Мир тому, кто последовал за истиной.
А затем, поистине, я призываю тебя к Исламу! Прими Ислам, и ты спасёшься, а Аллах удвоит твою награду; если же ты откажешься, тогда на тебя будет возложено бремя греха (твоих) крестьян [Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имеет в виду, что крестьяне, иными словами, подданные Ираклия, последуют примеру своего правителя, за что ему придётся держать ответ перед Аллахом]! И (я скажу тебе то, что сказал Аллах): «Скажи: “О обладатели Писания[Обладателями или же людьми Писания называли иудеев и христиан] ! Давайте признаем слово, одинаковое для нас и для вас[Аллах велит Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, призвать иудеев и христиан к признанию того, что ниспосылалось в откровениях всем пророкам и посланникам и раньше. Речь идёт о признании необходимости поклонения одному лишь Аллаху],что не должны мы поклоняться никому, кроме Аллаха, и что ничего не должны мы придавать Ему в сотоварищи, и что никто из нас не будет считать другого Господом наряду с Аллахом”. А если они откажутся, то скажите: “Засвидетельствуйте, что мы − предавшиеся” [Коран: 3. «Семейство Имрана», 64.]».Конец хадиса [Хадис приводится в достоверном сборнике Бухари: книга “Начало ниспослания”, глава первая].
Относительно же свидетельства нашего современника из числа христианских миссионеров англичанина Джона Санта, то он говорит:
«После продолжительного изучения тонкостей Ислама, а в частности его принципов, связанных с его заботой о человеке в частности и об обществе в целом, увидев справедливость этой религии в построении общества на основе равенства и сплоченности, я понял, что меня тянет в Ислам всем моим разумом и душой. Как только я это почувствовал, я поклялся перед Аллахом, что теперь буду призывать к Исламу, где бы я ни был».
Этот человек дошёл до явного убеждения в истинности Ислама после того, как углубленно изучил Христианство и понял, что оно не отвечает на многие волнующие вопросы. Сначала у него зародилось сомнение относительно истинности Христианства, затем он решил изучить идеологию Коммунизма, а затем заинтересовался Буддизмом, и нигде он не мог найти то, чего искал. Затем он начал изучать Ислам, и углубившись в познании этой религии принял её и стал призывать к ней.
Печать пророчества.
В предыдущих статьях мы разъяснили, в чем заключалась суть пророчества, упомянули наиболее известных пророков, их чудеса, доказательства истинности нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Прежде чем перейти к рассказу о последнем пророке, хотелось бы уделить несколько слов тем причинам, по которым к людям направлялись пророки.
Во-первых, когда один из пророков проповедовал только в своем народе и не получал повеления проповедовать в другом, тогда к соседнему племени мог быть направлен совершенно другой пророк.
Во-вторых, новый пророк мог посылаться в том случае, если учение предыдущего пророка оказалось забыто или почти исчезло.
В-третьих, когда вероустав какого-то из пророков подходил только для его эпохи, но не годился для другого времени. Тогда Всевышний посылал посланника с новым шариатом, подходящим для нового времени и места. И вот, Всевышний Аллах по своему мудрому замыслу отправляет последнего из пророков, Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, ко всем людям, устроив его вероустав пригодным для всех будущих времен и подходящим для каждой местности. При этом Аллах оберегает этот последний шариат от искажения и подмены. Именно таким останется послание последнего посланника, мир ему и благословение Аллаха, неизменным, вдыхающим жизнь в сердца ищущих истину, дающей возможность доступа к неизменной основе религии Аллаха. Поэтому шариат Пророка Мухаммада и был назначен Всевышним в качестве последнего послания. [См.: “Аль-акыдатут-тахавия”: стр.156, “Ляуами аль-анвар аль-бахийа”: 2/269-277, “Мабадуъуль-Ислам”: 64].
