ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Методические указания
Челябинск
Издательство ЮУрГУ
ББК _____
Философия: Методические указания / Составитель Е.В. Гредновская, У.В. Сидорова. – Челябинск: ЮУрГУ, 2009. – _24__ с.
Методические указания составлены на основе учебной программы по курсу «Философия» (70 ч.). В них содержится тематика лекций, развернутые планы семинарских занятий, тематическая литература к ним, а также общий список учебной и дополнительной литературы. Методические указания предназначены помочь студенту в процессе изучения философии понять поставленные перед ним теоретические задачи и сориентироваться в выборе литературы.
Список лит. – 254 назв.
Одобрено советом факультета социально-гуманитарного образования.
Рецензент В.С. Балакин.
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемые методические указания составлены на основе историко-философского раздела базовой программы по курсу «Философия» как общеобразовательной дисциплины. В ходе освоения студенты знакомятся с процессом смены типов познания в истории человечества, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, его закономерностями и перспективами.
Методические указания содержат подробные планы семинарских занятий, тематическую литературу к ним, а также общий список учебной и дополнительной литературы.
Таким образом, программа курса, представляя собой введение в историю философской мысли и проблематики, призвана способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире, месте человека в нем, об отношении человека к этому миру, к людям и самому себе, т.е. формированию и развитию философского мировоззрения и мироощущения.
Поэтому с учетом указанных потребностей свою задачу авторы видят в активизации самостоятельного, осмысляющего мышления, в культивировании осмысленного, рефлексирующего отношения к философским проблемам и философскому тексту. И начальной точкой осмысленности и плодотворной рефлексии является внимательное отношение к философскому языку, стилю философствования, свобода живого диалога и дискуссии.
Для достижения поставленных целей авторы уделяют особое внимание работе с первоисточниками. По каждой изучаемой теме подобран философский текст, который выносится на семинар для живого обсуждения, и в методических указаниях предлагаются вопросы для анализа этого текста.
Работа с текстами, предлагаемая авторами, основана на методологии герменевтического подхода. Герменевтика представляет собой направление в философии, занимающееся проблемой теории и практики понимания текста. Она имеет древние традиции по изучению понимания, истолкования и объяснения различных типов текстов художественной литературы, религиозных трактатов и др., а в настоящее время герменевтика рассматривается как основа всего цикла гуманитарных наук: филологии, литературоведения, лингвистики.
С позиций герменевтики для процесса понимания текста звуки и буквы, последовательности символов и даже предложения несущественны, это всего лишь сигналы, так как понимаем не звуки, и буквы или символы, а мысль, выраженную ими. Отсюда следует, что понимание текста заключается в раскрытии его смысла, для чего необходимо выполнить определенные действия.
На этой основе зарубежными философами была сформирована теория понимания, были выделены основные категории герменевтического анализа «понимание» и «интерпретация», выдвинут принцип «герменевтического круга», раскрывающий структуру понимания. Суть структуры заключается в том, что понимание рассматривается как системный процесс уяснения смысла частей текста, исходя из предвосхищения его смысла, в целом, понимание смысла всего текста на основе осмысления его частей. Непременным условием понимания текста эти философы считали полное отождествление читателя с автором текста.
Таким образом, герменевтический подход, предлагаемый авторами в курсе обучения философии и осуществляемый на подробном анализе первоисточников, дает большие возможности для осуществления понимания сложных философских текстов на практике.
Разумеется, в процессе изучения дисциплины предполагается использование самых разнообразных учебно-методических форм: блиц-опросы, диспуты, доклады, рефераты, тесты, контрольные, а также, все формы отчетности (зачет и экзамен). И цель подобного рода изданий – помочь студенту в процессе изучения философии понять поставленные перед ним теоретические задачи и сориентироваться в выборе подходящей формы работы, доступной и вызывающей интерес литературы, в уяснении объема требований, предъявляемых преподавателем. Но в основе всего этого все же стремление преподавателя пробудить рефлексное мышление студента, позволяющее в конечном итоге понять, что философия – это не то «когда ты не понимаешь то, что я говорю, а я не понимаю то, что ты говоришь», а увлекательная область человеческого познания, прояснения и поиска собственного Я.
