Этноним татары является общенациональным, а также основным
самоназванием всех групп, образующих нацию. В прошлом у татар
имелись и другие локальные этнонимы - моселман, казанлы, болгар,
мишэр, типтэр, керэшен, нагаибэк, кэчим и др. В условиях
формирования нации (втор. пол. XIX в.) начался процесс роста
национального самосознания и осознания своего единства.
Происходящие в народной среде объективные процессы были осознаны
национальной интеллигенцией, которая и способствовала отказу от
локальных самоназваний во имя обретения одного общего этнонима. При
этом был выбран наиболее распространенный и объединяющий все группы
татар этноним. Ко времени переписи 1926 г. большинство татар
считало себя татарами.
Татарский язык входит в так называемую кыпчакско-булгарскую
подгруппу кыпчакской группы тюркских языков. В лексическом
отношении он проявляет наибольшую близость башкирскому, затем
каракалпакскому, казахскому, ногайскому, балкарскому, узбекскому и
кумыкскому языкам. По данным ЮНЕСКО татарский язык относится к 14
наиболее коммуникационным языка мира. Принятие ислама открыло
возможность для приобщения к передовой арабо-мусульманской
культуре, широкого проникновения в Волго-Камье распространенных на
Востоке научно философских и литературно-художественных идей. А это
в свою очередь сыграло весьма существенную роль в развитии
культуры, научно-философской мысли у самих булгар. Были заложены
основы для просвещения, налаживается система обучения.
Мусульманская школа являлась важнейшим фактором национальной
консолидации и самосохранения. Весьма значительные изменения в
размещении татарского населения произошли в XX в. В результате
урбанизационных процессов особенно интенсивно проходивших в период
1950-1960-х годов, более половины татарского населения страны стали
городскими жителями. В 1979-89 гг. доля татар-горожан выросла с 63
до 69%. Сейчас татары являются одним из самых урбанизированных
народов бывшего Советского Союза. Традиционная религия татар —
ислам суннитского толка, за исключением небольшой группы
христиан-кряшен, которые были обращены в православие в XVI-XVIII
вв. Как свидетельствуют исторические источники и археологические
раскопки, предки современных татар - булгары начали приобщаться к
мусульманству уже в первых десятилетиях IX в., и этот процесс
завершился в 922 г. провозглашением Ислама официальной религией
Волжской Булгарии. Говоря о традиционной народной одежде, следует
иметь в виду, что она не представляла собой нечто единое на
обширной территории проживания этноса. Тем не менее, в ней
выделяются особенности, характерные именно для татар. Стиль
народного костюма вплоть до середины XIX в. исследователи
определяют как монументальный. Крой, набор основной одежды, ее
название в мужском и женском костюме были одинаковыми. Татары всех
территорий носили длинные, широкие рубахи туникообразного покроя -
кулмэк и широкие, свободного покроя штаны (так называемые “штаны с
широким шагом”. Женская рубаха украшалась воланами, нагрудная часть
дугообразно оформлялась аппликацией, рюшами или съемным нагрудным
украшением - изнь. Кроме того, обязательным элементом женского
платья являлся нижний нагрудник - кукрэкчэ. Этому стилю одежды у
женщин соответствовали большие нагрудные и накосные украшения -
чулпы, чэчкап, широкие перевязи — хаситэ, широкие же браслеты, а
также сложный головной убор. Местное своеобразие проявлялось в
декоративном оформлении женских рубах, в формах женских головных
уборов, в том числе и покрывал, а также в способах их повязывания
(например, полотенцеобразный тастар - у мишарей и касимовских
татар, вышитый тамбуром оерпэк - у казанских татар, самобытное
покрывало - сурэкэ, тугэрэк яулык у кряшен. Верхняя одежда была
распашной, с цельным остовом. Поверх рубахи надевали безрукавный
(или с короткими рукавами) камзол. Он воспринимался народом как вид
домашнего (горничного) платья. Женские камзолы по бортам, низу
украшали позументной тесьмой, мехом. В холодное время носили
длинные подстеганные бешметы, крытые или дубленые шубы.
