Неверующие посетители не знают, что ожидать, когда приходят в церковь. Это вызывает у них чувство тревоги. Напечатанный порядок служения указывает на то, что здесь нет никаких сюрпризов. Если неверующим заранее сообщить, что вы будете делать, то это поможет им снять напряжение и оборону.
Опишите служение, не используя специальную терминологию. Если посетители не могут понять ваш порядок служения, то какой смысл печатать его. В типичном бюллетене вы найдете такие термины, как взывание, начальный гимн, приглашение к поклонению, благословение и заключительная молитва. В отношении к неверующим это все равно, что говорить на просторечной латыни.
В программе церкви Седлбек вместо "взывания" и "благословения" просто сказано: молитва в начале и молитва в конце. Вместо "призыв к поклонению" сказано "пение", вместо "сбор пожертвований" сказано "возвращение того, что принадлежит Богу". Теперь у вас есть представление, В ходе служения мы пользуемся современным переводом Библии. Вас более интересует, чтобы было понятно неверующему, чем впечатлять знающих значением более формального термина.
Включайте объяснения. Когда вы идете на оперу или пьесу, которую трудно понимать, то вам дают программу, где все разъясняется. Расскажите людям, зачем вы делаете в служении то, что вы делаете. В нашем бюллетене есть объяснение о карточке "Добро пожаловать!", материальном служении, времени посвящения и других частях богослужения.
Сводите к минимуму внутрицерковные объявления
Чем большей становится церковь, тем больше у нее будет объявлений. Если вы не определитесь в отношении того, что заслуживает объявления с кафедры, а что нет, то придете к тому, что значительная часть вашего служения будет использована на внутрицерковные объявления. Как с этим справляться?
Научите членов вашей церкви читать бюллетень. Скажите примерно так "На этой неделе есть особое мероприятие для мужчин, неженатых и старшеклассников. Обязательно прочтите ваш бюллетень и найдите мероприятие для себя". Это все, что вам нужно сказать.
Объявляйте лишь те мероприятия, которые применимы к каждому. Каждый раз, когда вы объявляете мероприятия, касающиеся лишь части церкви, все остальные отключаются. Скоро никто уже не слушает. Не тратьте попусту время людей на объявления мероприятий, которые касаются лишь небольшой части общины. Избегайте призывов о помощи с кафедры. Призывы с кафедры о добровольной помощи должны быть сведены на ваших призывных служениях к минимуму. Индивидуальный подход в подборе помощников срабатывает лучше.
Не проводите на призывном собрании внутрицерковные дела. Оставьте их на служение для верующих. Мне известна одна церковь, где всех посетителей попросили в конце служения покинуть церковь, чтобы провести членское собрание. Это недружелюбно в отношении гостей!
Постоянно оценивайте и улучшайте
Каждое утро по понедельникам после игры футболисты Национальной футбольной лиги рассматривают видеозаписи прошлого воскресенья, чтобы решить, что они могут сделать лучше на следующей неделе. Нас должно еще больше заботить то, что происходит каждое воскресенье на наших богослужебных собраниях. Национальная футбольная лига занимается лишь играми; мы нет.
Растущие церкви всегда должны задавать вопрос: "Как можно улучшаться?" Они беспощадно оценивают свои служения и направления труда. Оценка - это ключ к достижению совершенства. Вы должны непрерывно проверять каждую часть своего служения, оценивать ее эффективность.
В церкви Седлбек есть три приема, которые помогают в оценке. Это карточка первого впечатления, карточка "Добро пожаловать!" и лист оценки богослужения. Все три обеспечивают ценную для нас обратную связь, которая составляет секрет непрерывного улучшения.
"Карточка первого впечатления" дает обратную связь от людей, посетивших впервые, и помогает увидеть служение с. их перспективы. Карточка "Добро пожаловать!" дает нам обратную связь от регулярных посетителей и членов церкви. Мы получаем постоянный поток советов и предложений от участников собрания. А "Лист оценки богослужения" дает нам обратную связь от состава служителей. Он включает в себя оценку всего: от стоянки машин, бюллетеней, столов с легкими закусками до музыки и проповеди.