Всевышний Аллах предназначил для Пророка Мухаммада особую миссию – именно он стал последним пророком, и после него уже не будет других. Таким образом, на Мухаммаде завершилась долгая цепь посланников, его вероустав стал окончательным, а его миссия заключительным кирпичиком в удивительной постройке, чем и свершилось то, о чем предрекал пророк Иисус: «Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?» (Евангелие от Матфея, 21-42). Об этом, кстати, упомянул христианский священник по имени Авраам Халиль, который в дальнейшем принял Ислам. По его словам, этот стих Библии полностью соответствует словам Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха: «Поистине, если сравнить мою роль и роль предыдущих посланников, то мы были бы схожи с человеком, который построил добротный, красивый дом, но оставил в одном из его углов место для последнего кирпича. И вот люди, проходя мимо дома, восторгаются его красотой, а когда видят пустое место в углу, говорят: «Неужели нельзя заполнить эту пустоту подходящим кирпичом?» Так вот, моя миссия похожа на роль этого кирпича, ведь я и есть печать всех пророков».[См. “Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, в Торе, Евангелие и Коране” (араб.) автор: Махди Ибрахим Халиль Ахмад: 73. Хадис приводится со слов Абу Хурейры в сборнике Бухари: книга о Заслугах (манакыб), глава18, и в сборнике Муслима с небольшим различием во фразах: книга Достоинств, хадис под номером 2286, а также приводится Ахмадом в Муснаде: 4/256, 312.]
Поэтому мы и говорим, что Коран – Книга, ниспосланная Пророку Мухаммаду, – возвышается над остальными божественными писаниями и отменяет их. Также и закон Пророка Мухаммада аннулирует предыдущие вероуставы. Всевышний гарантировал сохранить это последнее пророчество от искажения, поэтому мы и видим, что и Коран, и Сунна, а также практическое применение этого учения в жизни были сохранены на века и передавались из поколения в поколение огромным количеством свидетелей письменно и устно.
Если вы посмотрите на источники, описывающие биографию Пророка Мухаммада и его Сунну, то увидите, что сподвижники Пророка, да будет доволен ими Всевышний, постарались сохранить информацию обо всем, что связано с Посланником Аллаха. Его слова и поступки, поклонение и борьба на пути Аллаха, поминания Господа и молитвы, щедрость и храбрость, гостеприимство и общение со сподвижниками и делигациями, прибывающими из далека – обо всем этом может узнать каждый, кто возьмётся изучать источники Ислама, дошедшие до нас благодаря сподвижникам. Кроме того, он узнает о том, каким был Пророк в радости и печали, как он ходил и как спал, чем питался и во что одевался, а также многое другое… Если познакомиться с этим материалом поближе и прочувствовать его, станет ясно, что Ислам – действительно оберегаемая Богом религия, а Мухаммад – действительно последний Пророк и Посланник. Всевышний Аллах сказал: «Мухаммад не был отцом кого-либо из вас, но был Посланником Аллаха и печатью пророков».[Коран, сура Аль-ахзаб, аят 40.]
А также Его посланник Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «…И я был послан ко всему человечеству, и на мне завершилось пророчество».[Хадис приводится в сборнике Муслима: книга Мечети, хадис под номеро 523, а также в Муснаде имама Ахмада с небольшим изменение во фразах: 2/411, 412.]
Далее мы поговорим о сути Ислама, разберем его столпы, степени и источники.
Смысл слова «ислам».
Что означает слово “ИСЛАМ”? Если мы посмотрим словари арабского языка, то обнаружим, что слово «ислам» имеет следующие значения: «покорность, подчинение, послушание, повиновение, выполнение предписаний без возражений». Именно это слово избрал Всевышний для своей религии, указав, что ее суть – покорность Аллаху, подчинение Его повелениям и послушание Ему. Сегодня слово “ислам” указывает на религию, с которой был послан Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха.
Ознакомление с Исламом:
Почему же религия Пророка Мухаммада получила название «Ислам»? Как известно, религии или религиозные учения получали название либо в связи с их основателями, либо с определенным народом… Например, христианство названо так по имени Христа, буддизм – по имени её основателя Будды. Зороастризм был назван так в честь его основоположника Заратуштры. А название “иудаизм” произошло от племени Иуды, давшее название всему Иудейскому царству, а затем и религии. И так далее. Но Ислам… Его название не связано ни с именем основателя, ни с именем народа. Название этой религии укзывает на определенное качество, заложенное в языковом значении этого слова. Из этого названия видно, что появление этой религии не было результатом человеческих трудов, а также, что этой религией не был в отдельности наделён какой-либо народ помимо других. Цель этого названия в том, чтоб все люди поняли, что, будучи созданиями Аллаха, им следует жить в покорности Всевышнему. Каждый человек, признавший подчинение Аллаху, становится муслимом – покорным Аллаху.
Суть Ислама:
Как известно, каждая вещь в этом мире подчинена определенному порядку, установленному Творцом. Даже Солнце, Луна, Земля не существуют хаотично, но подчинены законам и правилам. Ничто из созданий Аллаха не может пойти вразрез с ними. Также и человек живет по законам – он дышит, чувствует, видит… Каждый орган, выполняющий какую-то определенную функцию, подчиняется этим законам и работает в соответствии с тем порядком, который предопределил ему Создатель.
