1773 г., сентября 17
Самодержавнаго амператора, нашего великаго государя Петра Федаравича всероссийскаго: и прочая, и прочая, и прочая.
Во имянном моем указе изображено яицкому войску: Как вы, други мои, прежным царям служили до капли своей до крови, дяды и оцы вашы, так и вы послужити за свое отечество мне, великому государю амператору Петру Федаравичу. Когда вы устоити за свое отечество, и ни истечет ваша слава казачья от ныне и до веку и у детей вашых. Будити мною, великим государям, жалованы: казаки и калмыки и татары. И каторые мне, государю императорскому величеству Петру Фе(до)равичу, винъныя были, и я, государь Петр Федаравич, во всех винах прощаю и жаловаю я вас: рякою с веръшын и до усья, и емлею, и травами, и денижъным жалованьям, и свиньцом, и порахам, и хлебныим правиянтътам.
Я, велики государь амператор, жалую вас Петр Федаравичь.
Манифест Е. И. Пугачева помещичьим крестьянам о пожаловании их вольностию, землями и освобождением от подушной подати
1774 г., июля 31
Божиею милостию мы, Петр трети, император и самодержец всероссийский: и протчая, и протчая, и протчая.
Обевляется во всенародное известие.
Жалуем сим имянным указом с монаршим и отеческим нашим милосердием всех, находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков, быть верноподданными рабами собственной нашей короне, и награждаем древним крестом и молитвою, головами и бородами, волностию и свободою и вечно козаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и протчих денежных податей, владением землями, лесными, сенокосными угодьями и рыбными ловлями, и соляными озерами без покупки и без аброку и свобождаем всех прежде чинимых от злодеев дворян и градцких мздоимцов-судей крестьяном и всему народу налагаемых податей и отягогдениев... А как ныне имя наше властию всевышней десницы в России процветает, того ради повелеваем сим нашим имянным указом: кои прежде были дворяне в своих помест(иях) и водчинах, оных противников нашей власти и возмутителей империи и раззорителей крестьян ловить, казнить и вешать и поступить равным образом так, как они, не имея в себе христианства, чинили с вами, крестьянами. По истреблении которых противников и злодеев-дворян, всякой может возчувствовать тишину и спокойную жизнь, коя до века продолжатця будет.
Анализ таблицы учащиеся проводят в форме ответов на вопросы 1—6 после параграфа.
В завершение урока учащиеся самостоятельно формулируют вывод: рост социальной напряженности в стране, обострение сословных противоречий достигли своего пика при Екатерине II. Это не случайно, поскольку именно время Екатерины названо «золотым веком дворянства». Все восстания начинались на окраинах страны и лишь потом распространялись на центральные районы.
Домашнее задание:§ 52, ответить на вопрос 6 после параграфа.
Уроки 63—64. | КУЛЬТУРА, ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ И БЫТ В XVIII в. |
Цели уроков:характеристика основных тенденций развития русской культуры XVIII в.; знакомство учащихся с лучшими достижениями русской культуры XVIII в.; сравнительная характеристика быта русских людей в XVIII в. с бытом XVII в.
Основные даты и события
1701 г. — открытие Навигацкой школы.
1702 г. — открытие первого публичного театра в Москве.
1702 г. — начало издания официальной печатной газеты «Ведомости».
1708 г. — начало выпуска массовых ежегодных календарей.
1708—1710 гг. — введение гражданской азбуки.
1714 г. — открытие цифирных школ.
1725 г. — основание в Петербурге Академии наук.
1755 г. — основание Московского университета.
1757 г. — открытие Академии художеств.
1782—1786 гг. — школьная реформа.
Термины и понятия уроков
Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — стиль и направление в литературе и искусстве XVII — начала XIX в., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в XVII в. во Франции. В XVIII в. классицизм был связан с Просвещением. Основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.
