Упоминание о Йакубе в Коране.
2 аль-Бакара (Корова), 132, 133, 136, 140
3 аль-Имран (Семейство Имрана), 84
Ан-Ниса (Женщины), 163
Аль-Анам (Скот), 84
Худ, 71
Йусуф
Мapьям, 49
Аль-Анбийа (Пророки), 72
Аль-Анкабут (Паук), 27
Сад, 45
Описание Йакуба в Коране.
Имя пророка Йакуба упоминается в нескольких аятах Священного Корана, кроме того, кораническая сура «Йусуф», посвященная сыну Йакуба и истории его жизни, пронизана диалогами Йакуба со своими детьми (без конкретного упоминания его имени).
Подтверждением тому, что Йакуб был пророком Всевышнего Аллаха, служат следующие аяты Корана:
«Когда он (Ибрахим) удалился от них и от того, чему они поклонялись помимо Аллаха, Мы даровали ему Исхака и Йакуба. Каждого из них Мы сделали пророком» (19 Мapьям, 49)
«Воистину, Мы внушили тебе (Мухаммад) откровение, подобно тому, как внушили его Нуху и пророкам после него. Мы внушили откровение Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам (сыновьям Йакуба), Исе, Айюбу, Йунусу, Харуну, Сулейману. Дауду же Мы даровали Забур (Псалтырь)» (4 ан-Ниса, 163)
Всевышний Аллах говорит о Йакубе как о достойном и праведном пророке, проницательном и мудром, идущим прямым путем и творящим добро:
«Мы даровали ему (Ибрахиму) Исхака, а вдобавок – Йакуба, и сделали их всех праведниками» (21 аль-Анбийа, 72)
«Помяни Наших рабов Ибрахима, Исхака и Йакуба, могучих и прозорливых» (38 Сад, 45)
«Мы даровали ему (Ибрахиму) Исхака и Йакуба. Мы повели их обоих прямым путем … Таким образом Мы воздаем творящим добро» (6 аль-Анам, 84)
Место рождения и родословная пророка Йакуба.
В коранических аятах указывается, что Йакуб был сыном пророка Исхака и внуком великого пророка Ибрахима.
«Мы даровали ему (Ибрахиму) Исхака, а вдобавок – Йакуба, …» (21 аль-Анбийа, 72)
«… Мы даровали ему (Ибрахиму) Исхака и Йакуба. …» (19 Мapьям, 49)
«Мы даровали ему (Ибрахиму) Исхака и Йакуба. …» (6 аль-Анам, 84)
Предположения о месте рождения Йакуба неоднозначны. По мнению некоторых толкователей, отец Йакуба, Исхак, жил где-то на территории современной Сирии. По другой версии - на юге Палестины. Жена Исхака долгое время не могла родить ребенка, и тогда он обратился к Аллаху с мольбой о потомстве. Через какое-то время на свет появились сыновья-близнецы. Первым родился Ийс, за ним - Йакуб, чьё имя означает «следующий». Ссылаясь на эти комментарии можно предположить, что пророк Йакуб родился где-то в Шаме (общее название стран восточной части Средиземного моря) - на территории современной Сирии или Израиля.
Некоторые люди называли пророка Йакуба – Исраиль (раб Аллаха), откуда в дальнейшем и пошло понятие «двенадцать колен Исраила» (потомки пророка Йакуба от его двенадцати сыновей).
Каких-либо достоверных упоминаний о дальнейших событиях жизни Йакуба нет, кроме той информации, которая содержится в коранической истории о сыне Йакуба – Йусуфе (события, упоминаемые в этой суре, будут рассмотрены далее). Некоторые богословы в своих комментариях повествуют, что по совету своей матери, Йакуб уехал к ее брату в Харран (город на севере Междуречья, на территории современной Турции). Там он оставался на протяжении долгих лет жизни (по одной версии - двадцати лет, по другой версии - сорока лет) и служил своему дяде. У того было две дочери: старшая по имени Лия и младшая по имени Рахиль. Йакуб работал пастухом у своего дяди в течение семи лет, после чего тот отдал ему в жены старшую дочь Лию. Затем Йакуб остался еще на семь лет и получил в жены Рахиль. По Шариату пророка Ибрахима, которого придерживался и пророк Йакуб, было разрешено состоять в браке с двумя родными сёстрами одновременно (этот закон в дальнейшем был отменён в Торе). Дядя Йакуба подарил своим дочерям двух рабынь – Зелфу (Зилпу) и Валлу (Билху), которые потом были переданы Йакубу. Лия родила Йакубу шестерых сыновей, Рахиль - двоих, а наложницы - четверых. Таким образом, у Йакуба было 12 сыновей. Что из вышесказанного является истинной - известно лишь Всевышнему Аллаху, так как в достоверных источниках эта информация из жизни Йакуба не содержится, а основывается она, скорее всего, на израильских писаниях и библейских рассказах, истинность которых сомнительна.
