План занятия
1. Исторические этапы развития средневековой философии и особенности средневекового философского мышления. Проблема человека и его нравственного самосовершенствования. Основные принципы христианской морали.
2. Решение основных мировоззренческих вопросов в период зрелой патристики (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Августин Аврелий, Иоанн Дамаскин).
3. Схоластический период развития средневековой философии: совершенствование рационалистических доказательств теологических положений (Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Иоанн Росцелин, Фома Аквинский).
4. Основные характеристики эпохи Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, универсализм, индивидуализм, титанизм. Ренессансный культ красоты, творчества, любви и достоинства человека. Роль Реформации.
5. Гуманистическая философия Ренессанса и проблема человеческой индивидуальности (Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Мишель Монтень и др.). Натурфилософия и диалектика Возрождения (Николай Кузанский, Джордано Бруно и др.). Пантеизм и новая космология (Николай Коперник и др.). Социально-политические учения Возрождения (Никколо Макиавелли, Томас Мор, Томмазо Кампанелла).
Базовые понятия
Антропоцентризм, Возрождение, гуманизм, дуализм, индивидуализм, индульгенция, креационизм, монотеизм, номинализм, теодицея, теология, теоцентризм, пантеизм, патристика, провиденциализм, протестантизм, реализм, Ренессанс, Реформация, сотериология, схоластика, титанизм, универсализм, универсалии, христианство, экзегетика, эсхатология.
Перечень тем докладов
1. «Исповедь» Августина Блаженного.
Леонардо да Винчи: философ, ученый, художник.
3. Политическая философия Никколо Макиавелли.
Задания для проверки уровня компетенций
1. Прочтите фрагмент сочинения Августина: «…Бог превыше всего, и все должно покоряться ему… Я мысленно обратил свой взор и на другие предметы, которые ниже Тебя, и увидел, что о них нельзя сказать ни того, что они существуют, ни того, что они не существуют: существуют потому, что получили свое бытие от Тебя; не существуют потому, что они не то, что Ты. Ибо то только действительно существует, что пребывает неизменно… Если Бог отнимет от вещей свою производительную силу, то их так же не будет, как не было прежде, чем они были созданы…»[*]
а) В чем особенность христианского понимания бытия?
б) Что значит: «эти предметы и существуют и не существуют»?
2. Сравните следующие высказывания. Принадлежат ли они одному философскому направлению?
а) «Бог заключает в себе всё, в том смысле, что всё в нём: он является развитием всего в том, что сам он — во всём».*
б) «Вселенная есть целиком центр или, что центр Вселенной повсюду и что окружность не имеется ни в какой части, поскольку она отличается от центра, или же что окружность повсюду, но центр нигде не находится, поскольку он от неё отличен… не напрасно сказано, что Зевс наполняет все вещи, обитает во всех частях Вселенной, является центром того, что обладает бытием».**
3. Заполните таблицу.
Основные этапы средневековой философии | |||
Этап | Представители | Основные задачи | Преобладающий метод философствования |
Апологетика | |||
Патристика | |||
Схоластика |
4. Прочтите высказывание Фомы Аквинского и ответьте на вопросы: «Для спасения человеческого было необходимо, чтобы сверх философских дисциплин, которые основываются на человеческом разуме, существовала некоторая наука, основанная на божественном откровении; это было необходимо прежде всего потому, что человек соотнесен с Богом как с некоторой целью своей… Цель эта не поддается постижению разумом… Между тем должно, чтобы эта цель была заранее известна людям, дабы они соотносили с ней свои усилия и действия. Отсюда следует, что человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение… Священное учение есть наука…»***
а) Как называется наука о священном учении?
б) Почему цель соотнесения человека с Богом не поддается постижению разумом?
в) В чем особенность достижения истин, относящихся к Богу?
г) Допускает ли Аквинский возможность и необходимость человеческого познания наряду с божественным откровением?
5. Какая идея заключена в следующем рассуждении Дж. Бруно: «Поскольку Вселенная бесконечна и неподвижна, не нужно искать ее двигателя… Бесконечные миры, содержащиеся в ней, каковы земли, огни и другие виды тел, называемые звездами, все движутся вследствие внутреннего начала, которое есть их собственная душа… и вследствие этого напрасно разыскивать их внешний двигатель».
Дополнительная литература
1. Аверинцев С. С. Другой Рим: Избранные статьи. – СПб. : Амфора, 2005. – 366 с.
2. Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского Средневековья: в 2 т. / под ред. С. С. Неретиной. – СПб. : Амфора, 2008.
3. Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры // Бицилли П. М. Избранные труды по средневековой истории: Россия и Запад. – М. : Языки славянских культур, 2006. – С. 107–231.
4. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. – М. :Эдиториал УРСС, 2009. – 368 с.
5. Грядовой Д. И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое время: учебник для вузов. – М. : Юнити-Дана. 2009. – 455 с.
6. Делюмо Ж. Цивилизация Возрождения. – Екатеринбург : У-Фактория, 2006. – 720с.
7. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. – М. : Университетская книга; Иерусалим: Gesharim, 2000. – 464 с.
8. Жильсон Э. Философия в Средние века. – М. : Республика, 2004. – 672 с.
9. Койре А. От замкнутого мира к бесконечной вселенной. – М. : Логос, 2001. – 288 с.
10. Карсавин Л. П. Святые отцы и учителя Церкви (раскрытие Православия в их творениях). – М. : Изд-во МГУ, 1994. – 176 с.
11. Монтень М. Опыты. – М. : Эксмо, 2008. – 528 с.
12. Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. – СПб. : Азбука-классика, 2006. – 544 с.
13. Сергеев К. А. Ренессансные основания антропоцентризма. – М. : Наука, 2007. – 594с.
Семинар 5. Философия Нового времени и эпохи
Французского Просвещения
План занятия
1. Самоопределение и особенности философии Нового времени. Научная революция XVII века и формирование механистической картины мира.
2. Проблема метода познания в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм (Ф. Бэкон, Р. Декарт). Сенсуалистическая гносеология Т. Гоббса и Дж. Локка.
3. Проблема субстанции и движения в философии Нового времени. Дуалистическая метафизика Р. Декарта. Пантеистический монизм Б. Спинозы. Монадология Г. В. Лейбница.
4. Просвещенческий рационализм. Эпоха Просвещения как необходимый этап развития общества. Сущность просветительской идеологии и её предпосылки. Кант о сущности Просвещения.
5. Философия французского Просвещения: социально-философские взгляды Вольтера, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо; атеистический материализм Д. Дидро, К. Гельвеция, П. Гольбаха.
Базовые понятия
Агностицизм, атеизм, атрибут, дедукция, деизм, индукция, картезианство, метод, методическое сомнение, методология, механистическая картина мира, модус, монада, научная революция, опыт, Просвещение, рационализм, секуляризация, сенсуализм, скептицизм, солипсизм, субстанция, фундаментализм, эмпиризм.
Перечень тем докладов
1. «Знание – сила»: у истоков прагматизма.
2. Теория «идолов» познания Ф. Бэкона.
3. «Исповедь» Ж.-Ж. Руссо: соотношение науки и морали.
Задания для проверки уровня компетенций
1. «Для наук же следует ожидать добра только тогда, когда мы будем восходить по истинной лестнице, по непрерывным, а не прерывающимся ступеням — от частностей к меньшим аксиомам и затем к средним, одна выше другой, и, наконец, к самым общим. Ибо самые низшие аксиомы немногим отличаются от голого опыта. Высшие же и самые общие (какие у нас имеются) умозрительны и абстрактны, и в них нет ничего твердого. Средние же аксиомы истинны, тверды и жизненны, от них зависят человеческие дела и судьбы. А над ними, наконец, расположены наиболее общие аксиомы — не абстрактные, но правильно ограниченные этими средними аксиомами… Поэтому человеческому разуму надо придать не крылья, а, скорее, свинец и тяжести, чтобы они сдерживали всякий его прыжок и полет…»*
а) О каком методе познания идет речь?
б) Какие ступени должен пройти человек в процессе познания?
2. Французский философ XVII в. К. Гельвеций сравнивал процесс познания с судебным процессом: пять органов чувств — это пять свидетелей, только они могут дать истину. Его оппоненты, однако, возражали ему, заявляя, что он забыл судью.**
а) Что имели в виду оппоненты под судьей?
б) На какой гносеологической позиции стоит Гельвеций?
в) В чем достоинство такой позиции? В чем ее односторонность?
3. «Обратив, таким образом, все то, в чем, так или иначе, мы можем сомневаться, и даже предполагая все это ложным, мы легко допустим, что нет ни Бога, ни Неба, ни Земли и что даже у нас самих нет тела, — но мы все-таки не можем предположить, что мы не существуем, в то время как сомневаемся в исключительности всех этих вещей. Столь нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время, пока оно мыслит, что, невзирая на самые крайние предположения, мы не можем не верить, что заключение, «я мыслю, следовательно, я существую», истинно».
а) Кому из философов Нового времени принадлежит высказанная идея?
б) Какой исходный основной принцип познания заложен в ней?
в) Каков, соответственно этому принципу, путь познания?
г) Какой метод (сформулируйте его) обеспечит возможность пройти этот путь познания, постичь истину? В каких формах будет закреплено это знание?
4. «Никоим образом не может случиться, что общие утверждения, выводимые аргументацией, помогали открытию новых знаний, ибо тонкость природы во многом превосходит тонкость аргументации. Однако общие убеждения, выведенные с помощью абстракции внимательно и правильно из единичных фактов, во многом указывают и определяют путь ко многим единичным явлениям и ведут, таким образом, к действительной науке, следовательно, к истине».
а) Кому из философов Нового времени принадлежит высказанная идея?
б) Каков основной принцип такой философской ориентации?
в) Каков, соответственно этому принципу, путь познания?
г) Таким образом, какой метод (сформулируйте его) обеспечит возможность пройти этот путь познания, постичь истину, и в каких формах знания будет отражена истина?
5. Заполните таблицу.
Суть споров между рационалистами, эмпириками и иррационалистами | |||
Гносеологическая позиция | Представители | Плюсы | Минусы |
аргументов | |||
Эмпиризм | |||
Рационализм | |||
Иррационализм |
Дополнительная литература
1. Беляев В. А. Лейбниц и Спиноза. – СПб. : Наука, 2007. – 351 с.
2. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками: в 2 т. Т. 1: От Возрождения до Просвещения. – М. : Канон-Пресс-Ц, Терра-Книжный клуб, 2000. – 640 с.
3. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. – М. : Либроком, 2009. – 373 с.
4. Длугач Т. Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескье, Руссо, Вольтер (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). – М. :Эдиториал УРСС, 2006. – 252 с.
5. Дмитриев Т. А. Проблема методического сомнения в философии Р. Декарта. – М. : ИФ РАН, 2007. – 232 с.
6. Котенко В. П. История и философия классической науки. – М. : Академический проект, 2005. – 474 с.
7. Майоров Г. Г. Теоретические основания философии Г. В. Лейбница. – М. : КД Университет, 2007. – 312 с.
8. Мамардашвили М. К. Картезианские размышления // Мамардашвили М. К. Философские чтения. – СПб. : Азбука-классика, 2002. – С. 505–818.
9. Соколов В. В. Европейская философия XV – XVII веков. – М. : Высшая школа, 2003. – 400 с.
10. Соколов В. В. Философская доктрина Томаса Гоббса: Бытие, познание, человек и общество. – М. :Эдиториал УРСС, 2010. – 72 с.
11. Фишер К. История новой философии: Фрэнсис Бэкон. – М. : АСТ, Ермак, 2003. – 541 с.
12. Фишер К. История новой философии: Рене Декарт. – М. : АСТ, 2004. – 492 с.
13. Фишер К. История новой философии: Бенедикт Спиноза. – М. : АСТ, Транзиткнига, 2005. – 557 с.
14. Фишер К. История новой философии: Лейбниц. – М. : АСТ, Транзиткнига, 2005. – 734 с.