Дело продолжалось, пока не пришел Идрис, мир ему, Идрис, он Идрис сын Ярид сын Михляиль сын Кынан сын Ануш сын Шис сын Адам, мир ему. Шис будет его пятым прадедом. Идрис родился при жизни Адама, и достиг из жизни Адама 120 (сто двадцать) лет. Адам прожил около тысячи лет, он же родился при жизни Адама, видел Адама и жил вместе с Адамом 120 лет. Когда же умер Адам, мир ему, и умер после него Шис, мир ему, избрал Всевышний Идриса пророком и посланником среди потомков Адама. Сообщается в хадисе, что он является первым пророком после Адама и Шиса, мир им. И сообщается также в хадисе, что он был первым, кто начал писать пером. Был первым, кто начал распространять письмо среди людей.
Идрис, мир ему, продолжал жить по шариату Шиса, и начал добавлять в него другие шариаты (законы), потому, что он был посланником. Ведь посланник он, тот, который издает законы по велению Аллаха. Когда начал видеть, как испорченность распространяется, и что эти нападают на верующих, праведных тогда узаконил джихад, был первым, кто воевал на пути Аллаха, и был первым, кто брал в плен и захватывал в качестве трофея на пути Аллаха. Однако он не брал трофеи, но брал в плен, потому, что первый, кому было разрешено брать трофеи это пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, однако первый, кто начал брать в плен это Идрис, мир ему. Снарядил армию конями и пехотой, так сообщается в хадисах, и напал на народ Кабиля, победил их и взял из них в плен. И теперь начались сражения, борьба между истиной и ложью, между добром и злом. Не много рассказывается о Идрисе, Аллах только указал на него в Своей книге, где сказал так: ﴾Помяни в Писании Идриса. Воистину, он был правдивейшим человеком и пророком. Мы вознесли его на высокое место﴿, [19:65-57]. Относительно его высокого места же сообщается в достоверном хадисе, который передает Бухари и Муслим, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, встретился с Идрисом на четвертом небе во время ночного путешествия и вознесения. И приводится от Ибн Джарира передача, в которой разъясняет смысл этого слова (высокое место), что под ним имеется в виду. Говорят его большинство муфассиров и передатчиков истории, не нашел относительно этого достоверного хадиса, но однако расскажу вам, потому, что все его говорят. Передает Ибн Хатим и другие, от Хиляля ибн Ясара, что он сказал: "Однажды спросили Ибн Аббаса, и Ибн Аббас спросил Кагба, и я присутствовал, сказал ему: "Что означает слово Всевышнего Идрису: ﴾Мы вознесли его на высокое место﴿? И ответил Кагб: - они спрашивали Кагба в тех, вопросах, относительно которых не имели познании, потому, что он имел знания сынов Исраила; брали из сынов Исраила если не находили ничего (исрайилият). Ибн Аббас ничего не нашел относительно тафсира этого аята и тогда спросил Кагба, и Кагб рассказывал ему из исрайилият, относительно которых нам велено было не считать их правдивыми сообщениями и ни лживыми – Сказал Кагб: что касается Идриса то, Всевышний Аллах ниспослал ему откровение: "Я подниму для тебя каждый день подобно всем деяниям сынов Адама – все деяния людей в его время, каждый день все праведные деяния засчитываются Идрису, будешь брать награду своего деяния и награду деянии всех существующих в твое время людей – и он захотел, чтобы его деяния увеличились – для него каждый день подобно деяниям всего человечества, и захотел, чтобы его жизнь была долгой, чтобы увеличивалось с этим его деяние – И однажды к нему пришел один из его возлюбленных ангелов – ангел, который между Идрисом и ангелом была дружба – И сказал: Аллах ниспослал мне откровение, так и так. Поговори с ангелом смерти, чтобы мои деяния увеличились –то есть, чтобы отсрочил мою смерть, чтобы увеличились мои деяния – Ответил: я не могу, но давай попробуем –потому, что пророки имеют особое положение, они умирают только после того, как ангел смерти просит у них позволения, берет их душу только после того, как просит у них позволения. Так даже было с пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха – поднял его между обеими крыльями и поднялся на небо, когда же оказался на четвертом небе то, встретил его ангел смерти –сейчас ангел смерти встретился с тем ангелом, и этот ангел начал говорить с ним, просил у него отсрочить жизнь Идриса – И сказал: а где же Идрис? Ответил: вот он –на моей спине – И сказал ангел: удивительно! Я был послан, и сказал мне возьми душу Идриса на четвертом небе, и начал говорить: как возьму его душу на четвертом небе, ведь он на земле? И так душа Идриса была взята на четвертом небе, это есть слово Всевышнего: ﴾Мы вознесли его на высокое место﴿. Поднял его Всевышний на небо как поднял Ису, однако душа Исы все еще не была взята, а душа Идриса была взята.
