1. Эстетика Бальзака (Предисловие к «Человеческой комедии»).
2. Программа и структура эпопеи «Человеческая комедия». Система «возвращающихся» персонажей. О. де Бальзак – «секретарь» при французском обществе.
3. Роман «Отец Горио» - «краеугольный камень» «Человеческой комедии».
4. Анализ экспозиции (пансион Воке).
5. История Отца Горио и шекспировские мотивы.
6. Образ Эжена Растиньяка и тема завоевания Парижа. «Наставники» Растиньяка (Вотрен, госпожа де Босеан).
7. Поэтика бальзаковского романа.
Литература:
Основная:
- Бальзак О. Отец Горио (любое издание).
- История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Н.А.Соловьевой. М., 1991.
Дополнительная:
1. Бахмутский В. «Отец Горио» Бальзака. М., 1970.
2. Грифцов Б. Как работал Бальзак. М., 1958.
3. Затонский Д.Бальзак – весомый и зримый // Затонский Д. Искусство романа и XX век. М., 1973. С. 120-146.
4. Кучборская Е. Творчество Бальзака. М., 1970.
5. Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака. М., 1967.
6. Обломиевский Д. Бальзак: этапы творческого пути. М., 1961.
7. Резник Р. «Философские этюды» Бальзака. Саратов, 1983.
8. Цвейг С. Бальзак. М., 1962.
2 вариант
Роман Г. Флобера «Госпожа Бовари»
1. Эстетика Г. Флобера (концепция «искусства для искусства», принцип «объективного письма»).
2. Творческая история романа «Госпожа Бовари». Суд над романом.
3. «Книга ни о чем»: конфликт сюжета и стиля.
4. Композиция романа: биография в биографии. Образ Шарля Бовари.
5. «Провинциальные нравы»: мир «цвета плесени» и буржуазофобия Флобера.
6. Лиризм и ирония в образе Эммы Бовари.
Литература
Основная:
- Флобер Г. Госпожа Бовари (любое издание).
- История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Н.А.Соловьевой. М., 1991.
Дополнительная:
1. Белоусов Р. Дело мадам Бовари // Белоусов Р. Тайны великой любви. М., 2004. С. 471-488.
2. Иващенко А.Ф. Гюстав Флобер. Из истории реализма во Франции. М., 1955.
3. Модина Г.И. Мировоззрение Флобера и художественный мир романа «Госпожа Бовари» // Культурно-языковые контакты. Владивосток, 2000. Вып. 3. С. 222-229.
4. Набоков В. Флобер // Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. М., 1998.
5. Реизов Б.Г. Творчество Флобера. М., 1955.
6. Реизов Б.Г. Французский роман XIX века. М., 1977.
7. Смирнов И.А. «Госпожа Бовари» Флобера: (опыт культурологического комментирования текста) // Мировая художественная культура в памятниках. СПб., 1997.
8. Турнье М. Подавленная мистика: мадам Бовари // Турнье М. Полет вампира. М., 2004.
9. Флобер Г. О литературе, искусстве, писательском труде: Письма, статьи. Т. 1-2. М., 1984.
Практическое занятие № 5
Французская новелла XIX в.: П. Мериме, Г. де Мопассан
1. Новеллистика Мериме (типология новелл, поэтика, стиль).
2. Новелла «Кармен»(1845):
- композиция новеллы;
- образ рассказчика и функции «этнографического» обрамления;
- образы Кармен и Хосе: конфликт «природа – социум».
3. П. Мериме и русская литература.
4. Жанровые формы, основные темы и поэтика новеллистической прозы Мопассана.
5. Новелла «Пышка» - литературный дебют, «шедевр» (Г. Флобер) композиции и стиля. Экспозиция, характеры, развитие темы и работа с деталью, новеллистическая концовка.
6. Новеллы о франко-прусской войне («Мадмуазель Фифи», «Дуэль», «Тетка Соваж», «Пленные» и др.).
7. Тема любви в новеллах «Лунный свет», «Исповедь», «Счастье».
