Сергиев Посад
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. Понятие о науке истории Русской Церкви……………………5
§ 1. Разделение на периоды……………………………………………………6
§ 2. Христианство в пределах России до X века……………………………..7
§ 3. Крещение великой княгини Ольги……………………………………….8
§ 4. Крещение святого Владимира…………………………………………....9
§ 5. Крещение жителей Киева………………………………………………..11
ПЕРИОД I. ОТ КРЕЩЕНИЯ РУСИ ДО НАШЕСТВИЯ МОНГОЛОВ (988-1237 годы)
ГЛАВА I. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ…………….13
§ 1. Распространение христианства при святом князе Владимире………...13
§ 2. Распространение веры при преемниках святого Владимира
в XI–XII веках……………………………………………………………..13
§ 3. Христианство у инородцев………………………………………………15
§ 4. Причины успешного распространения христианства на Руси………...16
§ 5. Древняя языческая мифология славян………………………………….17
§ 6. Попытки католичества подчинить Русскую Церковь………………….19
§ 7. Орден Меченосцев……………………………………………………….20
§ 8. Распространение католичества в Галицком княжестве………………..21
ГЛАВА II. УСТРОЙСТВО РУССКОЙ ЦЕРКВИ…………………………...22
§ 1. Начало русской митрополии…………………………………………….22
§ 2. Митрополиты — греки…………………………………………………..22
§ 3. Митрополиты из русских………………………………………………...22
§ 4. Зависимость киевских митрополитов от патриарха…………………...24
§ 5. Значение иерархии в гражданских делах……………………………….24
§ 6. Первые епархии на Руси…………………………………………………25
§ 7. Положение епископов……………………………………………………26
§ 8. Церковное законодательство…………………………………………….27
§ 9. Уставы русских князей…………………………………………………..28
§ 10. Источники содержания иерархии……………………………………...29
§ 11. Низшее духовенство, порядок его избрания и средства содержания.29
ГЛАВА III. УЧЕНИЕ И ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ…………………..30
§ 1. Начало просвещения при святом князе Владимире……………………30
§ 2. Духовное просвещение при преемниках святого князя Владимира….30
§ 3. Характер книг. Переводная письменность……………………………..31
§ 4. Самостоятельная русская письменность………………………………..32
ГЛАВА IV. БОГОСЛУЖЕНИЕ………………………………………………35
§ 1. Общий взгляд на богослужение…………………………………………35
§ 2. Первые храмы…………………………………………………………….35
§ 3. Святые иконы……………………………………………………………..36
§ 4. Святые мощи……………………………………………………………...37
§ 5. Значение храмов………………………………………………………….37
§ 6. Новые русские праздники………………………………………………..38
§ 7. Богослужебные уставы, книги и церковное пение……………………..38
§ 8. Особенности богослужения Русской Церкви…………………………..39
§ 9. Спор о постах……………………………………………………………..40
ГЛАВА V.
ВЛИЯНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА НРАВСТВЕННОСТЬ НАРОДА……..41
§ 1. Остатки язычества………………………………………………………..42
§ 2. Примеры благочестия……………………………………………………42
§ 3. Монашество………………………………………………………………43
§ 4. Преподобные Антоний и Феодосий…………………………………….44
§ 5. Устройство Киево-Печерского монастыря……………………………..45
§ 6. Значение Киево-Печерского монастыря………………………………..47
§ 7. Другие монастыри………………………………………………………..48
ПЕРИОД II. ОТ НАШЕСТВИЯ МОНГОЛОВ ДО РАЗДЕЛЕНИЯ РУССКОЙ МИТРОПОЛИИ (1237 - 1459 гг.)