Религия Йакуба.
О религии пророка Йакуба так же, как и о религии пророков Ибрахима, Исмаила и Исхака между иудеями и христианами шли долгие споры. Господь через кораническое откровение закончил полемику по этому поводу, сообщив:
«Неужели вы скажете, что Ибрахим, Исмаил, Исхак, Йакуб и колена (двенадцать сыновей Йакуба) были иудеями или христианами? Скажи: «Вы лучше знаете или же Аллах? Кто может быть несправедливее того, кто скрыл имеющееся у него от Аллаха свидетельство? Аллах не пребывает в неведении относительно того, что вы совершаете» (2 аль-Бакара, 140)
«О люди Писания! Почему вы препираетесь относительно Ибрахима, ведь Таурат (Тора) и Инджиль (Евангелие) были ниспосланы только после него. Неужели вы не разумеете?
Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином. Он был единобожником, мусульманином и не был из числа многобожников…» (3 аль-Имран, 65, 67)
Пророк Йакуб, также как и пророк Ибрахим, не был ни иудеем, ни христианином. Его религия – Единобожие.
«Скажи: «Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и в то, что было ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба) и в то, что было даровано Мусе, Исе и пророкам от их Господа. Мы не делаем различий между ними, и Ему одному мы покоряемся» (2 аль-Бакара, 136) (3 аль-Имран, 84)
Пророк Йусуф, сын пророка Йакуба, находясь по стечению обстоятельств в тюремном заключении, сказал своим сокамерникам, что его миссия основывается на религии его предков. Это подтверждает, что религии Ибрахима, Исхака и Йакуба совпадают – это поклонение только Единому и Единственному Богу.
«Я последовал за верой моих отцов Ибрахима, Исхака и Йакуба. Нам не подобает поклоняться никому, кроме Аллаха. Такова милость Аллаха к нам и к человечеству, но большинство людей неблагодарны» (12 Йусуф, 38)
Что касается пророческой миссии Йакуба, то после того, как Всевышний Аллах сделал его своим пророком, Йакуб вместе со своей семьей уехал из Харрана, где в тот период жил у своего дяди и поселился где-то на территории Ханаана (израильские земли). Он призывал население этого региона к вере в Аллаха и судил на основании законов, переданных Аллахом его деду Ибрахиму.
Со слов Абу Зарра, сподвижника Посланника Аллаха (сас) передан следующий хадис:
«Пророка Мухаммада (сас) спросили: «Какая мечеть была построена первой?» Пророк ответил: «Заповедная Мечеть (в Мекке)». Абу Зарр далее спросил: «Какая была построена следующая?» Пророк ответил: «Мечеть Аль-Акса (в Иерусалиме)». Абу Зарр еще раз спросил: «Сколько времени прошло между строительством первой и второй?» Пророк сказал: «Сорок лет». Абу Зарр еще раз спросил: «Какая мечеть - следующая?» Пророк ответил: «Всякий раз, когда наступает время молитвы, молись. Вся земля является мечетью (для верующего)»»
Ссылаясь на данный хадис, некоторые мусульманские ученые утверждают, что мечеть Аль-Акса (в Иерусалиме) построена именно пророком Йакубом через сорок лет после того, как пророки Ибрахим и Исмаил построили Заповедную Мечеть. Однако есть версия, что в строительстве этой мечети принимал участие пророк Исхак, отец Йакуба.
Потомство Йакуба.
Великий Аллах даровал пророку Йакубу многочисленное потомство. От первой жены Лии у него было шестеро сыновей, от второй, Рахиль, двое. Помимо жен, каждая из наложниц Йакуба родила ему двоих мальчиков. Племена потомков двенадцати сыновей Йакуба и образовали израильский народ.
