Лекции.ИНФО


Братья возвращаются к отцу с печальным известием



Ибн Касир утверждает: Когда братья перестали надеяться на то, что им вернут Вениамина, они обсудили сложившееся положение между собой, как говорит Аллах: «Отчаявшись и потеряв надежду на освобождение брата, они стали совещаться между собой, что скажут отцу. Когда они спросили самого старшего из них — устроителя их дел, он ответил: «Не забывайте о своем обете, который вы дали отцу и подтвердили, поклявшись Аллахом: сберечь младшего брата и возвратить его к нему, и не забывайте, что вы раньше дали ему твердое обещание сохранить Йусуфа, но не выполнили его. Поэтому, я никуда не пойду, а останусь в Египте, пока отец не поймет, что произошло на самом деле, и не разрешит мне вернуться к нему, или пока Аллах не соизволит облегчить мне достойное возвращение на родину. Ведь Он - самый справедливый из судей!» (12:80) Старший из братьев Робил напомнил, что они нарушили обещание, данное ими отцу относительно Иосифа, и сказал, что у него не хватит духа предстать перед отцом. Он хотел остаться в Египте до тех пор, пока отце не разрешит ему вернуться домой или Аллаху не будет угодно вернуть Вениамина. Затем он попросил братьев сказать отцу, что Вениамин совершил воровство и что для них это было полной неожиданностью. Они просто ответили на вопрос о наказании похитителя. Он сказал: «Вернитесь к вашему отцу и расскажите ему все, что произошло, и скажите ему: «Твой сын украл чашу царя, ее нашли в его вьюке, за что его взяли в рабы. Мы тебе сообщили только то, что мы видели своими глазами. Мы не знали сокровенного предопределения Аллаха, когда попросили тебя отпустить его с нами и дали тебе клятву охранять и вернуть его. Ведь Аллах - лучший из решающих! Если ты сомневаешься в том, что мы тебе сообщили, то пошли кого–нибудь в Египет, чтобы удостовериться в истинности наших слов. И сам расспроси наших спутников по каравану, с которыми мы вернулись, чтобы подтвердилась наша невиновность. Мы тебя уверяем, что говорим правду». (12:82) Они просили, чтобы отец убедился в достоверности этой истории, так как о ней было известно в Египте.

Когда они вернулись к Йакубу и сообщили ему это известие, /151/ «Йакуб сказал: «Я сомневаюсь в искренности вашего намерения сберечь моего сына. Ваши души разукрасили это дело, чтобы избавиться от него, как избавились от его брата... Сейчас я не могу ничего сделать и мне остается только терпеть...» Он повторил именно ту фразу, которую произнес, когда они принесли ему запачканную кровью рубаху Иосифа. Он надеялся, что Аллах вернет ему трех его сыновей: Иосифа, Вениамина и Робиила. Он сказал: «»Аллах вернет мне всех моих сыновей. Ведь Его знание и мудрость безграничны. Он знает, в каком состоянии я нахожусь сейчас, и в каком состоянии находятся они. Он обладает совершенной мудростью во всем, что вершит и решает относительно меня» . Его сердце сжалось от того, что рассказали сыновья, и он, отвернувшись от них, остался наедине с самим собой, испытывая такую печаль и скорбь из–за того, что потерял Йусуфа, что его глаза совсем выцвели и стали белесыми, потеряв цвет и остроту зрения. Он еле сдерживал свой гнев и печаль». (12:83–84) Новое печальное происшествие напомнило Йакубу старую печальную историю, и он так много плакал, что утратил зрение, и никому, кроме Аллаха, не жаловался. Когда сыновья увидели, как он печалится и горюет, они сжалились над своим отцом и сказали: «Если ты будешь так печалиться и думать о Йусуфе, то воспоминания о нем усилят твою боль, и ты совсем обессилеешь или скончаешься». (12:85) Они упрекали его за то, что он так часто вспоминает Иосифа, что из–за этого его тело ослабело и он утратил здоровье. Йакуб ответил, что он не жалуется никому, кроме Аллаха, и что все свои пожелания и мольбы он адресует своему Создателю. Тем не менее он прекрасно понимал, что Аллах облегчит его горе. Он был уверен, что в один прекрасный день сон Иосифа сбудется и что когда–нибудь он и его сыновья преклонятся перед Иосифом так, как он видел это во сне. Более того, он убеждал их не терять надежды и приступить к поиску Иосифа и его брата. Аллах говорит: «Он [Иосиф]... сказал: «Я не жаловался вам, не просил у вас сочувствия. Я никому, кроме Аллаха, не жалуюсь на мою печаль, на мои заботы, легкие и тяжелые, на то, что я скрываю, и на то, что не могу скрывать. Ведь я лучше вас знаю, что мудрость и милосердие Аллаха велики!» Вера в Аллаха поддерживает надежду, поэтому Йакуб, скорбя, не потерял надежды на возвращение своих двух сыновей. Ему было внушено, что они живы, и наступило время встречи с ними. Он приказал своим сыновьям разыскать их... Поистине, перестают уповать на милосердие Аллаха только люди неверующие».(12:86–87)

