.
21. «Набию ат-тауба», «Набию ар-рахма» – имена Пророка (с.а.с.), которые упоминаются в хадисе переданном имамом Муслимом от Абу Мусы Аль-Аш`ари («Сахих Муслим», 2355).
22. 12. Набию аль-муляхим – Пророк (с.а.с.), направленный на борьбу с врагами Всевышнего («Маджма`у аз-зауаид», 14060).
23. 13. Саиду ауляди Адам – господин потомков Адама. В хадисе, переданном имамом Абу Даудом от Абу Хурайры (р.а.), Пророк (с.а.с.) сказал: «Я – господин потомков Адама» («Сунану Аби Дауд», 4673).
24. 14. Ад-Дахуку Аль-Катталь – тот, Кто приветлив в общении с верующими и тот, Кто борется с противниками Всевышнего. Согласно утверждению имама Ибн Аль-Кайима, данное имя Пророка (с.а.с.), так же как и имя Аль-Мутауаккиль, упоминается в Торе.
25. Из вышесказанного видно, что имена Пророка (с.а.с.) бывают двух видов. Это:
26. 1. Имена, присущие лишь Ему, такие как Мухаммад, Ахмад, Аль-Акиб, Аль-Хашир, Набию ар-рахма и др. Ни у кого из Посланников не было таких имен.
27. 2. Имена, смысл которых был присущ именам других Пророков (а.с.). С тем лишь отличием, что имена нашего Пророка (с.а.с.) более полно отображают его статус и сущность. К примеру, Расулуллах (пророк Аллаха), Аш-Шахид, Набию ат-тауба.
28. В заключении приводим краткий список сугубо личностных имен нашего досточтимого Пророка (с.а.с.):
29. 1. Набиюл-лах – Пророк Аллаха.
30. 2. Аз-Заккар – всегда внимающий Всевышнему в словах и деяниях («Сунану Ибни Маджа», 302).
31. 3. Зуль-хауди аль-мауруд – обла-датель источника Каусар (сура «Аль-Каусар»).
32. 4. Зуль-хулуки аль-`азым – обла-датель превосходного нрава, высших моральных качеств (сура «Аль-Калям», 4 аят).
33. 5. Зуль-сыроти аль-мустаким – обладатель прямого пути, то есть, ведущий по прямому пути (сура «Аш-Шура», 52 аят).
34. 6. Зуль-макоми аль-махмуд – обладатель достохвального места. Это – заступничество Пророка (с.а.с.) за грешников из мусульманской уммы («Сахих Аль-Бухари», 4441).
35. 7. Зуль-кууа – обладатель силы. Наш Пророк (с.а.с.) обладал силой сорока обитателей рая мужского статуса («Канзуль-`Уммаль», 44851).
36. В истории человечества было немало великих мужей. Что же их отличает от нашего Пророка (с.а.с.)?
37. Во-первых: многие личности были значительны только в глазах людей. Мера же их сути ведома одному лишь Создателю. А ведь именно эта оценка была бы истинна.
38. Во-вторых: все вышеупомянутые имена, присущие Пророку (с.а.с.), исходят от Всевышнего. Ведь Всевышний сказал: «Клянусь звездой во время ее заката! Не заблудился ваш собрат и не обольщен демонами. И речи он ведет не по прихоти своей. Его речи – лишь откровения, возвещенные всемогущим Властелином» (сура «Ан-Наджм», 1-5 аят).
39. Кто же из знаменитостей, звезд в современном понимании, может про свое имя сказать: «Так меня назвал сам Создатель»?! Каждому понятно, что имена и титулы являются символами земных устремлений и представлений простых людей.
40. Пророк (с.а.с.) сказал: «Того, кто сам себя облачает в одеяние самовосхваления, Всевышний в Судный день облачит в одеяние унижения» («Сунану Ибни Маджа», 3606).
Расскажите историю Исы (а.с.)
Упоминание об Исе в Коране.
