Содержание
Введение
1. Понятие цивилизации. Две исторические линии и
место России в потокемировых цивилизаций
2. Глобальные социально политические проблемы.
Негативные проявления гонкивооружений и задачи разоружения
Заключение
Списоклитературы
Введение
В современном научном мире есть множество трактовок
понятияцивилизации. Её изучение всегда привлекало политиков,
социологов, историков ифилософов. Разнообразные теории становления
и развития как общемировой, так илокальных, отдельно взятых
цивилизаций всегда вызывали споры среди ученых.Неотъемлемой частью
этих споров является место России в мировой цивилизации,
еёпринадлежность к той или иной линии развития. Западники,
славянофилы, евразийцы– направлений дискуссий множество. Но цель
этих дискуссий одна – понятьнасколько самобытна цивилизация России.
Некоторые версии построеныисключительно на исторических фактах,
другие основываются только на идеологии.Но нельзя не признать, что
социально – политический подход к изучению этойпроблемы невозможен
без таких самостоятельных наук, как история и философия.Попытаемся
дать объективный анализ цивилизационного развития России в
контекстеразвития мировой цивилизации.
Вводной, для рассмотрения второго вопроса этой работы можновзять
определение политолога В.А. Мальцева: «Глобальные проблемы
современностиявляются комплексными и всеобъемлющими. Они тесно
переплетены между собой, срегиональными и
национально-государственными проблемами. В их основе — противоречия
глобального масштаба, затрагивающие основы существованиясовременной
цивилизации. Обострение противоречий в одном звене ведет
кдеструктивным процессам в целом, порождает новые проблемы.
Разрешениеглобальных проблем осложняется также и тем, что пока еще
низок уровеньуправления глобальными процессами со стороны
международных организаций, ихосознавания и финансирования со
стороны суверенных государств. Стратегиявыживания человека на
основе решения глобальных проблем современности должнавывести
народы на новые рубежи цивилизованного развития».
1. Понятие
цивилизации. Две исторические линии и место России в потокемировых
цивилизаций
ЦИВИЛИЗАЦИЯ-ступень в развитии общества; уровень социальногои
культурного развития, который связан с разделением труда.
Долгое время цивилизация рассматривалась как этаписторического
развития человечества, следующий за дикостью и варварством.Сегодня
такой смысл недостаточен и неточен. Под цивилизацией
понимаетсякачественная специфика (своеобразие материальной,
духовной, социальной жизни)той или иной группы стран, народов на
определённом этапе развития.
По мнению ряда исследователей, цивилизации решительнымобразом
отличались и отличаются друг от друга, так как основываются
нанесовместимых системах социальных ценностей. Любая цивилизация
характеризуетсяне только специфической общественно-производственной
технологией, но и в неменьшей степени соответствующей ей культурой.
Ей присущи определённаяфилософия, общественно значимые ценности,
обобщённый образ мира, специфическийобраз жизни со своим особым
жизненным принципом, основу которого составляют духнарода, его
мораль, убеждённость, обусловливающие определённое отношение
ксамому себе. Этот главный жизненный принцип объединяет людей в
народ даннойцивилизации, обеспечивает его единство на протяжении
всей собственной истории.
Цивилизация как крупномасштабная социокультурная общностьобладает
собственной иерархией идеалов и ценностей, представляющих общество
какцелостную систему и субъект мировой истории. Каждая цивилизация,
отличаясь отдругих особыми формами жизнедеятельности, оказывает
активное влияние на содержаниевсех социальных процессов.
Совокупность конкретных социокультурных факторов вих взаимодействии
образует механизм функционирования цивилизации, особенностикоторого
проявляются в этносоциальных, религиозных,
психологических,поведенческих и иных способах жизнедеятельности
данного человеческогосообщества. В связи с этим в истории
существовали и существуют в настоящеевремя различные типы и формы
цивилизаций, суммарную численность которых учёныеопределяют в
пределах тридцати. Выделению типов цивилизаций
способствуютследующие признаки: — общие фундаментальные черты и
ментальности; — общность ивзаимозависимость историко-политической
судьбы и экономического развития; — взаимопереплетение
культур; — наличие сферы общих интересов и общих задач сточки
зрения перспектив развития.
На основе сформированных признаков можно выделить два
типацивилизаций.
Первый тип цивилизаций – традиционные общества. Ихсамобытные
культуры были направлены на поддержание сложившегося образа
жизни.Предпочтение отдавалось традиционным образцам и нормам,
вобравшим в себя опытпредков. Виды деятельности, их средства и цели
менялись медленно. Традиционные обществаберут своё начало в
древневосточной цивилизации, где господствовалаэкстенсивная
технология, направленная главным образом на овладение
внешнимиприродными процессами. Человек согласовывал свою
деятельность с ритмамиприроды, максимально приспосабливаясь к
окружающей среде. Этот тип обществасохранился до наших дней. И
сегодня среди духовных ценностей в них одно изведущих мест занимает
установка на адаптацию к природным условиям, непоощряется
стремление к их целенаправленному преобразованию. Ценна
активность,направленная вовнутрь человека, на самосозерцание.
