Культура кыргызского народа в XIX – начале XX вв. продолжала развиваться и совершенствоваться. Ее ярким представителем стал акын Токтогул Сатылганов (1864—1933 гг.) из Кетмень-Тюбе. Токтогул стал знаменем народа в борьбе за лучшее будущее, его совестью. С его творчеством перекликаются и произведения другого акына — Байымбета Абдрахманова — Тоголока Молдо (1860—1942 гг.), который владел письмом и наряду с импровизированными устными стихами оставил стихи в собственной записи. Оба акына резко осуждали социальную несправедливость и баев-мироедов, угнетавших свой народ. Эстафету акынов-заманистов — Калыгула и Арстанбека — подхватил талантливый акын-импровизатор и письменник Молдо Кылыч Шамырканов (1866—1917 гг.). Он был одним из тех, кто внес значительный вклад в процесс перехода кыргызского поэтического искусства от изустного к письменному. В его поэмах «Эпоха скорби» и «Сказ о землятресении» ясно проявляются мировоззренческие противоречия, обусловленные приверженностью к патриархальной психологии и религиозным идеям. Появились у кыргызов и свои историки. В 1913 и 1914 гг. в Уфе и Казани в свет вышли две книги студента Казанского университета Осмоналы Сыдыкова (1877— 1940) — «Тарых-и кыргыз Шадмания» («История кыргызского раздолья») и «Мухтасар тарых-и кыргызийа» («Краткая история кыргызов»). Основанные на генеалогических преданиях — санжыре—книги повествуют о происхождении и родословной отдельных кыргызских племен, о деяниях крупных манапов. В XVIII — середине XIX в. у кыргызов почти не было школ. Лишь заезжие муллы иногда обучали детишек азам арабской грамоты на Коране. После присоединения к России в крае наряду с русскими появились так называемые русско-туземные школы. Отдельные манапы строили помещения, приглашали учителей и открывали в родных кочевьях школы. 1 сентября 1888 г. в Караколе открылась первая сельскохозяйственная школа, в которую было принято 11 кыргызских мальчиков, а в 1890 г. открылась школа в Пишпеке. Позже здесь были открыты мужская гимназия и женская прогимназия, а в Караколе — женская прогимназия. С середины XIX в. начинается изучение территории Кыргызстана, его ресурсов, истории и быта российскими учеными и путешественниками. П. П. Семенов-Тян-Шанский, Чокан Валиханов, В. В. Радлов, А. П. Федченко, Н. М. Пржевальский, В. В. Бартольд и другие своими трудами положили начало открытию Кыргызстана просвещенному миру. Этому способствовало также участие экспонатов из Кыргызстана на Всемирной выставке в Париже, работа археологической экспедиции под руководством Г. Гейкеля в Таласской долине, занимавшаяся поисками памятников рунической письменности, издание Г. Алмаши отрывков из эпоса «Манас» на Западе. Работы академика В. В. Бартольда по древней и средневековой истории кыргызов вошли в мировую науку, вызвали естественный интерес к горному краю и самобытной культуре его народа.
33. Восстание кыргызского народа в 1916г.
Усиление национально-колониального гнета, налогового пресса, особенно жесткого в условиях военного времени, привело к восстанию 1916 г. Советская историографии однозначно представляла восстание как национально-освободительное в целом, антивоенное, антиколониальное, антицарское, антиимпериалистическое и отчасти антифеодальное, движущими силами которого являлись бедняцко-середняцкие массы дехканства. На самом же деле социальный состав его участников был намного шире: кроме простого люда в нем участвовали и представители бай-манапской верхушки, имусульманского духовенства, то есть восстание было общенародным. Оставалась почти без внимания идругая его особенность: участие в восстании вместе с кыргызами представителей многих национальных меньшинств Кыргызстана: узбеков, казахов, дунган, уйгуров, татар и даже отдельных русских переселенцев.
