Философская наука определяет метод как способ построения философского и научного знания, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Таким образом, категория «метод» означает способ, прием исследования. Теория государства и права широко использует методы, выработанные философией, другими общественными и естественными науками.
Прежде всего, следует охарактеризовать общенаучный метод диалектику, которая трактуется философией как учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творческого, познающего мышления. Существует диалектика природы и диалектика общественной жизни, эта последняя представляет собой учение о законах развития общества. Законы и категории диалектики дают основания для изучения государственно-правовых явления, формируют мировоззренческие позиции, используемые в процессе познания. Таким образом, диалектика дает основу мировоззрения. Выводы диалектики означают, что государство и право прямо или опосредованно связаны с другими социальными явлениями и находятся во постоянном развитии, причем процесс развития государства и права представляет собой строго закономерный процесс, обусловленный рядом исторических факторов.
Проникновение в сущность государства и права возможно лишь в процессе всестороннего и глубокого анализа их связей с другими социальными явлениями, а также историей развития. Следует отметить, что законы диалектики в теории государства и права применяются там, где связь между явлениями очевидна и там где её можно выявить при более детальном рассмотрении какого-либо правового феномена. Основными законами диалектики являются такие как закон единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.
Кроме диалектики, теория государства и права использует такой противоположный ей метод познания действительности как метафизика. Она представляет собой философский метод, отрицающий саморазвитие предметов и явлений. Метафизическое мировоззрение означает построение статичной умозрительной картины мира, когда все предметы и явления рассматриваются вне связи и вне развития. Использование метафизики, как метода познания в теории государства и права, достаточно обоснованно. Зачастую познание производится путем выделения изучаемого объекта из массы других. Например, не отрицая взаимосвязь норм права с иными социальными нормами, проникновение в их сущность возможно лишь при вычленении из всей совокупности социальных норм.
Среди общенаучных методов, используемых в теории государства и права, следует выделить исторический материализм - философскую концепцию развития общества, представляющую собой распространение принципов диалектического материализма на общественный процесс. Основной принцип материализма - признание материи первичной, а сознания вторичным. В отношении развития общества этот принцип конкретизируется. Здесь признается первичным бытие, то есть экономические отношения, а вторичным или надстройкой - государство и право. Тот или иной тип государства формируется на основе экономического базиса. Правовые нормы только в том случае будут действенны, реальны, если они будут соответствовать требованиям общественного развития. Для того, чтобы признать ту или иную норму действительно правовой, необходимо, чтобы она закрепляла и регулировала необходимые, то есть внутренне обусловленные, а не случайные отношения. На этом основании можно сделать вывод, что задача юридической науки и практики правотворчества состоит в создании таких норм, которые бы наиболее полно отражали требования социальной реальности.
Материализму противостоит такая система мировоззрения и метод познания как идеализм. Последователи философских и правовых учений, основанных на идеалистическом мировоззрении, считают первичным сознание, а материю вторичной, производной от сознания. Применительно к теории государства и права и правовой науки в целом, это означает, что государство и право являются порождением сознания. Государственно-правовой механизм формируется под воздействием множества факторов, в том числе под влиянием психологии нации, деятельности какой- либо личности или группы лиц. Религиозное мировоззрение предполагает, что государство и право являются результатом высшего, божественного разума, где человек может лишь следовать предначертаниям, данным свыше.
Большое значение в теории государства и права имеют такие общенаучные, философские методы как индукция - движение от частного к общему, и дедукция - движение от общего к частному. Например, при изучении юридической практики, характера правотворчества, источников права, можно сделать общий вывод или дать характеристику правовой системы в целом. Это метод индукции. Напротив, изучении частных правовых феноменов, можно сделать вывод о характере правовой системы в целом.
Теория государства и права использует конкретно-исторический метод, с помощью которого выявляются особые, индивидуальные черты, свойственные той или иной правовой системе, особенности её, обусловленные историческими и социокультурными традициями.
Среди специальных методов в теории государства и права выделяется сравнительно-правовой метод. Сравнительно-правовое исследование имеет своим объектом аналогичные или сходные институты двух или нескольких правовых систем. Сравнение состоит из двух этапов - сопоставление, то есть изучение сравниваемых фактов, и вывод, оценка, к которым в результате сравнительного изучения права приходит исследователь. Использование сравнительного метода означает последовательное изучение некоторого числа объектов, (в теории государства и права речь идет о правовых системах, системах, права, принципах правотворчества, системах законодательства) выявление их сходства и различия, выявление причин и условий, способствовавших их формированию.
Традиционен для правовой науки, в частности для теории государства и права формально-юридический метод, который применяется при исследовании внутреннего строения правовых норм, анализа источников права. Также метод государственного правового моделирования, по которому выявление и изучение признаков и особенностей одного государственно-правового образования позволяет, с определенной степенью точности, судить о других. Наконец, особое значение в последнее время приобретает конкретно-социологический метод. С его помощью можно определить степень эффективности функционирования государственной власти, действия правовых норм. Широко используются статистические данные.
