С самого начала своего игуменства преподобный Феодосий принялся за устроение монастыря. Число братии возросло до 100 человек, и преподобный Феодосий позаботился о введении между ними общежития. По его просьбе Ефрем прислал из Царьграда устав Студийского монастыря, который был положен в основу жизни Печерской обители. Святой игумен принимал непосредственное участие в духовном подвиге каждого брата, давал спасительные советы, поучал братию в церкви. Свои поучения говорил он тихо, с мольбой, во время обличитель-ной речи из глаз его текли слёзы. Он часто обходил кельи, чтобы узнать, нет ли у кого, сверх общих, своих вещей, пищи или одежды, и все подобное предавал огню. Даже ночью неусыпный игумен, ходя по монастырю, слушал у дверей келий, что делает каждый брат, и если слышал праздную беседу сошедшихся монахов, то ударял в дверь жезлом, а наутро обличал виноватых. В положенное время ворота обители запирали и никого не пускали ни в монастырь, ни из монастыря. Вратарь однажды не впустил в монастырь самого великого князя.
Первыми добродетелями иноческой жизни были послушание и смирение. Вся жизнь иноков проходила в долгих церковных службах и тяжелых трудах. Пища была скупая и малопитательная. Да и её многие вкушали в малом количестве и через день. О материальном достатке не заботились ни игумен, ни братия, твердо веря, что Питающий птиц небесных пропитает и Своих рабов. Случалось, что с вечера не знали, что будет дано в пищу завтра. И при этом монастырь на последние средства помогал нищим. Когда обитель несколько обогатилась, преподобный Феодосий отчислил на бедных десятую долю её доходов, устроил отдельный двор, где жили нищие, калеки и больные. Кроме того, каждую субботу отсылался из монастыря воз хлеба по тюрьмам.
Преподобный Феодосий был во всем примером для братии. Его никогда не видели праздным, как и вся братия, он носил воду, рубил дрова, работал в пекарне; ел один сухой хлеб и щи без масла, никогда не спал лёжа, а только дремал немного сидя, и, очнувшись, спешил продолжать свою непрестанную молитву; одежду носил в заплатах, так что в этом нищем старце нельзя было узнать знаменитого игумена, которого уважал сам великий князь. Однажды святой Феодосий возвращался ночью от князя Изяслава. Возница его не знал и грубо сказал: «Ты, монах, всегда празден, а я постоянно в трудах. Ступай на лошадь, а меня пусти в колесницу». Феодосий смиренно послушался и повез возницу. Последний со страхом понял свою ошибку, когда увидел, как Феодосию кланялись, слезая с коней, встречные бояре, но святой игумен успокоил его и накормил в монастыре. Бедные, угнетённые в судах, находили в нём заступника, и судьи пересматривали дела по просьбе игумена. Феодосий имел большое влияние при дворе князя.
Когда Святослав отнял престол у Изяслава, один печерский монастырь оставался верен изгнанному великому князю. Святослав, однако, терпеливо выслушивал обличения в неправде от преподобного Феодосия и не стал гневаться на него. Однажды Феодосий, придя к князю, услышал у него музыку, песни и пляски скоморохов. Святой сел послушать и со слезами заметил Святославу: «Будет ли так на том свете?». Великий князь велел прекратить игры, и с тех пор они всегда умолкали, когда извещали о приходе Преподобного. Святослав так уважал святого мужа, что говорил ему «Если бы отец мой восстал из мертвых, я так не обрадовался бы ему, как твоему приходу». Так же относились к Феодосию многие бояре.
Преставился великий игумен 3 мая 1074 года. Перед кончиной он обещался молиться за монастырь и быть непрестанно духом с братией. Печерские предания приписывают ему и другое обетование, что всякий, положенный в стенах обители, будет Богом помилован.
Прославилась обитель и святыми иноками. Особенно высоко ставился подвиг затворничества. Кроме преподобного Антония и Моисея Угрина, этим подвигом прославился преподобный Исаакий. Семь лет провел он в пещере в борьбе с бесами и однажды подвергся такого сильному бесовскому искушению, что потерял сознание и сильно занемог. Потребовались многие годы, чтобы подвижник оправился от болезни. Выздоровев, он опять ушел в затвор, в котором и подвизался до своей блаженной кончины.
Известен еще затворник Феофил, 12 лет не видевший солнца и плакавший день и ночь. Он скопил целый сосуд своих слёз, а ангел перед его кончиной показал ему другой сосуд слёз, которые он ронял на пол и которые превратились в благовонное миро.