Общее количество часов – 70:
34 ч. – лекции;
36 ч. – семинары.
Отчетность: III семестр – зачет;
IV семестр – экзамен.
СТРУКТУРА КУРСА
Тема 1. Проблема мировоззрения. Специфика философского мировоззрения.
Тема 2. Философия как теоретическое знание. Ключевые философские понятия.
Тема 3. Античная философия.
Тема 4. Средневековая философия.
Тема 5. Философия эпохи Возрождения.
Тема 6. Философия Нового времени.
Тема 7. Классический этап философии Нового времени.
Тема 8. Западноевропейская неклассическая философия.
Тема 9. Философия второй половины 20 века: герменевтика и постмодернизм.
Тема 10. Русская философия.
ПЛАН КУРСА
Семестр | № п/п | Темы лекций | Номер раздела и темы | Количество учебных часов | |
лекции | семинары | ||||
III | Проблема мировоззрения. Специфика философского мировоззрения. | Тема 1 | |||
2. | Философия как теоретическое знание. Ключевые философские понятия. | Тема 2 | |||
Античная философия | Тема 3 | ||||
4. | Средневековая философия. | Тема 4 | |||
Философия эпохи Возрождения | Тема 5 | ||||
IV | 6. | Философия Нового времени | Тема 6 | ||
7. | Классический этап философии Нового времени | Тема 7 | |||
8. | Западноевропейская неклассическая философия | Тема 8 | |||
9. | Философия второй половины 20 века: герменевтика и постмодернизм. | Тема 9 | |||
Русская философия | Тема 10 |
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Проблема мировоззрения. Специфика философского мировоззрения. (4 ч)
Занятие 1. Вводное
1. Структура курса, литература, отчетность.
2. Формы и методы учебного процесса: опрос, контрольная работа, тест, обсуждение статей.
3. Ознакомительный письменный тест на уровень общей гуманитарной подготовленности и способность к абстрактному мышлению. Результаты теста. Рекомендации.
Занятие 2. Философия как мировоззрение.
1. Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения: познавательный, ценностно-нормативный, эмоционально-волевой, практический элементы. Уровни: обыденный, необыденно-творческий, теоретический (философский). Виды мировоззрения: индивидуальное, групповое (социальное), национальное, общечеловеческое на определенном историческом этапе. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.
2. Философия как рациональное систематическое мировоззрение. Философия как самосознание культуры. Специфика философских проблем (универсальность, поиск предельных оснований, личностный характер) и причины их «вечности». Предмет философии. Его становление и изменение в ходе истории. Исторические этапы (типы) развития философии. Основные линии философского осмысления действительности: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм, культуроцентризм. Место и роль философии в обществе.
3. Хайдеггер М. Отрешенность // Разговор на проселочной дороге. М.: Высш. шк., 1991 –с. 102-112.
Вопросы для анализа и обсуждения статей к п. 3
1. Что означает, по мысли автора, «бездумность» современности как «бегство от мышления»?
2. Каковы различия «вычисляющего мышления» и «осмысляющегораздумья»?
3. В чем Хайдеггер видит «укорененность» человека и утрату этой укорененностив современном мире?
4. Какая связь между технизированностью мира и осмысляющим мышлением?
5. Что означает у Хайдеггера «отрешенность от вещей» какне-бессмысленность, как постижение смысла мира техники?
6. В чем философ видит опасность технического прогресса, каковы особенности авторского понимания этой проблемы?
Библиографический список
1. Бибихин, В.В. Язык философии / В.В. Бибихин. – М.: Язык славянской культуры, 2007. – 415 с.
2. Бердяев Н. О власти пространств над русской душой. Об отношении русских к идеям // В кн.: Судьба России. – М., 1990.
3. Гудинг, Д. Мировоззрение: человек в поисках истины и реальности: учебное пособие / Д. Гудинг; пер. с англ. Т.В. Барчунова. – Ярославль: Норд, 2004. – 475 с.
4. Декомб В. Философия в погоне за духом времени // Современная французская философия. – М.: Весь мир, 2000.
5. Введение в философию: учебное пособие для вузов / под общ. ред. И.Т. Фролова. – М.: Культурная революция, Республика, 2007. – 623 с.
6. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. В.С. Стёпина.– М.: Мысль, 2001. – Т.2.– 634 c.
7. Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: Владос, 2003. – 800 с.– http://books.atheism.ru /study/
8. Хайдеггер М. Что такое – философия? // Вопросы философии. – 1993. – № 8.
Библиографический список
1. Ахаизер А.С. Об особенностях современного философствования // Вопросы философии. – 1995. – № 12; 1998. – № 2; 1999. – № 8.
2. Делез Ж. Что такое философия. – М., 1998.
3. Введение в философию: учебное пособие для вузов / под общ. ред. И.Т. Фролова. – М.: Культурная революция, Республика, 2007. – 623 с.
4. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с
5. Мамардашвили М.К. О философии // Вопросы философии. – 1991. – № 5.
6. Мамардашвили М.К. Мысль под запретом // Вопросы философии. – 1992. – № 2.
7. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. В.С. Стёпина.– М.: Мысль, 2001. – Т.2.– 634 c.
8. Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: Владос, 2003. – 800 с.– http://books.atheism.ru /study/
9. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М.: Высш. шк., 1991
Тема 3. Античная философия.
Библиографический список
1. Адо, П. Что такое античная философия? / П. Адо; пер. с фр. В.П. Гайдамака. – М.: Изд-во гуманитарная литература, 1999. – 317 с.
2. Алексеев, П.В. История философии: учебник / П.В. Алексеев. – М.: Проспект, 2005. – 236 с.
3. Антология мировой философии: В 4 т. Т. I, ч. I / Под ред. Соколова. – М., 1969.
4. Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 2005. – 400 с.
5. Бессонов, Б.Н. Философия. История и современные задачи: учебник для вузов / Б.Н. Бессонов. – М.: НОРМА, 2006. – 553 с.
6. Брамбо, Р.С. Философия Древней Греции / Р.С. Брамбо. – М.: Центрполиграф, 2002. – 347 с.
7. Ермаков, В.С. Справочник по истории философии: хронологический, персонифицированный / В.С. Ермаков. – СПб.: Союз, 2003. – 447 с.
8. Лавриненко, В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2004. – 622 с.
9. Лосев, А.Ф. История античной философии / А.Ф. Лосев. – М.: Мысль, 1989. – 204 с.
10.Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. – М., 1999.
11. Платон. Диалоги / Платон; пер. с древнегреч. В.Н. Карпова. – СПб.: Азбука-классика, 2008. – 445 с.
12. Платон. Символ пещеры. / Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.I. Исходные филос. Проблемы, понятия и принципы./ Раздел четвертый. Философские проблемы сознания и познания, I. Философское понимание сознания – М.: Политиздат. 1991.– С. 412- 414 (672 с.)
13. Цицерон, М. Т. О пределах блага и зла: Парадоксы стоиков / М. Т. Цицерон. – М.: Изд-во РГГУ, 2000. – 472 с.
14. Чанышев, А.Н. История философии Древнего мира: учебник / А.Н. Чанышев. – М.: Академический проект, 2005. – 606 с.
15. Чанышев А.Н.. Трактат о небытии. / http://psylib.org.ua/books/_chana01.htm>
16. А. Швейцер. Этика и культура в греко-римской философии.
< http://psylib.org.ua/books/shvei01/txt10.htm>
Тема 4. Средневековая философия.
(2 ч)
Занятие 1
1. Формирование христианской философии. Предпосылки возникновения христианства. Теоцентризм – системообразующий принцип философии Средневековья. Основные этапы средневековой философии: апологетика, патристика, схоластика.
2. Основные философские проблемы средневековой философии в концепциях наиболее выдающихся ее представителей (Августин Аврелий, Фома Аквинский). Божественное предопределение и свобода человека. Душа и тело. Происхождение зла и теодицея. Идея творения и идея откровения. Соотношение веры и разума. Проблема доказательства бытия Бога. Спор о природе общих понятий – номинализм и реализм.
3.1Августин. Исповедь / <http://psylib.org.ua/books/avgus01/index.htm>
3.2 Х. Ортега-и-Гассет. Вера и разум в сознании европейского Средневековья. //Человек. – 1992. – № 2. – С. 97–105.
Вопросы для анализа и обсуждения статей к п. 3
3.1
1. Что такое внутренний, мистический путь восхождения к Богу? Какие этапы проходит душа человека на этом пути?
