Цели семинарского занятия:
1. Узнать содержание общих тенденций в понимании культуры в эпоху Просвещения (Ф. Бэкон).
2. Узнать содержание культурологических концепций культурологов – «диссидентов» эпохи Просвещения (И.Г. Гердера, Ж.Ж. Руссо, Дж. Вико)
План:
1. Общая характеристика представлений о культуре в эпоху Просвещения.
2. Трактовка культуры в трудах Ф. Бэкона.
3. Культурологические идеи И.Г. Гердера.
4. Культурологические идеи Ж.Ж. Руссо.
5. Культурологические идеи Дж. Вико.
Входные компетенции:
Студент из дисциплин «история» и «философия» должен знать:
1. Ключевые исторические события и социально-экономические процессы в Западной Европе эпохи Просвещения (ХVII – ХVIII вв.).
2. Основные философские течения Западной Европы эпохи Просвещения.
Основные понятия и положения темы:
«Антропоцентризм» – (греч. anthropos — человек и лат. centrum — центр) характеристика культурологической концепции, согласно которой, человек есть главный субъект и объект культуры. Является ключевым основанием для понимания культурологической мысли античности. В латинское понятие «культура» человек был включен благодаря трудам оратора и философа периода Римской республики Марка Туллия Цицерона, обосновавшего цель культуры как «возделывание» гражданина. Антропоцентризм античных культурологических представлений сменился в теоцентризмом в Средние века. Человек вновь стал основой культуры в эпоху гуманизма, начало которой связано с творчеством Данте Алигьери и распространением его «Божественной комедии».
«Естественное — искусственное» — парное понятие, выражающее не столько противоположность природы и человека, сколько «естественный», т. е. соответствующий закономерностям мира, рациональный характер человеческой деятельности, её способности разумно творить свой искусственный мир.
«Натура — культура»— парное понятие, имеющее общенаучный смысл различения человека — творца культуры и его природного мира — «натуры». В эпоху Возрождения это понятие приобрело антропоцентрический смысл противопоставления «натуры» и «культуры».
«Деятельностно-гуманистический принцип» — исходная и генерализующая идея познания мира человека как процесса и результата его активно-преобразующей деятельности.
«Космоцентризм» (лат. centrum — центр) — принцип рассмотрения человека с позиций его естественной, космологически понятой природы.
«Логоцентризм» — принцип безраздельного доминирования разума как сущности человека. В теологической трактовке — человеческого разума как проекции Божественного.
«Парадигма» (греч. paradeigma — пример, образец) — введенное Т. Куном понятие для обозначения «совокупности идей, теорий, методов, концепций и образцов решения различных проблем, принимаемых научным сообществом определённого направления или эпохи»
«Секуляризация» — процесс освобождения общественного сознания от религиозности, обусловленный, с одной стороны, характерной для Нового времени рациона лизацией человеческой деятельности, с другой — обострением ценностно-смысловых противоречий церкви и её взаимоотношений с обществом.
«Социоцентризм» — принцип определяющей роли общественных отношений, для конкретного человека — социальной среды, его редукции к «ролевику», функции этой среды.
«Сциентизм» (лат. scientia — наука) — видение человека и его мира с позиций универсальных законов науки.
«Теоцентризм» (греч. theos — Бог) — принцип осмысления человека и его мира с точки зрения их Божественного творения.
Регламент занятия:
Общая продолжительность изучения темы семинарского занятия №2 – 4 академических часа
Темы | Вид деятельности студентов | Время | |
Общие тенденции в понимании культуры в эпоху Просвещения (Ф. Бэкон). | Доклады по теме | 30 мин. | |
Культурологические концепции культурологов – «диссидентов» эпохи Просвещения (И.Г. Гердера, Ж.Ж. Руссо, Дж. Вико). | Доклады по теме | 30 мин. | |
Общие представления о культуре в эпоху средневековья | Дискуссия | 30 мин. |
Вопросы для самоконтроля:
1. Кто из английских философов ХVII в. внес особый вклад в осознание феномена культуры и чем отличается этот вклад?
2. В чем видели главное содержание культуры французские просветители?
Семинарское занятие № 3.
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ХIХ ВЕКА
Цели семинарского занятия:
1. Узнать содержание основных культурологических концепций ХIХ века.
2. Определить ключевые отличия культурологических концепций Европы и России ХIХ века.
