План
Глава I. Массовая культура новейшего времени: генезис, сущность и специфика.
1.1. Генезис и сущность массовой культуры.
1.2. Специфика массовой культуры новейшего времени.
Глава II. Кинофантастика как культурный феномен.
2.1. Кинофантастика: истоки и предпосылки.
2.2. Кинофантастика: жанры и особенности.
ГЛАВА III. Кинофантастика и современная массовая культура.
3.1. Кинофантастика в современном кино: место и роль.
3.2. Кинофантастика как манифест современной массовой культуры.
ТЕМА 2. Семья как социокультурный феномен.
План
ГЛАВА I. Семья как объект культурологического анализа.
1.1. Понятие «семья»: этимология и генезис.
1.2. Сущность и функция семьи как социокультурного института.
ГЛАВА II. Семья как культурный объект.
2.1. «Ячейка общества»: cемья в классическую эпоху.
2.2. «Постнуклеарная» семья: социокультурные проблемы и перспективы.
ТЕМА 3. «Магический экран»: телевидение и интернет как системные основания современной медиакультуры
План
Глава I. Феномен медиакультуры.
1.1. Понятие медиакультуры: этимология и генезис.
1.2. Медиакультура как тотальный дискурс новейшего времени.
Глава II. Телевидение: культурная «матрица» второй половины 20 века.
2.1. «Галактика Маркони» или «Великий Отказ»: телевидение как объект культурологической рефлексии.
2.2. Сущность и специфика телевидения как медиакультурной подсистемы.
Глава III. Интернет: «дивный новый мир» 21 века.
3.1. «Плетя Паутину»: интернет как объект культурологической рефлексии.
3.2. Сущность и специфика интернета как медиакультурной подсистемы.
План 2
Глава I. Феномен медиакультуры.
1.1. Понятие медиакультуры: этимология и генезис.
1.2. Медиакультура как тотальный дискурс новейшего времени.
Глава II. Телевидение и Интернет как культурные «матрицы»
2.1. «Галактика Маркони» или «Великий Отказ»: сущность и специфика телевидения как медиакультурной подсистемы.
2.2. «Плетя «Паутину»: cущность и специфика интернета как медиакультурной подсистемы.
ТЕМА 4. Реформация как социокультурный феномен: истоки, сущность и последствия (Реформация как социокультурный проект (истоки и тд…)).
План
Глава I. Истоки и сущность Реформации в социокультурном аспекте.
2.1. Реформация как антикатолическое движение: экономический, политический и религиозный контексты.
2.2. Протестантизм и гуманизм: соотношение ментальностей.
Глава II. Социокультурные последствия Реформации.
3.1. Закат «вселенской» церкви: государство как конфессия.
3.2.От феодализма к капитализму: Реформация и Новое время.
ТЕМА 5. Массовая культура в современной России: истоки, особенности, трансформация.
План
Глава I.Массовая культура как феномен.
1.1. Социокультурный генезис массовой культуры.
1.2. Сущность и специфика массовой культуры.
Глава II. Российская массовая культура в Новейшее время.
2.1. Идеология вместо потребления: массовая культура советского периода.
2.2. Потребление как идеология: массовая культура постсоветской России.
ТЕМА 6. «Феномен детства в культурологическом аспекте.
План
Глава 1: Формирование понятия: детство как культурно-исторический феномен.
1.1. Детство в античности – выживает сильнейший.
1.2. Средние века: «взрослый маленького роста».
1.3. Эпоха Просвещения: новый взгляд.
Глава 2: Три «детских мира»: культурные модели детства в российском социуме новейшего времени.
2.1. Мир детства в дореволюционной российской культуре.
2.2. «Все лучшее – детям»: субкультура детства в социалистическую эпоху.
2.3. Современная Россия: «трансформация детства» или возвращение к истокам?
План 2
Глава 1. Детство как культурный феномен: теоретический аспект
1.1. Генезис понятия: дети и детство в текстах культуры (в культурных текстах).
1.2. Детство как предмет культурологического анализа.
Глава 2. Детство в дискурсивных полях.
2.1. От первобытности до Средневековья: ребенок как «маленький взрослый”.
2.2. От Просвещения до современности: детство как культурный идеал.
ТЕМА 7. «Рудименты сознания»: первобытное мышление и современная культура.
План
Глава 1. Первобытное мышление: константы, установки и компоненты.