2 аль-Бакара (Корова), 87, 136, 253
3 аль-Имран (Семейство Имрана), 45-59, 84
Ан-Ниса (Женщины), 157-159, 163, 171
5 аль-Маида (Трапеза), 46-47, 78, 110-117
Аль-Анам (Скот), 85
Мapьям, 16-36
Аль-Анбийа (Пророки), 91
Аль-Ахзаб (Союзники), 7-8
Аш-Шура (Совет), 13
Аз-Зухруф (Украшения), 57-65
Аль-Хадид (Железо), 27
Ас-Сафф (Ряды), 6, 14
Описание Исы в Коране.
Иса - один из наиболее почитаемых в Исламе пророков. Он входит в пятерку самых великих посланников Всевышнего Аллаха, среди которых Нух, Ибрахим, Муса и Мухаммад(сас). В Священном Коране Иса неоднократно упоминается в одном ряду с другими прекрасными посланцами Господа:
«Скажи: «Мы уверовали в Аллаха, а также в то, что было ниспослано нам и что было ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба), что было даровано Мусе и Исе, и что было даровано пророкам их Господом. Мы не делаем различий между ними, и Ему одному мы покоряемся»» (2 аль-Бакара, 136), (3 аль-Имран, 84)
«Воистину, Мы внушили тебе (Мухаммад) откровение, подобно тому, как внушили его Нуху и пророкам после него. Мы внушили откровение Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба), Исе, Айюбу, Йунусу, Харуну, Сулейману. Дауду же Мы даровали Забур (Псалтырь)» (4 ан-Ниса, 163)
«Мы даровали Мусе Писание и отправили вслед за ним череду посланников. Мы даровали Исе, сыну Марьям, ясные знамения и укрепили его Святым Духом (Джибрилем). …» (2 аль-Бакара, 87)
«Таковы посланники. Одним из них Мы отдали предпочтение перед другими. Среди них были такие, с которыми говорил Аллах, а некоторых из них Аллах возвысил до степеней. Мы даровали Исе, сыну Марьям, ясные знамения и поддержали его Святым Духом (Джибрилем). ...» (2 аль-Бакара, 253)
Иса наряду с другими пророками характеризуется Всевышним Аллахом как праведник.
«А также Закарию, Яхью, Ису и Ильяса. Все они были из числа праведников» (6 аль-Анам, 85)
Господь многим выделил Ису из ряда других своих посланников. Это действительно удивительный пророк, поскольку вся его жизнь пронизана знамениями Всевышнего Аллаха. Непорочное зачатие его матери и чудо рождения Исы; огромное число знамений, совершаемых им, начиная с младенческого возраста и, особенно, во время пророческой миссии; дарованный ему Господом Инджиль (Евангелие); его Вознесение без смерти, и наконец, ожидаемое Второе пришествие на землю – все это свидетельствует об уникальности этого пророка.
Иса так говорит о себе:
«Он (Иса) сказал: «Воистину, я - раб Аллаха. Он даровал мне Писание и сделал меня пророком. Он сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне совершать намаз и раздавать закят, пока я буду жив. Он сделал меня почтительным к моей матери и не сделал меня надменным и несчастным»» (19 Мapьям, 30-32)
Чудо рождения Исы.
Матерью Исы была Марьям (Мария), прекрасное создание Господа, которую можно назвать истинным совершенством. Отцом Марьям был Имран (Иоаким). Его именем названа третья сура Священного Корана. По преданию, Имран был служителем иерусалимского храма. Родители Марьям были богобоязненной, высоконравственной, праведной семейной парой, пользующейся огромным уважением в своем окружении. Они долгое время не имели детей. Потеряв все надежды на рождение ребенка, мать Марьям обратилась к Господу, дав обет, что ребенок, который появится на свет по Его милости, будет отдан на служение храму. Во время беременности своей супруги Имран умер. Вскоре после этого родилась девочка, но, несмотря на то, что служителями храмов могли быть только мужчины, намерение матери Марьям не изменилось. Она отдала девочку на воспитание в тот же храм, где в свое время служителем был её муж. Опекуном девочки стал пророк Закарийя. Подробности этой коранической истории уже были описаны в главе, посвященной этому Пророку. Закарийя поместил девочку в алтаре храма и постоянно опекал ее. Марьям росла в удивительной среде высокой религиозности, нравственности, чистоты и поклонения Всевышнему Господу. Она была прекрасна во всех своих поступках и мыслях. Марьям полностью отошла от всего мирского и отдала себя только поклонению Богу.