Особое значение имеюттрадиции, обычаи, передаваемые от поколения к
поколению. В целомценностно-духовная сфера человеческого бытия
ставится выше экономической.
Второй тип – западные общества или западноевропейскаяцивилизация,
во многих чертах противоположная традиционному обществу, хотя
иимеющая достаточно глубокие исторические корни. Она основывалась
на другихценностях. Среди них значение науки, постоянное стремление
к прогрессу, кизменениям сложившихся форм деятельности. Иным было и
понимание природычеловека, его роли в общественной жизни. Оно
основывалось на христианскомучении о морали и отношении к
человеческому разуму как созданному по образу иподобию
божественного и потому способному к постижению смысла
бытия.Западноевропейскую цивилизацию называют по-разному:
техногенная,индустриальная, научно-техническая. Она вобрала в себя
достижения античнойкультуры, западноевропейского средневековья,
эпохи Возрождения. Из-за болеесуровой, по сравнению со странами
Востока, природной среды сложившееся вевропейском регионе
интенсивное производство требовало предельного напряженияфизических
и интеллектуальных сил общества, постоянного
совершенствованияорудий труда, способов воздействия на природу. В
связи с этим формировалась иновая система ценностей. Постепенно на
первый план выдвигалась активная,творческая, преобразующая
деятельность человека. Идеалами цивилизации сталипостоянное
обновление и прогресс. Безусловную ценность приобрело
научноепознание, существенно расширяющее интеллектуальные силы,
изобретательныеспособности человека, его возможности
преобразовывать мир. В отличие оттрадиционных обществ, где
первостепенное значение имеют коллективные формычеловеческого
общежития, западная цивилизация выдвинула в качестве
важнейшейценности независимую, автономную личность, что, в свою
очередь послужилоосновой для выработки идей о неотъемлемых правах
человека, о гражданскомобществе и правовом государстве.
Попытка понять закономерности мирового историческогопроцесса,
выделить его основные направления, определить своеобразие и
рольразличных культурно-исторических типов, которые мы называем
цивилизациями, вформировании единой человеческой цивилизации ставит
нас перед необходимостьюосмысления места России в общемировой
цивилизации.
К какому типу следует отнести российскую цивилизацию? Или,может
быть, она представляет собой особый, третий тип?
Эта ключевая проблема была поставлена ещё в 30-х гг. XIX в.
русскимфилософом П.Я. Чаадаевым(1794-1856), который писал: «Говорят
про Россию, чтоона не принадлежит ни к Европе, ни к Азии, что это
особый мир. Пусть будет так.Но надо ещё доказать, что человечество,
помимо двух своих сторон, определяемыхсловами — Запад и Восток,
обладает ещё третьей стороной». За свою более чем
тысячелетнююисторию государство Российское прошло сложный путь
развития, на что влияли каквнутренние, так и внешние факторы.
Древнерусская цивилизация отличалась как от
средневековойзападноевропейской, так и от традиционных восточных
типов цивилизаций. В силууникального сочетания
социально-экономических, политических и географическихпричин она
оказалась цивилизацией исключительно центробежной, подвижной
ипотому экстенсивной, строившейся не столько за счёт
всестороннегокультивирования и максимального освоения ограниченного
природного и социальногопространства, сколько за счёт включения в
свою орбиту всё новых пространств.Неизвестно, как долго
просуществовала бы эта цивилизация, но пришедшая изВизантии
церковная иерархия не только принесла с собой священные книги и
темсамым положила начало древнерусской грамотности и письменности,
но и путёмкрещения объединила древнерусский мир, прежде всего как
христианский. Можнопредположить, что древнерусская цивилизация,
несмотря на значительноесвоеобразие, постепенно втянулась бы в
единый цивилизационный стиль ЗападнойЕвропы. Однако сближению Руси
и Европы помешали тогда два обстоятельства:особая форма
христианства и очередной порядок княжения, которые под
мощнымвнешним воздействием повели Русь по иному пути.
О современной российской цивилизации можно вести речь,начиная от
эпохи петровских преобразований, от ХVIII в., от
имперского,петербургского периода российской истории. Петровские
преобразования заложилиосновы той цивилизации России, в рамках
которой мы продолжаем жить и сегодня. Вполной же мере эта
цивилизация сложилась во второй половине XVIII – начале XIXв. Века
XIX и XX стали эпохой её интенсивного развития.
Как найти в России общие черты, присущие той или инойцивилизации?
Этот вопрос ставился давно. Его решение имеет большое значение
дляметодологии исследования развития России. Но это не просто
историко-научная, асоциально-политическая и духовно-нравственная
проблема. То или иное решениеэтой проблемы связано с выбором пути
развития нашей страны, определениемглавных ценностных ориентиров.
Поэтому дискуссия по этому вопросу непрекращается на протяжении
всей российской истории. Следует отметить, чтокаждая из концепций,
определяющих место России в мировой цивилизации,базируется на
определенных исторических фактах. Вместе с тем, в этих
концепцияхясно просвечивает односторонняя идеологическая
направленность. Можно выделитьчетыре точки зрения:
1.Россия является частью западной цивилизации. Эту позициюразвивали
в 30-40-х гг. XIX в. русские историки и литераторы К.Д. Кавелин,
Н.Г.Чернышевский, Б.И. Чичерин и др., получившие название
западников.
