Ибн Хишам рассказывает: «Суфьян ибн Уайна говорил со слов аль-Аджалаха, передавшего ему рассказ аш-Шуабия, что Джа-фар ибн Абу Талиб пришел к Посланнику Аллаха в день завоева-ния Хайбара. Пророк поцеловал его между глаз, прижал к себе и сказал: «Я не знаю, чему больше радоваться мне: захвату Хайба-ра или приезду Джафара?»
Ибн Исхак передал: «На земле Эфиопии проживали сподвиж-ники Посланника Аллаха. За ними к Негусу был послан Амр ибн Умаййа ад-Дамри, который, погрузив их на два корабля, привез к Пророку, когда он находился в Хайбаре после похода на аль-Ху-дайбию». Ниже следуют имена этих сподвижников.
Из Бану Хашим ибн Абд Манаф: Джафар ибн Абу Талиб, вместе с ним его жена Асма, дочь Умайса, его сын Абдаллах ибн Джафар, которого она родила в Эфиопии; Джафар был убит в Му-те на земле Сирии, будучи во главе войска Посланника Аллаха.
Из Бану Абд Шамс ибн Абд Манаф: Халид ибн Саид ибн аль-Ас, вместе с ним его жена Умайна бинт Халаф ибн Асад, сын Саид ибн Халид и дочь Амат бинт Халид, которых она родила на земле Эфиопии; Халид был убит в Мардж ас-Суффаре на зем-ле Сирии во время правления халифа Абу Бакра ас-Сиддика; его брат Амр ибн Саид ибн аль-Ас, вместе с ним была его жена Фа-тима бинт Сафван, она умерла на земле Эфиопии; Амр был убит в Аджнадине на земле Сирии в период правления Абу Бакра.
Муайкиб ибн Абу Фатима, хранитель мусульманской казны при Омаре ибн аль-Хаттабе, он принадлежал семейству Саида ибн аль-Аса; Абу Муса аль-Ашари Абдаллах ибн Кайс.
СИРА | |
Из Бану Асад ибн Абд аль-Узза ибн Кусай: аль-Асвад ибн Науфаль ибн Хувайлид.
Из Бану Абд ад-Дар ибн Кусай: Джахм ибн Кайс ибн Абд Шурахбиль, вместе с ним два его сына: Амр ибн Джахм и Хузай-ма ибн Джахм; вместе с ним была его жена Умм Хармала, дочь Абд аль-Асвада, она умерла в Эфиопии.
Из Бану Зухра ибн Килаб: Амир ибн Абу Ваккас и Утба ибн Масуд.
Из Бану Тайм ибн Мурра ибн Кааб: аль-Харс ибн Халид ибн Сахр, вместе с ним была его жена Рабта бинт аль-Харс ибн Джу-байла, которая умерла на земле Эфиопии.
Из Бану Джумах ибн Амр ибн Хусайс: Осман ибн Рабиа ибн Ухбан.
Из Бану Сахм ибн Амр ибн Хусайс: Махмийа ибн аль-Жази, их союзник из Бану Зубайд, Пророк назначал его ответственным за пятую часть добычи, выделяемую на нужды мусульман.
Из Бану Адий ибн Кааб ибн Луай: Маамар ибн Абдаллах ибн Надла.
Из Бану Амир ибн Луай ибн Галиб: Абу Хатаб ибн Амр ибн Абд Шамс; Малик ибн Рабиа ибн Кайс ибн Абд Шамс вместе с женой Амра бинт ас-Саади.
Из Бану аль-Харс ибн Фахр ибн Малик: аль-Харс ибн Абд Кайс ибн Лакит.
Негус погрузил на корабли также жен мусульман, умерших в Эфиопии. Общее число мусульман, которых Негус отправил на двух кораблях вместе с Амром ибн Умаййа и которые пришли к Пророку, было шестнадцать человек.
Общее число тех, кто не принял участия в битве при Бадре и не пришел к Посланнику Аллаха в Мекку, кто приехал после это-го и кого не посадил Негус на те два корабля, было тридцать че-тыре человека.
Ибн Исхак назвал имена умерших в Эфиопии мусульман, их умерших и родившихся там детей.
Ибн Хишам
Ибн Исхак сказал: «Когда Посланник Аллаха вернулся в Ме-дину из Хайбара, пробыл там в течение месяцев рабиа аль-авваль, рабиа ас-сани, джумада аль-ула, джумада аль-ахира, раджаб, шаа-бан, рамадан, шавваль, направляя при этом свои вооруженные от-ряды в различные районы Аравийского полуострова».
Малый хадж в Мекку
Потом Пророк отправился в паломничество вместо того паломни-чества, которое ему не дали совершить курайшиты. (Ибн Хишам сказал: «Главой Мекки он назначил Увайфа ибн аль-Адбата».) Оно называется Умрат аль-Кисас, т. е. «Паломничество возмез-дия, или возмещения», потому что курайшиты воспрепятствовали Посланнику Аллаха совершить паломничество в священном ме-сяце зу аль-каада в шестом году, и он решил отплатить им тем же. Он вошел в Мекку в священном месяце зу аль-каада в седьмом году хиджры, т. е. в том же самом месяце, в котором ему не дали совершить паломничество. До нас дошли слова ибн Аббаса, ко-торый говорил, что Аллах ниспослал об этом аяты из Корана, на-чинающиеся словами: «И святыни — возмездия…»
Вместе с Пророком отправились в паломничество те же мусуль-мане, которым вместе с ним не дали совершить паломничество в пре-дыдущем году. Узнав об этом, жители Мекки отвернулись от него. Курайшиты стали между собой говорить, что Мухаммад и его спод-вижники находятся в затруднении, в бедственном положении.
