Проблема преемственности — одна из важнейших проблем непрерывного образования, одно из главных условий его успешного осуществления. Особенно необходима и важна преемственность на начальных этапах образовательно-воспитательной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Это важно потому, что при переходе ребенка из детского сада в школу резко меняются условия его жизни.
Преемственность — это сложный феномен психолого-педагогической деятельности и ее организации, назначение которого заключается в создании таких условий воспитания и обучения, которые позволили бы осуществить без болезненный переход ребенка с низшей ступени образования на следующую, более высокую, в результате чего не прерывалась бы поступательное движение ребенка на пути развития всех психических процессов. Такое развитие психических процессов способно обеспечить успешное обучение и последующее развитие детей, пришедших в начальную школу.
Преемственность в обучении изобразительному искусству заключается в содержании, формах и методах работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, направленными на формирование и развитие художественно-творческих способностей ребенка и учитывающими уровень предшествующего развития.
Условия, необходимые для развития личности ребенка при соблюдении принципа преемственности.
1. общность понимания учителями начальных классов и воспитателями дошкольных учреждении теории и методики изобразительной деятельности;
2. единство целей и задач учебно-воспитательной работы, определяющее содержание и методы деятельности учителей и воспитателей;
3. единое понимание путей формирования художественных интересов, мышления и чувств детей;
4. общность понимания учителями и воспитателями индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей детей.
5. преемственность — по видам рисования (декоративное, предметное, сюжетно-тематическое).
Подготовка детей к школе осуществляется и тогда, когда в процессе художественно-творческих деятельностей формируются компоненты деятельности учебной.
1. Учебная задача, умение понять ее, принять и выполнить во всех видах художественной деятельности, в изобразительной — создать изображение, передав основные свойства, образ предмета, явления;
2. Овладение способами решения учебной задачи в художественных деятельностях — это усвоение средств и способов создания образа. Овладение способами деятельности происходит в процессе обучения под руководством взрослого.
3. Формирование действий оценки. У детей в процессе обучения той или иной художественной деятельности формируется потребность в оценке созданного ими образа. Сначала такую оценку ребенок слышит от педагога. Эта оценка определяется учебной задачей, индивидуальными особенностями ребенка (учащегося), спецификой художественной деятельности. Постепенно к оценке работы (его собственной и работ сверстников) следует привлекать и ученика. Так он будет овладевать действиями оценки. Овладение действиями оценки необходимо прежде всего для совершенствования самой художественной деятельности, через испытание ребенком удовольствия от созданного им «получившегося» изображения, формирования положительного эмоционального отношения к деятельности. Вместе с тем у детей формируется такой важный для успешного обучения в школе компонент учебной деятельности, как действия оценки.
4. Формирование действий контроля. Создавая образ предмета или явления, например, в рисунке или лепке, ребенок контролирует свои действия и их результаты и оценивает их.
- контроль в процессе создания изображения (контроль за способами действия),
-контроль по результату
- контроль предвосхищающий (на основе создания образа будущего изображения).
5. предметная подготовка детей к школе, заключающаяся в том, что они овладевают разнообразными художественно-творческими деятельностями (изобразительной, музыкальной, художественно-речевой), приобретая знания произведений изобразительного, музыкального искусства, детской литературы, и таким образом подготавливаются и психологически, и содержательно к овладению учебными предметами в начальной школе (музыка, изобразительное искусство, чтение, в том числе и внеклассное, природоведение и др.).
Занятия по изобразительной деятельности, являющейся деятельностью орудийной, способствуют развитию ручной умелости, координации движений, руки и глаза, необходимых для успешного овладения в школе различными графическими деятельностями, и прежде всего письмом. Особая роль в этом принадлежит рисованию в детском саду.
Формирование художественной культуры школьников как части их духовной культуры - цель школьного художественного образования, определенная обязательным минимумом содержания предмета "Изобразительное искусство" для общеобразовательной школы. Она должна проявиться, прежде всего в эмоционально-нравственном отклике на художественные произведения, в развитии творческих способностей и художественного вкуса.
Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:
· Развитие художественно-творческих способностей уч-ся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
· Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
· Освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
· Овладение практическими умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
· Формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности. /Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, разработан в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г./
В настоящее время педагогам ОУ предоставляется возможность сделать выбор программ и технологий.
Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы (с методическими рекомендациями) / Под руководством и ред. Б.М. Неменского. Целью программы является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, выработанных многими поколениями. Программа представляет собой целостную систему введения в художественную культуру, включающую изучение всех основных видов пластических искусств- изобразительных (живопись, графика, скульптура), конструктивных (архитектура, дизайн), декоративно-прикладных (традиционное народное искусство, народные художественные промыслы, современное декоративное искусство и синтетических (кино, театр и т.д.). Важная идея программы заключается в том, что искусство не просто изучается, а проживается детьми на уроках. Содержание каждого вида искусства личностно присваивается каждым ребенком как собственный чувственный опыт. К программе прилагается учебно-методический комплект для каждого класса, в который входят учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие.
