Победа Октябрьской революции в России и ее значение для судьбы отечественного искусства и культуры. Мероприятия советской власти по охране произведений искусства. Расцвет агитационно-массового искусства, “Окна РОСТА” и роль В. В. Маяковского в их создании. Подчинение искусства требованиям большевистской политической идеологии. Ленинский план монументальной пропаганды. Произведения Л. В. Шервуда, В. И. Мухиной, М. Г. Манизера.
Роль искусства в формировании культа вождя. Создание Н. А. Андреевым “Ленинианы”. Другие произведения этого мастера.
Новая направленность советской живописи. Первые картины на историко-революционные темы (И. И. Бродский, И. А. Владимиров). Становление батального (М. Б. Греков), бытового (А. Ф. Моравов), портретного (С. В. Малютин), пейзажного (А. А. Рылов) жанров советской живописи.
Искусство 1920—1930-х гг. Организация различных художественных объединений, многообразие течений и художественных направлений. Поиски нового пластического языка, соответствующего новой созидающей эпохе (“Башня III Интернационала” В. В. Татлина), и организация новой среды.
Подъем архитектуры. Реконструкция Москвы. Строительство метрополитена. Развитие монументального искусства.
Создание Государственного института художественной культуры (ГИНХУК). Общественная деятельность К. С. Малевича, В. В. Татлина и других деятелей русского авангарда.
Художественные объединения этого периода: Ассоциация художников революционной России (АХРР), Общество станковистов (ОСТ), “Круг художников”, “4 искусства”, “Мастера аналитического искусства” (МАИ) и многие др.
Борьба Коммунистической партии за идеологическую монополию. Постановление ЦК ВКП(б) “О перестройке литературно-художественных организаций” (1932). I Всесоюзный съезд писателей (1934). Определение понятия социалистического реализма в Уставе Союза писателей СССР. Организация единых творческих союзов. Устройство и проведение официальных художественных выставок “15 лет РККА”, “20 лет Красной Армии”, “Индустрия социализма” и др. Развитие темы вождя в творчестве А. М. Герасимова и И. И. Бродского. Б. В. Иогансон — мастер историко-революционного жанра.
Идеализированный показ Гражданской войны в произведениях М. Б. Грекова.
Становление идеологизированной бытовой и портретной живописи (Е. М. Чепцов, Б. В. Иогансон, Г. Г. Ряжский). Появление советского индустриального пейзажа (Б. Н. Яковлев).
Творчество К. С. Петрова-Водкина и А. А. Дейнеки.
П. Н. Филонов.
Формирование принципов социалистического реализма в скульптуре И. Д. Шадр. Монументальные памятники Ленину и политическим деятелям советского государства. Особое место скульптурной группы “Рабочий и колхозница” В. И. Мухиной в искусстве 1930-х гг.
Искусство периода Великой Отечественной войны. Выдающаяся роль графики. Плакатное искусство. Художественные выставки военного времени. Героический характер произведений этого периода.
Тема войны в произведениях С. В. Герасимова, А. А. Пластова, А. А. Дейнеки и др. Развитие жанра исторической картины.
Скульптура военных лет. Портреты героев войны.
Возрастание после войны государственного давления на литературу и искусство. Всесоюзные тематические выставки “30 лет ВЛКСМ”, “30 лет Вооруженных Сил СССР”. Новые произведения о Великой Отечественной войне. Возрастание роли жанровой картины. Отражение жизни послевоенной деревни в произведениях А. А. Пластова.
Книжная графика послевоенного периода: иллюстрации Кукрыниксов, Д. Шмаринова, О. Верейского. Антивоенные графические серии Е. Пророкова.
Расцвет монументального искусства в скульптуре. Мемориальные комплексы в Трептов-парке в Берлине (Е. Вучетич), в Саласпилсе (Л. Буковский и др.).
Искусство периода “оттепели” (конец 1950-х—1960-е гг.). Ослабление цензурных ограничений, оживление всей культурной жизни страны. Подготовка и проведение I Всесоюзного съезда художников (1957).
Триптих Е. Коржева “Коммунисты” — идея неразделенности партии и народа. Тема Гражданской войны в творчестве Е. Е. Моисеенко. Многообразие тем, жанров и направлений в искусстве этого периода.
Скульптура. Творчество М. К. Аникушина.
Суровый стиль” и “нонконформизм” как формы протеста против официозности в искусстве. Мастера “сурового стиля”: творчество В. Попкова, Д. Жилинского, Н. Андронова. Диссидентские выставки в Москве и Ленинграде.