Иосиф открывается своим братьям

Ибн Касир утверждает: братья Иосифа направились в Египет, а когда они встретились с Иосифом, то пожаловались ему, что страдают от бесплодности земли, нехватки пищи и большого количества детей. У них были деньги на покупку еды, но их было недостаточно. Они попросили его дать ему то же количество продовольствия, как и в прошлый раз, когда они заплатили за нее столь немногое. Аллах говорит: «Братья Йусуфа вняли просьбе отца и отправились в Египет. Они добились встречи с управителем Египта, которым оказался, как выяснилось потом, Йусуф. Когда они вошли к нему, они сказали: «О управитель! Нас и наш род постиг голод, причиняющий вред телу и душе. Мы прибыли к вам с немногим товаром, которого не хватит заплатить за необходимое продовольствие. Мы просим дать нам меру полностью, и считайте то, что вы нам дадите сверх этого, милостыней с вашей стороны. Поистине, Аллах воздаст дающим милостыню лучшей наградой!»» (12:88) Последняя фраза, вероятно, указывает на то, что они просили вернуть им их брата или отдать им продовольствие по низкой цене.

Когда Иосиф увидел, в каком жалком состоянии они находятся, и вспомнил своего дорогого отца, он сжалился над ними и открыл им, кто он такой на самом деле. Говорится, что он сделал это по приказу Аллаха, равно как по приказу Аллаха прежде скрывал от них свое истинное лицо. Аллах говорит: «И он решил открыться им и сказал с упреком: «Поняли ли вы гнусность того, что вы сделали с Йусуфом, бросив его на дно колодца, и какое зло вы причинили его брату? Вы сделали это из–за своего невежества, которое заставило вас забыть о милосердии и братских чувствах». Эти слова были для них неожиданностью, которая обрадовала их, потому что они поняли, что это Йусуф. Оглядев его, они сказали: «Поистине, ты в самом деле Йусуф!»» (12:89) Они были очень удивлены, потому что не раз видели его раньше, но не узнавали его. Иосиф представился им и представил им своего брата, чтобы показать им, что несмотря на то, что они питали к нему злобное чувство зависти, их постигла милость Аллаха и они счастливо помирились. Аллах говорит: «...Благородный Йусуф сказал им: «Да, это я — Йусуф, а вот — мой брат. Аллах оказал нам милость и спас нас от опасности, и даровал нам власть и достоинство. Это воздаяние мне за преданность и благодеяния. Ведь Аллах не лишает награды добродеющих, последовательно совершающих добродеяния»». (12:90) Они признали, что Аллах оказал ему предпочтение, даровав ему красивую внешность, власть и дар Пророчества, и они даже признали свою вину. «Они сказали: «Ты прав! Клянемся Аллахом! Он /153/ отдал тебе предпочтение за твою праведность, терпение и честность и даровал тебе власть и достоинство. Поистине, мы были грешниками, причиняя тебе и твоему брату зло, поэтому Аллах унизил нас перед тобой и воздал нам за наши грехи»». (12:91) Йусуф не стал упрекать их за их поступки. Напротив, он обратился к Аллаху с просьбой оказать им Его милость. «Великодушный пророк ответил им: «Над вами сегодня нет ни упреков, ни порицаний. И для вас от меня в знак уважения родственных и братских чувств будет прощение. И я взываю к Аллаху, прося Его помиловать вас и простить вам грехи: ведь Его милосердие велико!»» (12:92) Затем он попросил их привести к нему все семейство Йакуба, столь горько оплакивавшего своих сыновей. «Возьмите мою рубаху, вернитесь к отцу и накиньте ее на его лицо. Это подтвердит ему, что я цел и невредим, и сильно обрадует его, и по милости Аллаха возвратится к нему зрение. И тогда придите ко мне с ним и со всей своей семьей». (12:93)