После рождения второго ребенка, жена Йакуба, Рахиль, заболела и вскоре умерла. Впоследствии, сыновей Рахиль (Йусуфа и его младшего брата) пророк Йакуб стал любить сильнее остальных детей, так как они остались без материнской опеки. Но больше всех Йакуб одаривал своим теплом, вниманием и лаской Йусуфа. Когда мальчику исполнилось семь лет, он увидел во сне, что одиннадцать звезд, луна и солнце поклонились ему. Об этом он рассказал своему отцу. Йакуб, который по воле Аллаха умел правильно истолковывать сны, сказал ему, что он будет пророком, и ему будут даны в жизни большие блага. Братья недолюбливали Йусуфа из-за того, что Йакуб выделял его своим вниманием и заботой среди остальных, ревновали его к отцу и завидовали ему. Они решили избавиться от Йусуфа. Используя хитрость, они увели его далеко от селения и бросили в глубокий колодец, который располагался вблизи караванных путей. Рубашку Йусуфа они вымазали кровью животного и, вернувшись домой, объявили, что на него напал волк и растерзал его. Но посмотрев на рубашку своего сына, Йакуб не нашел на ней следов от зубов животного и понял, что вся эта история является вымышленной и что его любимый сын жив. Он сказал об этом сыновьям и добавил, что ему ничего не остается, как быть терпеливым и ждать милости от Аллаха. На протяжении многих лет Йакуб ждал возвращения Йусуфа. От слез и переживаний у него испортилось зрение, и он ослеп.
Что же касается Йусуфа, то он действительно остался жив и был спасен караванщиками, которые привезли его в Египет и продали в качестве раба одному знатному человеку. Йусуф вырос в семье этого вельможи, а в дальнейшем, пройдя ряд жизненных событий и испытаний, стал управляющим делами при дворе Фараона. В период всеобщей засухи, которая распространилась в то время на очень значительной территории и вышла далеко за пределы Египта, благодаря мудрой политике Йусуфа, египтянам удалось избежать голода и бедствий. Пророк Йакуб услышал о таком стабильном положении в Египте и отправил туда своих сыновей для закупок зерна и других продуктов. При встрече Йусуф узнал своих братьев, однако он не спешил открыться им. Только во время их третьего приезда в Египет, после определённых событий, Йусуф сказал, кто он, и простил своих братьев за тот ужасный поступок. А для того чтобы прозрел их отец, Йусуф отдал им свою рубашку и сказал, чтобы они при возвращении домой накинули её на глаза отцу. Так, Йакубу вновь вернулось зрение.
После всего произошедшего, пророк Йакуб со всей своей многочисленной семьёй переехал жить в Египет к своему любимому сыну.
Обо всех этих событиях Всевышний Аллах поведал в 12 суре Корана «Йусуф», переданной в виде единой коранической истории о жизни Йусуфа. Более подробно эта история будет затронута в следующей главе книги о пророке Йусуфе.
Перед своей смертью Йакуб собрал всех своих сыновей и дал им наставления строго держаться религии их деда – пророка Ибрахима:
«Ибрахим и Йакуб заповедали это своим сыновьям. Йакуб сказал: «О сыновья мои! Аллах избрал для вас религию. И умирайте не иначе, как будучи мусульманами» (2 аль-Бакара, 132)
Следует отметить, что «будучи мусульманами» в данном контексте совершенно не значит исповедование Ислама со всеми его атрибутами в нынешнем виде (Коран, Шариат и т. д.). Слово «муслим (мусульманин)» переводится с арабского языка как «покорный Богу». То же самое означает и производная от этого слова - «ислам» - «покорность Богу». Ислам - это религия, которая не названа в честь ее основателя или в честь исповедующего её народа. Все мусульмане являются покорными Богу. Согласно Корану и Сунне, покорными, то есть мусульманами, являлись все пророки в истории человечества.
«Или же вы присутствовали, когда смерть явилась к Йакубу? Он сказал своим сыновьям: «Кому вы будете поклоняться после меня?» Они сказали: «Мы будем поклоняться твоему Богу и Богу твоих отцов – Ибрахима, Исмаила и Исхака, Единственному Богу. Ему одному мы покоряемся» (2 аль-Бакара, 133)
По преданиям, пророк Йакуб остаток своей жизни провел в Египте, где и умер. Предполагается, что могила пророка Йакуба находится рядом с могилой его отца, пророка Исхака, и могилой его деда, пророка Ибрахима, в пещере Махпелла в Хевроне (городе, находящемся в 36 км к югу от Иерусалима). Однако существует и другая версия, что пророк Йакуб похоронен в Дамаске (Сирия). Однако, и то, и другое – лишь предположения и не имеют под собой достоверной основы.