Семинарское занятие № 5.
Тема: Средневековая философия и философия эпохи Возрождения (4 часа).
Часть 1. Средневековая философия. (2 часа).
Вопросы для самоподготовки:
Теоцентризм средневековой философии. Патристика: учение Августина Блаженного о Боге, о соотношении добра и зла, веры и разума.
Схоластика. Полемика реализма и номинализма. Метафизика Фомы Аквинского. Человек и общество в философии Фомы Аквинского.
3. Средневековая философия в арабо-мусульманских странах (Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн-Сина, Ибн-Рушд). Взаимосвязь философских и медицинских идей в мировоззрении Ибн-Сины.
Основные термины:
Догмат, исихазм, креационизм, номинализм, патристика, провиденциализм, сакральный, супранатурализм, схоластика, теология, теоцентризм, эсхатология.
Термины:
1) До́гма́т[1], или до́гма[2] (др.-греч. δόγμα, δόγματος[3] — мнение, решение, постановление) — утверждённое церковью положение вероучения, объявленное обязательной и неизменяемой истиной, не подлежащей критике (сомнению).
2) Исиха́зм (от др.-греч. ἡσυχία, «спокойствие, тишина, уединение») — христианское мистическое мировоззрение[1], древняя традиция духовной практики, составляющая основу православного аскетизма[2]. (Аске́за (от греч. ασκεσις — «упражнение»), аскетизм — преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающее в себя самоистязание. Цель аскезы — достичь определённых духовных целей. Подобная практика встречается во всех типах традиций и культур.).Аскетизм (от греч. asketes — упражняющийся в чем-либо), – ограничение и подавление чувственных влечений, желаний.
3) Креациони́зм (от лат. creatio, род. п. creationis — творение) — теологическая и мировоззренческая концепция, согласно которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.
4) Номинали́зм (лат. nominalis — относящийся к именам, именной, от nomen — имя) — философское учение, согласно которому названия таких понятий, как «животное», — «эмоция» — это не собственные имена цельных сущностей, а общие имена (универсалии), своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена конкретные (например, вместо общего имени «человек» — собственные имена «Пётр», «Павел», «Анна», «Мария» и пр.).
5) Патри́стика (от греч. πατήρ, лат. pater — отец) — философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных лидеровхристианства до VII века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества.
6) Провиденциализм (от лат. providentia — провидение) — историко-философский метод, рассмотрение исторических событий с точки зрения непосредственно проявляющегося в них Провидения, высшего Промысла, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана спасения человека.
7) Сакра́льное (от англ. sacral и лат. sacrum — священное, посвященное богам) — в широком смысле — всё, имеющее отношение к Божественному, религиозному,небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений.
8) Супранатурали́зм (от лат. suprа — сверх, и naturalis — природный, естественный) — мировоззренческая концепция, утверждающая существование особого духовного мира; вера в особый духовный мир.
9) Схола́стика (греч. σχολαστικός — учёный, Scholia — «школа») — систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетови представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Схоластика характеризуется соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.
10) Богосло́вие, или теоло́гия (калька греч. θεολογία, от греч. θεός — Бог и греч. λόγος — слово, учение, наука) —систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо религии[1]. Представляет собой комплекс дисциплин, занимающихся изучением, изложением, обоснованием и защитой учения оБоге, его деятельности в мире и его откровении, а также связанных с ним учениях о нравственных нормах и формахБогопочитания[2][3][4][5].
11) Теоцентризм (греч. Θεός — Бог + лат. Centrum — центр круга) — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, и подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни. Теоцентризм связан с теизмом и его принципами[1]. Теоцентризму противопоставляются космоцентризм иантропоцентризм.
12) Эсхатоло́гия (от др.-греч. ἔσχατον — «конечный», «последний» + λόγος — «слово», «знание») — система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной и её переходе в качественно новое состояние. Также отрасль богословия, изучающая эту систему взглядов и представлений в рамках той или иной религиозной доктрины.
Ибн Рушд.