2. В чем особенности самопонимания человека, идущего к Богу? Какую роль в его жизни играет память?
3.2.
1. В чем сходство и различие идей Платона с христианскими идеями?
2. Что означает по Августину принципиальная несамодостаточность человеческого существа? Как он понимает в этой связи процесс познания и постижения истины?
3. Как преодолеваетсяидея человеческой несамодостаточности во взглядах Ансельма? Что означает для него разум?
4. Как идея Ансельма усиливается у Фомы Аквинского? Что означает его
утверждение «Бог – это логика» для переосмысления процесса познания и богопознания?
5. В чем видит Дунс Скот сужение понятия Бога у предшествующих ему мыслителей?
6. Что означает для понимания Бога отсутствие универсалий по Уильяму Оккаму?
7. С какой философской установкой по отношению к Богу и процессу познания подходит европейская культура к периоду Возрождения?
Библиографический список
1. Авгyстин, А. Исповедь / <http://psylib.org.ua/books/avgus01/index.htm>
2. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с.
3. Антология мировой философии. – М., 1969. – Ч. 1. – С. 536–576; Ч. 2. – С. 581–620.
4. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1972.
5.Кураев, А. Грехопадение / А. Кураев // Человек. – 1993. – № 5 – 6. – С. 5–20.
6. Ортега-и-Гассет, Х. Вера и разум в сознании европейского средневековья / Х. Ортега-и-Гассет //Человек. – 1992. – № 2. – С. 97–105.
7. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2005. – 268 с.
8. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф. Губский,
Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: Инфра-М, 2006. – 574 с.
9. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: учебник для философских факультетов университетов и аспирантов вузов по курсу «История философии» / А.Н. Чанышев. – М.: Высшая школа, 1991. – 510 c.
10. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии / сост. П.С. Гуревич. – М.: Политиздат,1991. – 461 с.
Занятие 1
1. Антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм – характерные черты философского мировоззрения эпохи Возрождения. Процесс секуляризации духа. Проблемы человеческой индивидуальности.
2. Основные проблемы философии эпохи Возрождения. Переход от мистического пантеизма к натуралистическому. Утверждение натурфилософской ориентации в знании (Н. Коперник, Г. Галилей). Формирование новой картины мира, согласующей проблемы космоса, человека, природы, религии и социума.
3. П.П. Гайденко. Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей.// Вопросы философии, 2002, №7, с. 131-142.
Вопросы для анализа и обсуждения статей к п. 3
1. В чем смысл концепций «ученого незнания» и «совпадения противоположностей» Н. Кузанского?
2. Какова взаимосвязь этих концепций в контекстемистического пантеизма Н. Кузанского?
3. Что означает утверждение Н. Кузанского о возможности познавать Бога только в его «развернутом виде», как это утверждение связано в целом с концепцией пантеизма?
4. Каковы отличия идей Дж. Бруно в его концепции натуралистического пантеизма от представлений Н.Кузанского?
Библиографический список
1. Баткин, Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди / Л.М. Баткин. – М.: Изд-во РГГУ, 1995. – 354 с.
2. Блинников, Л.В. Великие философы: словарь-справочник / Л.В. Блинников. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Логис, 2000. – 428 с.
3. П.П. Гайденко. Николай Кузанский и проблема совпадения противоположностей // Вопросы философии, 2002, №7, с. 131-142.
4. Ильин, В.В. История философии / В.В. Ильин. – СПб.: Питер, 2005. – 731 с.
5. История философии: учебник для вузов / А.В. Белов, Г.В. Драч, В.Н. Дубровин и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 771 с.
6. Лавриненко, В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 3-е изд. , перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2004. – 622 с.
7. Ортега-и-Гассет, Х. Человек в ХV веке / Х. Ортега-и-Гассет // Человек. – 1992. – № 3. – C. 28–29.
Тема 6. Философия Нового времени (XVII–XVIII вв.) (4 ч)
Занятие 1. Онтология и гносеология Нового времени.
1. Научная революция XVII века и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем. Смещение предмета философии Нового времени в область гносеологии и методологии. Проблема метода познания. Проблема достоверности знаний: эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт). Индуктивный и дедуктивный методы познания.