Кунсткамера (от нем. Kunstkammer — кабинет редкостей, музей) — в прошлом название различных исторических, художественных, естественно-научных и других коллекций редкостей и места их хранения.
Метеорология (от греч. metéora — атмосферные явления и logos — слово, учение) — наука о земной атмосфере и происходящих в ней процессах. Основной раздел метеорологии — физика атмосферы.
Нация (от лат. natio — племя, народ) — историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Складывается из различных племен и народностей. Ряд современных ученых связывают нацию с определенным народом и включают в число ее сущностных принципов общность самосознания и социальной структуры; другие рассматривают нацию как общность принадлежности к определенному государству.
Реализм — понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания.
Сентиментализм (от франц. sentiment — чувство) — течение в европейской и американской литературе и искусстве второй половины XVIII — начала XIX в. Отталкиваясь от просветительского рационализма, объявил доминантой человеческой природы не разум, а чувство и путь к идеально-нормативной личности искал в высвобождении и совершенствовании «естественных» чувств. Вершина сентиментализма в России — повесть «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина.
Цифирные школы (арифметические школы) — в 1714—1744 гг. в России государственные начальные общеобразовательные школы для мальчиков всех сословий, кроме крестьян. Обучали грамоте, письму, арифметике с началами геометрии. Преобразованы в гарнизонные, архиерейские и горнозаводские школы.
Персоналии:В. И. Баженов, И. И. Бецкой, И. Н. Болтин, В. Л. Боровиковский, М. Г. Земцов, М. Ф. Казаков, Н. М. Карамзин, Дж. Кваренги, Ж.-Б. Леблон, Д. Г. Левицкий, А. Н. Радищев, Б. К. Растрелли, В. В. Растрелли, Ф. С. Рокотов, В. М. Севергин, А. П. Сумароков, Д.
Трезини, Э.-М. Фальконе, Д. И. Фонвизин, М. М. Щербатов.
Оборудование уроков:CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.; CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей»; фрагменты фильмов «Арап Петра Великого» (режиссер А. Н. Митта), «Петр Первый» (режиссер В. М. Петров), «Тайны дворцовых переворотов» (режиссер С. С. Дружинина).
Первый вариант урока. Прослушивание и обсуждение докладов учащихся по изучаемой теме.
Во вводном слове учитель отмечает, что культура Нового времени формируется в России на протяжении всего XVIII в. Светский характер, демократизм, внимание к личности человека отличают культуру изучаемого периода от культуры предшествующей эпохи. В XVIII в. ускорились темпы культурного развития, что связано с развитием экономики страны. В XVIII в. разрозненные знания по различным отраслям, собиравшиеся многими поколениями людей, начали превращаться в науку: накопление знаний дало возможность перейти к открытию законов развития природы и общества. Развитие культуры в XVIII в. во многом определялось просветительской философией с ее идеей главенства знания и разума в жизни людей, вниманием к человеческой личности. Идея равенства всех людей была понята в России как необходимость регламентировать жизнь каждого общественного слоя.
Основная часть урока посвящена прослушиванию и обсуждению докладов учащихся.
Темы докладов
1. Европейское Просвещение и общественно-политическая мысль России второй половины XVIII в. Российские просветители.
2. Значение Москвы в культурном развитии России XVIII в.
3. Развитие научных знаний в России в XVIII в.
4. Возникновение музейного дела в России.
5. Географические экспедиции Петровской эпохи.
6. Русская живопись второй половины XVIII в.
7. Изменения в быту дворян в XVIII в.
8. Быт русских крестьян XVIII в.
9. Развитие русской архитектуры в XVIII в.
В процессе обсуждения докладов учащиеся заполняют сравнительную таблицу изменений, произошедших в русской культуре по сравнению с XVII в.