Проблема знания и веры. В своей работе «Согласие религии и философии» Ибн Рушд выдвинул и разработал оригинальную концепцию «двух истин», или «двойственной истины», сыгравшую в дальнейшем большую роль в истории философии. По его мнению, должно существовать две истины: религиозная и философская. Такой подход кардинально изменил соотношение философии и теологии в арабо-мусульманских странах и стал основой философского переворота в христианском мире.
Аль-Кинди– основоположник арабской философии. В круг научных интересов Аль-Кинди входили и метафизика, и логика, и этика, и математика, и астрономия, и медицина, и метеорология, и теория музыки, и оптика. В философии он опирался на аристотелизм, и так же, как Аристотель, считал философию венцом всего научного знания. Аль-Кинди не ограничивался мусульманским мировозрением и указывал, что истина - истина везде. Так же рационалистически, как математику, нужно строить и философию. Аль-Кинди был рационалистом и вслед за Аристотелем считал, что при помощи разума возможно полное познание истины. Но целью всего существующего является Аллах, в котором существует полнота истины.
Ибн Сина, латинизированное — Авиценна , родился недалеко от Бухары, которая в то время была крупным культурным центром.
Философские воззрения. Ибн Сина в своих работах в основном развивает идеи перипатетизма (Учение Аристотеля) и частично неоплатонизма, синтезированного с мусульманским вероучением.
Онтология.(учение о сущем,о бытии) Мир является несотворенным, он есть вечно существующая во времени эманация(Эманация — истечение чего-либо откуда-либо, появление чего-либо в результате выделения из чего-либо более сложного;) Бога, существующего вне времени. Бог у Ибн Сины соединяет черты «Первоформы = Первопричины = = Перводвигателя» Аристотеля и «Единого» неоплатоников. Бог является безличным, не имеет воли и подчинен необходимости. Он же есть единственно необходимая сущность.Как и Аристотель, Ибн Сина божественную деятельность понимает как мышление Бога о самом себе. Природа, возникшая в результате последовательных эманации, далее развивается самостоятельно.
Гносеология(.теория познания).При познании природы и конкретных вещей существенную роль играет чувственное познание. Но высший путь познания — это божественное озарение, которое крайне редко, но имеет место у отдельных людей.
Учение о душе. Душа человека понимается (в соответствии с Аристотелем) как форма, она бессмертна и продолжает существовать и после смерти тела. Телесное воскресение категорически отвергается. Как и Аристотель, Ибн Сина различает так же три типа души.
Авиценна прославился как искусный врачеватель, который мог лечить казавшихся безнадёжными больных. Теоретические сведения и практические рекомендации по медицине были изложены Авиценной в труде «Канон врачебной науки». В нём обобщен многовековой опыт античных, арабских, среднеазиатских и индийских врачей. На протяжении средневековья и Возрождения «Канон» оставался обязательным руководством медиков. Достаточно точно Авиценна описал деятельность различных органов человеческого тела, иногда подчёркивая сходство организма человека и животных. В «Каноне» Ибн-Сины содержится описание более 700 лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения, содержатся рекомендации по их применению. Тело рассматривалось Авиценной как инструмент души. Следовательно, надо научиться правильно пользоваться телом, чтобы проявились все способности души. Также Ибн-Сина подчёркивал важную роль душевного состояния пациента, которое может помочь или помешать излечению болезни. Авиценна указывал на необходимость соблюдения правил гигиены и на большое значение физических упражнений для сохранения здоровья. Нагрузки, предназначенные для сохранения здоровья, должны быть сообразованы с особенностями организма, пола, возраста и других факторов.
Семинарское занятие № 6.
Часть 2. Тема: Философия эпохи Возрождения(2 часа).
Вопросы для самоподготовки:
Семинарское занятие № 5.
Тема: Средневековая философия и философия эпохи Возрождения (4 часа).
Часть 1. Средневековая философия. (2 часа).
Вопросы для самоподготовки:
Теоцентризм средневековой философии. Патристика: учение Августина Блаженного о Боге, о соотношении добра и зла, веры и разума.