2.Россия является частью восточной цивилизации. На этойточке зрения
стоят многие современные западные историки.
3.Россия является носителем самобытной славянскойцивилизации.
Историки и ученые этого направления, названные
«славянофилами»,такие как Н. Киреевский, С. Хомяков, К. Аксаков, Ю.
Самарин, в 40-х гг. XIX в.,когда Россия стояла на пороге реформ,
отстаивали самобытность, «славянский характер»русского народа.
4.Россия является примером особой евроазиатской
цивилизации.Сторонники этой теории, имевшей хождение в 50-х гг. XX
в., опирались нагеографическое положение России, многонациональный
ее характер и многие общиечерты как восточной, так и западной
цивилизации, проявляющиеся в российскомобществе.
Рассмотрим эти четыре точки зрения подробнее.
Западники или «европеисты» предложили рассматривать Россиюкак
составную часть Европы и, следовательно, в качестве
неотъемлемогосоставного элемента западной цивилизации. Они
полагали, что Россия, хотя и снекоторым отставанием, развивалась в
русле западной цивилизации, что по своейкультуре, экономическим
связям, христианской религии Россия лежит ближе кЗападу, чем к
Востоку, и должна стремиться к сближению с Западом.
ПериодПетровских преобразований сделал значительный шаг в этом
направлении. В пользутакой точки зрения говорят многие
характеристики российской истории. Абсолютноебольшинство населения
России исповедует христианство и, следовательно,привержено тем
ценностям и социально-психологическим установкам, которые лежатв
основе западной цивилизации. Реформаторская деятельность
многихгосударственных деятелей: князя Владимира, Петра I, Екатерины
II, Александра IIнаправлены на включение России в западную
цивилизацию. Бесспорно,культура России давно вошла в культуру
Запада. Это в первую очередь относится кхристианству,
просветительству, социальному утопизму, авангардизму,
элементамрационализма.
Сторонники теории, что Россия относится к странам свосточным типом
цивилизации считают, что те немногочисленные попытки
приобщенияРоссии к Западной цивилизации закончились неудачно и не
оставили глубокогоследа в самосознании российского народа и его
истории. Россия всегда быларазновидностью восточной деспотии. Одним
из важнейших аргументов в пользу такойпозиции является цикличность
развития России: за периодом реформ неизбежноследовал период
контрреформ, за реформацией — контрреформация. Сторонникиданной
позиции также указывают на коллективистский характер
менталитетароссийского народа, отсутствие в российской истории
демократических традиций, уваженияк свободе, достоинству личности,
вертикальный характер общественно-политическихотношений, их
преимущественно подданическую окраску и т. д. Так, американский
историкД. Тредголд, определяя принадлежность России к восточной
цивилизации, отмечает следующиеобщие черты: для восточного общества
характерен политический монизм — сосредоточенность власти в одном
центре; социальный монизм, означающий, чтоправа и собственность
разных общественных групп определяются центральнойвластью; слабо
выраженный принцип собственности, которая всегда условна и
негарантирована властью; произвол, суть которого в том, что
властвует человек, ане закон. Именно такая модель общества, считает
Тредголд, возникла и укрепиласьв процессе становления Московского
государства в XV-XVII вв. С реформ Петра IРоссия начала сдвиг к
западной модели. И только к 1917 г. ей удалось вплотнуюподойти к
рубежу, разделяющему западную и восточную модели, но Октябрьская
революциявновь отдалила Россию от Запада.
Но наиболее крупным течением в исторической и общественноймысли
России является идейно-теоретическое течение, отстаивающее
идеюсамобытности России. Сторонниками этой идеи являются
славянофилы, евразийцы имногие другие представители так называемой
«патриотической» идеологии.
Славянофилы считали особенностями русской истории
православие,общинный быт, коллективистский характер труда. В
результате великого переселениянародов в начале новой эры восточные
славяне оказались на девственной,нетронутой земле в отличие от их
сородичей по арийской ветви франков игерманцев, расселившихся в
бывших провинциях Римской империи и положивших началоистории
Западной Европы. Таким образом, русское государство развивается "из
самого себя". Этими первичными условиями жизни русских славян,
пословам В.О. Ключевского, определялась сравнительная простота их
общественногосостава, а равно и значительная своеобразность и этого
развития и этого состава.Славянофилы, идею самобытности российской
истории связывали с исключительносвоеобразным путем развития
России, и, следовательно, с исключительнымсвоеобразием русской
культуры. Исходный тезис учения славянофилов состоит вутверждении
решающей роли православия для становления и развития
русскойцивилизации. По мнению А. С. Хомякова, именно православие
сформировало «тоисконно русское качество, тот «русский дух»,
который создал русскую землю в еебесконечном объеме».
Основополагающей идеей русского православия, а,следовательно, и
всего строя русской жизни является идея соборности.