Сон Иосифа сбывается

Когда братья уехали из Египта, Йакуб сказал остальным сыновьям, оставшимся с ним, что он чувствует запах Иосифа, хотя караван находился очень далеко. Он боялся, что его могут счесть безумным и выжившим из ума. Аллах говорит: «Когда караван покинул Египет, Аллах вселил в его сердце надежду, наполнил его спокойствием и внушил ему, что скоро придет добрая весть: Йусуф цел и невредим. Он сообщил об этом своим и сказал: «Я чувствую любимый запах Йусуфа. Если бы я не боялся обвинения в безумии, я бы еще больше сообщил вам о нем». Они ответили ему грубо и поклялись Аллахом, что он продолжает пребывать в своем заблуждении, витает в облаках и бредит из–за своей сильной любви к Йусуфу, которого всегда вспоминает и жаждет видеть». (12:94) Катада и Ас–Судди пишут, что их последняя фраза была сказана громко и резко и что им не следовало так разговаривать с Пророком Аллаха. «...пришел вестник с рубахой. Он обрадовал его тем, что Йусуф жив и здоров, и набросил на его лицо рубаху. Почувствовав запах Йусуфа, Йакуб возрадовался и вмиг прозрел. А когда посланец рассказал ему о славе Йусуфа, о его жизни в Египте и о его просьбе, чтобы отец вместе со всей семьей приехал к нему в Египет, Йакуб напомнил окружающим о своем пророчестве и упрекнул их в том, что ему не верили. Он обратил их внимание на сказанное им ранее то, что он знает о милосердии и милости Аллаха то, что им неведомо. Они оправдывались перед ним, прося у него прощения и умоляя его попросить Аллаха отпустить им грехи, поскольку они, по их признанию, были грешниками. Йакуб сказал: «Я всегда буду просить у Аллаха прощения для вас. Ведь только Он всегда прощает грехи Своим рабам. И Он Милостив, и Его милосердие безгранично!»» (12:98) Ибн Мас‘уд передал, что Йа‘куб отложил эту мольбу до предрассветного времени. Передают, что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Наш Господь каждую ночь «снисходит» на нижнее небо и говорит: «Есть ли кто–то, кто раскаивается, чтобы Я принял его /154/ покаяние? Есть ли кто–то, кто просит о чем–то, чтобы Я мог дать ему то, о чем он просит? Есть ли кто, просящий прощения, чтобы Я мог простить его?»»

Далее Аллах повествует о воссоединении Иосифа с отцом и семьей после долгой разлуки. Из контекста следует, что разлука длилась тридцать четыре года. Жена Потифара пыталась соблазнить его, когда, как предполагают некоторые ученые, ему было семнадцать лет. Он отказался и, как утверждает Икрима, был на семь лет брошен в темницу. После того, как его освободили, миновало семь урожайных лет, а в первый год, когда у людей возникла нужда в продовольствии, приехали его братья. Год спустя с ними приехал Вениамин. На третий год Иосиф открыл братьям, кто он такой, и попросил привезти к нему всю его семью. Получив известие о том, что они приближаются, Иосиф отправился навстречу своей семье еще до того, как они въехали в Египет. Царь приказал князьям и знати сопровождать Иосифа, и, говорят, сам царь выехал встречать Пророка Йакуба. Аллах говорит: «Йакуб вместе с семьей отправился в Египет. Йусуф встретил их у ворот. Когда они вошли к нему, нежность и любовь к родителям охватили его. Он привлек их к себе и сказал, чтобы они всей семьей пребывали в Египте с соизволения Аллаха в благополучии и в безопасности». (12:99)