Вопросы для сравнения | XVII в. | Первая половина XVIII в. | Вторая половина XVIII в. |
Грамотность, образование | Издание букварей. Открытие в 1687 г. Славяно-греко-латинской академии — первого высшего образовательного учреждения светского характера. Выпуск рукописной газеты «Куранты» | Создание цифирных школ. Открытие специализированных профильных школ. Выпуск печатных газет. Открытие первой публичной библиотеки | Основание Московского университета (1755). Открытие первого высшего учебного заведения для женщин — Института благородных девиц при Смольном монастыре. Открытие Академии русского языка. Издание словаря русского языка. Введение буквы «ё» |
Литература | Сказания, сатирические повести. Первая придворная лирика — силлабическая поэзия. Появление стихов | Господство классицизма. Развитие стихотворного жанра. Большое распространение сатирических произведений. Светский характер литературы | Развитие сатирического жанра: Д. И. Фонвизин, И. А. Крылов. Сентиментализм: Н. М. Карамзин |
Архитектура | Шатровый стиль. Барокко | Барокко | Барокко Классицизм |
Живопись | Начало обмирщения живописи, изображение повседневности, человеческого тела | Историческая тема в живописи. Развитие портретной живописи. Гравюра. Впервые появляется крестьянская тема в живописи | Зарождение жанровой живописи. Утверждение романтизма и реализма |
Скульптура | Расцвет русской деревянной скульптуры | Распространение европейского скульптурного искусства. Светский характер скульптуры | Распространение скульптурного искусства |
Театр | Скоморохи, медвежий цирк. «Комедийная хоромина» | Открытие в Петербурге первой балетной школы | Первый русский профессиональный театр |
Наука | В конце века — первые географические путешествия и открытия. В России узнали о гелиоцентрической системе Н. Коперника | Начало русской исторической науки. Географические экспедиции и открытия. Технические новинки, изобретения | Создание паровой машины, развитие всех отраслей науки |
Таким образом, учащиеся делают вывод о том, что русская культура XVIII в. формировалась как культура зарождающейся нации. Общественная мысль стала важной идейной основой духовной культуры. Отличительными чертами были светскость, активные контакты с другими народами, развитие рационализма в общественном сознании.
Второй вариант урока. Урок может быть проведен в форме дискуссии.
Темы для дискуссии
1. Лучшие достижения русской культуры XVIII в.
2. Отражение процессов и событий истории России XVIII в. в судьбах крупнейших деятелей культуры изучаемого периода.
3. Сравнительная характеристика быта русских людей в XVIII в. с бытом XVII в.
Домашнее задание:§ 53—54, ответить на вопросы после параграфа, подготовиться к повторительно-обобщающему уроку по теме «Россия в конце XVII—XVIII в.».
Урок 65. | ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «РОССИЯ В КОНЦЕ XVII—XVIII в.» |
Цель урока:обобщение и систематизация знаний учащихся в соответствии с целями изучения темы «Россия в конце XVII—XVIII в.».
Первый вариант урока. Урок проводится в виде устного или письменного опроса учащихся по вопросам и заданиям к главе VI.
Второй вариант урока. Урок-дискуссия.
Вопросы и задания для дискуссии
1. Реформы Петра I — копирование опыта Запада или модернизация с учетом самобытности России?
2. Был ли для России предопределен имперский путь? Каковы причины появления Российской империи?
3. Определите основные черты европейских имперских образований и Российской империи с точки зрения государственного устройства, политического, экономического, социокультурного развития.
4. Определите экономические, правовые, социальные и психологические условия, препятствовавшие модернизации России в XVIII в.
5. Культура России XVIII в.: раскол, расцвет, упадок.
Третий вариант урока. Учащиеся получают задание написать мини-сочинение.
Темы мини-сочинений
1. «Петр нашел средства делать великое, князья московские приготовили оное» (Н. М. Карамзин).
2. «Всякий потентант, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который флот имеет, обе руки имеет» (Петр I. Устав морской).
3. «Государь есть самодержавный... Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и вконец разорительно» (Екатерина II).