Соборностьпроявляется во всех сферах жизнедеятельности русского
человека: в церкви, всемье, в обществе, в отношениях между
государствами. По мнению славянофилов,соборность является тем
важнейшим качеством, которое отделяет русское обществоот всей
западной цивилизации. Западные народы, отойдя от решений первых
семиВселенских соборов, извратили христианский символ веры и тем
самым предализабвению соборное начало. И это породило все изъяны
европейской культуры ипрежде всего ее меркантилизм и индивидуализм.
Русской цивилизации присущивысокая духовность, базирующаяся на
аскетическом мировоззрении, иколлективистское, общинное устройство
социальной жизни. С точки зренияславянофилов, именно православие
породило специфическую, социальную организацию— сельскую общину,
«мир», который имеет в себе хозяйственное и нравственноезначение. В
описании сельскохозяйственной общины славянофилами явственно
виденмомент ее идеализации, приукрашивания. Экономическая
деятельность общиныпредставляется как гармоническое сочетание
личностных и общественных интересов,а все члены общины выступают по
отношению друг к другу как «товарищи ипайщики». Вместе с тем, они
все же признавали, что в современном устройствеобщины имеются
негативные моменты, порожденные наличием крепостного
права.Славянофилы осуждали крепостное право и выступали за его
отмену. Однако главноедостоинство сельской общины славянофилы
видели в тех духовно-нравственныхпринципах, которые она воспитывает
у своих членов: готовность постоять за общиеинтересы, честность,
патриотизм и т. д. По их мнению, возникновение этихкачеств у членов
общины происходит не сознательно, а инстинктивно, путемследования
древним религиозным обычаям и традициям. Основываясь
напринципиальной установке, что община является лучшей формой
социальнойорганизации жизни, славянофилы требовали сделать общинный
принципвсеобъемлющим, т. е. перенести его в сферу городской жизни,
в промышленность.Общинное устройство должно быть также положено в
основу государственной жизни испособно, по их словам, заменить
собой «мерзость административности в России».Славянофилы верили,
что по мере распространения «общинного принципа» вроссийском
обществе будет все более укрепляться «дух соборности».
Ведущимпринципом социальных отношений станет самоотречение каждого
в пользу всех. Благодаряэтому в единый поток сольются религиозные и
социальные устремления людей. Врезультате будет выполнена задача
нашей внутренней истории, определяемая имикак «просветление
народного общинного начала». Славянофильство базируется наидеологии
панславянизма. В основе их представления об особой судьбе
Россиилежит идея об исключительности, особости славянства.
Евразийцы, в отличие от славянофилов, настаивали наисключительности
России и русского этноса. Эта исключительность, по их
мнению,определялась синтетическим характером русского этноса.
Россия представляетсобой особый тип цивилизации, который отличается
как от Запада, так и Востока.Этот особый тип цивилизации они
называли евразийским. В евразийской концепциицивилизационного
процесса особое место отводилось географическому фактору(природной
среде) — «месторазвитию» народа. Эта среда, по их мнению,
определяетособенности различных стран и народов, их самосознание и
судьбу. Россиязанимает срединное пространство Азии и Европы,
приблизительно очерчиваемоетремя великими равнинами:
Восточно-Европейской, Западно-Сибирской иТуркестанской. Эти
громадные равнинные пространства, лишенные естественныхрезких
географических рубежей, наложили отпечаток на историю
России,способствовали созданию своеобразного культурного мира.
Значительная роль варгументации евразийцев отводилась особенностям
этногенеза русской нации.Русский этнос формировался не только на
основе славянского этноса, но подсильным влиянием тюркских и
угрофинских племен. Особо подчеркивалось влияние нароссийскую
историю и русское самосознание восточного
«туранского»,преимущественно тюркско-татарского элемента,
связанного с татаро-монгольскимигом. Методологические установки
евразийцев в значительной мере разделял ивидный российский
мыслитель Н.А. Бердяев. Одной из важнейших характеристикрусской
народной индивидуальности, по мнению Бердяева, является ее
глубокаяполяризованность и противоречивость: «Противоречивость и
сложность русской душиможет быть связана с тем, что в России
сталкиваются и приходят вовзаимодействие два потока мировой
истории: Восток и Запад. Русский народ естьне чисто европейский и
не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света,огромный
Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской
душеборолось два начала, восточное и западное». Н.А. Бердяев
считает, чтосуществует соответствие между необъятностью,
безграничностью русской земли ирусской души. В душе русского народа
есть такая же необъятность,безграничность, устремленность в
бесконечность, как и в русской равнине.Русский народ, утверждает
Бердяев, не был народом культуры, основанной наупорядоченных
рациональных началах. Он был народом откровений и вдохновений.Два
противоположных начала легли в основание русской души:
языческаядионистическая стихия и аскетически-монашеское
православие.
Эта двойственостьпронизывает все основные
характеристики русского народа: деспотизм, гипертрофиюгосударства и
анархизм, вольность, жестокость, склонность к насилию и
доброта,человечность, мягкость, обрядоверие и искание правды,
индивидуализм,обостренное сознание личности и безличный
коллективизм, национализм,самопохвальство и универсализм,
всечеловечность, мессионерскую религиозность ивнешнее благочестие,
искание Бога и воинствующее безбожие, смирение и наглость,рабство и
бунт. Эти противоречивые черты русского национального характера
ипредопределили, по мнению Бердяева, всю сложность и катаклизмы
российскогоразвития.