Когда они прибыли в Египет, Иосиф попросил родителей сесть на его трон, а сам он и его одиннадцать братьев пали перед ними ниц, выказывая им свое уважение. Аллах говорит: «...Йусуф оказал родителям особое уважение, и поднял их на трон рядом с собой. Чувство благодарности охватило Йакуба и его семью за то, что Аллах даровал им руками Йусуфа. Ведь Аллах способствовал тому, чтобы Йусуф сделал для своей семьи очень много: он собрал всю семью вместе после разобщенности, перевел семью в Египет, место, где им оказали великий почет и уважение. Они приветствовали его, как люди в старину привыкли приветствовать правителей и царей, и повиновались ему как правителю. Это напомнило Йусуфу сон, который он видел еще в детстве, и он сказал отцу: «Это — толкование моего сна, о котором я рассказал. Тогда мне приснилось, что одиннадцать звезд и солнце, и луна поклонились мне. Вот мой Господь сделал его истиной. Он оказал милость мне: благодаря Его милосердию обнаружилась моя невиновность, я вышел из темницы, вы приехали ко мне из пустыни, чтобы встретиться после того, как шайтан посеял раздор между мной и моими братьями и соблазнил их причинить мне зло. Все это не могло бы осуществиться, если бы не воля и поддержка Аллаха /155/ Ведь Он объемлет все Своим знанием, устраивает все, как желает. Он мудр во всем, что решает и вершит!»» (12:100)

Йусуф напомнил отцу, что таково было осуществление его сна, в котором он видел, как одиннадцать планет, солнце и луна преклонились перед ним. После периода невзгод Аллах сделал его главным чиновником в Египте. Даже после того, как Шайтан посеял вражду между Иосифом и его братьями, Аллах проявил милость к ним и явил им способ примириться, чудесный способ, какой мог явить только Он один.

Когда Иосиф увидел, что Аллах ниспослал милость ему и его семье, он понял, что далее следует ждать важного события — Суда в Лучшей жизни. После этого он восславил Аллаха и возблагодарил Его за милость и благосклонность, которые Он явил им. Он попросил Аллаха послать ему смерть, достойную мусульманина, и дать ему встретиться с праведными верующими в лучшем мире. Аллах говорит: «О Господь мой! Как много милостей Ты оказал мне! Как они велики! Ты даровал мне власть. Хвала Тебе, Аллах, за это! Ты научил меня толкованию снов. О Творец небес и земли! Ты - Властелин мой и Покровитель мой в этой и в будущей жизни. Упокой меня, как Ты упокоил Твоих пророков, предавшимися Тебе мусульманами, и причисли меня к моим отцам и тем рабам Твоим, которых Ты привел к благочестию и праведности!» (12:101) Последняя фраза Иосифа аналогична знаменитому молитвенному обращению: «О Аллах! Дай нам прожить нашу жизнь мусульманами и умереть мусульманами». Вероятно, на смертно одре Иосиф молился Аллаху так же, как Пророк Мухаммад (мир и благословение ему!). Он также, вероятно, просил Аллаха послать ему смерть, поскольку это было разрешено религиозными законами того времени. Ибн ‘Аббас утверждает: До Иосифа ни один из Пророков не высказывал желания умереть. Что касается мусульманского закона, то он запретил мусульманам просить Аллаха о смерти во всех случаях, кроме великих тягот, как в Пророческом хадисе, изложенном Му‘азом, в котором говорится о том, что Пророк Мухаммад (мир и благословение ему!) молился так: «Если Тебе /156/ угодно наслать великие тяготы на группу людей, дозволь нам умереть до того, как они поразят нас». В другом хадисе Пророк говорит: «Сын Адама, смерть для тебя лучше, чем мучения». Когда Пророк столкнулся с суровыми испытаниями, бороться с которыми было невероятно трудно, ‘Али ибн Талиб сказал, что хотел бы умереть. Имам Ал–Бухари также желал себе смерти, когда подвергался суровым притеснениям со стороны своих врагов.