Перед собой мы видим огромный мир, и каждое творение в нем – от самых больших планет до мельчайших песчинок – живет по тому порядку, который установил Всемогущий Творец. Таким образом, если весь сотворенный мир подчиняется порядку Всемогущего Творца, значит этот мир подчиняется и самому Творцу, установившему этот порядок. А это дает понять, что “Ислам” – это религия всего мироздания! Потому что “ислам” означает – как об этом уже было упомянуто – подчинение и послушание без доли возражений. И вот смотрим: Солнце, Луна, Земля – подчинившиеся. Воздух, вода, свет, тьма, холод и жара – подчинившиеся. Деревья, камни, звери – подчинившиеся. И если даже посмотреть на человека, который не знает Господа, опровергает Его существование, пренебрегает Его знамениями, или поклоняется кому-либо помимо Него, или придает Аллаху сотоварищей, то всё равно мы увидим, что он – подчинившийся! Он подчинившийся в том смысле, что живет в соответствии с теми качествами, что вложил в него Аллах.
Посмотрев на положение человека в этом мире, мы увидим две его разные стороны:
С одной стороны, в каждом человеке есть заложенная Аллахом фитра – врожденное качество подчинения Одному Аллаху, стремления к Его поклонению, любви к тому, что любимо Аллахом, – это истина, добро, правда, – и отвращение к тому, что отвратительно Аллаху, – ложь, зло, несправедливость. Сюда же относится и то, что является естественным для человека – инстинкт накопления имущества, самосохранения, продолжения рода, потребность к еде, питью, желание брачных взаимоотношений и т.д. А также сюда входят и все функции органов тела, необходимые для осуществления всего этого.
С другой стороны, человек обладает правом личного выбора. К людям направлены пророки и ниспосланы книги, чтобы человек мог различать между правдой и ложью, истиной и заблуждением, добром и злом. И в поддержку Аллах даровал ему разум, дабы выбор был осознанным. И тот, кто в своем жизненном пути выберет дорогу истины, дойдет до конечной цели невредимым, а кто выберет ложные пути, собьётся и погибнет.
Если посмотреть на человека через призму первого свойства, то может показаться, что любой человек уже сотворен для того, чтобы жить только так, как ему предписано – в подчинении, не имея никакого выбора, подобно остальным творениям.
Если же посмотреть через призму второго свойства, то станет ясно, что человек обладает выбором, стать ли ему верующим или быть неверным: «…либо благодарным, либо неблагодарным».(76, Аль-инсан: 3).
Поэтому, человек бывает одним из двух.
Либо тем, кто признает своего Создателя, верит в Него, считает Его своим Господом, Властелином, Божеством, которому следует поклоняться и чьих постулатов необходимо слушаться. Таков истинный мусульманин, чья вера крепка, а разум не запачкан. Этот человек поразмышлял и убедился в том, что нельзя поклоняться кому-либо или чему-либо, помимо Господа, – Того, Кто создал, прокормил, даровал здоровье… Поэтому разум такого человека рассуждает здраво, его язык произносит слова истины о Боге, да и вся его жизнь – это стремление к правде и следование ей. Именно поэтому налаживается отношение такого человека с окружающим миром, ведь верующий приходит для созидания, улучшения и приведения всего в порядок в соответствии с тем, что предписал Всевышний, ибо Аллах – Мудрейший и Всезнающий, по Его законам живут все творения, и все они созданы для тебя, о человек!
Суть неверия.
Полной противоположностью первого вида является тот, кто родился и вырос подчиняясь порядку, установленному Аллахом. Но сам он при этом никогда не осознавал своего подчинения Создателю и даже не задумывался об этом. Поэтому такой человек не знает своего Господа, не верит в ниспосланный Им шариат, не следует Его пророкам и не использует свой разум и полученные знания для размышления о том, кто его создал, кто наделил слухом и зрением, посредством которых он получает эти знания, для чего живёт и что будет после смерти… Такой человек отрицает Творца, и соответственно пренебрегает Его поклонением, отказывается следовать заветам ниспосланного шариата или же поклоняется кому-либо помимо Аллаха, отвергая знамения, указывающие на Единство Аллаха. Такой человек и есть неверный. Он назван так не только потому, что в нем нет веры, но еще и потому, что он пренебрегает дарованным ему от Бога. Аллах вложил в каждого человека фитру – стремление к истинной вере, подчинению Всевышнему, но неверный потому и неверный, что пренебрёг и запрятал свою фитру в дебрях своей души и не хочет жить в согласии с ней. А также и весь окружающий его мир существует по правилу подчинения Создателю, но он не видит и не старается заметить знамения Создателя. Он в таком состоянии, что вся сила его мысли уже работает наперекор своей фитре, он видит только то, что противоречит ей, и то, что он творит, только еще больше отдаляет его от неё.