2. Связь гносеологии и онтологии: монизм, дуализм, плюрализм. Материалистический сенсуализм Дж. Локка: учение о первичных и вторичных качествах вещей. Субъективный идеализм Дж. Беркли: вещи как комплекс ощущений, идеалистический номинализм. Агностицизм Д. Юма: учение об идеях и их ассоциациях, критика понятия субстанции, проблема причинности.
3. Р. Декарт. Рассуждение о методе. /< http://psylib.org.ua/books/dekar01/index.htm>
Вопросы для анализа и обсуждения статей к п. 3
1. В чем суть рационализма как философского направления? В чем специфика онтологического и гносеологическоговидов рационализма? Каковы особенности рационализма Р.Декарта?
2. В чем суть метода познания, предлагаемого Декартом? Что означает понятие «дедукция» в его гносеологии? Какова значимость «истинных, очевидных и абсолютно ясных предпосылок»в дедуктивном выводе?
3. Что представляет собой метод сомнения Декарта? Какова в нем роль интеллектуальной интуиции?
4. Каково ясное и достоверное утверждение Декарта, обнаруженное им путем методического сомнения? В чем именно, с точки зрения Декарта, выражается самоочевидностьэтого базового положения? В чем значение положения «я мыслю - следовательно существую» для дальнейшего развития философии?
5. В чем суть концепции «врожденных идей» Декарта? Каков путь обнаружения в сознании человека «врожденных идей»? Что означает в этой связи понятие априорное знание? В чем выражается взаимосвязь «врожденных идей» и «дедуктивного метода», предлагаемого Декартом?
Библиографический список
1. Аблеев, С.Р. Введение в историю философии: учебное пособие / С.Р. Аблеев. – М.: Гардарики, 2004. – 1271 с.
2. Алексеев, П.В. История философии: учебник / П.В. Алексеев. – М.: Проспект, 2005. – 236 с.
5. Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 2. – М., 1970. – С. 574–608.
4. Васильев, В.В. История философии: учебник / В.В. Васильев, А.А. Кротов, Д.В. Бугай. – М.: Академический проект, 2005. – 687 с.
5. Гриненко, Г.В. История философии: учебник / Г.В. Гриненко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2005. – 685 с.
6. Р. Декарт. Рассуждение о методе. / < http://psylib.org.ua/books/dekar01/index.htm>
7. Канке, В.А. История философии: Мыслители, концепции, открытия: учебное пособие / В.А. Канке. – М.: Логос, 2005. – 430 с.
8. Кузнецов, В.Н. Французский материализм XVIII века / В.Н. Кузнецов. – М: Мысль, 1981. – 156 с.
9. Кун, Т.С. Структура научных революций / Т. С. Кун; пер. с англ. И.З. Налетова. – М.: Прогресс, 1977. – 300 с.
10. Мареев, С.Н. История философии: Общий курс: учебное пособие для нефилософских специальностей / С.Н. Мареев. – М.: Академический проект, 2004. – 875 с.
11. Соколов В.В. Европейская философия XVII–XVIII вв. – М., 1984.
12. Сухачёв В. Ю. Страсти по Декарту: между метафизикой cogito и телесной практикой.< http://anthropology.ru/ru/texts/sukhach/passdcs.html>
13. Философия: учебник для вузов / Г.И. Иконникова, В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, М.М. Сидоров; под ред. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юристъ, 1998. – 516 с.
Тема 7. Классический этап философии
Нового времени (XIX в.) (2ч)
Библиографический список
1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с.
2 Антология мировой философии. – М., 1972. – Т. 3. – С. 89–155; 286; 340–342; 443–489.
3. Асмус, В.Ф. Кант / В.Ф. Асмус. – М.: Наука, 1973. – 534 с.
4. Вундт, В. Введение в философию / В. Вундт; пер. с нем. – М.: Добросвет, 1998. – 354 с.
5. Гулыга, А.В. Кант / А.В. Гулыга. – М.: Молодая гвардия, 2005. – 278 с.
6. Гулыга, А.В. Немецкая классическая философия / А.В. Гулыга. – М.: Мысль, 1986. – 332 с.
7. Гулыга, А.В. Шеллинг / А. Гулыга. – М.: Молодая гвардия, 1984. – 315 с.