Относительно спокойных условий жизни Пророк Мухаммад (мир и благословение ему!) сказал: «Никто из вас не должен хотеть своей смерти из–за постигшей его беды. Если этот человек праведен, он совершит новые благие дела. Если он дурной человек, он может раскаяться». Смерть перекрывает все эти потенциальные возможности. «Напротив, ему следует сказать: О Аллах! Пошли мне как можно более долгую жизнь, если это лучше для меня, и пошли мне смерть, если это лучше для меня».

Ибн Касир утверждает: Та беда, о которой говорится в вышеупомянутом хадисе, является обыденной, связанной, например, со здоровьем человека, а не с его религией.

Смерть Йакуба и Иосифа

Люди Писания говорят, что Йакуб умер, прожив семнадцать лет в Египте. Ас–Судди утверждает: После его смерти Иосиф отвез его тело в Сирию и там похоронил его в пещере, где были похоронены его отец Исаак и его дед, Ибрахим. Люди Писания также утверждают: Перед смертью Иосиф попросил братьев увезти его тело из Египта, если они покинут его, и похоронить его в той же пещере. Когда он умер, братья похоронили его, и его тело оставалось в Египте до тех пор, пока Пророк Моисей (мир и благословение ему!) не увез его оттуда и не похоронил вместе с его отцом и дедами.

 

Рассказ об Исааке (Исхаке) и Иакове (Йакубе) (мир им!)

Исаак был сыном Ибрахима (мир им обоим!). Он родился, когда Ибрахиму было сто лет, через четырнадцать лет после рождения его брата Исмаила. Его матери было девяносто лет, когда он появился на свет. Аллах, хвала Ему, говорит: «Ангелы по Нашему повелению сообщили Ибрахиму добрую весть о том, что у него родится сын Исхак (Исаак)... Мы благословили его и его сына в ближайшей и дальней жизни. Из их потомства будут добродеющие, творящие себе добро своей верой в истину и повиновением Господу. Но будут и блуждающие в своем неверии и неповиновении, явно наносящие себе вред». (37:112–113)

 

Аллах неоднократно хвалит Исхака В Славном Коране. Абу Хурайра, да будет Аллах доволен им, сообщает, что Пророк (мир и благословение ему!) сказал: «Благородный сын благородного, сына благородного, сына благородного Посланник Йусуф (мир ему!), сын Йакуба, сына Исхака, сына Ибрахима».

 

Люди Писания утверждают, что Исаак женился на Рифке бинт Битваил при жизни ее отца, когда ему было сорок лет. Сначала она была бесплодна, однако тогда, когда он обратился к Аллаху с мольбой, она родила сыновей–близнецов. Ибн Касир утверждает: Они назвали первого сына Айсу. Арабский эквивалент имени — Ал–Айс, и он стал отцом римлян. Вторым был Йакуб, или Израиль, отец детей Израиля.

 

Люди писания утверждают, что Исаак отдавал предпочтение Айсу по сравнению с Йакубом, потому что тот был его старшим сыном. С другой стороны, Рифка любила Йакуба больше, чем Айсу, потому что он был младшим. Говорилось, что тогда, когда Исаак стал стар и начал плохо видеть, он попросил своего сына Айсу раздобыть ему немного еды, поскольку тот был охотником. После того, как тот отправился раздобыть ему пищу, мать попросила своего второго сына Йакуба принести двух из его лучших /122/ овец и приготовить их для своего отца раньше, чем его брат, чтобы отце благословил его. Она принесла ему одежду его брата и привязала овечьи шкуры к его рукам и шее, потому что, в отличие от Йакуба, у Айсу было волосатое тело. Когда Йакуб приблизился к отцу, Исаак спросил его: «Кто ты?» Он ответил: «Я — твой сын». Исаак сказал: «Голос похож на голос Йакуба, но одежда и тело —как у Айсу». Когда он поел, он благословил его и помолился за него и его потомство.