Умер Идрис, мир ему, и никто не был послан, люди были оставлены по шариату Шиса, Идриса и Адама и распространилась испорченность, и люди начали возрастать в испорченности, однако они продолжали, держатся единобожия (таухид), не были распространены среди них идолы. Продолжали жить по таухиду тысячу (1000) лет после Адама. После смерти Адама тысячу лет придерживались единобожия, да среди них существовала испорченность, нечестие, распутство, однако они не поклонялись идолам. Это есть слово Всевышнего: ﴾Люди были одной общиной﴿, [2:213]. До тех пор пока люди не начали, поклонятся идолам. Как началось поклонение идолам? С давностью времени в тысячу лет после смерти Адама, прошло долгое время. Люди живут по единобожию, однако распространились грехи и испорченность. Среди них жили некоторые праведные мужчины, люди, конечно любили праведных, приближались к ним, но грешили. Как в наше время видишь, один хвалит ученых и праведных людей, однако он грешит, это было распространено среди людей. Передает Имам Бухари от Ибн Аббаса в отношении тафсира (толкования) слова Всевышнего: ﴾И сказали: "Не отрекайтесь от ваших богов: Вадда, Сувы, Йауса, Йаука и Насра"﴿, [71:23]. Сказал: "Это имена праведных мужчин, были из народа Нуха – жили до послания Нуха, были из племени Нуха – когда же они скончались – когда эти праведные мужчины умерли – то внушил Шайтан их племени: установите на места где они сидели истуканов – в тех, местах, в которых они сидели и увещевали людей, поставьте там знак, поставьте камень – и назовите их, их именами – назовите камень, чтобы вы помнили и не забывали умерших праведников, и их увещевания – и они сделали так – это камень Вадда, этот камень Сувы, и так далее. Так сделали, и не поклонялись им, - люди продолжали придерживаться единобожия –. Когда же скончалось это поколение, – которое знало историю этих камней, и пришли поколения после них, которые не знали о них ничего. Однако они искали барака и протирали по ним рукой – Знание исчезло, тогда начали им поклонятся". Сказал Ибн Аббас: и эти идолы, которые появились среди племени Нуха, позже перешли к арабам. Унаследовали их позже арабы. Это есть слово Всевышнего: ﴾И сказали: "Не отрекайтесь от ваших богов: Вадда, Сувы, Йагуса, Йаука и Насра﴿.
2. Появление Ислама и его роль в объединении арабского общества и образование единого государства
Ислам возник среди арабов Хиджаза, северо-западной области Аравийского полуострова, в начале VII века. Следует отметить, что ислам возник не сразу, его появлению предшествовали различные причины этого времени, как политические, так и экономические. В древности каждое племя имело своих богов. Но постепенно верования более мощных в экономическом и политическом отношения племен вытесняли богов прочих племен. Наиболее влиятельным было племя курейшитов (именно ему принадлежало древнее святилище Кааба, находящееся в Мекке). Племенного бога мекканских курейшитов - Аллаха - сторонники ислама объявили единственным и всемогущим, положив тем самым начало монотеистической религии арабов. Следует отметить, что еще до этого в Аравии уже были приверженцы монотеистических религий. Так, здесь были еврейские эмигранты из Римской империи, исповедовавшие иудаизм, христианство. Именно, поэтому на формирование ислама оказали влияние иудаизм, христианство, зороастризм, манихейство и обрядовые пережитки старо-арабских культов.
На рубеже VI-VII веков Аравия переживала политический, социальный, идеологический кризис. Не было общепризнанного аравийского политического центра. Междоусобные войны разоряли хозяйство. Родовой строй кочевников разлагался. Социальные противоречия, особенно среди городского населения, например Мекки, обострились. Обособленные племенные культы, многобожные верования препятствовали объединению племен в одну народность. Разрешить этот кризис можно было лишь путем выработки новых идей, направленных на объединение племен, создание централизованного государства, уничтожение племенного многобожия, смягчение социальных противоречий. В исторических условиях средневековья это могло сделать только новая религиозная идеология. Этой идеологией стал ислам.
Возникновение ислама связано с именем пророка Мухаммеда, одного из видных мекканских ханифов. Пророк ислама - реальное историческое лицо. Он происходил из племени курейшитов, рано осиротел, был пастухом. Затем женился на богатой вдове Хадидже, стал купцом в Мекке. Около 610 года он выступил с проповедью монотеистической религии, названной им исламом. В своих проповедях Мухаммед призвал к вере в единого Бога Аллаха, к соблюдению простых норм морали, к ограничению ростовщичества, к оказанию богатыми благотворительной помощи неимущим. Переселившись из Мекки в Медину, он организовал общину, члены которой признали его своим пророком. Новое учение было принято в других регионов полуострова не сразу. Так, лишь в 630 году мекканская знать приняла новое учение, и Мекка превратилась в центр ислама. С этого момента мусульманское феодально-теократическое государство получило название Арабский халифат. Халифы, считавшиеся преемниками, заместителями Мухаммеда, а позднее и представителями Аллаха на земле, сосредоточили в своих руках всю полноту светской и духовной власти. Ислам превратился в господствующую религию арабского государства.
В ходе ведения завоевательных войн происходило распространение ислама за пределами Аравии. В конце VII века ислам проник в южные районы Средней Азии, на Северный Кавказ, 9-10 веках - в Волжско-камской бассейн и в Приуралье, в IX веке - в Северно-Западную Индию, в глубь африканского континента.