Традиционная обувь - кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жесткой
подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Праздничные женские ичиги
и башмачки, как правило, были оригинально орнаментированы в стиле
кожаной мозаики. Рабочей обувью служили лапти татарского образца с
прямоплетеной головкой с низкими бортиками. Их надевали с белыми
суконными чулками. Во второй половине XIX в. в костюме татар
произошли существенные изменения: формируется новый «утонченный»
стиль, появлению которого способствовало широкое внедрение
фабричных тканей, фабричных платков. Увеличился ассортимент тканей.
В среду зажиточных, особенно городских слоев, довольно интенсивно
проникают бархат, атлас, тяжелые цветные шерстяные и шелковые
ткани, парча, а из восточных тканей среднеазиатские (адрас,
бикасаб, саранча, бинарес). Помимо этого, поучили широкое
распространение бязь, ситец, сарпинка, кумач, нанка и др. ткани.
Это дало возможность разнообразить крой одежды, особенно женской.
Уже в конце XIX в. у татар сложился городской комплекс костюма,
подверженный воздействию русской (шире европейской) урбанистической
культуре того времени. Вместе с тем в нем были элементы, которые
носили символическое значение, выступая показателем этнической
принадлежности. К их числу, в первую очередь, относятся калфачки -
наколки (23), которые носили все татарки даже при европейском
костюме. Мужским головным убором, имевшим такое же значение,
выступала тюбетейка (24). Из-за репрезентативного значения этих
головных уборов, некоторых украшений, и в целом комплекса
городского костюма, носить их было престижно, поэтому они
распространялись и в периферийных, сельских районах. Проникновение
европейской моды в среду татар привело к концу XX в. к смене
традиционной одежды на одежду европейского типа. Лишь у старшего
поколения сохраняются традиционные элементы костюма, манера их
ношения (тюбетейки у мужчин, своеобразный способ повязывания платка
— за два узла под подбородком, полотнище распускается по спине) и
т.д., любовь к ярким расцветкам одежды. Татарский народ имеет
многовековую историю национальной государственности.
Предки татар
образовали первое крупное феодальное государство в Северо-Восточной
Европе Волжско-Камскую Булгарию. Многие города, особенно Булгар,
стали подлинными очагами материальной и духовной культуры. Здесь
первыми в Восточной Европе плавили чугун, чеканили монеты,
производили высококачественную кожу, строили бани с центральной
системой отопления, создавали изумительные по красоте ювелирные
изделия и т.д. В результате монгольского завоевания (1236 г.)
Волжская Болгария вошла в состав могущественного Джучиева Улуса
(Золотая Орда). Занимая громадную территорию от западных предгорий
Алтая на востоке и до берегов Дуная на западе, от Булгара и Казани
на севере до Дербентского ущелья на юге, Золотая Орда в течение
почти 200 лет была в центре мировой политики. Тот симбиоз кочевой и
городской культуры, который сложился в этом государстве, вобрав в
себя лучшие традиции домонгольской цивилизации (кыпчакской,
булгарской, среднеазиатской, причерноморской), является отражением
главным образом огромного богатства тюркского мира. Следующее
государственное образование уже непосредственно поволжских татар -
Казанское ханство со столицей в г.Казани. Казанское ханство
перестало существовать в октябре 1552 г., когда 150 тысячная армия
Ивана IV после двухмесячной осады захватила и разрушила Казань.
Заметным шагом к воссозданию государственности татарского народа
было объявление его автономии в 1920 г. В конце текущего столетия
открылись новые возможности восстановления государственности
Татарстана. 30 августа 1990 г. была принята Декларация о
государственном суверенитете Республики Татарстан. Прошедший 21
марта 1992 г. референдум и принятая 6 ноября 1992 г. Конституция
Республики Татарстан утвердили ее государственный статус:
Республика Татарстан - суверенное демократическое государство,
выражающее волю и интересы всего многонационального народа
республики. Утверждены государственные символы - герб, флаг и гимн
Республики Татарстан.
Этноним исторически закрепился за тюркоязычным населением
Урало-Поволжской историко-этнографической области, Крыма, Западной
Сибири и за тюркским по происхождению, но потерявшим свой родной
язык татарским населением Литвы. Не вызывает сомнения, что
волго-уральские и крымские татары являются самостоятельными
этносами.
