Государство и церквь
200
0
4 минуты
В истории политической системы особняком стоит вопрос о соотношении
государства и церкви. История знает теократические и светские
государства, воинственно-атеистические и
конфессионально-плюралистические, соответственно и разные
политические системы. Политические системы большинства обществ на
современном этапе исключили формально церковь из своего состава,
произошло отделение государства от церкви. Этот принцип
закрепляется конституционно, государство формально не вмешивалось в
дела церкви, а церковь, имея перед собой благородную цель
нравственно-религиозного, духовного воспитания, а весьма часто и
возрождения общества, не вмешивалась в государственную жизнь, в
политику. В таком взаимоотношении реализуется принцип свободы
совести, вероисповедальной свободы, секуляризации политики и
автономии религии. Однако, так происходило лишь в нормально
функционирующих либерально-демократических политических системах. В
тоталитарно-распределительных политических системах формальные
покрывала невмешательства скрывали фактическое вмешательство
государства в дела церкви, попытки контроля за священнослужителями,
гонения на них, репрессии. Такие политические системы пытались
использовать церковь для своих целей. Воинственно-атеистические
системы, в свою очередь, пытались применить и применяли открытое
принуждение для насильственного разрушения религиозных систем,
изменения духовной, бытовой, обрядовой жизни общества. А в
обществах, где господствовали некоторые религиозные системы,
например ислам, напротив, религиозные организации оказывали и
оказывают воздействие на функционирование государственных
институтов, задают и определяют социальные цели и смыслы
общественной политической жизни, выступают фактически важным
институтом политической системы. В этих обществах взаимоотношения
государства и церкви весьма противоречивы: от полного подчинения
государственных институтов религиозным правилам и требованиям до
периодических острых конфликтов государства и так называемых
фундаменталистски настроенных членов общества. Тем не менее
справедливо писал И. А. Ильин: «Церковь и государство взаимно
инородны – по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по
способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и
достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь,
пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое
достоинство и изменяет своему назначению. . . Церковь не должна
брать меча – ни для насаждения веры, ни для казни еретика или
злодея, ни для войны. . . В этом смысле церковь «аполитична»,
задача политики не есть ее задача, средства политики не суть ее
средства, ранг политики не есть ее ранг». Применительно к
современным условиям выделяет два основных вида статуса церкви в
государстве: - государственная церковь, закрепление ее
привилегированного положения по сравнению с другими
вероисповеданиями; - режим отделения церкви от государства и школы
от церкви. Статус государственной церкви предполагает тесное
сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные
сферы общественных отношений, а также различные привилегии для
религиозных организаций, принадлежащих к государственной церкви.
Особенности этого статуса: а) В сфере экономических отношений –
признание за церковью права собственности на широкий круг объектов:
землю, здания, сооружения, предметы культа и т. д. Государство
часто освобождает церковную собственность от налогообложения или
снижает налоги на нее. б) Церковь получает от государства различные
субсидии и материальную помощь (в Англии государство содержит за
свой счет капелланов в армии и тюрьмах). в) Церковь наделяется
рядом юридических полномочий – вправе регистрировать брак,
рождение, смерть, в ряде случаев – регулировать брачно-семейные
отношения. г) В области политики – право участвовать в политической
жизни страны (представительство в государственных органах). Все
руководящие государственные должности вправе занимать лишь лица,
исповедующие государственную религию (Дания, Норвегия, Швеция). д)
В области религиозных отношений – в республиках – глава государства
дает религиозную присягу (клятву). В монархиях церковь участвует в
коронации монархов. е) В области воспитания и образования широкие
полномочия, религиозная цензура средств массовой информации.
Обязательное преподавание религии в школе: Австрия, Швеция, Италия,
Испания, Англия, Израиль. Второй режим – отделения церкви от
государства (Россия, Франция, Германия, Португалия и др.)
обусловлен стремлением лишить церковь монополии в выполнении
идеологических и интеграционных функций, поскольку церковь обладает
мощным потенциалом воздействия на сознание людей. Особенности
режима: а) Государство и его органы не вправе контролировать
отношение своих граждан к религии и не ведут учета граждан по этому
признаку. б) Государство не вмешивается во внутрицерковную
деятельность (если нет нарушения закона). в) Государство не
оказывает церкви материальной или какой-либо иной, в том числе
финансовой поддержки. г) Церковь не выполняет каких-либо
государственных функций. д) Церковь не вмешивается в дела
государства, а занимается лишь вопросами, связанными с
удовлетворением религиозных потребностей граждан. Государство, со
своей стороны, охраняет законную деятельность церкви и религиозных
организаций. Таким образом, режим отделения церкви от государства
означает переориентацию общественной жизни на светские ценности и
нормы. Сейчас даже международное право закрепляет свободу совести и
вероисповедания – это пересечение интересов церкви и государства. В
настоящее время ряд государств (светских) стремится через
провозглашение секулярного своего характера устранить участие
церкви в политической жизни. Вместе с тем церковь вовлекается в
решение социальных проблем общества путем образования различных
обществ милосердия. Таким образом, государство использует церковь в
качестве социального института, обеспечивающего коммуникативные и
интегральные связи в политической системе. Однако, фактической
изоляции церкви от государства не произошло. Имеет место
партнерство особого рода. В своих взаимоотношениях государство и
церковь выступают как равноправные партнеры, сотрудничающие во имя
общего блага. Церковь критикует, формирует общественное мнение и
влияет на законодательство. Интеграционная функция церкви
направлена на объединение социальных интересов верующих. Церковь
выполняет и функцию социального контроля, так как церковь
ориентирует людей руководствоваться в своих действиях и поступках
общепринятыми гуманистическими ценностями.
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!