В принципе, все перемены, все элементы и приемы макетирования
служат главной цели: читатель при чтении газеты не может, не
должен испытывать дискомфорта. Повседневная практика убедительно
подтверждает, что как бы ни менялась технология производства
газеты, при верстке постоянно сталкиваются две основные тенденции:
втиснуть на предельно малую площадь как можно больше текста и при
этом обильно его украсить.
Между тем, гигиенические нормы набора, о которых, почему-то, мы
всегда стыдливо умалчиваем, диктуют и минимальную длину строки —
45-50 мм, и минимальный кегль — 9-10 для компьютерного набора, и
минимальный межколонный пробел — 2 мм. Таким образом, для изданий
формата А3 оптимальна пятиколонная разверстка материалов, газеты
формата А4 чаще всего выходят с тремя колонками.
Форматы периодических изданий. Немыслимое ранее количество газет
среднего и малого формата возникло в стране за последние годы.
Бесспорно, для чтения — удобный формат. Но вот для
композиционно-графического моделирования...
Для того, чтобы полоса выглядела гармонично, нужно правильно
подобрать пропорцию их размеров. Благодаря особенностям глаз и
мозга, очень благоприятно воспринимаются глазами предметы и
изображения, размеры которых составляют пропорцию «золотого
сечения». Существует числовой ряд Фибоначчи, в котором каждое число
— сумма двух предыдущих чисел: 2, 3, 5, 8, 13, 21 и т. д. Отношение
двух соседних чисел (5/8, 8/13 и т. д.) будет близким к пропорции
золотого сечения — 1,618. То есть, для того, чтобы фигура была
благоприятна для глаз, отношение ее ширины и высоты должно быть
5/8, 8/13 и т. д. по ряду Фибоначчи (например, ширина — 5 мм,
высота — 8 мм, или наоборот). А дальше крути эту фигуру, как
хочешь, она все равно будет приятно выглядеть. Человеческое лицо,
кстати, имеет пропорцию «золотого сечения». Рекомендуется
выполнять в этой пропорции «кирпичики» модульной сетки, изображения
на полосе и саму полосу.
Чем мельче становится газетный лист, тем сложнее выпуск издания,
поскольку возникают проблемы деления материалов по полосам,
переходов с одной полосы на другую. А чтобы сохранить возможность
создания модульной сетки с «золотым сечением», с уменьшением
формата полосы необходимо уменьшать и объем материалов,
размещаемых на этой полосе. Кроме того, подсчитано, что
дополнительные средники забирают около 6% газетной полосы. Газета,
приблизившаяся по формату к типично журнальному виду, утрачивает
свое главное преимущество: давать на одном листе панораму
новостей, ярко, броско сообщать о главном, увлекать читателя
особой подачей материалов.
О типах издания. Это еще один из форматообразующих факторов.
Большой формат (420x594 мм) всегда ассоциируется со строгой
политической и деловой тематикой, и газеты этого типа
ориентируются на серьезного читателя, интересующегося, прежде
всего, аналитикой. Средний формат (297x420 мм) был и остается
молодежно-информационным. В нашей стране он получил еще одно
название — таблоид, хотя для настоящего таблоида характерен
несколько иной формат (300x370 мм). На западе этому типу издания
соответствует бульварный, желтый характер материалов. Это связано
с тем, что размер полос, тематическое дробление, пропорции
материалов невольно заставляют редакции идти проторенными путями, и
требуется немалое мужество, талант, чтобы формат не взял власть
над содержанием.
Малый формат (210x297 мм) характерен для
рекреативных изданий, направленных, прежде всего, на реализацию
потребности в отдыхе. Такой формат удобен, скажем, при чтении в
транспорте, а транспорт, в свою очередь, не располагает к
восприятию серьезных, вдумчивых материалов. Чаще всего таким
форматом выходят газеты, рассчитанные на читателя с недостаточно
высоким интеллектуальным уровнем.
Понятно, что в подавляющем большинстве случаев районные издания
выбирают свой формат исходя из технологии выпуска. К малому формату
ведут или малоформатные ротапринты, или имеющийся в распоряжении
редакции принтер соответствующего формата. Но малая полиграфия тем
и опасна сегодня, что либо принуждает изменить содержание, либо
откидывает издание в разряд устаревших, не учитывающих единства
содержания и формы.
Колонки. Гигиенические нормы набора, о которых, почему-то часто
умалчивается, диктуют минимальную длину строки — 45-50 мм, и
минимальный кегль — 9-10 для компьютерного набора, и минимальный
межколонный пробел — 2 мм. Таким образом, для изданий формата А3
оптимальна пятиколонная разверстка материалов, газеты формата А4
чаще всего выходят с тремя колонками.
Характер издания. Региональные (районные) газеты в большинстве
своем издаются в черно-белом или двуцветном варианте формата А3
объемом от 4-х до 16-ти полос с периодичностью выхода 1, 2 или 3
раза в неделю.
Для этого варианта газет (имеются в виду издания
общественно-политические, т. н. серьезные) характерны следующие
черты:
1. Спокойная подача материала.
2. Строгость, если не скупость, изобразительного ряда.
3. Небольшое количество материалов (блоков) на полосе — от 2-х до
5-ти.
4. Неброское по форме и содержанию заглавие.
5. Традиционный (и почти не меняющийся) набор рубрик.
6. Простая вертикальная верстка.
Эти черты являются устоявшимися правилами игры, и радикально
менять их не представляется целесообразным по многим причинам,
главные из которых — общественно-политическая среда, в которой
действуют региональные издания, а также консерватизм восприятия как
специфическая черта провинциальной аудитории.
А что касается «провинциальной консервативности», то англичане
подсчитали, что флагман мировой периодики — лондонская «Таймс» —
изменяется по содержательному и формальному признакам подачи
материала на 60% примерно за 20 лет. То есть в среднем по 3% в год.
В противном случае газета рискует потерять аудиторию.
Но именно консервативная «Тайме» в начале 30-х годов XXвека ввела в
газетный обиход такие революционные методы издания, как
тематическое и графическое моделирование, модульную сетку верстки,
а также знаменитый шрифт «Тайме» как основу собственной шрифтовой
политики.
Предлагаемые наблюдения рассчитаны именно на эту группу изданий;
ведь при создании, скажем, полноцветного многостраничного журнала
или массовой газеты для молодежной аудитории могут вступить в силу
другие законы. Им присущи:
1. Подача материала с юмором, иронией, с налетом
сенсационности.
2. Богатство изобразительного ряда. Иногда центральное место на
полосе может занимать иллюстрация, а не текст.
3. Сочетание полос с одним материалом, богато иллюстрированным, с
полосами, пестрящими мелкими информациями вперемежку с
иллюстрациями.
4. Броские по форме, притягивающие заглавия.
5. Определенный набор рубрик, в меру меняющийся.
7. Предельно сложная объемная верстка.
Внешний вид печатного издания. Предпечатная подготовка издания
61
0
4 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!