1,1, Понятие «мистическая сопричастность»
1,2, Понятие «коллективное бессознательное»
1,3, Миф как мировосприятие
ГЛАВА 2, Первобытное мышление и современная культура
2,1, Актуальное искусство и первобытное мышление
2,2, Мировые религии и первобытное мышление
2,3, Мифология в современной культуре
ТЕМА 8. «Российское кино как транслятор национальной идеи: перспективы возрождения».
План
Глава 1. Национальная идея как культурологический феномен
1.1. Понятие «национальная идея»: генезис и сущность
1.2. Российская национальная идея: постановка проблемы.
Глава 2. Национальная идея и советское кино.
2.1. «Советский народ»: национальная идея эпохи СССР
2.2. «Простой» и «непростой» советский человек: специфика персонификации национальной идеи в советском кино.
Глава 3. Национальная идея и современное отечественное кино
3.1. Проблема формы и содержания: национальная идея постсоветской России
3.2. Перспективы возрождения: национальная идея в современном отечественном кино
ТЕМА 9. «Взаимная репрезентация: кино и социум в России 20 века».
План
Глава 1. Социокультурная специфика кино.
1.1. Кино как средство массовой информации
1.2. Кино как массовое искусство.
Глава 2. Советское кино как идеология.
2.1. Кино СССР: история конструирования реальности.
2.2. Жанры, мотивы и образы: «советский человек» в «стране героев».
Глава 3. Российский кинематограф как «зеркало».
3.1. «Конец идеологии»: отечественное кино 90-х годов.
3.2. Современное российское кино: поиски социального смысла.
ТЕМА 10. Традиционная кукла как культурно-исторический феномен: специфика, формы и функции.
План
Глава 1. Кукла как «структура».
1.1. Кукла и вещно-предметная реальность традиционной культуры.
1.2. Атрибуты куклы в традиционной культуре.
1.3. Виды и типы кукол в традиционной культуре.
Глава 2. Кукла как «функция».
2.1. Функции куклы в традиционной культуре.
2.2. Модусы куклы в традиционной культуре.
2.3. Традиционная кукла в современном мире.
План 2
Глава 1. Традиционная кукла в архаической культуре.
1.1. Типы традиционной куклы в архаических культурах.
1.2. Функции традиционной куклы в архаических культурах.
Глава 2. Традиционная кукла в современной культуре.
2.1. Модификация типов традиционной куклы в современной культуре.
2.2. Трансформация функций традиционной куклы в современной культуре.
вариант темы -
«Феномен традиционной куклы в отечественной культуре: архаика и современность»
План
Глава 1. Традиционная кукла в архаической культуре.
1.1. Типы традиционной куклы в культуре первобытного общества.
1.2. Функции традиционной куклы в архаической культуре.
Глава 2. Традиционная кукла в культуре современной России.
2.1. Модификация типов традиционной куклы в современной отечественной культуре.
2.2. Трансформация функций традиционной куклы в отечественной культуре .
ТЕМА 11. Литературный салон как культурный феномен в России и Франции 18-19 вв: структурно-функциональный анализ.
План
Часть I. Литературный салон XVIII-XIX века как культурный микрокосм.
1.1. Французский литературный салон: социокультурный генезис и структура.
2.1. Русский литературный салон: социокультурный генезис и структура.
Часть II. Литературный салон XVIII-XIX века и культурный макрокосм.
2.1. Французский литературный салон: культурная функция.
2.2. Русский литературный салон: культурная функция.
ТЕМА 12. Репрезентация восточной духовности в западном кинематографе.
План
I. Восток и Запад: встреча в духовном пространстве.
1.1. Понятия «дух» и «духовность» в западной и восточной культурах.
1.2. Восточные духовные практики: путь на Запад.
II. «Восточная духовность» в западном кино.
2.1. «Восток» в западном кино: темы, идеи и образы.
2.2. Специфика репрезентации восточной духовности в западном кинематографе.
ТЕМА 13. Советская кинокомедия как культурный феномен.
План
Глава I. Кинокомедия в культурологическом аспекте.
1.1. Кинокомедия как жанр: генезис, структура и специфика.
1.2. Социокультурные функции кинокомедии.
Глава II. «Формула смеха»: смысловые трансформации советской кинокомедии.
2.1. 1930 – 1950 годы: «смеющееся государство».
2.2. 1960 – 1980 годы: «юмор с человеческим лицом».
ТЕМА 14. Американский кинематограф и социокультурная реальность 20 века
План