В 1 Кор. 14:40 Ап. Павел завершил свои наставления в отношении служения для ищущих душ такими словами: "Только все должно быть благопристойно и чинно". Этот стих указывает на то, что планирование, оценка и улучшение наших служении - это именно то, что нужно делать, Как поклонение Богу так и евангелизация людей заслуживает наших лучших усилий.
Помнить о том, кому вы служите
Вас могут ошеломлять все эти советы, которые я даю о создании призывного служения для ищущих душ. Помните, что это важные идеи, но они не столь существенны для создания призывного служения. Как я отмечал ранее, единственные бесспорные элементы призывного служения - это обращение с неверующими с любовью и уважением, связь служения с их нуждами и практическое, понятное изложение проповеди.
Призывные служения - это тяжелый труд! Для их проведения из недели в неделю требуется масса энергии, творчества, посвящения, времени, денег и подготовки. Зачем переживать? Зачем заниматься всеми этими проблемами, стараясь наводить мосты над культурной пропастью между церковью и неверующими? Потому что мы, подобно Ап. Павлу, "не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа" (2 Кор. 4:5).
Вы должны знать, зачем вы занимаетесь тем, чем вы занимаетесь, не то вас постигнет огорчение. Я вспоминаю одно конкретное воскресное утро много лет тому назад. Мы готовили помещение средней школы для субботних и воскресных служении, а около половины помощников по разным причинам не явились. Когда я нес оснащение детской комнаты от прицепа машины в одну из классных комнат, то, проходя по коридору школы, испытал огромное чувство огорчения. Сатана начал забрасывать меня стрелами жалости к самому себе: "'Почему ты должен все это раскладывать, а потом собирать, в то время как другие пасторы приходят лишь на все готовое? Они только прогуливаются к собственному Дому молитвы. Большинству пасторов не приходится взваливать на себя все то, чем ты занимаешься вот уже много лет!" И когда я начал "отмечать праздник жалости к себе", Святой Дух коснулся меня, и в моем сердце прозвучал вопрос: "Эй, Рик, так для Кого ты все это делаешь?" Я остановился, как вкопанный, посреди школы, начал плакать и напомнил себе, что-то, что я делал, я делал для Господа Иисуса Христа. А то, что я делаю - ничто в сравнении с тем, что Он сделал для меня.
"И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие; ибо вы служите Господу Христу" (Кол. 3:23-24).
Подбор музыки
И вложил в уста мои новую песнь - хвалу Богу нашему.
Увидят многие, и убоятся, и будут уповать на Господа.
Псалом 39:4
Меня часто спрашивают, что бы я сделал иначе, если бы мог начать церковь Седлбек сначала. Мой ответ следующий: с самого первого дня новой церкви, с самого начала я бы больше денег и сил вложил в первоклассное музыкальное служение, которое соответствовало бы нашей цели. В первые годы церкви Седлбек я сделал ошибку, недооценив силу музыки, поэтому сводил к минимуму употребление музыки в наших служениях. Я сейчас жалею об этом.
Музыка - составная часть нашей жизни. Мы едим под музыку, ведем машину под музыку, делаем покупки, расслабляемся, а некоторые "не баптисты" даже танцуют под нее! Великое американское развлечение - это не бейсбол, а музыка и обмен мнениями о ней.
Пение часто может так затронуть людей, как не может этого сделать проповедь. Музыка может преодолевать интеллектуальные барьеры и донести Слово прямо к сердцу. Это мощное средство евангелизации. В Пс. 39:4 Давид говорит: "И вложил в уста мои новую песнь - хвалу Богу нашему. Увидят многие, и убоятся, и будут уповать на Господа" (курсив добавлен). Обратите внимание на ясную связь между пением и евангелизацией: "И будут уповать на Господа".