8. «Ужасающая горечь бытия» и «пятнышки» декаданса (Л.Н. Толстой) в поздних новеллах Мопассана. Влияние философии А. Шопенгауэра («Solitude», «Орля», «Волосы», «На воде»).
Литература
Основная:
1. Мериме П. Кармен (любое издание).
2. Мопассан Г. Пышка. Мадмуазель Фифи. Дуэль. Тетка Соваж. Пленные. Лунный свет. Исповедь. Счастье.На воде (любое издание).
3. История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Н.А.Соловьевой. М., 1991.
Дополнительная:
По П. Мериме:
1. Бент М.И. «Оригинальный и острый писатель» // Литература в школе. 1978. №5.
2. Вайль П. Гений места. М., 2006.
3. Кирнозе З.Т. Образ Кармен в новелле Мериме // Кирнозе З.Т. Практикум по истории французской литературы. М., 1991.
4. Косиков Г.Г. Об «экзотических» новеллах Мериме // Мериме П. Маттео Фальконе. Таманго. Новеллы. М., 1978.
5. Проспер Мериме в русской литературе. М., 2007.
6. Смирнов А.А. Проспер Мериме – жизнь и творчество // Мериме П. Сочинения: В 3 т. Т. 1. М., 1995. С. 9-50.
7. Фрестье Ж. Проспер Мериме / Пер. с франц. М., 1984.
По Г. де Мопассану:
1. Владимирова М.М. Истоки и особенности пессимизма в мировоззрении и творчестве Мопассана // Филологические науки. 1993. № 1. С. 48-61.
2. Ерофеев В.В. Поэтика и этика рассказа (Стили Чехова и Мопассана) // Ерофеев В.В. В лабиринте проклятых вопросов. М., 1990. С. 402-419.
3. Лану А. Мопассан. М., 1992.
4. Флоровская О.В. Мопассан-новеллист. Кишинев, 1979.
Практическое занятие № 6
«Новая драма»
(Г. Ибсен, Б. Шоу, М. Метерлинк)
1. Общая характеристика творчества Г. Ибсена, периодизация, основные темы.
2. Драма «Кукольный дом»:
- ретроспективная композиция и мотив «тайны»;
- образ Норы и символика «кукольности»;
- принцип дискуссии;
- открытый финал драмы.
3. Дж. Б. Шоу как представитель «новой драмы». Полемика с шекспировским театром, концепция пьесы-дискуссии («Квинтэссенция ибсенизма»).
4. Роман-фантазия «Пигмалион»: «миф Золушки».
5. «Статический театр» М. Метерлинка. «Сокровище смиренных» - эстетическая программа Метерлинка.
6. «Маленькие драмы» М. Метерлинка («Непрошеная», «Слепые»). «Двойной диалог», символистская поэтика пьес.
Литература:
Основная:
1. Ибсен Г. Кукольный дом (любое издание).
2. Метерлинк М. Непрошеная. Слепые (любое издание).
3. Шоу Б. Пигмалион (любое издание).
4. Ковалева Т.В. История зарубежной литературы (Вторая половина XIX-начало XX века) // http://www.ae-lib.org.ua/texts/_history_of_literature_XIX-XX__ru.htm
Дополнительная:
1. Адмони В.Г. Генрик Ибсен: очерк творчества. Л., 1989.
2. Неустроев В.П. Литература скандинавских стран (1870-1970). М., 1980.
3. Храповницкая Г.Н. Ибсен и западноевропейская драма его времени М., 1979.
Рекомендуемая:
1. Аникст А.А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. М., 1988.
2. Зингерман Б.И. Очерки истории драмы XX века. М., 1979.
3. Морис Метерлинк в России Серебряного века. М., 2001.
4. Надеждин Н.Я. Бернард Шоу: «насмешливый господин Шоу» / Н.Я. Надеждин. М., 2008.
5. Образцова А.Г. Бернард Шоу. М., 1997.
6. Образцова А.Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX – XX веков. М., 1974.
7. Пирсон Х. Бернард Шоу / Пер. с англ. М., 1998.