План:
1. Э. Тайлор, Л. Морган и идеи эволюционизма.
2. Понимание культуры в философии марксизма.
3. Концепция «культурно-исторических типов» Н.Я. Данилевского.
Входные компетенции:
Студен из дисциплин «истории» и «обществознание» должен знать:
1. Базовые социально-экономические процессы и исторические события в Западной Европе и России в ХIХ в.
2. Основные философские течения Западной Европы и России в ХIХ в.
Основные понятия и положения темы:
«Анимизм» – вера в души и духов, лежащая в основе любой религии (по Э.Тайлору).
«Класс» – историческая категория, соответствующая каждой общественно-экономической формации. Группа людей, в исторически определенной системе общественного производства, противопоставляющая себя экономически диаметральной группе по признаку собственности на средства производства.
«Культурно-исторический тип» – целостные совокупности характерных элементов жизни этноса, проявляющиеся в религиозном, социально-экономическом, политическом и других отношениях.
«Марксизм» – целостное антропологическое учение в центре которого находится человек, как деятельно преобразующий, многомерный и динамичный субъект своей культуры и цивилизации
«Общественно-экономическая формация» – общество, находящееся на определенной ступени исторического развития; в основе лежит определенный способ производства, а производственные отношения образуют её сущность, охватывает и соответствующую надстройку (тип семьи, быт и т.д.)
«Революция» – форма перехода общества от одного качественного состояния к другому, быстрые, радикальные изменения, скачок от одного способа производства к иному.
«Цивилизация» – одна из основных единиц исторического времени, обозначающая длительно существующее самодостаточное сообщество стран и народов, своеобразие которого обусловлено социокультурными причинами.
«Эволюционизм» – представление о едином для человечества пути постепенного развития культуры от низших уровней к высшим состояниям. Пути, на котором отдельные культуры не прогрессируют (некоторые вовсе исчезают), а другие достигают все большей культурной продвинутости.
Регламент занятия:
Общая продолжительность изучения темы семинарского занятия №3 – 4 академических часа
Темы | Вид деятельности студентов | Время | |
Э. Тайлор, Л. Морган и идеи эволюционизма. | Доклад по теме | 30 мин. | |
Понимание культуры в философии марксизма. | Доклад по теме | 30 мин. | |
Концепция «культурно-исторических типов» Н.Я. Данилевского. | Доклад по теме | 30 мин. | |
Общие культурологические представления XIX века. | Дискуссия | 30 мин. |
Вопросы для самоконтроля:
1. Определите общее понятия «эволюции» и «революции». Соотнесите эти категории.
2. Выявите характерные черты эволюционизма как научного направления.
3. Соотнесите категории «Культурно-исторический тип» и «Цивилизация».
Семинарское занятие № 4.
«КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ХХ ВЕКА»
Цели семинарского занятия:
1. Узнать содержание основных культурологических концепций ХХ века.
2. Определить базовые отличия культурологических концепций Европы и России ХХ века.
План:
1. Культура и бессознательное начало человека: концепция З. Фрейда.
2. Представления о культуре К.Г. Юнга;
3. Философия культуры О. Шпенглера;
4. Культурологическая концепция Н. Бердяева;
5. Философия культуры А. Тойнби;
6. Культурологическая концепция П. Сорокина.
7. Игровая теория культуры И. Хейзинги
Входные компетенции:
Студен из дисциплины «история» должен знать:
1. Ключевые социально-экономические процессы и исторические события в Западной Европе в ХХ в.
2. Ключевые социально-экономические процессы и исторические события в России и СССР в ХХ в.
3. Основные философские течения Западной Европы и России в ХХ в.
Основные понятия и положения темы:
«Архетип»(от греч. Arche – начало и typos – образ) –изначальные, врожденные структуры, образы (мотивы), составляющие содержание коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и др.
«Религиозная этика» (моральная теология, нравственное богословие) – комплекс моральных представлений о поведении человека и содержания морального сознания, опирающихся на божественные заповеди как они изложены в священных писаниях мировых религий. Отличительные черты – помимо отношений между людьми устанавливает также нормы отношений человека к Богу и интерпретирует этические нормы как божественные установления, имеющие абсолютное значение.
«Репрессивная цивилизация» — фрейдовский концепт для выражения принудительной роли структур и механизмов цивилизации («Сверх-Я») в процессе культуротворческой сублимации энергии Эроса.