ГЛАВА I. ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕРКВИ ПРИ ВЛАДЫЧЕСТВЕ
МОНГОЛОВ НА РУСИ…………………………………………...50
§ 1. Бедствия при нашествии монголов……………………………………..50
§ 2. Отношение монголов к христианству…………………………………..50
§ 3. Мученики за веру………………………………………………………...51
§ 4. Ханские ярлыки…………………………………………………………..51
§ 5. Распространение христианства среди татар……………………………52
§ 6. Христианство на Севере…………………………………………………52
§ 7. Христианство на Севере-Востоке. Святой Стефан Пермский………...53
§ 8. Борьба православия с католичеством на Северо-западе………………54
§ 9. Православие и католичество в Галицко-Волынском княжестве……...55
§ 10. Православие и католичество в Литве………………………………….55
ГЛАВА II. ЦЕРКОВНАЯ ИЕРАРХИЯ………………………………………58
§ 1. Митрополит Кирилл II…………………………………………………...58
§ 2. Митрополит Максим……………………………………………………..59
§ 3. Святой митрополит Петр………………………………………………..59
§ 4. Святой митрополит Феогност…………………………………………...60
§ 5. Святой митрополит Алексий. Споры о единстве митрополии………..61
Смуты в митрополии по кончине святого митрополита Алексия.
Святой митрополит Киприан……………………………………………63
§ 7. Святой митрополит Фотий………………………………………………65
§ 8. Митрополит Григорий (Цамблак)……………………………………….66
§ 9. Митрополит Исидор……………………………………………………...68
§ 10. Святой митрополит Иона……………………………………………….68
§ 11. Разделение митрополии………………………………………………...68
ГЛАВА III. БОГОСЛУЖЕНИЕ………………………………………………69
§ 1. Состояние богослужения после нашествия Батыя……………………..69
§ 2. Владимирский (1274) и Константинопольский (1276) соборы
о богослужении…………………………………………………………...70
§ 3. Деятельность митрополитов Киприана и Фотия по упорядочению
богослужения……………………………………………………………..71
§ 4. Строительство храмов и их значение…………………………………...72
§ 5. Святые иконы……………………………………………………………..72
§ 6. Новые праздники…………………………………………………………73
§ 7. Ересь стригольников……………………………………………………..73
ГЛАВА IV. ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ…………………………………….75
§ 1. Примеры благочестия……………………………………………………75
§ 2. Монашество………………………………………………………………75
§ 3. Значение Троице-Сергиева монастыря…………………………………77
§ 4. Другие монастыри и подвижники………………………………………77
§ 5. Устройство монастырей. Общежитие и отшельничество…………….. 78
§ 6. Монастырские вотчины………………………………………………….78
§ 7. Значение монастырей…………………………………………………….79
ГЛАВА V. ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ…………………………………81
§ 1. Переводная письменность…………………………………………….....81
§ 2. Распространение апокрифов…………………………………………….81
§ 3. Отечественная оригинальная письменность……………………………82
§ 4. Поучения ХIII века……………………………………………………….82
§ 5. Поучения XIV-XV веков…………………………………………………82
§ 6. Жития святых……………………………………………………………..83
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………….84
ВВЕДЕНИЕ
Понятие о науке истории Русской Церкви
История Христианской Церкви занимается изучением прошлого в жизни Церкви и изложением его в систематическом порядке. Предметом науки истории Русской Церкви является её историческая жизнь. Русская церковная история, систематически изображающая ход постепенного внешнего и внутреннего развития Православной Церкви Христовой в земле Русской, должна рассказать в частности:
1) как распространялась Церковь Христова среди русских людей и инородцев, преодолевая при этом разные препятствия или терпя ущерб со стороны врагов Православия, внутренних и внешних;
2) как устраивался её иерархический строй и определялись отношения к государству;
3) чему и как Русская Церковь учила народ, в какой степени последний усваивал её учение, в каких особенных формах это учение отражалось в его сознании, и как своим воспитательным влиянием она постепенно сглаживала эти особенности, приближая христианское сознание своей паствы к вселенскому пониманию православного учения;
4) как создавалось понятие народа о способах богоугождения, о христианских святынях; какие национальные особенности обнаруживались в православном богослужении;
5) как под влиянием Церкви совершенствовалась нравственная жизнь народа.