8. Творчество Хенрика Ибсена в мировом культурном контексте. СПб., 2007.
9. Чернышева В. Бернард Шоу. Скандал заказывали? М., 2007.
10. Шкунаева И.Д. Ранний театр М. Метерлинка // Бельгийская драма от М. Метерлинка до наших дней. М., 1973.
Практическое занятие № 7
Роман Дж. Джойса «Улисс»
1. «Одиссея» публикации романа «Улисс» и отзывы современников.
2. Архитектоника романа «Улисс». Современный и мифологический планы.
3. «Улисс» как энциклопедический нарратив.
4. Система персонажей: Стивен, Блум, Молли Блум.
5. Тема Дублина и пронизывающая топографичность романа.
Литература
Основная:
1. Джойс Дж. Улисс (любое издание).
2. Зарубежная литература XX века: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.М. Толмачёва. М., 2003.
Дополнительная:
1. Гарин И.И. Век Джойса // Эл. ресурс: http://www.james-joyce.ru/articles/vek-joyce.htm
2. Днепров В. Идеи времени и формы времени. Л., 1980.
3. Ивашова В.В. Литература Великобритании XX в. М., 1984.
4. Хоружий С.С. «Улисс» в русском зеркале // Дж. Джойс «Улисс». М., 1994.
5. Жизнь и творчество Дж. Джойса. Эл. ресурс: http://www.james-joyce.ru/
Практическое занятие № 8
Постмодернизм в зарубежной литературе
1 вариант
Роман У. Эко «Имя розы»
1. Философия и эстетика постмодернизма: прощание с идеей единства, необратимая децентрализация и конец смысла.
2. Понятия «текст», «интертекст» в постмодернизме. «Цитатное мышление» писателей постмодерна.
3. «Имя розы» У. Эко как полижанровый роман (детектив, исторический роман, готический роман, мемуары, семиотический роман).
4. Книга, библиотека-лабиринт как символы культуры.
5. Семантика заглавия.
6. Трактовка смеха в романе.
Литература
Основная:
1. Эко У. Имя розы (любое издание).
2. Зарубежная литература XX века: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.М. Толмачёва. М., 2003.
Дополнительная:
1. Затонский Д. Постмодернизм в историческом интерьере //Вопросы литературы. 1996. №3. с. 182-205.
2. Лотман Ю. Выход из лабиринта //Эко У. Имя розы. М., 1989. с. 468-481.
3. Рейнгольд С. «Отравить монаха» или человеческие ценности по Умберто Эко //иностранная литература. 1994. №4. с. 269-274.
4. Эко У. Заметки на полях «Имени розы» //Имя розы. М., 1989. с. 425-467.
2 вариант
Роман Дж. Фаулза «Волхв»
1. География романа: Англия – Греция (остров Праксос) – «Австралия мысли и чувства».
2. Образ Николаса Эрфе и тема «английскости».
3. Вилла Бурани – пространство игры. «Истории жизни» Кончиса.
4. Ситуация экзистенциального выбора и проблема свободы в главе «Элефтерия» (гл.53).
5. Постмодернистская игра с читателем: «двойное кодирование», литературная реминисцентность («Буря» Шекспира). Идея поливариантности прочтения (произведение – «кляксы Роршаха»).
6. Открытость финала.
Литература
Основная:
1. Фаулз Дж. Волхв (любое издание).
2. Киреева Н.В. Постмодернизм в зарубежной литературе. М., 2004.
Дополнительная:
1. Бушманова Н. Дерево и чайка в открытом окне. Беседа с Джоном Фаулзом // Вопр. лит. 1994. №1.
2. Ватченко С.А., Максютенко Е.В. Феномен постмодернизма и поэтика «Мага» Джона Фаулза // От барокко до постмодернизма: Сб. Днепропетровск: ДГУ, 1997. С. 127-132.
3. Гиль О. Английский интеллектуальный роман ХХ века. Омск, 2001.
4. Ивашева В.В. Литература Великобритании ХХ века. М, 1984.
Практическое занятие № 9