Возрождение традиций русского искусства и возврат к камерности в живописи: группа “семидесятников” — Т. Назаренко, К. Нечитайло, Н. Нестерова, В. Дементьев.
Дальнейшая индивидуализация художественного процесса. “Свобода творчества”. Разрушение понятий “художественное мастерство” и “школа”. Эклектичность современного российского искусства.
Художественные центры Петербурга: Государственный центр современного искусства, Академия современного искусства, Новая академия изящных искусств. Деятельность галерей. Периодические издания. Реалистическое и “новейшее” искусство.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
- Искусство: понятие, классификация. Художественные направления, течения, стили: сущность и взаимоотношения понятий.
- Архитектура как вид искусства: особенности художественного языка.
- Живопись как вид изобразительного искусства: техники живописи, особенности художественного языка, системы пространственных построений.
- Характеристика основных жанров в живописи.
- Скульптура в системе пространственных искусств; её виды и жанры.
- Первобытное искусство: понятие, виды, функции, особенности, источники изучения первобытного искусства.
- Проблема происхождения изобразительного искусства. Гипотеза А.Д. Столяра.
- Образ зверя и образ человека в искусстве верхнего палеолита.
- Искусство Античной Греции: истоки, условия формирования, отличительные черты.
- Крито-микенское искусство (ансамбль Кносского дворца, вазопись, мелкая пластика).
- Архитектура Древней Греции: типы архитектурного ордера, ансамбль Афинского Акрополя.
- Развитие древнегреческой скульптуры: архаический и классический периоды.
- Древнегреческое изобразительное искусство периода эллинизма.
- Античная живопись, мастера живописи. Геометрический, чернофигурный и краснофигурный стили вазописи, мастера вазописи.
- Искусство западноевропейского средневековья: художественная картина мира.
- Искусство раннего западноевропейского средневековья V – X веков.
- Искусство Западной Европы XI – XII веков. Романский стиль.
- Искусство Западной Европы XII – XIV веков. Готический стиль.
- Византийское искусство: периодизация, общая характеристика. Иконографические каноны.
- Архитектура Византии. Византийская иконопись.
- Искусство эпохи Возрождения: истоки, условия формирования, отличительные черты, периодизация.
- Итальянское предвозрождение: общая характеристика, памятники, мастера. Творчество Джотто. Творчество живописцев Сиенской школы.
- Архитектура и скульптура раннего итальянского Возрождения Творчество Брунеллески, Донателло, Альберти, Вероккио.
- Живопись раннего итальянского Возрождения. Флорентийская школа (Мазаччо, Сандро Боттичелли).
- Живопись раннего итальянского Возрождения. Северо-итальянская и умбрийская школы (Пьеро делла Франческа, Андреа Мантенья).
- Венецианское Возрождение: особенности художественного стиля. Творчество братьев Беллини.
- Высокое Возрождение в Италии: Творчество Леонардо да Винчи.
- Высокое Возрождение в Италии: Творчество Рафаэля.
- Высокое Возрождение в Италии: Творчество Микеланджело.
- Высокое Возрождение в Венеции. Творчество Джорджоне.
- Высокое Возрождение в Венеции: Творчество Тициана.
- Позднее Возрождение в Италии. Творчество П. Веронезе, Я. Тинторетто.
- Маньеризм как художественное направление в искусстве XVI века. Творчество художников-маньеристов.
- Искусство Северного Возрождения: общая характеристика, творчество одного из мастеров.
- Западноевропейское искусство XVII века: художественные направления, эстетические принципы. Барокко как художественное явление. Особенности стиля барокко
- Фламандская живопись XVII века: общая характеристика, творчество одного из мастеров. П. П. Рубенс.
- Голландская живопись XVII века: общая характеристика, творчество одного из мастеров. Рембрандт.
- Итальянская скульптура и архитектура 17 века. Творчество Д.Л. Бернини.
- Итальянская живопись 17 века. Творчество Караваджо.
- Изобразительное искусство Западной Европы XVIII века: художественные направления, эстетические принципы, мастера. Испанская живопись XVII-XVIII вв.: общая характеристика, творчество одного из мастеров.
- Французская живопись XVII-XVIII вв.: общая характеристика, творчество одного из мастеров.
- Изобразительное искусство Западной Европы XIX века: художественные направления, эстетические принципы, мастера.
- Романтизм и реализм во французской живописи XIX века.
- Импрессионизм художественное явление. Творчество художников-импрессионистов.
