Ii поколение прав человека, история появления, характеристика.
227
0
2 минуты
Темы:
Права человека – это определенные нормативно структурированные
свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу
и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее
жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими
индивидами. Середина 19 в. – начало 20в. Второе поколение прав
человека сформировалось в процессе борьбы народов за улучшение
своего экономического уровня, повышение культурного статуса, для
реализации которых требуется организованная, планирующая и иные
формы деятельности государства по обеспечению указанных прав. Ко
второму поколению относят часть экономических прав (право на труд,
на справедливые и благоприятные условия труда, на защиту от
безработицы, на отдых и др.), а также социальные и культурные
права. Признание этих прав стало результатом острейшей борьбы,
сначала в капиталистических странах, а затем, после Октябрьской
революции и второй мировой войны, - между мировыми социальными
системами. Главными "идейными вдохновителями" этого поколения прав
стали социалисты. Решающую роль в признании прав второго поколения
сыграл СССР, который - не в последнюю очередь из идеологических и
политических соображений - неизменно настаивал на включении прав
второго поколения в международно-правовые документы. В результате
права второго поколения сначала нашли отражение во Всеобщей
декларации прав человека (1948 г.), а затем были закреплены в
Международном пакте об экономических, социальных и культурных
правах (1966 г.). Признание прав второго поколения означало
существенные изменения в концепции прав человека. В основе этих
изменений лежало позитивное понимание свободы как реальной
возможности осуществления своей воли наравне с другими людьми.
Обладание свободой, понимаемой таким образом, предполагает не
просто отсутствие принуждения со стороны других людей, но наличие
определенных возможностей, в частности, материальных ресурсов - в
противном случае человек зачастую не может воспользоваться своим
правом. С философской точки зрения обоснование позитивной концепции
свободы оказывается непростой задачей, ибо осуществление нашей воли
может ограничиваться множеством факторов; вопрос в том, какие из
этих факторов действительно требуют "исправления". Ответ на этот
вопрос предполагает, что мы должны придерживаться определенной
концепции блага, позволяющей нам ранжировать хорошее и плохое,
отличать правомерные притязания от неправомерных. Однако у наших
оппонентов может быть другая концепция блага. Рационально доказать
превосходство одной концепции над другой невозможно (ибо это -
вопрос ценностей). Действовать же, исходя из определенной концепции
блага, значит навязывать оппонентам свою точку зрения и неизбежно
огра-ничивать их свободу. Заметный вклад в обоснование второго
поколения прав человека внесли русские мыслители. В частности В. С.
Соловьев в 1880-х гг. одним из первых обосновал идею права на
достойную жизнь. Концепция права на достойную жизнь апеллирует к
аргументам, лежавшим в основе самой идеи естественных прав человека
(обладание этими правами некоторые авторы объясняли наличием у всех
людей особого человеческого достоинства (dignity)); таким образом,
права второго поколения, с этой точки зрения, могут рассматриваться
как расширение и развитие исходной идеи естественных прав человека.
Вместе с тем, права второго поколения предполагают совершенно иной
механизм реализации и возлагают на государство новые задачи.
Со-гласно "классическим" либеральным представлениям,
государственное правовое регулирование следует определенным
принципам: общие "правила игры" касаются преимущественно публичной
сферы и с формальной точки зрения равно относятся ко всем
категориям граждан. Требование возложить на государство обязанности
по обеспечению "права на достойную жизнь" коренным образом меняло
эту схему.
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!