8. И. Кант. Метафизика нравов. /
<http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000502/>
9. Е.С. Легова. Гегель об истоках злой воли. // Вопросы философии, 1996, № 11, с. 32-42.
10. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2005. – 268 с.
11. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: Инфра-М, 2001. – 574 с.
12. Философия И. Канта и современность / под ред. Г.И. Ойзермана. – М.: Мысль, 1974. – 469 с.
Тема 8. Неклассическая западная философия
(конец XIX– нач. ХХ вв.) (4 ч)
Занятие 1. Смена философской парадигмы: переход к неклассической философии.Марксистская философия.
1. Кризис традиционной формы философского знания в середине XIX в. Социокультурные основания мировоззренческого плюрализма. Формирование новых типов философствования: новаторско-традиционных (марксизм), неоклассических (иррационализм и сциентизм). Основные направления неклассической западной философии ( «философия жизни», экзистенциализм, «философская антропология», феноменология, прагматизм, позитивизм и его разновидности).
2.Новаторство марксистской философии. Концепция материалистической диалектики, практика как основа познания в деятельности человека, материалистическое понимание истории. Проблема отчуждения в марксистской философии.
3. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М. 1989:
Вопросы для анализа и обсуждения статей к п. 3
1. В чем заключается исходное понимание экзистенциализма, каковы виды экзистенциализма и обвинения, выдвигаемые в его адрес?
2. Каков смысл базовых положений экзистенциализма:«существование предшествует сущности», «человек как проект»?
3. Как бы вы раскрыли понятия экзистенциальноговыбора и «тревоги»: выбор себя как выбор человека вообще, «осуждение на выбор»?
4. Что в контексте данного направления означают понятия «заброшенность» и отсутствие бога, свободаиответственность?
5. Что, по мысли Сартра,представляет собой экзистенциальное действие«без надежды», а человек – « как сумма поступков»?
6. Как можно раскрыть смысл положения экзистенциалистов об интерсубъективности, в которомДругойпонимается как условие «моего» существования?
7. Каково в понимании Сартра осмысление человека «как самообретения и незавершенности», каково на этой основе экзистенциальное понимание гуманизма?
Библиографический список
1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с.
2. Аналитическая философия: становление и развитие. Антология / Общ. ред. и сост. А.Ф. Грязнова. – М., 1998.
3. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. – 1986. – № 3. –
4. Давыдов, Ю. Этика любви и метафизика своеволия / Ю. Давыдов. – М.: Молодая гвардия, 1982. – 287 с.
5. М. Демидова «Будущее одной иллюзии: по ту сторону Добра и Зла». / < http://zhurnal.lib.ru/d/demidov_m/budusheeodnojilljuzii.shtml>
6.К. Маркс. Тезисы о Фейербахе
7. К. Маркс и Ф. Энгельс. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений.
8. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла / Ф. Ницше // Вопросы философии. – 1989. – № 5. – С.140–141.
9. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2005. – 268 с.
10. Рассел, Б. История западной философии: в 2 т. / Б. Рассел. – М.: Миф, 1993. – Т. 1. – 509 с.; Т. 2. – 444 с.
11. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто // Философские науки. – 1989. – № 3.
12. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М. 1989
13. Фрейд, З. Будущее одной иллюзии. / З. Фрейд // Сумерки Богов / общ. ред. А.А. Яковлева. – М.: Политиздат, 1989. – 396 с.
14. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М., 1989.
15. Фрейд З. Недовольство в культуре // Философские науки. – 1989. – № 1.
16. Фромм Э. Душа человека. – М., 1994.
17. Хайдеггер М. О сущности истины // Философские науки. – 1989. – № 1.
18. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. – 1989. – № 9.
Тема 9. Философия второй половины 20 века: герменевтика и постмодернизм.
Занятие 1
1.Герменевтика как одна из ведущих когнитивных практик: исторический аспект. Герменевтика как искусство истолкования текстов. Философская герменевтика Шлейермахера и Дильтея. Фундаментальная онтология Хайдеггера. Герменевтический проект Гадамера. Методологические стандарты и базовые понятия современной герменевтики. Проблема понимания и пред-понимания.