 

Когда Йакуб ушел, Айсу принес отцу то, что тот просил. Когда он предложил еду Исаааку, он спросил: «Что это?» Айсу ответил: «Это — еда, которая тебе нравится». Исаак удивился: «Разве не ты приносил мне еду час назад, которую я съел и помолился за тебя?» Айсу ответил: «Нет, клянусь Аллахом!»

 

Айсу узнал, что сделал Йакуб, и очень расстроился. Сказано, что он поклялся убить своего брата Йакуба после смерти отца. Позднее он попросил отца помолиться за него. Исаак обратился к Аллаху с молитвой об Айсу и его потомству, чтобы Аллах сделал их правителями некоторых богатых частей земли и чтобы Аллах щедро обеспечил их. Когда мать услышала, что Айсу поклялся убить своего брата, она попросила своего сына Йакуба отправиться к ее брату Лабану в землю Харранскую, поселиться у него и жениться на одной из его дочерей. Она попросила своего мужа Исаака приказать Йакубу отправиться в землю своего дяди. Он посоветовал ему сделать это и помолился за него Аллаху.

 

Он пустился в путь ночью. Когда ему захотелось спать, он подложил под голову камень. В ту ночь ему приснилось, что между небом и землей простирается путь, по которому ангелы спускаются с небес и поднимаются обратно, и что Аллах обратился к нему со словами: «Я благословлю тебя и твое потомство. Эта земля будет твоей, и твои потомки будут владеть ею после твоей смерти». Когда он проснулся, он очень обрадовался и поклялся, что в том случае, если он /123/

вернется домой невредимым, то построит на этом самом месте храм, и десятую часть всего, что у него когда–либо будет, он станет тратить на пути Аллаха. Он пометил камень жиром, чтобы легко узнать его, и назвал это место «Домом Аллаха».

 

Ибн Касир утверждает: Сейчас там находится Иерусалим, впоследствии построенный Йакубом. Люди Писания утверждают, что тогда, когда он пришел к своему дяде в землю Харранскую, он обнаружил, что у дяди было две дочери: старшую звали Лия, а младшую — Рахиль, и она была более красивой. Он попросил, чтобы дядя позволил ему жениться на Рахили. Его дядя согласился при условии, что Йакуб будет пасти его овец в течение семи лет. Когда этот срок закончился, его дядя приготовил великий пир и позвал гостей на свадьбу. Однако дядя обманул Йакуба и принудил его жениться не на Рахили, а на Лие, которая была не так красива, как ее младшая сестра, и даже слаба зрением. Когда Йакуб спросил дядю: «Зачем ты так поступил?», — тот ответил: «У нас принято выдавать замуж сначала старшую дочь, а потом — младшую. Однако если ты хочешь жениться на Рахили, тебе придется отработать еще семь лет. И тогда он отработал еще семь лет и получил ее в жены, как получил в жены ее сестру.

 

Имам Ибн Касир утверждает: Это разрешалось их законами, но впоследствии было отменено в Торе. Люди Писания утверждают: тогда Лабан дал каждой из дочерей по служанке–рабыне. Лие была дана Зульфа, а Рахили — Балха. Лия родила детей раньше своей сестры, сначала она родила Робила, затем Шемона, затем — Лаву, а затем — Йахуза. Тогда Рахиль приревновала и отдала свою рабыню Йакубу. Эта рабыня, в свою очередь, родила Дана, а потом — Нифтали. Лия также отдала свою рабыню Йакубу, и та родила Хада и Ашира. Позднее Лия также родила пятого мальчика, названного Исахиром, и шестого, которого нарекли Зайлуном, а затем, наконец, у нее родилась девочка по имени Дина. После этого Рахиль попросила Аллаха, чтобы у нее родился ребенок от Йакуба. Аллах услышал ее молитву, и она родила красивого ребенка и нарекла его Иосифом.