«Социальная мобильность» - изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного слоя в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность).
«Социальная стратификация»- структура общества и отдельных его слоев, система признаков социального расслоения
«Суперсистемы» — базовый концепт П. Сорокина для обозначения масштаба культурно-цивилизационных комплексов в трех основных, господствующих в различных этапах или сосуществующих формах — «идеациональной» (иррацинальной, трансцендентной), «сенситивной» (чувственной, имманентной) и «идеалистической» (совмещающей оба начала).
«Табу»(полинез. – запрет) – религиозно-магический запрет, объектами могут быть вещи, животные, слова, действия и т.п.
«Экзистенция» -человеческое существование, как нерасчлененная целостность объекта и субъекта; основные модусы (проявления) человеческого существования – забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть).
Регламент занятия:
Общая продолжительность изучения темы семинарского занятия №4 – 4 академических часа
Темы | Вид деятельности студентов | Время | |
Культура и бессознательное начало человека: концепция З. Фрейда. | Доклад по теме | 15 мин. | |
Представления о культуре К.Г. Юнга; | Доклад по теме | 15 мин. | |
Философия культуры О. Шпенглера; | Доклад по теме | 15 мин. | |
Культурологическая концепция Н. Бердяева. | Доклад по теме | 15 мин. | |
Философия культуры А. Тойнби; | Доклад по теме | 15 мин. | |
Культурологическая концепция П. Сорокина. | Доклад по теме | 15 мин. | |
Игровая теория культуры И. Хейзинги. | Доклад по теме | 15 мин. | |
Общие культурологические представления ХХ века | Дискуссия | 20 мин. |
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем сходство и различие взглядов на культуру О. Шпенглера и А.Дж. Тойнби?
2. Охарактеризуйте работу З. Фрейда «Недовольство культурой».
3. Дайте определение категориям «коллективное бессознательное» и «культурные архетипы» К.Г. Юнга?
Семинарское занятие № 5.
ФУНКЦИИ И СВОЙСТВА КУЛЬТУРЫ
Цели семинарского занятия:
1. Определить основные функции, дисфункции культуры.
2. Выявить общие свойства культуры.
План:
1. Функции культуры:
А. Гуманистическая (социализирующая);
Б. Трансляционная;
В. Нормативная;
Г. Гносеологическая;
Д. Семиотическая.
2. Дисфункции культуры
3. Общие свойства культур:
А. Стабильность, нестабильность;
Б. Толерантность, интолерантность;
В. Открытость, замкнутость;
Г. Демократизм, элитарность;
Д. Прогрессивность, регрессивность, консерватизм.
Входные компетенции:
Студент из дисциплины «история» должен знать:
Ключевые социально-экономические процессы и исторические события ХХ в.
Студент из дисциплин «философия» и «социология» должен знать:
Ключевые представления об обществе, типах и этапах его развития.
Основные понятия и положения темы:
«Гносеология» – раздел философии, в котором изучается закономерности и возможности познания, отношения знания (ощущений, представлений, понятий) к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.
«Гуманизм» (от лат. Humanus – человеческий, человечный) – признание ценности человека, как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.
«Норма» (лат norma – руководящее начало, правило, образец) – узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй.
«Регресс» (от лат. Regressus - обратное движение) – тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижения уровня организации; включает также моменты застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам.
«Семиотика» (от греч. Semeion – знак, признак) – наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом естественные и искусственные языки, некоторые явления культуры), природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие).
«Толерантность» (от лат. Tolerantia – терпение) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
«Трансляция культуры» - передача культуры из поколения в поколение
Регламент занятия:
Общая продолжительность изучения темы семинарского занятия №5 – 4 академических часа
Темы | Вид деятельности студентов | Время | |
Функции культуры | Доклады по теме | 30 мин. | |
Дисфункции культуры | Доклады по теме | 30 мин. | |
Общие свойства культур | Доклады по теме | 30 мин. | |
Общие характеристики культуры | Дискуссия | 30 мин. |
Вопросы для самоконтроля:
1. Определите устойчивые сочетания свойств культуры (например, открытость-толерантность и т.д.). Подтвердите свои утверждения конкретными историческими примерами.
2. Исходя из анализа нормативной функции культуры, выявите уровень взаимодействия категорий «культура», «общество», «государство».
Семинарское занятие № 6.