2. Проблематика философии постмодернизма: истоки современности и современной эпохи, определение границ современности, разочарование в современности и артикуляция ситуации постсовременности. Социологизм как феномен современности. Универсальный характер индивида в условиях современности, социальное преобразование, социальный проект, контроль за процессом социальных изменений. Идентификация жизненной программы индивида с процессом социальных преобразований. Секуляризация и обожествление социальности. Концепции постсовременного развития. Симптоматика постсовременности: стили жизни, социальные движения, структурные трансформации, институциональные формы, ментальность. «Деконструкция» аксиоматических структур социальности: фреймы, модели ситуации, сценарии, интерпретативные схемы, габитусы, симуляции и симулякры. Кодирование и дешифровка знаково-символических структур социальности.
3. Тульчинский Г.Л. Слово и тело постмодернизма // < http://hpsy.ru/public/x3131.htm>
Вопросы для анализа и обсуждения статей к п. 3
1. В чем заключаются «очевидные» и «скрытые» уроки постмодернизма?
2. Что означают «логоцентризм» и «телоцентризм» как критика рациональности и как переход к «новой архаике», а также телесно-визуалистская ориентация культуры?
3. В чем роль средств социальной коммуникации в понимании «тела» в социальности и в культуре? Что в этом контексте представляют собой игра с телом как замена игры со словом; стилевые нормы и каноны постмодернизма: эклектизм, «нормативность анормативности», «невразумительность и невменяемость», «конец стиля»?
4. Каковы ответственность и свобода постсовременности (пределы свободы и ответственности; «сознательная невменяемость и свободный отказ от ответственности» как уроки постмодернизма; мультикультурализм и политкорректность постмодернизма)?
5. В чем автор видит «сужение границ Я», свободы и ответственности в телоцентризме постмодернизма? Что по его мысли представляют собой «новая архаика» современной культуры, человек постмодернизма – как «тотальная видимость», «кажимость» и перспективы нового гуманизма?
Библиографический список
1. Бауман З. Спор о постмодернизме // Социологический журнал. – 1994. – № 4.
2. Гадамер, Х.-Г. Актуальность прекрасного / Х.-Г. Гадамер. – М.: Искусство, 1991. – 367 с.
3. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер. – М.: Прогресс, 1988. – 704 с.
4. Демократов К. Мировоззренческие основания современной цивилизации и ее глобальный кризис. // Общественные науки и современность. – 1994. – № 2.
5. Дильтей, В. Введение в науки о духе. // Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 вв.Трактаты, статьи, эссе. – М., 1987.- 184 с.
6. Ильин И.П. Постмодернизм: от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. – М.: Интрада, 1996.
7. Козловский П. Культура постмодерна. – М.: Интрада, 1997
8. Кутырев В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура // Вопросы философии. – 1996. – № 11.
9. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. – М.: Интрада, 1998.
10. Рикер, П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтики. / П. Рикер. – М.,1995. – 270с.
11. Тульчинский Г.Л. Слово и тело постмодернизма /< http://hpsy.ru/public/x3131.htm>
Занятие 1
1. Своеобразие русской философии. Влияние языческих, античных, византийских традиций и русского менталитета на становление отечественной культуры философствования. Проблема Запада – Востока в русской философии. Проблема духовности. Влияние русской философии на социально-политическую жизнь. Философские традиции в русской литературе, искусстве и публицистике. Русская философия в контексте мировой философской мысли.
2. Русская религиозная философия и ее основные направления
(К.Н. Леонтьев, Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Ф.М. Достоевсикий, Л.Н. Толстой). Гуманистическая направленность. Поиски смысла жизни. Проблема личности и общества. Проблема свободы.
3. В.Соловьев. Смысл любви. /
< http://www.zhurnal.ru/magister/library/philos/solovyov/solovv21.htm>
Вопросы для анализа и обсуждения статей к п. 3
1. Какую теорию любви критикует В. Соловьев, какие аргументы он приводит, чтобы отстоять свою точку зрения?
2. В чем смысл любви, по Соловьеву? Что такое «жертва эгоизма», значит ли это, что человек перестает любить себя?
3. Как вы понимаете идею русского философа, что любовь – это лучшее средство трансформации мира? Согласны ли вы с этой мыслью? Можно ли руководствоваться этим принципом в реальной жизни?