Подведём итоги, исходя из рассмотренных точек зрения
нацивилизационное развитие России.
Важнейшей стороной понятия цивилизации являетсямногообразие,
многоуровневость, многоплановость и масштабность. Цивилизация –это
масштабное, сложноорганизованное предприятие, включённое в мировое
целоесамым непосредственным образом и оказывающее существенное
влияние на это целое.Россия целиком вписывается в рамки данного
определения. Самоидентификациябольшинства россиян имеет своим
пределом именно принадлежность к России, а неосознание себя
«человеком Запада» или «человеком Востока». Совсем не случайно ито,
что во всём массиве литературы, посвящённой России, едва ли
найдётся какая– либо значительная публикация, в которой бы
однозначно признаваласьпринадлежность России к какой – либо из
цивилизаций – западной или восточной.Даже для самых горячих
российских западников российская «западность» выступалаи выступает
в качестве проекта наиболее предпочтительного будущего, а не
вкачестве очевидности и данности. В работах зарубежных
исследователей заРоссией, как правило, закрепляется самостоятельное
место во всемирном целом.Зарубежные авторы независимо от своего
отношения к России, положительного илиотрицательного, отводят ей
роль значительного и самостоятельного факторамировой жизни. Не
подвергают сомнению понимание России как самостоятельнойцивилизации
и многие современные отечественные исследователи.
История России нередко прерывалась, вследствие чего следуетговорить
не об одной, а о нескольких Россиях: Киевская Русь, Московская
Русь,Россия Петра I, Россия советская и т. д. Надо помнить, что
прерывность историии связанное с этим наличие ряда резко различных
обликов страны не являетсяисключительной особенностью России.
Очевидно, что та или иная страна, взятая вопределённую, достаточно
длинную историческую эпоху, либо принадлежит к однойиз существующих
цивилизаций, либо тяготеет к одной из них, либо, наконец, самапо
себе представляет отдельную цивилизацию. Именно последнее относится
кРоссии.
Российская цивилизация – многонациональное образование.
Этоозначает, что свой вклад в особенности образа жизни и мысли
России вносили ипродолжают вносить представители самых различных
народов и культур. Вместе стем, есть все основания полагать, что
круг народов, входящих в составроссийской цивилизации,
принципиально ничем не ограничен. Вполне вероятно, чтов него в
будущем будут входить в том числе и те, которые ранее для России
небыли характерны, рассматривались как диковинные, например,
китайцы, африканцыили индусы. Однако по мере интеграции в
российское общество они могутстановиться носителями специфического
российского образа жизни и мысли,впрочем, без обязательной утраты
исконно присущих особенностей их социально –психологической
культуры.
Цивилизацию России можно изучать на различных временныхсрезах её
существования. Понятно, что особенно важно и интересно знать
ипонимать её сегодняшнее состояние. Образ жизни и мыслей в России
сегодняшней иесть то, что можно назвать нынешним состоянием
российской цивилизации.
3. Глобальные социально-политические проблемы, негативныепроявления
гонки вооружений и задачи разоружения
Глобальными проблемами социально-политического
характераявляются:
— предотвращение ядерной войны;
— прекращение гонки вооружений, разрешение
региональных,межгосударственных конфликтов;
— строительство ненасильственного мира, на основеутверждения
доверия между народами, упрочения системы всеобщей
безопасности.
Во второй половине XX в. человечество столкнулось с группойпроблем,
от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс,
судьбыцивилизаций. Эти проблемы получили название глобальных (в
переводе с лат.«глобус» — Земля, земной шар). К ним относятся в
первую очередь следующие:предотвращение угрозы новой мировой войны,
преодоление экологического кризиса иего последствий, сокращение
разрыва в уровне экономического развития междуразвитыми странами
Запада и развивающимися странами «третьего мира»,стабилизация
демографической ситуации на планете. Всё большее
значениеприобретают также проблемы охраны здоровья и предотвращения
СПИДа, наркомании,возрождение культурных и нравственных ценностей,
борьба с международнымтерроризмом.
Размышляя о причинах появления глобальных проблем, учёныеуказывают
прежде всего на возникшую всемирную общность людей,
целостностьсовременного мира, которую обеспечивают в первую очередь
глубинныеэкономические связи, усилившиеся политические, культурные
контакты, новейшиесредства массовой коммуникации. В условиях, когда
планета становится единымдомом человечества, многие противоречия,
конфликты, проблемы могут перерастилокальные рамки и приобрести
глобальный общемировой характер.
Но дело не только в этом. Сама активно преобразующаядеятельность
человека по мощи и последствиям (как творческим, так
иразрушительным) теперь сопоставима с самыми грозными силами
природы. Вызвав кжизни могучие производительные силы, человечество
не всегда может поставить ихпод свой разумный контроль. Уровень
общественной организации, политическоемышление и экологическое
сознание, духовно-нравственные ориентации ещё весьмадалеки от
требований эпохи.
