Iii поколение прав человека, история появления, характеристика
176
0
2 минуты
Темы:
Права человека – это определенные нормативно структурированные
свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу
и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее
жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими
индивидами. В период после 2-ой мировой войны стало формироваться
3-е поколение прав человека. Особенность этих прав состоит в том,
что они являются коллективными и могут осуществ-ляться общностью,
ассоциацией. В действительности права, относимые к третьему
поколению, весьма неоднородны. С од-ной стороны, это так называемые
"неотчуждаемые" коллективные "права народов", к числу которых
относятся: право народа на существование, на самоопределение, на
развитие, на суверенитет над своими естественными богатствами и
природными ресурсами, право на благоприятную окружающую среду, на
равноправие с другими народами, право на развитие и др. Основы этих
прав заложены в международных документах, закреплявших основные
индивидуальные права (Уставе ООН, Всеобщей декларации прав
человека, Декларации о предоставлении независимости колониальным
странам и народам 1960 г., международных пактах 1966 г. и др.). С
другой стороны, к третьему поколению относят специальные права так
называемых маргинальных слоев населения, которые в силу
физиологических или социальных причин не имеют равных с остальными
гражданами возможностей по осуществлению общих прав и свобод и
потому нуждаются в специальной поддержке со стороны национальных
госу-дарств и мирового сообщества. Эти права вытекают из права на
свободу от дискриминации по половому, расовому, национальному или
возрастному принципу. К числу тех категорий, которые могут
рассматриваться в качестве носителей таких специальных прав,
относят детей, женщин, молодежь, престарелых, инвалидов, беженцев,
представителей национальных и расовых меньшинств и др.
Носителями
таких прав являются индивиды, но лишь постольку, поскольку они
принадлежат к определенным социальным группам. Главные возражения
против их легитимации в качестве прав человека связаны с опасностью
размывания заложенной в этом институте исходной идеи - идеи
естественных прав, которыми все люди обладают в равной мере.
Защитники этих прав аргументируют свою позицию ссылками на
невозможность защитить права данных категорий в рамках имеющейся
социальной структуры и необходимостью обеспечить их реализацию с
помощью особых правовых возможностей. Хотя многие из этих прав уже
нашли отражение в международном праве, вокруг них в разных
политических и культурных плоскостях ведутся активные споры. В роли
субъектов, требующих признания прав третьего поколения, выступают
как страны "третьего мира", рассматривающие, к примеру, право на
развитие как средство борьбы с западной гегемонией, так и
маргинальные группы в самих западных странах, а также выступающие
от их лица интеллектуалы. Таким образом, в центре этих споров
оказываются, с одной стороны, проблемы "догоняющей модернизации", а
с другой - заботы постмодернистского общества, обеспокоенного
сохранением и "равным признанием" идентичности. Еще более
гетерогенными стали философские позиции спорящих сторон, что делает
проблематичной возможность достижения согласия на уровне
интерпретации и обоснования принципов. Видимо, нужно согласиться с
французским философом Жаком Маритеном, который предлагал
рассматривать права человека как "некий свод практических истин,
касающихся совместной жизни людей, по поводу которых они могут
прийти к согласию". Впрочем, это не снимает необходимости в поиске
таких рациональных обоснований - и потому, что мы по-прежнему
нуждаемся в инструментах для разрешения неизбежных правовых
коллизий, и оттого, что в истории признания прав человека еще не
поставлена последняя точка.
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!