Причины плюрализма:
- объективные причины (не зависят от мыслителя): сложность и историческая изменчивость государства как явления, господствующая в данную историческую эпоху мировоззрение, различный уровень развития научных знаний, национальные особенности мировоззрения и научных традиций.
- субъективные причины (зависящие от субъекта познания): индивидуальные особенности жизненного опыта, мировоззрения, образования, способностей и т.п.
История науки знает множество подходов к определению понятия государства. Сегодня теоритической ценностью обладают 2 основных подхода:
- социологический (силовой) подход. Предполагает рассмотрение государства как эмпирически фиксируемой реальности, содержание которой составляет организованная система властвования, распространяющаяся на людей, проживающих на определенной территории. Признаки данного подхода: власть, территория, население
- юридически подход. Государство рассматривается не просто как организация власти, но как связанное и обусловленное правом общественным явлением Государство рассматривается не иначе как правовое.
Признаки государства:
· Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства;
· Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях, государство – единственный носитель суверенной власти;
· Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права;
· Наличие налогов и займов как особых денежных средств, на которые содержится аппарат управления и принуждения;
· Государство – единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными(карательными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка;
· Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность;
· Универсальность государственной власти означает, что власть государства распространятся на всех, кто находится на данной территории, полностью охватывает всю территорию данного государства;
· Один из важнейших признаков государства, так или иначе соприкасающийся со всеми рассмотренными выше и обобщающий некоторые из них, – это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отношений
!!!!!!!!!!!!!11.Сущность и типология государства. Основные изменения в современном понимании сущности государства
Типология государства – это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы.
Типом государства называют совокупность важных признаков, характеризующих классовые и экономические стороны государства.
Обращаясь к истории развития государственности, а также к типологии государств, можно выделить несколько подходов к этому вопросу.
Подходы к типологии государств:
1) формационный подход. Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения;
2) цивилизационный подход.
Для определения типа государства при формационном подходе учитывают:
1) соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства;
2) класс, инструментом власти которого становится государство;
3) социальное назначение государства.
Формационный подход выделяет следующие типы государств:
1) рабовладельческий;
2) феодальный;
3) буржуазный;
4) социалистический.
По формационному подходу после смены экономической формации происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более новому.
Формационный подход имеет следующие достоинства:
1) продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов;
2) возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства.
Недостатки: 1) односторонность; 2) не учитываются духовные факторы.
В настоящее время распространено несколько трактовок понятия «цивилизация», а также несколько видов типологии цивилизационного подхода. Например, довольно часто под «цивилизацией» понимают культуру, развитие общества в целом. «Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби). В этом случае в зависимости от признаков выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Тем самым можно говорить о цивилизациях:
1) современных и древних;
2) западных, восточных, православных и др.
В цивилизационном подходе различают следующие признаки: хронологические, производственные, генетические, пространственные, религиозные и др.
С цивилизационным подходом связывают теорию «стадий экономического роста» (У. Ростоу), теорию «единого индустриального общества», теорию «менеджеризма», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» и др.
Положительные черты цивилизационного подхода: 1) выделение духовных, культурных факторов; 2) более четкая типология государств.
Недостатки: 1) низкая оценка социально-экономического фактора; 2) преобладание типологии общества над типологией государства.
Формационный подход к типологии государства: его достоинства и слабые стороны
Типология государства:
· 1) Специфическая классификация, предназначенная для разделения прошлых и настоящих государств на группы по общим признакам с целью раскрытия их социальной сущности.
· 2) Разновидность классификации, которая включает два аспекта: исследование оснований деления на типы и характеристику типов.
Первые попытки типизации принадлежат Аристотелю. В настоящее время в теории государства и права существует два подхода: формационный (Маркс, Энгельс) и цивилизационный.
Основа формационного подхода - общественно-экономическая. Формация - тип государства, основанный на способе производства в конкретный исторический период времени. Были выделены три макроформации: первичная (архоичная), вторичная (экономическая), третичная (коммунистическая).
Критерии:
· 1) частная собственность;
· 2) наличие или отсутствие классов;
· 3) наличие или отсутствие товарного производства.
Впоследствии они были преобразованы в пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная (капиталистический тип государства), коммунистическая (социалистический тип государства).
Плюс данного подхода - учет экономических критерий.
Минусы:
· 1. искусственное разделение истории на пять формаций, которые не отображали конкретных исторических условий.
· 2. однолинейность: любое государство должно пройти все формации последовательно.
· 3. высший тип государства - социалистический, после которого государство отмирает.
· 4. игнорировалась общесоциальная роль государства: оно рассматривалось как орудие классовой диктатуры.
· 5. не объясняются важные различия между государствами одной формации.
· 6. нет упоминаний о восточном типе государства (азиатский способ правительства).