Глобальными следует считать те проблемы, которые затрагиваютне
какого-то конкретного человека, не какую-то группу людей, даже
отдельновзятую страну или группу стран, а те, которые затрагивают
жизненные интересыбольшинства человечества и могут касаться любого
отдельно взятого человека.Расширение и углубление экономических,
социальных, политических,социокультурных, политико-культурных и
иных связей и институтов оказывают всёболее растущее влияние на
повседневную жизнь людей в самых отдалённых частяхземного шара.
В то же время действия национальных государств и дажелокальных
общин могут иметь важные глобальные последствия. Любое
локальноесобытие может так или иначе приобрести мировую значимость
и, наоборот, любоемировое событие — радикально изменить положение
вещей в отдельно взятыхрегионах, странах, локальных общинах.
Итак, проблемы, порождённые фундаментальными изменениями
условийжизни мирового социума, угрожающими его существованию,
получили название –глобальных проблем современности. Первой такой
проблемой стала впервыепоявившаяся в истории реальная опасность
самоуничтожения человечества,связанная с возникновением ядерного
оружия и наращиванием ядерных потенциалов.Эта проблема была впервые
сформулирована как глобальная в известном манифестеА. Эйнштейна, Б.
Рассела и девяти других видных учёных, опубликованном в 1955г.
Особую остроту проблема ядерного уничтожения приобрела после
созданияотечественными учёными под руководством академика Н.Н.
Моисеева моделиглобального климата «ядерной зимы» — математического
описания процессов,которые могут произойти в результате ядерной
войны в живой и неживой природе ив обществе. Вслед за угрозой
ядерного самоуничтожения человечества былиосознаны энергетическая и
экологическая проблемы.
Гонка вооружений – ключевая проблема, от которой зависитрешение
всех остальных. В условиях противостояния двух мировых сверхдержав
–СССР и США – в принципе не могло быть никакого глобального подхода
к решениюостальных проблем. Начало ее было связано с атомным
оружием. Как известно, в 1945г. США оказались единственной ядерной
державой в мире. В ходе войны с Япониейони взорвали атомные бомбы
над японскими городами Хиросимой и Нагасаки.Стратегическое
превосходство привело к тому, что американские военные сталистроить
различные планы превентивного удара по СССР. Но американская
монополияна ядерное оружие сохранялась только четыре года. В 1949
г. СССР провелиспытания своей первой атомной бомбы. Это событие
стало настоящим потрясениемдля западного мира. В ходе дальнейших
форсированных разработок в СССР вскоребыло создано ядерное, а затем
и термоядерное оружие. Воевать стало очень опаснодля всех, и
чревато очень дурными последствиями. Накопленный ядерный
потенциалбыл огромен, но гигантские запасы губительного оружия
пользы не приносили, азатраты на их производство и хранение росли.
Если раньше говорили «мы вас можемуничтожить, а вы нас – нет», то
теперь формулировка изменилась. Стали говорить«вы нас 38 раз
уничтожить можете, а мы вас – 64!». Споры бесплодные,
особенно,учитывая, что, если бы началась война, и один из
противников применил быядерное оружие, очень скоро ничего не
осталось бы не только от него, но и отвсей планеты.
Гонка вооружений нарастала стремительными темпами. Стоилоодной из
сторон создать какое-либо принципиально новое оружие, как
еепротивница бросала все силы и ресурсы, чтобы добиться того же.
Безумноесоревнование затронуло все области военной промышленности.
Соревновались везде:в создании новейших систем стрелкового оружия,
в новых конструкциях танков, самолетов,кораблей и подводных лодок,
но пожалуй самым драматическим было соревнование всоздании ракетной
техники. Весь, так называемый, мирный космос в те времена былдаже
не видимой частью айсберга, а снежной шапкой на видимой части.
СШАобогнали СССР по количеству ядерных вооружений. СССР обогнал США
вракетостроении. СССР первым в мире запустил спутник, а в 1961 году
первымотправил в космос человека. Выносить столь наглядное
превосходство американцыне могли. В итоге – их высадка на Луну. В
этот момент стороны достиглистратегического паритета. Однако это не
остановило гонку вооружений. Наоборот,она распространилась на все
отрасли, имеющие хоть какое-то отношение квооружениям. Сюда можно,
например, отнести гонку по созданию суперкомпьютеров.Здесь Запад
взял безусловный реванш за отставание в области
ракетостроения,поскольку по чисто идеологическим причинам СССР
прозевал рывок в этой области,приравняв кибернетику заодно с
генетикой к «продажным девкам империализма».Гонка вооружений
коснулась даже образования. После полета Гагарина, США
быливынуждены пересмотреть основы системы образования и ввести
принципиально новыеметоды обучения
Гонка вооружений была впоследствии добровольноприостановлена обеими
сторонами. Был заключен ряд договоров, ограничивающихнакопление
вооружений. Таких, как например, Договор о запрещении
испытанийядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и
под водой(5.08.1963г.), Договор о нераспространении ядерного
оружия, созданиябезъядерных зон (1968г.), соглашения по
ОСВ-1(ограничение и сокращениестратегических вооружений) (1972г.),
Конвенции о запрещении разработки,производства и накопления запасов
бактериологического и токсинного оружия и обих уничтожении (1972г.)
и многих других.