Аристотель сказал: "Музыка обладает силой для формирования характера". Сатана со всей очевидностью употребляет музыку, чтобы совершать это сегодня. Слова рок-песен 60-х и 70-х сформировали ценности большинства американцев, которым сейчас от 30 до 50 лет. Сейчас программы МТB формируют ценности большинства людей подросткового и юношеского возраста. Музыка в первую очередь сообщает молодому поколению ценности. Если мы не употребляем современную музыку для распространения благочестивых ценностей, то сатана будет иметь открытый доступ к целому поколению. Музыка - это сила, которую нельзя игнорировать.
Я не только недооценивал силу музыки, когда мы начинали организовывать церковь Седлбек, но также допустил ошибку, пытаясь обращаться к вкусам каждого человека. Наша гамма охватывала музыку от Баха до рока, часто на одном служении. Мы чередовали традиционные гимны, хвалебные хоры и современное христианское пение. Мы использовали классическую музыку, кантри, джаз, рок, регги, легкую музыку и даже реп. Люди в собрании никогда не знали, что будет следовать дальше. Результат: мы никому не угодили, но огорчили всех! Мы были, как та радиостанция, которую я упоминал в 9-й главе, которая пыталась угодить всем, прокручивая всевозможную музыку. Опять таки невозможно угодить музыкальным вкусам каждого человека. Музыка - это вопрос, разделяющий поколения, регионы страны, типы людей и даже членов семьи. Поэтому пусть нас не удивляет, когда в церкви есть различные мнения о музыке. Нужно принять решение о том, кого вы стремитесь привлечь, установить, какой у людей любимый стиль музыки, а затем держаться его. Вы напрасно тратите свое время, если ищете такой тип музыки, в отношении которого в церкви будет всеобщее согласие.
Выбор своего стиля музыки
Стиль музыки, который вы решите выбрать для служении, будет одним из наиболее важных и противоречивых решений, принимаемых в жизни церкви. Это может быть также самым влиятельным фактором в определении того, кого вы будете приводить к Христу, и будет ли ваша церковь возрастать. Вы должны привести музыку в соответствие с тем типом людей, которых Бог желает, чтобы привлекала церковь.
Приводите музыку в соответствие со вкусами
людей, которых Бог желает, чтобы привлекала ваша
церковь.
Музыка, которую вы используете, определяет "положение" вашей церкви в селении. Она определяет то, что вы из себя представляете. Принимая решение о стиле музыки для использования в богослужебных собраниях, вы тем самым определяете направление своей церкви
намного шире, чем вы себе представляете. Это определит тип людей, которых вы будете привлекать к себе, тип людей, который останутся у вас и тип людей, которых вы потеряете.
Расскажите, какую музыку вы сейчас используете в служениях, и я даже не побывав в вашей церкви, опишу вам тип людей, которых вы привлекаете. Я даже смогу описать вам тип людей, которых ваша церковь никогда не сможет привлечь.
Я отвергаю мысль, что о музыкальных стилях можно судить как о "хороших" или "плохих". Кто решает это? Любимая музыка определяется жизненным опытом и культурой человека. Определенный тон и звуковая шкала звучит приятно уху азиатов; другие тона и звуковые шкалы звучат приятно для уха жителя Среднего Востока. Африканцы любят другие ритмы, чем латиноамериканцы.
Настаивать на том, что вся "хорошая" музыка была написана в Европе 200 лет тому назад - это культурное высокомерие, Для такого мнения нет, конечно же, никакого Библейского основания. В зависимости от того, где вырос человек, он может любить грае Кентукки, джаз Диксиленда, блюзы Чикаго, польку Милуоки, кантри музыку или вестерн Нешвилла. Ни один из этих стилей музыки не лучше другого.
Церкви нужно также признать, что нет конкретного "духовного" стиля музыки. Музыку освящает звучащее в ней Слово. Музыка - это ни что иное, как гармония нот и ритма; духовным делают пение слова. Нет такого понятия, как "христианская музыка", есть лишь христианская лирика. Если наиграть вам мелодию без слов, то вы не сможете сказать, христианская это песня или нет.