После этого ты, дорогой читатель, уже сам можешь увидеть разницу между неверием, которое ввергает человека в далёкое заблуждение и явное отклонение, и между Исламом, соблюдение которого естественно для человека и поэтому несложно. А с облегчением Аллаха его положения становятся еще более лёгкими. Вспомним, что и весь окружающий мир живет в соответствии с Исламом. Как сказал Всевышний: «И Аллаху покорилось всё на небесах и земле – добровольно или невольно» (3, Аль-Имран:83).
Именно эту религию признает Творец: «Воистину, религия перед Аллахом – Ислам!» (3, Аль-Имран:19).
Это религия подчинения своего лика Аллаху. В Коране Всевышний сказал: «Если они станут препираться с тобой, то скажи: «Я подчинил свой лик Аллаху вместе с теми, кто последовал за мной»» (3, Аль-Имран:20).
Также и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил об Исламе: «Это значит подчинить свое сердце Аллаху, обратить свой лик к Нему, выплачивать обязательную милостыню»[Хадис приводит имам Ахмад: 5/3 и Ибн Хиббан: 1/377]
А когда некий человек спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха) об Исламе, он ответил: «Это значит подчинить свое сердце Аллаху, а также обезопасить мусульман от вреда твоего языка и рук». Тот спросил: «Какой Ислам лучше?» Пророк ответил: «Это вера. Верить в Аллаха, ангелов, Писания, посланников и воскрешение после смерти» [Хадис приводит имам Ахмад в Муснаде: 4/114, Аль-Хайсами в “Маджма’ “: передатчики хадиса достоверные.]
Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ислам означает, что ты должен засвидетельствовать, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, а Мухаммад – Посланник Аллаха, выстаивать молитву, выплачивать закят, поститься в Рамадан и совершать паломничество к Дому, если есть возможность»[Хадис приводит Муслим в своем достоверном сборнике хадисов: книга о вере, хадис под номером 8. ]
В другом хадисе сказано: «Мусульманин – это тот, от вреда языка и рук которого не страдают другие мусульмане»[Хадис приводит Бухари в достоверном сборнике хадисов: книга о вере, глава “Мусульманин – это тот, от вреда языка и рук которого не страдают другие мусульмане”, а также Муслим в своем сборнике с небольшим изменением во фразе: книга о вере, под номером 39.]
Таков Ислам – религия, которую принимает Всевышний, и ничего другого Он не примет ни от прежних поколений человечества, ни от будущих. Все божественные посланники призывали именно к этой религии. Например, Аллах сообщает о пророке Нухе (Ное): «Прочти им рассказ о Нухе (Ное). Вот он сказал своему народу: «О народ мой! Если вам тяжко от того, что я нахожусь среди вас и напоминаю о знамениях Аллаха, то я уповаю на Аллаха. Объединитесь со своими идолами и действуйте открыто, а затем вынесите свой приговор и не предоставляйте мне отсрочки. Но если вы отвернетесь, то ведь я не просил у вас награды. Меня вознаградит только Аллах, и мне велено быть одним из мусульман» (10, Юнус: 71-72).
А вот что говорится о пророке Ибрахиме: «Вот сказал Господь Ибрахиму (Аврааму): «Покорись!» Он сказал: «Я покорился (прим. пер.: в обоих предложениях использован глагол “аслама”, образующий слово “Ислам”) Господу миров» (2, Аль-бакара:131).
Вот слова о пророке Мусе: «Муса (Моисей) сказал: «О мой народ! Если вы уверовали в Аллаха и стали мусульманами, то уповайте на Него» (10, Йунус:84).
Вот слова Аллаха о пророке Исе (Иисусе): «[Вспомни,] как Я внушил апостолам: «Уверуйте в Меня и Моего посланника». Они сказали: «Мы уверовали! Засвидетельствуй же, что мы стали мусульманами» (5, Аль-маида:111).
Да поможет нам Всевышний Аллах быть и умереть мусульманами - подчинившимися Господу миров. Амин.