В конце XIX в. в еврейской общественной мысли особое влияние
приобретает сионизм (от названия горы Сион, находящейся в центре
Иерусалима). В основе этого течения лежит идея о том, что все евреи
должны собраться на Земле Обетованной в едином государстве
(которого в то время не существовало. Религиозная идея
соединилась, таким образом, с национальной и позже — с
политической. Эта связь не случайна: религиозная и национальная
идеи в еврейском мире всегда были очень близки. Так как иудаизм не
имеет единого религиозного центра, ero poль и должно было бы
сыграть новое государство, созданное в Святой Земле. Во время
второй мировой войны еврейство пережило страшную драму (которую
иудеи называют — холокост, что значит всесожжение). Фашисты, как вы
знаете, взяли курс на полное физическое истребление этого
народа.
После победы над фашизмом в 1947 г. на основе двух еврейских общин
в Палестине (сефаридов - выходцев из Азии, Африки и Балкан и
ашкеназов - выходцев из Европы и Америки) в Святой Земле было
провозглашено еврейское государство - Израиль. Его создали
политики, стремясь хоть как-то компенсировать трагические потери
еврейского народа в годы фашистской оккупации. Создание Израиля
вызывало целый ряд противоречий на Ближнем Востоке и в мире,
связанных в первую очередь с тем, что новое государство строилось в
землях, тесно населенных арабами. Кроме того, крайне течения в
сионизме пропагандировали идеи национального превосходства евреев,
которые ведут свое начало от концепции богоизбранности еврейского
народа и его мессианской роли во всем мире. Сионисты стали считать,
что появление Израиля - это и есть начало собирания всех евреев,
т.е. придали гуманному политическому акту религиозный смысл.
Можно сказать, что сионизм вполне естественен и оправдан, когда он
является национальным движением за единство, религиозное
возрождение и подъем культуры всей еврейской нации. Однако это
течение становится опасным, когда в нем появляются элементы
враждебности по отношению к людям других наций и религий, элементы
расизма. Иудаизм не получил официального статуса государственной
религии в Израиле, но по сути является таковой. Верховный раввинат
— орган координации и управления делами веры — контролирует не
только религиозные учреждения, но и многие области светской жизни,
особенно образования (около 1/4 учебного времени во всех
израильских школах отведено обучению религии). Религия в Израиле
фактически находится на содержании государственного бюджета. Язык
иудаизма – иврит (в основе своей – древнееврейский) одновременно
является государственным языком Израиля.
Наряду с пророками существовали люди, посвятившие себя Богу,
которые назывались назореями (букв, отделенные или
посвященные).Назореи давали обет (торжественное обещание,
добровольное обязательство) не пить вина, не есть виноградных
ягод, не прикасаться к мертвому телу (ограничение, знакомое нам по
другим религиям Востока), никогда не стричь волос и ногтей, не
подвергать себя никаким человеческим страстям и слабостям
Назорейство — очень древнее явление. Назореями были Самсон, Иоанн
Креститель (крестивший в р. Иордан Иисуса Христа). Обет назорейства
временно принимал на себя ученик Христа — апостол Павел. Назореем
можно было стать временно, а можно и пожизненно. Своей святостью
и моральной чистотой они, также как и пророки, указывали людям
праведный путь. Христиане считают, что назорейство явилось
прообразом, монашества.
В начале периода диаспоры в единой религии древних евреев
обнаружился процесс возникновения сект и течений. Ортодоксальная
(следующая традициям, правилам) часть иудейского священства
объединилась в течение (партию) саддукеев (по имени священника
Садока или Цадока, жившего во времена царя Давида).
Саддукеи практически отрицали загробную жизнь.
Следует отметить,
что отсутствие учения о потустороннем мире — вообще отличительная
черта иудаизма.