Война как способ разрешения международных проблем, несущий ссобой
массовые разрушения и гибель многих людей, порождающий стремление
кнасилию и дух агрессии, осуждалась мыслителями – гуманистами всех
историческихэпох. И действительно, из четырёх с лишним тысяч лет
известной нам истории лишьоколо трёхсот были полностью мирными. Всё
остальное время в том или ином местеЗемли полыхали войны. ХХ в.
вошёл в историю как эпоха, породившая две мировыевойны, в которых
участвовали десятки стран и миллионы людей.
По единодушной оценке многих учёных и политических деятелей,третья
мировая война, если она разразится, станет трагическим финалом
всейистории человеческой цивилизации. Расчёты, проведённые
исследователями разныхстран, в том числе нашей, показывают, что
наиболее вероятным и самым губительнымдля всего живого следствием
ядерной войны станет наступление «ядерной зимы».Последствия ядерной
войны станут катастрофическими не только для тех, кто
будетучаствовать в ней, — они коснутся всех. Вот почему
предотвращение ядерной войныявляется глобальной проблемой
современности. Можно ли предотвратить ядернуювойну? Ведь многие
военные арсеналы всех стран мира, обладающих ядерныморужием,
наполнены самыми разными его видами. Не прекращаются
испытанияновейшей военной техники. Даже 5 % уже накопленных
великими державами ядерныхзапасов достаточно, чтобы ввергнуть
планету в необратимую экологическуюкатастрофу. Не прекращаются и
локальные военные конфликты, каждый из которыхтаит опасность
перерастания в региональный и даже мировой.
Первый раз мировое сообщество задумалось о нераспространениеоружия
массового уничтожения в 60-х годах прошлого века, когда уже
появилисьтакие ядерные державы как, СССР, США, Великобритания,
Франция; и Китай былготов к ним присоединиться. В это время всерьёз
задумались о ядерном вооружениии даже занялись его разработками
такие страны, как Израиль, Швеция, Италия идр.
В те же 60-е года Ирландия стала инициатором
созданиямеждународно-правового документа, который и заложил основы
нераспространенияядерного оружия. СССР, США и Англия стали
разрабатывать Договор онераспространении ядерного оружия. Они и
стали первыми участниками этогодоговора. Он был подписан 01.07.1968
года, но вступил в силу в марте 1970 года.Франция и Китай вступили
в этот договор несколько десятилетий спустя.
Его основные цели — предотвратить дальнейшее
распространениеядерного оружия, стимулировать сотрудничество в
сфере использования атома вмирных целях при гарантиях
сторон-участников, способствовать проведениюпереговоров о
прекращении соперничества в сфере разработки ядерного оружия
сконечной целью его полной ликвидации.
По условиям этого Договора ядерные государства берутобязательства
не оказывать содействия безъядерным государствам в
приобретенииядерных взрывных устройств. Безъядерные государства
обязуются не производить ине приобретать такие устройства. Одно из
положений Договора предписывает МАГАТЭосуществлять меры по
обеспечению гарантий, включая инспекцию ядерныхматериалов,
используемых в мирных проектах безъядерными государствами —
участникамиДоговора. В Договоре о нераспространении ядерного
оружия(статья 10, пункт 2)говорится, что через 25 лет после
вступления Договора в силу созываетсяконференция для того, чтобы
решить, должен он оставаться в силе или нет. Отчётыконференции
проводились согласно условиям Договора каждые пять лет, и в
1995году, когда он подошел к завершению 25- летнего периода
действия, стороны — участники единогласно выступили за бессрочное
его продление. Они также принялитри обязательные Декларации
принципов: — подтверждение ранее принятыхобязательств в
отношении ядерного оружия и прекращение всех ядерных испытаний;
- усилениепроцедур контроля за разоружением; — создание
безъядерной зоны на БлижнемВостоке и строгое соблюдение условий
Договора всеми странами без исключения.
Участниками договора являются 178 государств, включаясуществующие
ядерные державы, которые выступили за режим контроля над
ракетнымитехнологиями. Также есть четыре страны, проводящие ядерную
деятельность,которые не вступили в Договор: Израиль, Индия,
Пакистан, Куба. Важным элементомукрепления режима нераспространения
стала помощь Запада в этой области. Этапомощь показывает, что Запад
не хочет видеть в странах СНГ источникраспространения угроз. На
саммите большой восьмерки в Канаде в июле 2002 годабыли приняты
важные решения по вопросам международного терроризма
ираспространению ядерного оружия.
Важнейшими составными элементами режимов нераспространенияядерного
и другого оружия массового уничтожения являются: —
безопасностьхранения, складирования, транспортировки оружия
массового уничтожения иматериалов, пригодных для его производства;
— система предотвращениянезаконного оборота ядерного и другого
оружия массового уничтожения иматериалов.