Священное послание песни может сообщаться посредством широкого разнообразия музыкальных стилей. В течении двух тысяч лет Святой Дух употребляет для прославления Бога разнообразную музыку Нужны всевозможные церкви, которые используют всевозможные музыкальные стили для привлечения всевозможных людей. Настаивать на том, что один конкретный стиль музыки - священный, это идолопоклонство.
Нет такого понятия, как "христианская музыка".
Есть только христианская лирика.
Меня поражает, когда я слышу как христиане, которые противятся современной христианской музыке, говорят: "Нужно вернуться к нашим музыкальным корням". Интересно, насколько далеко им нужно возвращаться. Обратно к григорианскому распеву? Назад к еврейским мелодиям Иерусалимской церкви. Они обычно хотят лишь вернуться приблизительно на 50-100 лет назад.
Некоторые люди полагают, что "псалмы", упомянутые в Кол. 3:16, относятся к тому же музыкальному стилю, который мы сегодня называем псалмами. Истина же в том, что мы не знаем, как звучали те псалмы. Но мы знаем, что Новозаветные церкви употребляли такой музыкальный стиль, который соответствовал инструментам и общепринятой культуре тех дней. Так как у них в те времена, безусловно, не было пианино или органа, то их музыка звучала совсем не так, как в наших церквях сегодня.
Мы читаем в книге Псатирь, что на Библейском богослужении употребляли барабаны, звучные кимвалы, громкие трубы, ударные и струнные инструменты. Для меня эта музыка звучит вполне современно!
Пойте новую песнь
В продолжении церковной истории великие богословы перекладывали Божью истину на музыкальный стиль своих дней. Мелодия песни картина Лютера "Наш Бог - сильная крепость" взята из популярной песенки его дней. Чарльз Уэсли использовал многие народные мелодии из таверн и опер в Англии, Жан Кальвин нанял двух мирских композиторов-песенников, чтобы переложить свое богословие на музыку. Королева Англии так зажглась этими "вульгарными" мелодиями, что с усмешкой отозвалась о них, как о "Кальвиновских женевских танцах"!
Песни, которые мы сейчас считаем священной классикой, в свое время подвергались такой же критике, как и современная христианская музыка. Когда впервые была опубликована "Тихая ночь", то Георг Вебер, регент собора в Майнце, назвал ее "вульгарной, вредной и лишенной .сяких религиозных и христианских чувств", а Чарльз Сперджен, великий английский пастор, отвергал современное ему богослужебное пение - те самые песни, которые мы воспринимаем с благоговением.
Вероятно, крайне невозможно поверить в то, что "Мессию" Генделя церковники тех дней широко клеймили как "вульгарный театр". Как и сегодняшние современные хоралы, "Мессия" подвергался яростной критике за то, что в нем было слишком много повторений и мало текста - он содержит около ста повторений "Алиллуия"!
Даже освященное традицией пение гимнов некогда считалось в баптистских церквях "мирским". Бенджамин Китч, баптистский пастор 17-го века, известен тем, что ввел пение гимнов в английские баптистские церкви. Он начал с того, что научил петь детей, потому что им это нравится. Родителям, однако, не нравилось петь гимны. Они были убеждены, что пение было "чуждым евангельскому богослужению".
Величайшее противоборство произошло, когда пастор Китч постарался ввести исполнение гимнов общим пением всей церкви в Хорсли Даун. Наконец, в 1673 году он добился согласия церкви, чтобы исполнять, как минимум, один гимн после Вечери Господней, приведя им Библейский прецедент из Марк 14:26. Все же Китч позволил тем, кто имел возражения, покидать церковь до пения гимна. Шесть лет спустя, в 1б79 году церковь согласилась исполнять один гимн в "дни общественного благодарения".