Во времена завоеваний Александра Македонского возникло течение
фарисеев (от евр. слова паруш, т.е. отделившиеся). Они начали
разрабатывать учение о грядущем приходе Мессии (буквально
Спасителя, Помазанника Божьего, по-гречески Христа). Но фарисеи
считали, что он спасет только верующих правоверных евреев Они были
очень многочисленной партией, к которой принадлежали все
священники Иерусалимского храма (саддукеев в большей степени
поддерживало высшее священство).
Фарисеи верили, что души бессмертны, и на том свете человек
получит воздаяние за все страдания, которые выпали на его долю в
земной жизни. Если саддукеи считали, что в жизни все зависит в
основном от воли человека, то фарисеи наоборот — во всем
полагались на волю Божью и говорили, что за человека все уже
предрешено. Фарисеи жили очень скромно, избегали вкусной пищи,
стремились делать добро. Откуда же тогда взялось выражение
«.фарисействовать», которое имеет явно отрицательно-негативный
смысл и означает быть лицемерным, самодовольным и фальшивым
человеком? Это связано уже с событиями Нового Завета, т.е. со
временем пришествия Иисуса Христа. Дело в том, что в своей
пунктуальности по части следования традициям фарисеи доходили до
абсурда. Перед едой, например, любой правоверный еврей должен был
совершить ритуальное омовение рук. За нарушение этого установления
фарисеи предписывали... смерть' Они уделяли так много внимания
соблюдению правил и так гордились этим, что забыли главное — ради
чего эти правила соблюдаются. В Евангелиях рассказывается, что
фарисеи стали самыми ярыми противниками Иисуса Христа, и он, в свою
очередь, строго осуждал фарисеев. Ведь христианское учение было
обращено не к разуму, правилу и предписанию, а к сердцам людей.
Христос говорил, что скорее раскаявшийся грешник или блудница
войдут в Царство Божие, чем самодовольный гордец-фарисей, бьющий
себя в грудь и без конца повторяющий, что он самый правильный и
верный Богу. Близки к фарисеям были книжники, которые создали и
развили множество мелких установлений и заповедей и добавили их к
уже существующим. Фарисеям противостояла партия (секта) ессеев (от
гр. ос-нот — благочестивые). Они верили в загробную жизнь, что
выделяло их среди последователей иудаизма, и ждали прихода Мессии,
понимая его как Спасителя всех людей, независимо от их
национальной принадлежности и веры, ессеи жили общинами и отвергали
богатство. Многие религиоведы считают их прямыми предшественниками
христиан.
Как рассказывается в Евангелиях, Мессия, которого ждали многие
люди не только среди еврейства, но и жители других стран, пришел.
Но большинство евреев, живших в то время в римской провинции Иудея
и рассеянных по миру, не признали в Христе Мессию — Спасителя. Те,
кто поверил в Иисуса, стали называться христианами. Евреи тоже
ожидали Мессию, но, по их мнению, это должен был стать Мессия
исключительно для еврейского народа. Христос же стал, согласно
Евангелию, Спасителем всех людей независимо от национальности и
происхождения. Кроме того, ожидаемый евреями Мессия должен был бы,
по их мнению, прийти не сейчас, а в неопределенно-далеком будущем,
когда весь разбросанный по миру еврейский народ соединится на
своей исторической Родине. Тогда будет разыскан Ковчег Завета и
восстановлен Иерусалимский храм — единственная и главная святыня
евреев. Таким образом, Христос — это не тот, неправильный,
несвоевременный Мессия. В свою очередь, христиане стали считать,
что евреи-иудеи несправедливо отвергли Христа — Сына Божьего, а
следовательно, и самого Бога. Раз так, то и Бог отверг еврейское
племя. Поначалу это различие не очень-то и осознавалось людьми, но
со временем оно сыграло важнейшую роль в истории религиозной жизни
человечества. Возник парадокс: две религии, имеющие общий корень —
Ветхий Завет, с течением времени разошлись и между ними пролегла
основательная пропасть.
Сионизм. Иудаизм в Израиле.
186
0
4 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!