Татары являются одним из крупных тюрко-язычных этносов. Общая
численность 6.648,7 тыс.чел. (1989 г.). Татары - основное население
Республики Татарстан (1.765,4 тыс.чел.), в Башкортостане проживает
1.120,7 тыс.чел., в Удмуртии - 110,5 тыс.чел., Мордовии - 47,3
тыс.чел., в Республике Марий Эл - 43,8 тыс., Чувашии - 35,7 тыс.
чел. В целом, основная часть татарского населения - более 4/5 живет
в Российской Федерации (5.522 тыс.чел), занимая по численности
второе место. Кроме того, значительное количество татар живет в
странах СНГ: в Казахстане - 327,9 тыс.чел., Узбекистане - 467,8
тыс.чел., Таджикистане - 72,2 тыс.чел., Киргизии - 70,5 тыс.чел.,
Туркмении - 39,2 тыс.чел. Азербайджане - 28 тыс.чел., на Украине -
86,9 тыс. чел., в странах Балтии (Литве, Латвии и Эстонии) около 14
тыс.чел. Имеется также значительная диаспора во всем остальном мире
(Финляндия, Турция, США, Китай, Германия, Австралия и др.). Ввиду
того, что отдельного учета количества татар в других странах
никогда не велось, трудно определить общую численность татарского
населения за рубежом (по разным подсчетам от 100 до 200 тыс. чел.).
Основу традиционного хозяйства татар составляло пашенное
земледелие. Имевшиеся различия были обусловлены экологическими
причинами: в лесной и лесостепной полосе Поволжья, Прикамья и
Приуралья господствовала паровая система земледелия в форме
трехполья; выращивали: озимую рожь, овес, ячмень, горох, чечевицу,
просо, полбу. Пашни обрабатывали двузубой сохой с перекладной
палицей - сука. В степных юго-восточных районах Поволжья и
Приуралья сохранялась залежно-переложная система, пахотным орудием
являлся тяжелый деревянный плуг – сабан; ведущее место на полях
занимала яровая пшеница. Урожай убирали серпом - урак, в степных
районах - косой - чалгы. В качестве прядильных культур возделывали
лен, коноплю. Животноводство - пастбищно-стойловое играло
подчиненную роль. Держали крупный и мелкий рогатый скот. В степной
зоне стада были значительными. Для татар характерна особая любовь к
лошади. Было распространено разведение домашней птицы, особенно кур
и гусей. Огородничество и садоводство были развиты слабо.
Традиционным было пчеловодство: прежде бортовое, в XIX—XX вв. -
пасечное. Наряду с сельским хозяйством важное значение имели
промыслы и ремесла: отходничество в районы предпринимательского
земледелия на жатву и т.п. и на фабрики, заводы, прииски, в города
(к последним чаще прибегали мишари и касимовские татары). Татары
славились мастерством в обработке кожи «казанский сафьян»,
«болгарская юфть». Исконными для них были торговля и
торгово-посредническая деятельность. Они практически
монополизировали в крае мелочную торговлю; большинство
прасолов-заготовителей также были татарами (22). В конце XX в.
татары, став одним из самых урбанизированных народов России, как в
республике, так и за ее пределами, заняты в основном в промышленном
производстве: в нефтедобыче, в производстве продуктов нефтехимии,
машиностроении, приборостроении и т.д. Татарстан же является
республикой высокоразвитого сельского хозяйства, важным
производителем зерновых и животноводческих продуктов. Водные
ресурсы республики обеспечивают нужды сельского хозяйства,
промышленного и бытового водоснабжения. Структура водопользования
имеет характерные черты. Так, потребление пресной воды в 1996 г.
составило 1120,6 млн. куб. м (100%), в том числе на орошение,
обводнение и сельскохозяйственное водоснабжение было затрачено
200,7 млн. куб. м (17,9%), на производственные нужды - 493,4 (44%),
на хозяйственно-питьевые - 314,8 (28,1%), на другие нужды - 111,7
млн. куб. м (10%) воды. Список используемой литерартуры:
1.Республика Татарстан, 1996: Статистический сборник. Казань.:
Карпол, 1997, С.145. 2. Капустин А. Ю. «Народы мира», М., 2000 г.
3. Лужин А. В., Лужина М. Г. «История татарского народа», М., 1998
г. 4. Броневой А. И. «Народы России», Саратов, 1999 г.
Татарское население России
122
0
7 минут
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!