Наступление католицизма в Речи Посполитой вылилось в заключение в
1596 г. Брестской церковной унии. Идея унии появилась еще в период
раскола христианской церкви на православную и католическую (1054
г). В середине ХV в. на Флорентийском соборе провозглашена уния,
объединявшая два направления христианства, однако она не была
поддержана православным населением ВКЛ. После заключения Люблинской
унии и создания Речи Посполитой верховная власть видела возможность
объединения всего населения страны с помощью единой религии –
католичества. Католическое руководство надеялось на победу над
православием и расширением своего влияния в Восточной Европе.
Руководство православной церкви надеялось через унию вернуть себе
ведущее положение [8, С. 78 – 82; 10, С. 129 - 136].
В 1595 г. папа римский в Ватикане торжественно провозгласил унию
православной и католической церкви. Предусматривалось признание
верховной власти Ватикана и католических догматов при сохранении
православной обрядности и богослужения на церковнославянском и
родном языках.
Инициатива со стороны католической церкви была поддержана многими
руководителями православной церкви ВКЛ, в частности епископом
Ипатием Потеем, ставшим одним из организаторов унии.
Подготовка унии продолжалась 5 лет, было подготовлено 8 вариантов
текста. Ее возглавили епископы владимирский и брестский, И. Потей,
луцкий и острожский К. Терлецкий. На первом этапе их подержал
весьма авторитетный в православном мире магнат К. Острожский.
Были
выработаны условия объединения, получены гарантии их соблюдения в
Ватикане.
6-9 октября 1596 г. на церковном соборе в Бресте на основе
белорусско-украинского православия было сформировано новое
направление в христианстве – униатство. Оно сохраняло прежнюю
обрядность, юлианский календарь, традиционные праздники, но
признавало верховенство католического вероучения. Так началась
крупная церковная реформа, которая повлекла за собой переориентацию
духовной жизни Беларуси с Востока на Запад и преобразование многих
сторон жизни общества.
В конце ХVΙ в. – первые десятилетия ХVΙΙ в.в. униатство как новая
религия нередко навязывалась силой: закрывались православные церкви
и школы, в униатских церквях стали использовать польский язык
вместо старобелорусского. Уния не объединила, а разъединила людей.
Убит один из униатских епископов И. Кунцевич, который жестокими
методами вводил новую веру в Полоцке и Витебске.
Правящие круги Речи Посполитой изменили тактику: остановили
давление на православную церковь. Судьбу униатства определил выбор
народа. В условиях давления со стороны московского православия и
польского католицизма он остановился на униатстве как наиболее
отвечающим его национально – культурным запросам. В униатских
церквях более широко, чем в храмах других компрессий, использовался
белорусский язык. На рубеже ХVП-ХVШ в.в. количество униатов на
Беларуси превзошло число православных, а к концу ХVШ в. достигло
2/3 населения, в основном крестьян [2, С. 197 - 199].
Брестская церковная уния
36
0
2 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!