II. Происхождение государства и права.
Первобытнообщинный строй.
Первобытнообщинный строй является наиболее длительным периодом развития человеческого общества. Антропологической наукой сформулирован вывод о том, что человек современного типа существует около 40 тыс. лет. Между тем, первые государственные образования появляются лишь около 5 тыс. лет назад. Самая ранняя форма объединения людей - это первобытное стадо. В этот период люди использовали примитивные орудия труда.
В более поздний период палеолита (каменного века) люди научились создавать более совершенные орудия труда, добывать огонь строить жилища. В это время формируется такая форма организации людей как род. Особенностью этой формы была кровная связь между членами рода. Но кроме того, род представлял собой общественную группу, сложившуюся для совместного ведения хозяйства, для коллективного производства и совместного потребления. В этот период господствовал матриархат. Происхождение ребенка от матери являлось наиболее очевидным признаком родовой связи, а забота о детях, домашнем очаге возвышала роль женщины в роде. К тому же собирание плодов, а затем мотыжное земледелие, которые выполнялись женщиной, давали постоянный доход, более скромный чем тот, который приносили мужчины-охотники, но зато постоянный, так как охота далеко не всегда была удачной. Поэтому у многих народов общественная организация строилась на основе матриархата.
В результате неолитической революции, с переходом от присваивающего хозяйства к производящему - скотоводству и плужному земледелию , произошел переход к патриархату - отцовскому роду. Он обусловлен совершенствованием орудий труда, что позволило более удачно охотиться. Кроме того, человек научился выплавлять металл, сначала бронзу, медь, олово, золото, затем железо. Это повышало роль мужчины в семье.
Первобытному строю была свойственна общественная власть и социальные нормы. Общественной власть называется тогда когда объект и субъект власти совпадают, отсутствует признак публичности. Власть не была обособлена, не выделялся особый разряд людей, для которых управление являлось единственным видом общественной деятельности. Общественная власть базировалась на семейных отношениях, так как род играл важнейшую роль в жизни общества. Роды могли объединяться в племена и союзы племен, но все же именно род был главным звеном в структуре общества. Общественная власть основывалась на началах первобытной демократии, общественного самоуправления, опиралась на авторитет, уважение традиций. Власть имела довольно простую структуру. Главным органом являлось собрание всех членов рода, в котором участвовали как мужчины так и женщины. Собрание избирало старейшин из наиболее уважаемых членов рода. Для решения важных дел собирался совет старейшин. Кроме того, собрание членов рода избирала военных вождей, предводителей охоты. Большую роль в управлении играли служители культа - жрецы. Они толковали волю богов и сами являлись проводниками их воли, сообщали её вождям старейшинам и собранию. Это придавало им особый авторитет.
10-12 тыс. лет назад начался переход от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирание плодов) к производящему – скотоводству, земледелию. Он получил название неолитической революции. Появление в руках человека принципиально новых орудий труда повлекло за собой серьезные общественные последствия. Ф. Энгельс в своем произведении «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) выявляется основные этапы и закономерности происхождения государства, которые стали базовыми постулатами материалистической теории происхождения государства. В общем и целом, эти положения сводятся к следующему.
Следствием неолитической революции явился переход от родовой общины к соседской. Люди стали жить семьями, получив такую возможность, благодаря росту производительных сил. Общественная собственность материнского рода постепенно переходит в частную собственность отдельных семей, ставших самостоятельными хозяйственными единицами. При этом владельцем скота, а в значительной мере и урожая, был естественно, основной работник – мужчина – пастух, пахарь. Он постепенно становится главой семьи и собственником основных средств и продуктов производства. Матриархат сменяется патриархатом. Соседская община создавала условия для перехода от родовой организации к территориальному объединению.
Еще одним следствием неолитической революции явилось появление избыточного продукта, что породило регулярный обмен между племенами. Кроме того, избыточный продукт создал возможность привлечения дополнительной рабочей силы, необходимой для ведения хозяйства. Эту дополнительную силу доставляла война. Если прежде пленных убивали, то теперь, с переходом к производящему хозяйству их стали использовать как рабов. Вследствие этого общество дифференцировалось на эксплуататоров и эксплуатируемых. Таким образом производящее хозяйство вело к общественному разделению труда, социальной, в том числе классовой дифференциации, имущественному расслоению населения на богатых и бедных, господ и рабов, неравноправные касты.
В военном сословии выделяются вожди, начальники дружин, простые дружинники. Укрепляется сословие священников, формируется религиозное мировоззрение, создаются священные книги. Также происходит выделение среди населения купцов и ремесленников.
В этот период шли постоянные войны, что обусловило усиление военной власти. Власть военного вождя начинает доминировать на собранием членов рода. Нередко военный вождь присваивал себе функции верховного судьи и верховного жреца.
Таким образом основными факторами образования государства явилось развитие производительных сил, имущественная и социальная дифференциация, распад родовой общины на отдельные семьи, переход к территориальной организации населения.