Эволюционная теория.
Является наиболее распространённой в современном научном сообществе. Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов — человекоподобных существ путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора. Эволюционисты оперируют разнообразным арсеналом доказательств: палеонтологических, археологических, биологических, генетических, культурных, психологических и т.д. Однако многие из этих доказательств могут трактоваться неоднозначно, что позволяет противникам эволюционной теории оспаривать её.
Согласно данной теории, имели место следующие основные стадии эволюции человека:
· периоды последовательного существования антропоидных предков человека (австралопитек и др.);
· существование древнейших людей: питекантропа (древнейшего человека, или протерантропа или архантропа);
· стадия палеоантропа, то есть древнего человека (неандертальцы и др.).
· Развитие современных людей (неоантропов).
Теория творения (религиозная концепция)
Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой первые люди - Адам и Ева - были сотворены из глины. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов. Разновидностью теории творения можно считать также мифы о превращении животных в людей и о рождении первых людей богами. Выдвигаются различные доказательства этой теории, важнейшее из которых - сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека. Современная теология привлекает для доказательства теории творения новейшие научные данные, которые, однако, в большинстве своем не противоречат и эволюционной теории. Некоторые течения современной теологии сближают теорию творения с эволюционной теорией, полагая, что человек произошел от обезьяны путем постепенного видоизменения, но не в результате естественного отбора, а по воле Бога или в соответствии с божественной программой.
Теория внешнего вмешательства
Согласно этой теории появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.
Более сложные варианты ТВВ предполагают:
а) скрещивание иномирян с предками людей;
б) порождение человека разумного методами генной инженерии;
в) создание первых людей гомункулярным способом;
г) управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума;
д) эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом.
Каково происхождения понятия «культура»? Какие аналогичные понятия имеются в других языках и культурах?
Понятие культуры возникло после того как люди осознали что в мире есть нечто, отличающееся от природы. Этот термин впервые ввёл и употребил в трактате «Земледелие» римский поэт Катон в 3 веке до н.э. Он противопоставил то, что создали люди тому, что существует как природное начало. Для римлян противоположностью понятию cultura(возделывание земли) было понятие natura(природа). Вплоть до 17 века термин употреблялся с различными дополнениями: juris cultura(выработка правил поведения), lingua cultura(совершенствование языка), cultura litterari(выработка правил письменности), agri cultura (обработка земли). В 17 веке историк и юрист Самюэль Пуфендорф употребил термин без дополнений.
В других языках тоже возникают похожие термины:
· В Греции -пайдейа. Этим понятием они прежде всего обозначали особые качества эллина, отличающие его от варвара. С их точки зрения, грубая естественность варвара –результат его почти природного состояния, эллин же –человек, который воспитан как гражданин полиса(город гос-ва в Др. Греции, город-крепость, где хранились еда и оружие): ему присущи чувство гордости за своё гос-во, состояние свободы, владение красивым певучим языком, поклонение величественным богам, общественный образ жизни. «Пайдейа» -это прежде всего воспитанность и образованность. Эллин обязан соблюдать все правила полюса: участвовать в собраниях, обрядах, принятиях решений в военных действиях, присутство
вать на спектаклях, а также знать всех олимпийских богов и как с ними общаться.
· В Китае –жэнь. Жэнь – это человеколюбие, качество не являющееся врожденным, оно воспитывалось. Этим качеством обладал благородный муж(Цзюнь-Цзы). Этому понятию противоположно сяу жэнь(низкий человек).
· В Индии –дхарма. Дхарма – это космический моральный закон, по чьей воле человек рождается в том или ином сословии(варне): брахманы(жрецы, учителя, получившие всю мудрость от богов), вайшьи(земледельцы), …..(воины и военочальники). Впоследствии эти варны разделились на касты.
Рождение в определённой варне предполагало и соответствующее сословное поведение – карму. Человек, согласно представлениям индийцев, не умирал, а попадал в процесс вечного перерождения – сансару. Для индийцев культура связана с положением людей в обществе. Дхарме противостоит неживая природа.
· Арабский восток –ильм. Ильм –просвещённость, спокойствие, добродетель, рассудительность. Противоположное понятию ильм – джахилийа (грубость, невежество, жестокость)
Таким образом, вместе с культурой возникают различные понятия её обозначающие и все они называют искусственно выработанные или созданные стороны человеческой жизни.
Природа и культура.