Мне рассказал верный человек со слов Ибн Аббаса: «Курай-шиты выстроились у дома собраний, чтобы посмотреть на него и сподвижников. Когда Пророк вошел в мечеть, закинул полу своей одежды на левое плечо, так что правая его рука обнажилась, по-том воскликнул: «Аллах проявил милость свою и показал им силу свою». Потом он приложился к одному из углов Каабы и побежал вокруг Каабы; за ним побежали и его сподвижники. Когда Каа-
СИРА | |
ба скрыла его от их глаз, он прикоснулся к йеменскому (южному) углу Каабы, дальше шел шагом, пока не коснулся угла, где висит Черный камень. Так он обежал вокруг Каабы три раза, а осталь-ные обхождения совершил шагом. Ибн Аббас говорил: «Люди ду-мали, что они не должны совершать все эти действия, потому что Пророк совершил все эти обряды для курайшитов. Однако, со-вершая прощальное паломничество, Пророк сделал эти действия обязательными, и в дальнейшем все это стало законом».
Абдаллах ибн Абу Бакр мне рассказывал, что, когда Пророк в тот раз входил в Мекку для совершения паломничества, Абдал-лах ибн Раваха вел верблюдицу Пророка за недоуздок и декла-мировал стихи:
«О Боже! Я верую в его слова.
Когда ему подчиняюсь — я подчиняюсь самому Аллаху. Мы с вами за утверждение значений Корана, Так же, как сражались с вами тогда, Когда Коран был только что ниспослан».
Мне рассказали Абан ибн Салих и Абдаллах ибн Абу Нуджайх со слов Ита ибн Абу Раббаха и Муджахида ибн аль-Хаджжажа, со слов ибн Аббаса, что Посланник Аллаха во время этой поездки женился на Маймуне бинт аль-Харс, будучи одет в наряды палом-ника. Ее выдал за него замуж аль-Аббас ибн Абд аль-Мутталиб.
(Ибн Хишам сообщает, что Маймуна поручила решать это дело сестре своей Умм аль-Фадлу, которая была замужем за аль-Аббасом. Умм аль-Фадл передала это поручение аль-Аббасу, и он выдал ее замуж за Пророка в Мекке, получив за нее калым от Пророка в четыреста дирхамов.)
Пророк находился в Мекке в течение трех дней. На третий день к нему пришел Хувайтиб ибн Абд аль-Узза во главе группы курай-шитов. Курайшиты поручили ему вывести Пророка из Мекки. Ему сказали: срок твой истек, и уходи от нас. Пророк им в ответ сказал, что он женился на курайшитке и хочет отпраздновать свадьбу вместе
Ибн Хишам
с ними, пригласил их на свадьбу. Но курайшиты отказались прийти на свадьбу и потребовали ухода Пророка из Мекки. Пророк выехал из Мекки, поручив Маймуну своему вольноотпущеннику Абу Ра-фиа, который и привез ее в местечко Сариф, где вошел к ней Про-рок. Потом Пророк уехал в Медину в месяце зу аль-хиджа.
Ибн Хишам сказал: «Как мне рассказал Абу Убайда, Аллах ниспослал Пророку следующие аяты: «Аллах исполнил свое обе-
щание, данное посланнику своему в сновидении: «Войдете в запретную мечеть, с позволения Аллаха, в безопасности, об-рившие головы или постригшиеся: и у вас не будет страха». Он знал то, чего не знали вы. Кроме этого Он определил вам близкую победу»(48:27), т. е. Хайбар.
Поход на Муту
Ибн Исхак сказал: «В Медине Пророк находился в течение остав-шихся дней месяца зу аль-хиджа (паломничество в этот раз возглавили язычники), месяцы аль-мухаррам, сафар, рабиа аль-авваль, рабиа ас-сани, а в месяце джумада аль-ула направил в Сирию вооруженный от-ряд, который был разбит в Муте (название местности в Иордании).
Мне рассказал Мухаммад ибн Джафар ибн аз-Зубайр со слов Урвы ибн аз-Зубайра, который говорил: «Посланник Аллаха напра-вил отряд в Муту в месяце джумада аль-ула в восьмом году хиджры. Главным назначил Зайда ибн Харису, говоря, если погибнет Зайд, то во главе людей будет Джафар ибн Абу Талиб, а если будет убит Джафар, то Абдаллах ибн Раваха будет возглавлять людей. Люди подготовились и собрались выступить — их было три тысячи чело-век. Настало время выступления в поход, и люди стали провожать, приветствовать и прощаться с эмирами Посланника Аллаха, желая им победы. Среди военачальников Пророка был и Абдаллах ибн Ра-ваха, который, когда с ним стали прощаться, заплакал. Его спроси-ли: «Отчего ты плачешь, о ибн Раваха?» Ответил: «Клянусь Алла-
СИРА | |
хом, не из-за любви к этой жизни и не от желания остаться с вами! Но я услышал, как Посланник Аллаха читал аят из Книги Аллаха, где говорится об аде: «Из вас ни одного не будет, который бы не