Библиографический список
1. Бердяев, Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века / Н.А. Бердяев // О России и русской философской культуре. – М.: Наука, 1980. – 432 с.
2. Емельянов, Б.В. Русская философия Серебряного века / Б.В. Емельянов, А.Н. Новиков. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1995. – 325с.
3. Зеньковский, В.В. История русской философии: в 2 т./ В.В. Зеньковский. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – Т.1.– 541 с.; Т.2. – 539 с.
4. История русской философии: учебник для вузов / под ред.М.А. Маслина. – М.: Республика, 2001. – 639 с.
5. История русской философии: учебное пособие для вузов / Б.В. Емельянов, К.Н. Любутин, В.М. Русаков, Ю.К. Саранчин. – Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 734 с.
6. Лосский, И.О. История русской философии / И.О. Лосский. – М.: Высшая школа, 1991. – 387с.
7. Русская философия: Очерки истории / А.И. Введенский, А.Ф. Лосев, Э.Л. Радлов, Г.Г. Шпет. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. – 591 с.
8. Русская философия и социология права: Антология произведений российских мыслителей: учебное пособие для вузов / Ю.А. Агафонов, В.В. Шалин, Н.А. Зимонина. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 375 с.
9. Русский космизм. Антология философской мысли / под ред.С.Г. Сменовой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 365 с.
10. Соловьев, В.С. Смысл любви. / < http://www.zhurnal.ru/magister/library/philos/solovyov/solovv21.htm>
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Методические указания
Челябинск
Издательство ЮУрГУ
ББК _____
Философия: Методические указания / Составитель Е.В. Гредновская, У.В. Сидорова. – Челябинск: ЮУрГУ, 2009. – _24__ с.
Методические указания составлены на основе учебной программы по курсу «Философия» (70 ч.). В них содержится тематика лекций, развернутые планы семинарских занятий, тематическая литература к ним, а также общий список учебной и дополнительной литературы. Методические указания предназначены помочь студенту в процессе изучения философии понять поставленные перед ним теоретические задачи и сориентироваться в выборе литературы.
Список лит. – 254 назв.
Одобрено советом факультета социально-гуманитарного образования.
Рецензент В.С. Балакин.
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемые методические указания составлены на основе историко-философского раздела базовой программы по курсу «Философия» как общеобразовательной дисциплины. В ходе освоения студенты знакомятся с процессом смены типов познания в истории человечества, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, его закономерностями и перспективами.
Методические указания содержат подробные планы семинарских занятий, тематическую литературу к ним, а также общий список учебной и дополнительной литературы.
Таким образом, программа курса, представляя собой введение в историю философской мысли и проблематики, призвана способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире, месте человека в нем, об отношении человека к этому миру, к людям и самому себе, т.е. формированию и развитию философского мировоззрения и мироощущения.
Поэтому с учетом указанных потребностей свою задачу авторы видят в активизации самостоятельного, осмысляющего мышления, в культивировании осмысленного, рефлексирующего отношения к философским проблемам и философскому тексту. И начальной точкой осмысленности и плодотворной рефлексии является внимательное отношение к философскому языку, стилю философствования, свобода живого диалога и дискуссии.
Для достижения поставленных целей авторы уделяют особое внимание работе с первоисточниками. По каждой изучаемой теме подобран философский текст, который выносится на семинар для живого обсуждения, и в методических указаниях предлагаются вопросы для анализа этого текста.
Работа с текстами, предлагаемая авторами, основана на методологии герменевтического подхода. Герменевтика представляет собой направление в философии, занимающееся проблемой теории и практики понимания текста. Она имеет древние традиции по изучению понимания, истолкования и объяснения различных типов текстов художественной литературы, религиозных трактатов и др., а в настоящее время герменевтика рассматривается как основа всего цикла гуманитарных наук: филологии, литературоведения, лингвистики.
С позиций герменевтики для процесса понимания текста звуки и буквы, последовательности символов и даже предложения несущественны, это всего лишь сигналы, так как понимаем не звуки, и буквы или символы, а мысль, выраженную ими. Отсюда следует, что понимание текста заключается в раскрытии его смысла, для чего необходимо выполнить оп