Общеизвестно, что само слово «cultura» возникло как оппозиция понятию «natura» – природа. Однако такое противопоставление не вполне корректно. Ибо человек не только создает вторую природу, он меняет и облик и первой. Природа земли все в большей степени окультурена, а сама культура неизбежно включает в себя природное. Природа и культура едины и неразрывны, они отрицают и взаимно обогащают и дополняют друг друга.
Понятие «природы» употребляется в русском языке в различных смыслах. Природой подчас именуют сущность какого-либо явления. Природой мы называем непосредственно окружающую нас естественную среду. Наконец, в самом общем смысле слова «природа» - синоним понятия «материальный мир», точнее весь материальный мир не созданный человеком.
Рассматривая вопрос культуры и природы, под природой следует понимать совокупность естественных условий существования человеческого общества. Природа имеет свою историю, неотделимую от истории человеческого общества. Культура выступает своеобразным посредником между природой, с одной стороны, и обществом с другой. Влияние общества на природу, равно как и влияние природной среды на общество, опосредуется культурой.
Природа и культура неразрывны. Они связаны генетически, ибо человек – высший цвет развития природы, а культура – величайшее из творений человека. Природа – материал и почва культуры.
На заре человечества слитность человека и природы еще не была так сильно нарушена. Основой первобытной культуры являлся культ природы – человек жил природой и чувствовал себя ее неотъемлемой частицей. Природа была близкой, ибо она поила и кормила человека, но и далекой – грозной, неизвестной, таинственной. В ходе предметно-практической деятельности возникло «человеческое чувство» природы: не только ее эстетическое приятие, но и наделение ее человеческими качествами – очеловечивание. Она стала одновременно мастерской и храмом. Для первобытного человека природа ограничивалась сравнительно узкой территорией, на которой жило его племя.
Затем возникло противопоставление человека природы. Скорее всего, это произошло тогда, когда были противопоставлены телесное и духовное, с пониманием природного как чего-то низшего, неполноценного. К этому добавилось отношение к природе естествоиспытателей Нового времени: природа – мастерская, ее надо подчинить человеку, «преобразовать» согласно его интересам. Утилитарное отношение к природе привело к тому, что по отношению к ней все стало дозволенным. Здесь не действовали запретительные нормы права, религии и морали. Исчезло восхищение природой. Природа стала восприниматься как антитеза духа и культуры. В философии марксизма природа рассматривалась как объект производственной деятельности человека. До сих пор в качестве образца «творческого марксизма» приводят фразу И.В. Мичурина, которая, кстати, никогда не рассматривалась им как некий философский принцип: «Нам нечего ждать милости от природы, взять их у нее – наша задача». Так подход противоположен коренным принципам народной культуры, для которой всегда земля была «родной матушкой», священным именем отца назывались реки. Без такого любовного отношения к природе невозможна высокая культура сельскохозяйственного труда. Сегодня люди привыкли жить на взятые у природы в кредиты, вернуть которые уже невозможно.
Ныне все человечество стоит пред новым витком спирали – единством природы и культуры, когда все богатство культуры должно быть поставлено на службу защиты природы. Единство человека и природы было верно понято еще И. Кантом, для которого человек – «последняя цель природы», а природа, в свою очередь «материя всех его целей». В этом и заключается единство природы и культуры.
Миссия человека состоит в непрерывном сближении с природой, все более глубоко познавать ее законы и вносить в природную стихию разумное сознательное начало.
5. Дайте определения понятиям: человек, индивид, индивидуальность, личность.
1.Индивид – отдельно взятое абстрактное существо.
2.Индивидуальность- неповторимость данного человека по отношению к другим. Такая неповторимость бывает врождённой (внешность, анатомические и физиологические способности, особенности нервной системы, скорость протекания реакций). Гепократ выделил несколько типов индивидуальностей:
· Халерик – все реакции ускоренные, сильные и длительные
· Сангвиник – все реакции быстрые, сильные, но не стойкие
· Меланхолик- все реакции замедленные, слабые и не стойкие
· Флегматик – реакции слабые, замедленные, но не стойкие
На основе нервной системы вырастают и особенности психики и мышления. Кроме того есть социально-обусловленные формы индивидуальности – характер(социально-обусловленная система поступков), опыт. Каждый из темпераментов проявляется в характере в связи с воспитанием.
3.Личность – это индивидуальность в процессе продуктивной реализации всех своих задатков, возможностей, способностей.
4.Человек – это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения. Это понятие используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и особенностей. Основные характеристики: особое строение организма, способность к трудовой деятельности, наличие сознания.