Программа«Изобразительное искусство», авт. В.С. Кузин и др., разработана также для 1-9 кл. Она ориентирует на развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного, на воспитание интереса и любви к искусству. Программа обеспечена учебниками «Изобразительное искусство», авт. В.С. Кузин и др. для 1-4 классов, рабочими тетрадями «Изобразительное искусство».
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-4 классы / Под руководством и ред. Т.Я. Шпикаловой. Данная программа ставит целью пробуждение у ребенка интереса к культуре и искусству своего народа, воспитание любви к своему Отечеству, обогащение духовного мира младшего школьника, развитие навыков самостоятельной художественной деятельности.
Предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство» федерального плана РФ. И представлен 1 часам в неделю, может быть увеличен за счёт 1 часа технологии, если учитель работает по программе «Изобразительное искусство и художественный труд»- т.е. 2 часа в неделю. (1-4 кл).
Изобразительное искусство в школе- художественный предмет. Он имеет свои специфические особенности:
- урок должен затрагивать эмоции учащихся;
- в процессе изобразительной деятельности необходимо пробуждать творческие способности каждого ребёнка, содействовать их развитию;
- на уроках изобразительного искусства учащиеся, помимо собственного творчества, должны приобщаться к достижениям мировой художественной культуры. Ознакомление с миром искусства обогащает не только ум, но и эмоции ребенка, формирует чуткость, отзывчивость, умение понимать прекрасное.
Уроки изобразительного искусства, должны проводиться с учётом возрастных особенностей школьников.
1. Рисунки младших школьников всегда несут смысловую нагрузку, поясняют что-то.
2. Часто бывают схематичны.
3. Наблюдательность у ребёнка слабо развита, но он уже знает существенные признаки предметов и старается закрепить их в рисунке.
4. Дети пользуются чистой краской, которая обычно передает не конкретный оттенок, а цвет в принципе (красный, жёлтый и т. д.).
5. Пространственные отношения на плоскости передаются при помощи доперспективпых приёмов.
6. При рисовании по памяти и представлению дети могут легко переходить от одного сюжета к другому, изменять замысел.
Особенности изобразительных работ объясняются: недостаточными знаниями ребёнка, неустойчивым его вниманием, неумением целенаправленно наблюдать, а также быстрой утомляемостью.
Уроки ИЗО должны развивать у ребёнка:
- Зрительную систему ребёнка (наблюдение окружающей действительности, осознание зрительных впечатлений)- 90% информации об окружающем мире человек получает через зрительную систему.
- образное мышление, которое является важнейшим компонентом высшей интеллектуальной деятельности.
Эмоциональность, заинтересованность, увлеченность — обязательные компоненты уроков изобразительного искусства. Дети чувствуют себя раскованней, свободней. (дисциплина на уроке)
Неоднородность структуры и способностей детей.
Всех детей по их склонностям и характеру способностей к рисованию можно разделить на три группы:
1 группа- дети с выраженной графической одаренностью. Они выполняют рисунки контурными линиями, четко передают формы, ровным тоном заливают изображение по контуру.
2 группа- дети с превалированием живописного начала над графическим. Они рисуют неуверенными путанными линиями, пишут пятнами, хорошо чувствуют цветовые отношения. Им трудно залить поверхность ровным цветом, соблюсти контур.
3. группа- Дети имеют в равной степени выраженные графические и живописные способности, и довольно успешно справляются с теми и другими работами.
Один ребёнок с трудом выполняет чёткий контурный рисунок или вообще не может его сделать. Для другого же это простое задание. И на основе этих данных многие спешат сделать вывод, что один ребёнок способен к изобразительному искусству, а другой — нет. Дело здесь не в общей одарённости, а в разной её структуре. Ребёнок, не выполнивший чёткого контурного рисунка, может, например, отлично подобрать цвет, решить сложную колористическую задачу, которая труднее для первого.
Работы, выполненные в линейной манере, проще оценивать, чем сделанные в живописной. Учителя подчас требуют от детских работ только чёткости и аккуратности. Поэтому графическая одарённость как правило высоко расценивается в школе. Живописные же работы воспринимаются часто как мазня, кляксы и т. п.
Не каждый учитель может увидеть и оценить живописную одарённость ребёнка. Однако, прежде чем ставить отметку, нужно задуматься над структурой способностей ребёнка.