Святой Никита, ставший впоследствии епископом Новгородским, через год своего затвора подвергся искушению человеческой славы. По внушению беса, который явился ему в виде ангела, затворник перестал молиться, стал только читать книги и сделался прекрасным учителем. Однако опытные иноки, заметив, что он знает наизусть весь Ветхий Завет, а Новый даже не читает, поняли его состояние и молитвой отогнали от него беса. После этого его снова нужно было учить грамоте, так как он забыл все, что знал прежде.
Третий затворник — святой Иоанн Многострадальный — известен своей борьбой против плотской страсти. Три года он не вкушал ищи по 3-7 дней и носил вериги, потом 30 лет провел в пещере, наконец, закопал себя в землю по грудь и пробыл так весь Великий Пост, претерпевая мучения от жара и судорог во всем теле. Падший дух в обличье огненного змия палил его пламенем и грозил поглотить. В день Пасхи молния ударила в змия, он исчез, и страсть навсегда потухла в подвижнике.
От тяжелого затворничества неопытных иноков в монастыре старались отговаривать и требовали от них “общего жития” в послушании игумену. Подвигом послушания и смирения особенно прославился князь Николай Святоша, который провел 6 лет искуса в унизительной для князя службе на поварне и привратником, несмотря на то, что против этого восставали его братья, князья Черниговские.
Были и другие иноки, просиявшие благочестием, например, отец русской истории летописец преподобный Нестор, преподобный Прохор-Лебедник, чудесно испекавший во время голода хлеб из лебеды. По его молитве зола превращалась в соль, драгоценную для того времени. Преподобный Прохор раздавал соль неимущим, за что подвергся зависти корыстолюбивого князя Святополка.
Значение Киево-Печерского монастыря
Печерский монастырь мало-помалу сделался образцом для других монастырей и оказал большое влияние на всю русскую духовную жизнь. Его аскетическую настроенность восприняло и общество: благочестие понималось именно в тех формах, в каких оно проявлялось в монастыре. Он по своей славе считался старшим из всех монастырей: в XII веке его игумен Поликарп получил сан архимандрита. Из Печерской обители брали монахов для игуменства в другие монастыри и для архиерейского служения в епархии. Более 50 человек из её иноков занимали епископские кафедры, выходцы из неё всюду насаждали дух, устав и творения её святых подвижников — Иакова, Нестора, Симона, Поликарпа.
Каждый постриженник, где бы ему не довелось жить, хранил к монастырю трогательную любовь и старался, по крайней мере, под старость, перед смертью возвратиться в его стены.
Святой Симон Владимирский называет блаженными тех, которые погребаются в священной печерской земле. В письме к печерскому иноку Поликарпу он писал: «Кто не знает красоты церкви соборной Владимирской и другой Суздальской, которую я выстроил? Сколько городов и сёл принадлежит им! По всей земле той собирают десятину, и всем этим владеет наша худость. Но перед Богом скажу тебе: всю эту славу и власть вменил бы я в прах, лишь бы Бог привел мне хоть хворостиною торчать за вратами или сором валяться в монастыре Печерском и быть попираему людьми». По мере распространения своей славы обитель обогащалась пожертвованиями князей и других благочестивых людей. Печерский монастырь превратился в богатейший монастырь Руси и получил возможность предпринимать величественные постройки и совершать дела благотворительности в самых обширных размерах.
Другие монастыри
Вслед за Киево-Печерским монастырем в основном с первой половины XII века стали возникать новые обители во всех русских городах. В одном Киеве их было 17, в Переяславле и Чернигове было по 4 монастыря, в Галицком княжестве — 3, в Полоцке, по житию святой Евфросинии значится тоже 3, кроме её Спасского монастыря, а в Смоленске, по житию святого Авраамия Смоленского и по летописи, 5 монастырей.
На Юго-западе Руси возникновение обителей сдерживалось набегами половцев и междоусобицами князей. Благочестивые иноки любили уходить для основания монастырей на Север, где было более покоя и где, кроме того, сама природа со своими лесами и пустынями представляла прекрасные места для монашеского жительства.
В одном Новгороде было до 20 монастырей, а по всем новгородским владениям — более 30. Первое место среди новгородских монастырей занимал основанный Ярославом Юрьев монастырь, настоятель которого носил титул архимандрита. За ним более других пользовались уважением Антониев и Хутынский монастыри. Первый основан в начале XI века преподобным Антонием Римлянином, который, скрываясь от гонения в Риме на православных, приплыл на камне в Новгород и спасался здесь в своём монастыре 40 лет; второй основан в конце XII века преподобным Варлаамом на пустынном месте в 10 верстах от Новгорода.
ПЕРИОД II
ОТ НАШЕСТВИЯ МОНГОЛОВ
ДО РАЗДЕЛЕНИЯ РУССКОЙ МИТРОПОЛИИ
(1237 – 1459 годы)
Глава I