 

Все это произошло тогда, когда Йакуб и его семейство жили в земле Харранской. Он провел там шесть лет после женитьбы на обеих своих кузинах, помимо четырнадцати лет, которые он прожил там до женитьбы, что в совокупности составляет двадцать лет. В это время Йакуб захотел вернуться к своему отцу и поэтому обратился за разрешением к дяде. Его дядя сказал: «Моя собственность получила благословение благодаря тебе, Проси у меня все, что пожелаешь». Йакуб сказал: «Дай мне часть ягнят, родившихся в этом году. Дай мне всякого ягненка, у которого шерсть не одного цвета, каждого черно–белого ягненка и каждого безрогого козленка.

 

Дети Лабана спрятали всех баранов и козлов с такими особенностями, чтобы овцы и козы не производили на свет ягнят и и козлят с такими особенностями, о которых говорил их отцу Йакуб. Йакуб стал приносить овцам и козам корм того цвета, каких ягнят и козлят он попросил у своего дяди. Когда овцы и козы видели такую еду, их потомство начинало двигаться в животах у своих матерей и обретало цвет еды, какой хотелось Йакубу. Ибн Касир утверждает: Это, возможно, является чудом, посредством которого Аллах поддержал Йакуба. В конце года у Йакуба было много овец, коз, животных и рабов. И его дядя, и его двоюродные братья очень завидовали ему из–за того, что ему досталось.

 

Аллах подвигнул Йакуба вернуться в землю своего отца и своего народа и обещал ему поддержку. Когда Йакуб сообщил своей семье о своем намерении, они сказали, что готовы повиноваться ему. Йакуб взял всех членов своей семьи и свои деньги. Рахиль похитила идолов, которым поклонялся ее отец. Лабан и его семья последовали за Йакубом и его семьей. Лабан упрекнул Йакуба за то, что он не уведомил его о времени своего отправления в путь, чтобы он смог попрощаться со своими дочерьми и внуками. Лабан также спросил, почему они забрали его идолов. Йакуб не знал, что Рахиль взяла идолов своего отца, и сказал, что у него нет этих идолов. Лабан обыскал дома своих дочерей и их рабынь, но ничего не нашел. Рахиль спрятала идолов под седлом своего верблюда и сидела на них. Она сказала, что у нее месячные и что она не может спешиться. Поэтому Лабан так и не получил назад своих идолов.

 

На вершине одного из холмов, находившихся в этой местности, Йакуб пообещал Лабану, что он никогда не будет унижать его дочерей и что никогда не женится ни на одной женщине, кроме дочерей Лабана. После того, как была приготовлена пища и все поели, Лабан с детьми отправился домой. Когда Йакуб добрался до земли Са’ир, он послал вестников к своему брату Айсу, пытаясь добиться примирения с ним. Его посланцы сказали ему, что брат в сопровождении четырехсот человек выехал навстречу ему. Когда Йакуб узнал об этом, он испугался и попросил Аллаха защитить его и выполнить Его обещание. Затем он приготовил великолепный дар, чтобы поднести его брату. Это было большое стадо овец и крупного рогатого скота. Затем он приказал своим рабам доставить дар Айсу. Когда Йакуб увидел своего брата Айсу, то он семь раз пал ниц перед ним.

 

Ибн Касир утверждает: Так полагалось приветствовать в те времена. Было законным приветствовать друг друга так, как ангелы приветствовали Адама, падая ниц перед ним, и как братья Иосифа падали ниц перед ним. Люди Писания утверждают: Когда Айсу увидел Йакуба, он выступил вперед, обнял его и заплакал. Они пошли вместе, и когда они проходили мимо Иерусалима, Йакуб купил поместье Шахаима ибн Джамура, остался на ней и построил дом и алтарь, который назвал Домом Аллаха.