- Постимпрессионизм во французской живописи XIX века. Творчество В. Ван Гога. П. Гогена.
- Истоки и условия формирования искусства Древней Руси. Периодизация древнерусского искусства.
- Изобразительное искусство и архитектура Древней Руси (конец IX – XI вв.).
- Русская икона: сюжеты и образы древнерусской живописи. Техника иконописи.
- Новгородская школа архитектуры и живописи (XI-XV вв.).
- Владимиро-Суздальская школы архитектуры и белокаменной резьбы (XII-XIII вв.).
- Московская школа архитектуры XV-XVI вв. Ансамбль Московского Кремля.
- Московская школа живописи XV-XVI вв. Творчество Андрея Рублева.
- Ярославская школа архитектуры и живописи XVII века.
- Строгановская школа живописи и ремесел (XVII в.).
- Петровское барокко в архитектуре Санкт-Петербурга начала XVIII в.: общая характеристика, памятники, мастера.
- Русское барокко в архитектуре Санкт-Петербурга середины XVIII в.: общая характеристика, памятники, мастера.
- Русская портретная живопись XVIII в. Творчество Ф.С. Рокотова, Д.В. Левицкого, В.Л. Боровиковского.
- Скульптура в России XVIII в.: общая характеристика; творчество одного из мастеров.
- Екатерининский классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга: общая характеристика; творчество одного из мастеров.
- Дворцово-парковые ансамбли пригородов Петербурга.
- Романтизм в русской живописи первой трети XIX века
- Русская академическая школа XIX века: общая характеристика; творчество одного из мастеров.
- Реализм в русской живописи XIX века: общая характеристика; творчество одного из мастеров.
- Русская портретная живопись XIX века: общая характеристика; творчество одного из мастеров.
- Скульптура в России в XIX века: общая характеристика; творчество одного из мастеров.
- Русский ампир в архитектуре России первой трети XIX века: общая характеристика; творчество одного из мастеров.
- Художественные объединения в России конца XIX– начала ХХ веков: общая характеристика; деятельность одного из объединений.
- Религиозно-философская тема в русской живописи середины XIX – начала ХХ вв.: общая характеристика; творчество одного из мастеров.
- Историзм в архитектуре России XIX в.: общая характеристика; творчество одного из мастеров.
- Русский модерн в архитектуре Санкт-Петербурга.
- Русская живопись начала ХХ века: общая характеристика, творчество одного из мастеров. Мастера русского авангарда (К. С. Малевич, В. В. Кандинский, Д. Бурлюк и др.).
- Искусство послеоктябрьского десятилетия.
- Художественные объединения 1920-х гг.
- Реконструкция Москвы и особенности архитектуры этого периода.
- К. С. Малевич.
- П. Н. Филонов.
- К. С. Петров-Водкин.
- А. А. Дейнека.
- Скульптура 1920 — 1930-х гг.
- Искусство периода Великой Отечественной войны (живопись, графика, скульптура).
- «Суровый стиль» и «нонконформизм» в искусстве 1960-х гг.
- Современные центры изобразительного искусства в Петербурге.
- Тенденции и особенности современного искусства, его основные направления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Гомбрих Э. История искусства. – М.: Республика, 1998.
2. Всеобщая история искусств. В 6 т. – М.: Искусство, 1956-1966.
3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. В 2 кн. – М.: Искусство, 1996.
4. Ильина Т.В. История искусств: Западноевропейское искусство – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 2000. – 368с.
5. Ильина Т.В. История искусств: Отечественное искусство. – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 2000. –407с.
6. Бартеньев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей: Учеб. пособие. – М.: Изобразит. искусство, 1983. – 384с.
7. История искусства зарубежных стран XVII-XVIII веков: Учебник/ Под ред. В.И. Раздольской. – М.: Изобразительное искусство, 1988. – 512с.
8. История искусства зарубежных стран: Первобытное общество. Древний Восток. Античность/ Под ред. М.В. Доброклонского, А.П. Чубовой. – 4-е изд. – М.: Изобраз. искусство, 1980. – 213с.
9. История искусства зарубежных стран: Средние века. Возрождение/ Ред. И.Г. Нессельштраус. – 2-е изд. – М.: Изобразительное искусство, 1982. – 375с.
10. История русской архитектуры: Учебник/ Под ред. Ю.С. Ушакова, Т.А. Славиной. – СПб.: Стройиздат, 1994. – 600с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ОБЩИЙ РАЗДЕЛ
Справочники. Энциклопедии