Прошло еще 14 лет, прежде чем церковь согласилась, что пение гимнов было уместным на богослужениях. Противоборство дорого обошлось; оно привело к тому что 22 члена церкви Бенджамина Китча ушли в "не поющую церковь". Однако увлечение гимнами охватило другие церкви, и скоро "не поющая" церковь позвала пастора, который поставил условие петь гимны. Как все меняется. Можно затормозить прогресс, но невозможно его остановить.
Во всем этом происшествии меня поражает невероятное терпение пастора Китча. Двадцать лет у него ушло на то, чтобы поменять стиль богослужения в своей общине. В среднем в церкви, вероятно, легче было бы изменить богословие, чем порядок служения.
Одна из наших слабостей как евангельских христиан в том, что мы не знаем историю Церкви. По этой причине мы начинаем смешивать свои нынешние традиции с ортодоксальностью. Когда-то считались мирскими и даже еретическими многие из методов и приемов, которые мы сегодня применяем в церкви, такие как исполнение гимнов, пианино, орган, призыв к покаянию и Воскресная школа, Сейчас, когда все эти приемы широко приняты и воспринимаются, как дары от Бога для совершения богослужения, у нас есть новый "черный список". Сегодняшние возражения направлены против таких нововведений, как синтезаторы, ударные, постановка драм и использование видео в богослужении.
Споры о том, какой стиль музыки нужно использовать в богослужении, будут в ближайшие годы одними из самых конфликтных вопросов в поместных церквях. Каждой церкви придется со временем заняться этим вопросом. Будьте готовы к горячим возражениям. Джеймс Добсон однажды признал в своей программе "Внимание к семье", что "из всех тем, которые мы когда-либо затрагивали в этой радиопередаче (аборты, порнография и все остальное), самая противоречивая тема. которой мы когда-либо касались, - это музыка". Можно довести людей до ярости в отношении музыки быстрее, чем какой-либо другой темой. Дебаты о музыкальных стилях разделили и поляризовали многие церкви. На мой взгляд, именно поэтому Сперджен назвал музыкальное служение "военным ведомством"! Почему люди так близко к себе воспринимают несогласие о музыкальных стилях? Потому что то, как вы поклоняетесь Богу, ясно связано с тем, как Бог вас устроил. Поклонение - это ваше личное выражение любви к Богу. Если кто-нибудь критикует то, как вы поклоняетесь Богу, то это, естественно, воспринимается вами как личная обида.
Седлбек - это безвозвратно церковь современной музыки. Нас часто называют в прессе "овцами, которые любят рок". Мы пользуемся музыкальным стилем, который большинство людей в нашей церкви слушает по радио. Много лет тому назад, разочаровавшись в попытках угодить каждому, я решил провести в церкви опрос. Я передал по собранию карточки размером 7х12 см и попросил, чтобы каждый написал название радиостанции, которую он слушает.
Мы обнаружили, что 96% наших посетителей слушают современную музыку для людей среднего возраста. Большинство людей в возрасте до 40 лет не признавали существование никакой музыки раньше 1965 года. Для них классикой были мелодии Элвиса! Им нравится яркая, счастливая, радостная музыка с сильным битом. Их уши приучены к музыке с сильной басовой линией и ритмом.
Впервые в истории существует универсальный музыкальный стиль, который можно услышать в каждой стране мира. Он называется "современный поп-рок". Одни и те же песни звучат по радио в Найроби, Токио и Киеве, Большинство рекламных клипов на телевидении используют стиль современной музыки. Его адаптировали даже кантри и вестерн. Именно этот музыкальный стиль мы избрали для использования в церкви Седлбек.
Проведя исследования о том, каких людей мы привлекаем, мы приняли стратегическое решение не исполнять гимны на наших призывных служениях. В течении года после решения о том, каким будет наш "звук", церковь Седлбек росла подобно взрыву Я допускаю, что мы потеряли сотни потенциальных членов церкви из-за стиля музыки, которым пользуется церковь Седлбек. С другой стороны, мы привлекли тысячи людей именно из-за нашей музыки.