Любимым родом оригинальной письменности были поучения и послания, имевшие в основном обличительный характер. С умножением религиозных и практических вопросов у писателей начинает уже пропадать прежняя простота и непосредственность, появляются, особенно с XV века, многословие, хитросплетение речи, бывшие следствием не одного только подражания византийскому риторству, но вместе с тем и усилившейся умственной работы, прилива мыслей и вопросов, в которых начетчики зачастую не умели разобраться и в которых их неопытное перо ещё путалось.
Поучения XIII века
С самого начала монгольского нашествия на поприще церковной проповеди являются знаменитые в своё время деятели — митрополит Кирилл, епископ Владимирский и Серапион. Правило митрополита Кирилла (на соборе 1274 года), обличающее церковные нестроения времени, указывающее на бедствия как на наказание Божие за грехи, предваряет целый ряд последовавших за ним обличительных поучений, в частности, «Поучение к попам», бывшее долгое время излюбленной статьей русских сборников.
Поучения епископа Серапиона ярко характеризуют темные стороны удельного времени: междоусобия, насилия, разбои, порабощения слабых сильными, мздоимство, немилосердие к бедным, слабость семейных уз, пьянство.
Кроме этого, обращают на себя внимание обличения против язычества, веры в волшебство, обычая жечь колдунов во время народных бедствий или ради прекращения голода выкапывать из земли утопленников или удавленников.
Поучения XIV-XV веков
От XIV века дошли до нас «Поучение игуменам, попам и диаконам митрополита Петра» (сходное с «Поучением митрополита Кирилла»), «Поучение митрополита Алексия ко всей пастве».
Особенной простотой и жизненностью содержания отличается «Поучение владыки новгородского Симеона к псковичам», похожее на Поучение Луки Жидяты, в нем находится перечень нравственных правил, среди которых отметим наставления о почитании духовного сана.
Особое место занимают поучения святителей, получивших нерусское образование: митрополитов Киприана, Фотия, Григория Цамблака, их произведения большей частью носят отвлеченный характер и мало соприкасаются с жизнью народа.
Жития святых
Литература назидательных повествований значительно увеличилась в этот период по своему объему. В XIV веке появились жития святого Кирилла Туровского и митрополита Петра, последнее написано епископом Ростовским Прохором (§ 1327) и своим лаконизмом и простотой резко отличается от многословного жития того же святителя, написанного митрополитом Киприаном.
В летописях находим среди прочих сказаний житие святителя Алексия, составленное в XV веке Питиримом Пермским. В XV веке прежними жизнеописаниями святых уже не удовлетворялись как просторечными, а переделывали их на особый «витийственный» лад. Из писателей, придерживавшихся этого стиля, особенно известны: троицкий монах Епифаний Премудрый, который написал жития преподобного Сергия и святителя Стефана Пермского, и Пахомий Логофет — автор многих служб и житий русских святых.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. – М., 2002.
2. Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – М., 1998.
3. Григорак Димитрий, прот. Основные черты духовно-нравственного подвига в житиях Киево-Печерских святых. – Киев: Информационно-издательский центр Украинской Православной Церкви, 2002. – 160 с.
4. Доброклонский А. Руководство по истории Русской Церкви, вып. I и II, изд. 2, Рязань, 1889.
5. Знаменский П.В. История Русской Церкви. – Издание десятое, исправленное. – М.: Издание Патриаршего Крутицкого Подворья; Общество любителей церковной истории, 2002. – 464 с.
6. Иоанн (Снычев), митр. Русская симфония. Очерки русской историософии. – Житомир: Ника, 2003 – 728 с.
7. Иоанн (Снычев), митр. Русь соборная. Очерки христианской государственности. – СПб.: Царское дело, 1998 – 250 с.
8. История Русской Православной Церкви в документах региональных архивов России. – М., 1993. В 2-х тт.
9. Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви. В 2-х тт. М.: Терра, 1993. Т. 1. – 625 с. Т. 2. – 615 с.
10. Карамзин Н.М. История государства Российского. Книга 2. Тт. V-IX.
11. Ключевский В.О. Курс русской истории. Тт. 1-5.
12. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. – М., 1994, 1997. – Т. 6, 10, 12.
13. Малицкий П.И. Руководство по история Русской Церкви. Издание четвертое. – М.: Общество любителей церковной истории; Крутицкое Патриаршее Подворье, 2000. – 464 с.
14. Малков Ю.Г. Русь Святая. Очерк истории Православия в России. – М.: Правило веры, 2002. – 624 с.
15. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. 4-6.
16. Успенский Л.А. Богословие иконы в Православной Церкви. – М., 1991.
17. Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русской Церкви. – М., 2002.
18. