Мухаммед не был глубоко оригинальным мыслителем и, как считают
исследователи, в этом отношении он явно уступал другим пророкам.
Однако он сумел извлечь из известных ему религий то, что было так
необходимо арабам в тех условиях - призыв сплотиться под знаменем
единого бога. Можно выделить четыре группы влияний, оказавших
воздействие на формирование вероучения и обрядности ислама:
(иудаизм, христианство, зороастризм и доисламские языческие культы
арабов. Самое интересное, что Мухаммед вначале вовсе не настаивал
на том, что он создаёт новое религиозное учение и, по-видимому,
первое время чуть ли не отождествлял проповедуемую религию с
иудаизмом Он выступал за признание единого бога, которого он по
существу отождествлял с иудейским Яхве. Во всяком случае, в Коране
Аллах не раз говорит как о своих о тех деяния, авторство которых
которых в книгах Ветхого Завета приписывается именно богу Яхве.
Почти всю мифологию своей религии Мухаммед заимствовал из Библии,
включая пророков от Авраама до Иисуса. Авраам даже совмещён при
этом с «владыкой Каабы» в качестве праотца арабов. В первые годы
Мухаммед даже молился, обратив лицо к Иерусалиму. По некоторым
данным мединские иудеи тоже вначале проявляли интерес к Мухаммеду.
Однако, не умея читать, он узнавал о содержании Библии из устных
бесед и воспроизводил услышанное лишь в модифицированном виде.
Иудеи открыто высмеивали теологические ошибки Мухаммеда, он же в
свою очередь, обвинил иудеев в том, что они исказили
богооткровенное содержание Библии и предписал своим последователям
во время молитвы обращать лицо к Мекке. Однако в содержании
исламского вероучения значительные следы иудаизма (как и
христианства) сохранились и в дальнейшем. Так в ислам вошел
комплекс эсхатологических идей (восходящий еще к зороастризму):
учение о конце света, воскрешении мертвых и Страшном Суде, которые
занимают в исламе одно из центральных мест. Некоторые исследователи
даже колеблются - что было главным в первоначальной исламской
проповеди - единственность Аллаха или возвещение грядущего конца
света. Но нет необходимости противопоставлять их. Неверие в
«последний день» рассматривается в Коране как столь же тяжкий грех,
как и неверие в Аллаха. «И среди людей некоторые говорят:
Уверовали мы в Аллаха и в последний день. Но они не веруют» (2:7)
Но в отличие от Нового Завета эсхатологическая проповедь Корана не
говорила о близости сроков светопреставления, она лишь возвещала
его неизбежность.
Дуализм доброго и злого богов. Аллаху противостоит злой бог,
именуемый в Коране либо Шайтаном, либо Иблисом. Коран, в отличие от
библии говорит о том, отуда он появился: когда был сотворен
первочеловек, Аллах велел всем созданном им ангелам поклониться
ему; Иблис, единственный из ангелов, возгордился и не захотел пасть
ниц перед «сотворенным из праха» Адамом, за что был изгнан с небес
и обречен на муки ада; однако до Судного дня ему дана отсрочка, а
пока же Иблис является главой злых духов (джинов и шайтанов),
которые вредят людям.
Учение об аде и рае, о загробном воздаянии человеку за его дела
хорошо разработано в исламе. Будучи заимствованным. из Библии оно
получает, так сказать, «восточную специфику», дабы угодить грубым,
чувственным вкусам современников Мухаммеда. Рай - это прекрасный
сад в котором текут реки, повсюду распространяя прохладу, вкусные
плоды висят на огромных тенистых деревьях. Праведные мусульмане,
одетые в роскошные платья, будут лежать на мягких постелях и
прекрасные черноокие девы будут разносить им в чашах
прохладительные напитки. Если в сфере вероучения, ислам явился в
определенной. степени продолжением иудео-христианской традиции, то
в обрядности и нормативных установлений (правил поведения верующих)
очень велико влияние древних арабских верований и культов. Из
старого культа ислам сохранил то большое значение, которое
придавалось в нем паломничеству к святилищам и прочим почитаемым
местам. Мекка с ее Каабой осталась в исламе таким же священным
городом, каким была и при языческих паломничествах.
Культурные традиции арабов также оказали воздействие на нормы
семейной жизни (многоженство и подчиненное положение женщины) и на
сферу права (четкое отстаивание интересов частной собственности,
естественное для торгового народа) и даже на характер пищевых
запретов (не пить вина). Все это способствовало обособлению ислама
от других, пусть даже родственных ему, религий. Кроме того, ислам
выработал и ряд собственных, оригинальных элементов
вероучения.
Не был чужд арабам и зороастризм. Его последователи - персы
(маджусы по Корану) жили в различных районах Аравии, и ко времени
зарождения ислама даже господствовали на юге Аравии.
Распространение ислама в зороастрийском Иране, захваченном арабами
одним из первых, происходит в то время, когда учение его еще не
подвергалось систематической разработке. Персидские богословы
внесли в него многое из своих прежних религиозных воззрений Влияние
вероучения зороастризма наиболее заметно в эсхатологии ислама.
Зороастрийской является и вера в ангелов, никогда не засыпающих и
записывающих все деяния человека, и в мост Сират, тоньше женского
волоса, острее лезвия меча и горячее пламени, перекинутый над адом,
по которому только и можно попасть в рай. С зороастризмом связывают
и обычай ношения женщинами покрывала.
Заимствованными из
зороастризма являются ежедневная пятикратная молитва, учение о
ритуальной чистоте, и установление пятницы как дня еженедельных
собраний. Многие из хадисов положения, заимствованные из
религиозных книг зороастризма или же являются подражанием
персидским образцам. Зороастризм, который возводит в ранг
религиозных обязанностей стремление к приумножению материальных
благ, занятие земледелием, скотоводством, заботу о земле,
пастбищах, сострадание к родителям и близким, умножение потомства,
оказание помощи единоверцам, - имел заметное воздействие и на
этическое учение ислама. Перекликается с зороастризмом и фатализм
ислама.
К моменту смерти Мухаммеда не было еще вполне оформлено новое
учение. Позднее его основные положения были развиты мусульманскими
богословами. В догматике ислама почти нет ничего нового по
сравнению с вероучением иудаизма и христианства, так как из этих
религий много было заимствовано исламом. Есть, конечно, и
отличительные особенности вероучения: 1.Ислам перенял
иудео-христианскую идею монотеизма. Он требует веры в единого бога
– Аллаха. Но принцип монотеизма возведен в исламе более
последовательно. Ислам не признаёт христианского учения о
триединстве Бога.Аллах един, неразделен и единствен. 2. Ислам
заимствовал у монотеистических религий учение о мессии – посреднике
между Богом и человеком, но отверг при этом догмат о
боговоплощении. Мухаммеду, не говоря уже о других пророках,
отказано в божественной природе. Он только человек, но избранный
Богом, а потому способный разговаривать с Богом и ангелами.
Фактически он наделяется сверхъестественными качествами. 3.
Своеобразной чертой ислама является идея абсолютной покорности
Богу. Покорность носит всеохватьвающий характер: чедовек покоряется
Богу, правителям, установившемуся порядку вещей, дети – родителям,
женщины – мужчинам. Этот догмат нашел отражение в названии религии
– ислам - покорность. 4. Одним из важнейших догматов в исламе
является догмат о предопределении, пронизывающий все мусульманское
вероучение. Согласно мусульманским представлениям, в мире не
существовало и не существует ничего не зависящего от воли Аллаха.
Еще до сотворения мира было сотворено перо («калам»), которое,
выполняя поручения Всевышнего, записало всё то чему суждено
случиться в грядущей истории человечества, и это не дано изменить
никому. Каждому человеку предназначена определённая судьба, которая
неотвратима. Заранее предназначено все: от мелочей до самых больших
изменений в жизни. Определен и час смерти. 5.Учение о священной
войне (джихад и газават) – против неверных, т.е. против язычников,
неверующих и верующих в другие религии. 6. Учение об ангелах: в
исламе почитаются бестелесные существа.
Пять столпов ислама. Первый столп («ташахууд») - выражен фразой:
«Нет бога, кроме Аллаха, и мухпммед Посланник его». Она состоит из
двух частей: первая из них утверждает веру в единого бога - Аллаха,
вторая часть утверждает веру в его пророка Мухаммеда. Это формула
исповедания веры. Чтобы принять ислам, считаться мусульманином,
необходимо произнести эту формулу на арабском языке в присутствии
как минимум 2-х свидетелей мусульман. Верующим же рекомендуется
почаще произносить эту формулу. Время от времени Аллах посылает на
землю своих посланников которым поручал проповедовать новую
религию. Шесть из них являются главными: Адам, Ной, Авраам, Моисей,
Христос и Мухаммед. Но Мухаммед самый великий из пророков и
последний из них. Он «Печать пророков». Аллах больше не будет
посылать их на землю. У Мухаммеда особая «пророческая» душа,
которую Аллах создал еще до сотворения мира и лишь с рождением
Мухаммеда поместил ее в его тело. Все пророки обладали даром
творить чудеса. Однако Мухаммед категорически отказывается
сотворить нечто подобное, мотивируя свой отказ тем, что Коран –
величайшее из чудес, и что тот, чьими устами он передан, не
нуждается в других доказательствах своей особой миссии. Второй
столп гласит: каждый мусульманин обязан совершать пять раз
установленную молитву («намаз») Эта молитва произносится на
арабском языке на заре, в полдень, во второй половине дня, при
заходе солнца и в начале ночи. Совершение молитвы предполагает
некоторые условия. Во-первых, надо помнить наставление Корана:
«Верующие! Не приступайте к молитве, когда вы пьяны». Во-вторых,
перед молитвой необходимо очиститься омовением. В-третьих,
молящийся должен обратить свое лицо к Мекке. В-четвертых, его тело
должно быть покрыто одеждой. В-пятых, молящейся должен расстелить
молитвенный коврик. Третий столп. Необходимо поститься в месяц
рамадан (это девятый месяц по лунному календарю). Пост обязателен
для всех, кроме больных, беременных женщин, а также
путешественников. Девочки начинают соблюдать пост с 9 лет, мальчики
- с 12. В течение месячного поста нельзя ничего есть и пить от
восхода солнца до его захода. Нельзя купаться, в это время, курить,
нюхать цветы и духи, принимать лекарства вовнутрь и прикладывать их
к ране. Смерть в месяц рамадан - богоугодное дело и умерший
обязательно попадает в рай, так как двери ада в это время
закрываются. Во время этого поста правоверные прибавляют к пяти
обычным молитвам еще одну, долее длительную (до двадцати
простираний), которая совершается вечером под руководством имама.
Четвертый столп. Обязательная милостыня («закят»). Пятый столп.
Каждый совершеннолетний мусульманин обязан хоть раз в жизни
совершить паломничество к святым местам - в Мекку и желательно – в
Медину. Паломничество должно быть приурочено ко времени праздника
Курбан-байрам (10-е число 12 месяца).
Вероучение и обрядность ислама. «Пять столпов» ислама.
192
0
6 минут
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!