Однажды ангелы по указанию Всевышнего Аллаха посетили Марьям и известили её о том, что она стала избранной женщиной пред Господом.
«Вот сказали ангелы: «О Марьям! Воистину, Аллах избрал тебя, очистил и возвысил над женщинами миров. О Марьям! Будь смиренной перед Господом твоим, падай ниц и кланяйся вместе с теми, кто кланяется»» (3 аль-Имран, 42-43)
Ангелы передали Марьям, что Творец радует её вестью о благословенном сыне.
«Вот сказали ангелы: «О Марьям! Воистину, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которому - Мессия Иса, сын Марьям. Он будет почитаем в этом мире и в Последней жизни и будет одним из приближенных»» (3 аль-Имран, 45)
В суре «Марьям» Священного Корана история благовещения Марии рассказывается более подробно. Когда Пречистая дева находилась в храме за завесой, к ней явился ангел Джибриил (Гавриил) в облике человека. Марьям испугалась присутствия незнакомого мужчины, но ангел успокоил её, сказав, что он посланник от Всевышнего и пришел к ней с благой вестью.
«Помяни в Писании Марьям. Вот она удалилась от своей семьи к восточной части (храма) и укрылась от них за завесой. Мы же послали к ней Нашего Духа (Джибриила), и он предстал перед ней в облике прекрасно сложенного человека. Она сказала: «Я прибегаю к Милостивому, чтобы Он защитил меня от тебя, если только ты богобоязнен». Он сказал: «Воистину, я послан твоим Господом, чтобы даровать тебе чистого мальчика»» (19 Мapьям, 16-19)
Узнав о ребенке, Марьям удивилась, как это возможно, ведь до неё не прикасался ни один мужчина.
«Она сказала: «Господи! Как я могу иметь сына, если меня не касался ни один мужчина». Он сказал: «Так Аллах творит, что пожелает! Когда Он принимает решение, то Ему стоит лишь сказать: «Будь!» - как это сбывается»» (3 аль-Имран, 47)
«Она сказала: «Как у меня может быть мальчик, если меня не касался мужчина, и я не была блудницей?» Он сказал: «Вот так! Господь твой сказал: «Это для Меня легко. Мы сделаем его знамением для людей и милостью от Нас. Это дело уже предрешено!»» (19 Мapьям, 20-21)
В Священном Коране рождение Исы сравнивается с сотворением Адама. В свое время Господь сотворил Первого человека без отца и без матери, так что Ему не составило никакого труда сотворить Ису без отца. Марьям забеременела по воле Господа, сохранив свою девственность и целомудрие. В рождении Исы и в создании Адама есть сходство - они оба были созданы приказом Аллаха: «Кун (будь)!». Коран так повествует об этом:
«Помяни также ту, которая сохранила свое целомудрие (Марьям). Мы вдохнули в нее посредством Нашего духа (Джибриила) и сделали ее и ее сына (Ису) знамением для миров» (21 аль-Анбийа, 91)
«А также Марьям, дочь Имрана, которая сберегла целомудрие, и Мы вдохнули в него (в вырез на ее одежде) от Нашего духа. Она уверовала в Слова своего Господа и Его Писания и была одной из покорных» (66 ат-Тахрим, 12)
«Воистину, Иса перед Аллахом подобен Адаму. Он сотворил его (Адама) из праха, а затем сказал ему: «Будь!» - и тот возник» (3 аль-Имран, 59)
Рождение Исы.
Когда у Марьям появились видимые признаки беременности, она ушла из храма. Её одолевало чувство стыда перед людьми. Она не знала, как сможет объяснить им своё положение и рождение ребенка. Марьям вышла из города и направилась подальше от того места, где жила до сих пор. Во время своего пути в предродовых муках Марьям присела под финиковой пальмой. Дальше произошли события, которые в Коране описываются так:
«Она понесла его (забеременела) и отправилась с ним в отдаленное место.
Родовые схватки привели ее к стволу финиковой пальмы, и она сказала: «Лучше бы я умерла до этого и была навсегда забытой!».
Тогда он (Иса или Джибриил) воззвал к ней из-под нее: «Не печалься! Господь твой создал под тобой ручей.