Опасность глобального самоуничтожения ядерным
(химическим,биологическим) оружием после прекращения конфронтации
между Востоком и Западомне исчезла – она вырвалась из — под
контроля сверхдержав и теперь связана сугрозой не только со стороны
государств, но и со стороны негосударственноготерроризма. Терроризм
— это очень большая проблема в наше время. Современныйтерроризм
выступает в форме террористических актов, имеющих
международныймасштаб. Терроризм появляется, когда общество
переживает глубокий кризис, впервую очередь-кризис идеологии и
государственно-правовой системы. В такомобществе появляются
различные оппозиционные группы — политические,
социальные,национальные, религиозные. Для них становится
сомнительной законность существующейвласти. Терроризм как массовое
и политически значимое явление — результат повальной
«деидеологизации», когда отдельные группы вобществе легко ставят
под сомнение законность и права государства, и темсамооправдывают
свой переход к террору для достижения собственных целей.
Трагическиесобытия 11 сентября 2001 года в США подчеркнули
опасность возможного попаданияоружия массового поражения в руки
террористов. Эта атака могла иметь еще болееразрушительные
последствия, если бы террористам удалось получить и
использоватьхимическое, биологическое или ядерное оружие. Одним из
наиболее эффективныхспособов предотвращения такого рода угрозы,
является укрепление многостороннихрежимов, уже разработанных для
запрета использования ядерного, химического,биологического оружия и
недопущению его распространения.
Ключевыми задачами разоружения являются – поддержаниемеждународного
мира и безопасности, многостороннее разоружение и
ограничениевооружений. Высший приоритет отдается сокращению и, в
конечном счете,ликвидации оружия массового уничтожения. Хотя цель
уменьшения угрозы ядерного,химического и биологического оружия
остается на протяжении многих летнеизменной, масштабы обсуждений и
переговоров по разоружению меняются, чтоотражает эволюцию
политических реалий и международной ситуации
На данный момент не все имеют представление о
существующейопасности, о возможности и размере катастрофы с
применением оружия массовогоуничтожения. Человечество не уделяет
должного внимания этой проблеме из-занеосведомлённости и
неосознанности всей глубины проблемы. Ни в коем случае ненадо
забывать о том, что угроза применения оружия массового уничтожения,
ксожалению, присутствует в повседневной жизни через активную
пропаганду насилия.Это явление происходит во всём мире.
Предотвращение угрозы распространенияоружия массового уничтожения
признано Россией, США и другими странами как однаиз основных задач
обеспечения их национальной безопасности. Вопросамибезопасности
относительно вооруженных конфликтов и решением глобальных
проблемзанимаются учёные, политические деятели, неправительственные
организации. Входе работы проводятся международные и региональные
конференции, семинары исовещания, издаются доклады и сборники
статей.
Все глобальные проблемы пронизаны идеей географическогоединства
человечества и требуют широкого международного сотрудничества
длясвоего решения. С точки зрения нового политического мышления,
достиженияпрочного мира на Земле возможно лишь в условиях
установления нового типаотношений между всеми государствами —
отношения всестороннего сотрудничества.Отсюда необходимость
многопланового подхода, отвечающего всему спектру
проблем,новогоуровня партнёрства как между государствами, так и
между негосударственнымиструктурами, поскольку усилий одних лишь
правительств недостаточно, чтобырешить любую из стоящих перед миром
глобальных проблем.
Заключение
Рассмотрев вопросы, поставленные в этой работе можно
сделатьследующие выводы: — общий смысл мирового развития
можно рассматривать какпараллельное становление двух типов
цивилизаций; — выбор пути развития,приобщение к западной или
восточной модели общественного устройства длясовременной России
имеет особое значение, в аспекте реформации страны;
-обновлённое общество является воплощением достижений мировой
цивилизации иисторического творчества народов России; — глобальные
проблемы современноститесно связаны между собой; — решение
глобальных проблем должно бытькомплексным; - без применения
соответствующих мер, угроза безопасности мираможет выйти из-под
контроля мирового сообщества.
Итак, каким путем идти России, какую цивилизацию выбрать? Ответ
таков: опираясьна общемировые тенденции общественного прогресса,
Россия воспримет те чертыцивилизаций, которые будут способствовать
поступательному движению вперед иотторгнет те, которые будут этому
препятствовать.
Решение глобальных проблем предполагаетсоздание такого миропорядка,
который основывался бы на следующих исходныхпринципах: — признание
приоритета общечеловеческих ценностей, отношение кчеловеческой
жизни и миру как к высшим ценностям человечества; - отказ
отвойны как средства решения спорных вопросов, неустанный поиск
мирных,политических путей разрешения всех конфликтов и проблем; —
признание праванародов свободно и самостоятельно выбирать свою
судьбу; — пониманиесовременного мира как целостного и
взаимосвязанного сообщества людей.
Список литературы
1.Под ред. проф. Добренькова В.И. Социология – М.: Гардарика,
1999
2.Гаджиев К.С. Политология (основной курс): учебник – М.: Высшее
образование,2008
3…Под ред. Клеменьтева Д.С. Социология. Учебное пособие – М.:
Филол.о-во«Слово»; Изд. Эксмо, 2004.
4.Подред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. Человек и общество:
Учебное пособие пообществознанию для учащихся 10-11 кл.
общеобразоват. учреждений. — 7-е изд. –М.: Просвещение, 2001.
5.Под ред. Радугина А.А. История России (Россия в мировой
цивилизации): курслекций – М.: Центр,2001.
Глобальные социальные и политические проблемы
111
0
24 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!