 

Ибн Касир говорит: Сейчас там находится Иерусалим, обновленный позднее Соломоном (Сулейманом), сыном Давида (Дауда) (мир им обоим!). Это также было то самое место, где лежал камень, который он пометил жиром, о чем говорилось ранее. Абу Зарр, да будет Аллах доволен им, спросил пророка Мухаммада (мир и благословение ему!): «Какая мечеть была построена первой? Пророк ответил: Заповедная Мечеть (в Мекке). Абу Зарр далее спросил: Какая была построена следующей? Пророк ответил: Мечеть Ал–Акса (в Иерусалиме). Абу Зарр еще раз спросил: Сколько времени прошло между строительством первой и второй? Пророк сказал: Сорок лет. Абу Зарр еще раз спросил: Какая мечеть — следующая? Пророк ответил: Всякий раз, когда наступает время молитвы, молись. Вся земля является мечетью (для верующего)».

 

Ибн Касир утверждает: Таким образом, Йакуб построил Мечеть Ал–Акса через сорок лет после того, как Ибрахим и Исмаил построили Заповедную Мечеть. Затем Рахиль родила еще одного ребенка, нареченного Вениамином, но она заболела и умерла вскоре после родов. Йакуб похоронил ее в Афрате, который сейчас называется Вифлиемом. Он сделал ей могилу из камня, которая и в наши дни называется Могилой Рахили. Ибн Касир говорит: затем Йакуб вернулся, чтобы жить вместе со своим отцом Исааком, и жил с ним в деревне Хеврон в земле Ханаанской, где проживал Ибрахим. Потом Исаак заболел и умер. Ему было сто восемьдесят лет, когда он умер. Двое его сыновей, Айсу и Йакуб, похоронили его вместе с его отцом Ибрахимом.

 

 

Рассказ о Пророке Исмаиле (мир ему!)

Важнейшие сведения о его жизни

 

Как отмечалось выше, у Ибрахима было много сыновей, но самыми знаменитыми среди них были два великих посланника, Исмаил и Исаак. Исмаил был старшим сыном, тем сыном, которого Ибрахим намеревался принести в жертву. Его матерью была египтянка Хаджар. Некоторые иудейские ученые, исказив ниспосланные книги и перетолковав их так, чтобы они отвечали их целям, утверждали, что в жертву должен был быть принесен не Исмаил, а Исаак. Ибрахиму было приказано принести в жертву старшего сына, которым являлся Исмаил. Это может быть лучше всего подтверждено свидетельствами, почерпнутыми из их собственных книг. Именно там говорилось, что Исмаил родился, когда Ибрахиму было восемьдесят шесть лет, а Исаак —когда ему было сто лет. Итак, вне всякого сомнения, Исмаил был старшим сыном Ибрахима. Соответственно, на протяжении более тринадцати лет у Ибрахима не было других детей, кроме Исмаила. Более того, именно Исмаила, тогда еще маленького ребенка, Ибрахим взял с собой вместе с его матерью (Хаджар), когда он отправился в долины близ Фаранских гор близ Мекки и оставил их там беспомощными, с небольшим запасом еды и воды, совершая акт повиновения повелениям Аллаха и полагаясь на обещание Аллаха. Аллах затем обеспечил им безопасность и оказал им великую милость и дал им щедрое пропитание.

 

В Славном Коране Аллах не раз хвалит Ибрахима, говоря: «Сообщи и напомни (о пророк!) людям историю Исмаила, как рассказано об этом в Коране. Исмаил был верен своим обетам и обещаниям. Он обещал своему отцу терпеть, когда тот будет приносить его в жертву Аллаху. Исмаил выполнил свой обет, и тогда Аллах спас его, и он был посланником и пророком. Он повелел своему народу выстаивать молитву и давать очистительную милостыню, и Аллах был им доволен». (19:54–55) Аллах также говорит: «Ангелы ему /120/ передали добрую весть о разумном, терпеливом, кротком сыне. У него родился сын, который вырос, достигнув того возраста, когда мог трудиться. И тогда Ибрахим подвергся испытанию, увидев определенный сон. Ибрахим сказал своему сыну: «О мой сын! Я видел во сне по внушению Аллаха, что я закалываю тебя в жертву, и посмотри, что ты думаешь об этом?» Праведный сын ответил: «О мой отец! Делай то, что твой Господь повелел тебе. Если так угодно Аллаху, ты найдешь меня терпеливым»». (37:101–102)

 









Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 81;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная