Добавление рисунка, наглядно демонстрирующего основную мысль, сделает материал запоминающимся.
На одной из своих презентаций по диагностике системы продаж я вставил рисунок человека, у которого волосы встали дыбом. Слайд был про цены предприятия, сильно превышающих рыночные…без видимых оснований.
Пример
Используйте пустой слайд
Зачем нужен пустой слайд? Пустой слайд нужен, чтобы сконцентрировать внимание аудитории на том, что вы говорите. Если на слайде будет какое-либо изображение, внимание будет отдано этому изображению, а не вашим словам. Поэтому пустые слайды можно вставлять перед слайдом с изображением, чтобы, сначала аудитория выслушала вас, а потом увидела нужное изображение.
Используйте только 3 цвета в слайдах
Возможности человеческого восприятия ограничены. Больше 3 цветов трудно воспринимать.
Используйте однотонный фон
Картинки на заднем плане, полоски, клеточки - это лишняя нагрузка для глаза. Чем сложнее объект, тем больше времени требуется, чтобы его рассмотреть и понять. Оптимальный цвет фона - белый.
Откажитесь от градиентной заливки, тени и объема
Градиентная заливка, объемные объекты или объекты с тенью - это, конечно, красиво. Но быстро утомляет. Чем больше деталей в слайде, тем больше энергии требуется, чтобы его понять.
Используйте фото и рисунки в серой гамме
Аргументация такая же. Объекты становятся проще. Легче воспринимать. При необходимости нужную деталь на слайде можно обвести маркером.
Рисунки и фото преобразуются в серые с помощью «Формат рисунка → Рисунок → Оттенки серого».
Откажитесь от таблиц
Хуже, чем таблица, может быть только мелкий текст во весь слайд. В таблицах есть информация. Чтобы показать эту информацию, используют диаграммы.
Сделайте «раскадровку»
«Раскадровка» - когда вы отмечаете, после каких ваших слов идет определенный слайд.
ТЕМА 2. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ДИАГРАММ
Данный раздел является кратким изложением правил оформления диаграмм, изложенных Джином Желязны в своей книге «Говори на языке диаграмм»2.
2 Д. Желязны «Говори на языке диаграмм. Пособие по визуальным коммуникациям для руководителей», М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2004
Алгоритм выбора диаграммы
Алгоритм выбора диаграммы состоит из трех шагов:
1. Формулирование идеи;
2. Определение типа сравнения данных;
3. Выбор типа диаграммы.
Этап I. Формулирование идеи
Определение того, что вы собираетесь сказать аудитории с помощью диаграммы.
Этап II. Определение типа сравнения данных
Сформулированная идея может содержать в себе один из пяти видов сравнения: покомпонентное, позиционное, временное, частотное и корреляционное.
Покомпонентное сравнение
Покомпонентное сравнение – когда мы показываем размер каждого компонента в процентах от некого целого. Пример:
Доля рынка в 2007 г. уменьшилась до 5%
Кабель ВВГнг составляет 30% продаж по Центральному региону
Ключевые слова: «доля», «составило Х %».
Позиционное сравнение
Позиционное сравнение – когда мы выявляем, как соотносятся объекты друг с другом: одинаковы, больше или меньше. Пример:
В мае продажи КГ превысили продажи ВВГ и АВВГ
ЭКЗ находится на третьем месте в отрасли по переработке меди
Ключевые слова: «равно», «больше, чем», «меньше, чем»
Временное сравнение
Временное сравнение – когда мы выявляем, как объекты изменяются во времени: возрастают, снижаются, колеблются, остаются неизменными.
Продажи ТППэп в 2005 году неуклонно падали
Цена на медь за 2007 г. постоянно колебалась
Ключевые слова: «изменяться», «расти», «падать», «колебаться», «оставаться неизменным».
Частотное сравнение
Частотное сравнение – когда мы показываем, сколько объектов находится в том или ином диапазоне.
Пример:
Большинство работников службы продаж получают зарплату от 500 до 1000 долларов.
2/3 наших сотрудников имеют высшее образование
Ключевые слова: «в диапазоне от x до y», «распределение», «концентрация».
Корреляционное сравнение
Корреляционное сравнение – когда мы показываем наличие или отсутствие зависимости между переменными.
Пример:
Объем продаж не зависит от размера скидок
Цены на кабель возрастают при росте цен на медь
Ключевые слова: «возрастает в случае», «меняется в случае», «не изменяется в случае».
Этап III. Выбор типа диаграммы
90% диаграмм используют следующие пять видов:
Ill
Каждому из типов сравнения данных соответствует свой вид диаграммы/диаграмм.
ТИПЫ СРАВНЕНИЯ
Покомпонентному сравнению соответствует круговая диаграмма, позиционному – линейчатая, временному - гистограмма или график, частотному – также гистограмма или график, корреляционному – линейчатая диаграмма или точечная.
Для временного и частотного сравнения мы используем гистограмму, если значений не больше семи, если больше семи, то график.
Для корреляционного сравнения используется двусторонняя линейчатая диаграмма, если значений не больше пятнадцати и точечная диаграмма, если значений больше пятнадцати.
Покомпонентное сравнение
Покомпонентное сравнение показывает размер каждого компонента в процентах от некого целого и демонстрируется с помощью круговой диаграммы. Рекомендуется использовать не более шести компонентов в круговой диаграмме. Если надо отразить больше, чем шесть компонентов, то надо выбрать пять наиболее важных, а остальные сгруппировать в сегмент «прочие».
Наиболее важный компонент надо располагать на линии 12 часов (т.к. человеческий глаз движется по часовой стрелке). Если нет необходимости выделять какой-нибудь один сегмент, компоненты можно расположить по убыванию или использовать для всех одинаковую штриховку.
Если надо сравнить компоненты нескольких целых, имеет смысл использовать линейчатую диаграмму или гистограмму, нормированные на 100%.
В чем преимущество гистограммы, нормированной на 100%, показанной на рисунке?
1. Меньше надписей;
2. Нет легенды (слушателю не надо смотреть то на легенду, то на рисунок, чтобы уловить взаимосвязи);
3. Соединяющие линии наглядней показывают взаимосвязи.
Позиционное сравнение
Позиционное сравнение показывает, как объекты соотносятся друг с другом, и изображается с помощью линейчатой диаграммы. По вертикали располагается не шкала, а обозначения сравниваемых объектов (отрасли, названия подразделений). Ширина пространства между столбцами должна быть меньше ширины самых столбцов. Для обозначения количественных величин можно использовать шкалу вверху (внизу) или цифры на концах столбцов, но никогда и то, и другое. Также возможен вариант сочетания шкалы и цифры на том столбце, на которой вы хотите обратить внимание. А можно вообще без цифр и шкалы, если от этого смысл не теряется.
Существует 6 видов линейчатой диаграммы:
1. Линейчатая диаграмма отклонений разделяет, например, убыточные и прибыльные подразделения;
2. Диапазонная линейчатая диаграмма иллюстрирует разницу между самым низким и самым высоким параметром внутри одного значения
3. Совмещенная линейчатая диаграмма сравниваются различные аспекты одного и того же параметра. Например, с новой системой планирования и без.
4. Скользящая линейчатая диаграмма иллюстрирует соотношение двух различных компонентов
5. Линейчатая диаграмма с накоплением отражает вклад каждого параметра в общую сумму;
6. Двусторонняя линейчатая диаграмма отражает корреляцию между двумя параметрами
Временное сравнение
Временное сравнение показывает, как объекты изменяются во времени, и изображается с помощью гистограммы или графика, если данных больше семи.
Гистограммы
Существует 5 видов гистограмм:
1. Гистограмма отклонений разделяет, например, годы, когда компания имела прибыль и когда терпела убытки;
2. Диапазонная гистограмма показывает разницу между самым высоким и самым низким значением отдельного параметра во времени;
3. Совмещенная гистограмма показывает значения двух параметров на определенный момент времени и показывает, как изменяется их соотношение с течением времени;
4. Гистограмма с накоплением показывает, как со временем меняется вклад каждого параметра в общую сумму;
5. Ступенчатая гистограмма используется, когда необходимо продемонстрировать изменение показателей, которые меняются резко и нерегулярно.
График
Графики используются, когда количество показателей больше семи. Линия тренда на графике должна быть жирнее осей и линий сетки.
Существует несколько видов графика:
1. Совмещенный график показывает сравнение двух и более параметров;
2. График с областями, где заштриховано пространство между осью и линией тренда;
3. График с областями с накоплением, где заштрихованное пространство разделено на несколько участков, показывает, как со временем меняется вклад каждого параметра в общую сумму.
Как и для совмещенного графика, так и для графика с областями с накоплением характерна перегруженность слайда. Не всегда есть необходимость помещать много графиков/областей на один рисунок. Иногда лучше будет сделать несколько слайдов.
Для совмещенного графика:
Неправильно
Правильно
Для графика с областями с накоплениями:
Неправильно
Правильно
Частотное сравнение
Частотное сравнение показывает, сколько объектов попадает в определенный интервал, и изображается с помощью гистограммы
или графика, если количество объектов больше семи.
Нижняя ось (ось OX) должна удовлетворять следующим условиям:
1. Размер и количество диапазонов должно быть достаточным, чтобы продемонстрировать зависимость. Рекомендуемое количество диапазонов – от 5 до 20;
2. Интервалы должны быть одинакового размера. Исключением является тот случай, когда информация по определению находится в неравных интервалах (например уровни образования), или неравные интервалы помогают лучше усвоить информацию;
3. Границы интервалов должны быть четко обозначены. Рекомендуемый формат границ – менее 10, 10-19, 20-29 и т.д.
Гистограммы и графики можно совмещать.
.
Корреляционное сравнение
Корреляционное сравнение показывает наличие или отсутствие между переменными и изображается с помощью двусторонней линейчатой диаграммы
или точечной диаграммы, если количество объектов более 15.
Существует 3 вида точечной диаграммы:
1. Совмещенная точечная диаграмма показывает между двумя разными показателями или состояниями одного и того же показателя в разное время;
2. Пузырьковая диаграмма вводит третью переменную, обозначаемую разной величиной точек:
3.Временная точечная диаграмма показывает изменение корреляции с течением времени.
Типичная ошибка при создании временных точечных диаграмм – это их усложнение. В результате они становятся похожими на олимпийского мишку или творение художника-авангардиста.
Общие правила оформления диаграмм