Источники, из которых можно почерпнуть относящиеся сюда сведения, двоякого рода; одни — общие у истории Русской Церкви с русской историей вообще: хронографы, летописи, всякого рода официальные акты и законы, записи современников, бытовые пажитники, сказания иностранцев и прочее; другие — частные, относящиеся собственно к церковной жизни России. Сюда относятся памятники церковного и относящегося к Церкви законодательства, правила, грамоты, послания, всякого рода распоряжения русских иерархов, постановления русских соборов, дела архивов, летописи и акты церковных учреждений — церквей и монастырей: синодики, каталоги иерархов, истории некоторых епархий, написанные по местным первоисточникам, жития святых и сказания о святынях, жизнеописания церковных деятелей, поучения, проповеди, обличительные и назидательные послания и другие памятники духовной словесности, в которых выражались религиозная мысль и чувство русского человека; вещественные памятники: храмы, иконы, предметы церковной утвари, богослужебные книги; невещественные памятники: устные предания, народные верования, религиозные обычаи, обряды и другие живые остатки народной религиозной жизни прежних времен, оживляющие и уясняющие скудные известия о ней из других источников и во многих случаях заменяющие даже сами эти известия.
Разделение на периоды
Разделение русской церковной истории на периоды близко соответствует делению на периоды русской гражданской истории. В продолжение первых веков своего существования церковная жизнь России развивается преимущественно на Юге, около своего Киевского центра, среди междоусобиц и конфликтов удельного времени в борьбе с сильными ещё остатками языческой жизни и под непосредственным руководством и господствующим влиянием Греческой Церкви. Период этот продолжался до монгольского нашествия, после которого гражданский и церковный центры России переместились с Юга на Север, в пределы Великороссии.
Получив на Севере большую внешнюю устойчивость, Русская Церковь начала яснее определять свои отношения к государству и народу, всё более и более развивать в себе национальный характер и принимать непосредственное участие во всех важных жизненных вопросах: в облегчении тяжести монгольского ига, в объединении страны, в удержании связи между разрывающимися двумя половинами Руси — Северной и Южной, в ослаблении своей собственной зависимости от Византии.
Этот период завершается политическим разделением Русской Церкви на две половины — Московскую и Киево-Литовскую.
Затем наступает новый период — время внешнего и внутреннего благополучия Московской Церкви и бедствий Киевской в пределах иноверного государства. Этот период для Московской Церкви завершается её возвышением на степень патриархата, для Киевской же — присоединением её к Московскому Патриархату.
С начала XVIII века настало новое время для всей русской жизни — время нового государственного строя и новых определений относительно государственного положения и внешнего устройства Церкви, время усвоения Россией плодов западной цивилизации, а вместе с тем и время многих новых явлений в истории русской религиозности, новых отношений к Церкви русского общества. Наступил Синодальный период русской церковной истории.
Следующий период начинается с года восстановления патриаршества в России, то есть с 1917 года и заканчивается в конце 80-х годов XX века.* Новейший период начинается в начале 90-х годов прошлого столетия и продолжается по сей день.
Таким образом, всё течение русской церковной жизни можно разделить на семь периодов:
1) Киевский — от Крещения Руси до нашествии монголов (988-1237 гг.).
2) Монгольский — от нашествия монголов до разделения Русской митрополии (1237-1459 гг.).
3) Московско-Киевский — период разделенной митрополии (1459-1589 гг.).
4) Патриарший — от учреждения патриаршества до его упразднения (1589-1700 гг.).
5) Синодальный — до восстановления патриаршества (1700-1917 гг.).
6) Советский период — с 1917 года до конца 80-х гг. XX в.
7) Новейший период — с начала 90-х гг. XX в. и до наших дней.