Прямым поводом к восстанию явился царский указ от 23 июня 1916 г. о мобилизации мужчин из местного населения призывных возрастов (от 19 до 43 лет)на военно-тыловые работы. Однако исторические корни восстания были более глубоки. Главной причиной восстания была все расширяющаяся колонизация, безудержная и жестокая эксплуатация местного населения, изъятие лучших земель у кыргызов в пользу переселенцев. В 1916 г. русские иукраинцы, составлявшие в Пржевальском уезде немногим более 24 процентов, имели свыше 67 процентов всей пахотной земли. Примерно такое же положение было и в Пишпекском уезде. Началом восстания па всей территории Средней Азии и Казахстана послужили волнения жителей Ходжента в Самаркандской области 4 июля 1916 г. , решительно отказавшихся выполнять царский указ о мобилизации. Глухое недовольство, зревшее в народных массах в соседних районах, прорвалось открытыми выступлениями горожан—коренных жителей края в уездных и областных городах Ферганской области, в том числе в Оше, в краевом центре — Ташкенте в конце первой и начале второй декады июля. Все они были жестоко подавлены. С 10 июля до конца месяца выступали кыргызские и узбекские дехкане в южной части Кыргызстана. Волнения в Ошском и соседних с ним уездах Ферганской области (в Андижанском, Намангаиском и Кокандском) были быстро подавлены. Однако волнения нарастали, и 21 июля во всех областях Туркестана было введено военное положение. Большинство иссык-кульских кыргызов склонялись к тому, чтобы не направлять людей на тыловые работы и откочевать в Китай. Часть их решила подчиниться царскому указу. Колебались и жители Кемина, поднявшиеся в Кыргызстане первыми. Они два дня спорили, но привезенные группой джигитов захваченные в Боомском ущелье 178 берданок и около 40 тысяч патронов «вдохновили» большинство собравшихся на открытое неповиновение. В Пишпекском и Пржевальском уездах волнения начались в конце первой декады августа. В Чуйской долине возмущения вспыхнули в начале августа в районе Беловодска, Пишпека и Токмака. Тогда же восстали кыргызы Атекинской и Сары-багышской волостей в Кеминской долине. 9 августа началось восстание на Сусамыре, в Кочкорке, Джумгале и других местностях Центрального Тянь-Шаня. 10—12 августа поднялись кыргызы Иссык-Кульской котловины. К концу августа правительственным войскам удалось разгромить повстанцев в Пишпекском и Пржевальском уездах. Лишь в отдельных горных районах они продолжали сопротивление до сентября — октября. Восстание 1916 г., охватившее весь Туркестан, не имело единого центра и общего руководства Но в ходе его из народных масс выдвинулся целый ряд способных организаторов. Это Таласбай Алыбаев, Алымкул Табалдин, Егемберды Сарыков, Ибраим Талев, ЧокуСай Мондоев и др. Народно-освободительное в целом восстание 1916 г. сопровождалось, однако, и рядом кровавых межнациональных столкновений, от которых пострадала часть переселенческого и коренного населения края. Нападения сопровождались убийствами и избиениями, нередко зверскими, без различия возраста, пола и занятия, насилиями и надругательствами над женщинами. Столь же печальная участь постигла десятки русских селений по северному побережью оз. Иссык-Куль и отдельных — по южному, а также в Атбашинском и Нарынском участках Пржевальского уезда. В результате в Семиреченской области пострадали главным образом простые крестьяне-переселенцы, женщины, дети и старики (мужчины призывных возрастов были в армии), в то время как царская администрация во всем Семиречье понесла незначительные потери. В ходе подавления и после разгрома восстания роли поменялись. Теперь страдающей стороной стало кыргызское и другое мусульманское население. Переселенцы, провоцируемые царскими властями, при их попустительстве и даже содействии жестоко расправлялись с коренными жителями, не разбираясь особо: участвовали они в восстании или пет. Расправы над повстанцами выдавались за акты справедливого возмездия. По подсчетам туркестанских чиновников, коренное население Северного Кыргызстана после восстания 1916 г. уменьшилось на 42 процента. Почти 150 тыс. человек бежало в Китай, было убито или пропало без вести. Архивные документы, как и свидетельства участников и очевидцев событий, говорят, чго массовыми жертвами межнациональной розни стало кыргызское дыйканство и трудовое переселенческое крестьянство. В то же время истинные виновники геноцида — представители господствующих классов и душители восстания 1916 г., как и многие проводники колониальной политики царизма из бай-манапской верхушки, остались безнаказанными и даже были обласканы царским правительством за свои «заслуги». Наряду с тяжелейшими последствиями кровавых событий 1916 г. во многих районах Туркестана в документах и памяти свидетелей восстания 1916 г. зафиксированы факты сочувствия и проявления добрососедства трудового люда. Так, отдельные рядовые общинники-кыргызы нередко тайно предупреждали своих соседей, знакомых и друзей из переселенцев о грозивших бедах, укрывали русских женщин и детей от расправы. А русские крестьяне, рискуя своей головой, спасали жизнь кыргызским семьям. К 75-летию восстания общественностью республики было внесено предложение о сооружении памятника всем жертвам межнациональной розни 1916 г., независимо от их национальной принадлежности. А 25 июня — день издания царского указа о мобилизации кыргызов на тыловые работы, послуживший поводом к восстанию, объявлен днем поминовения.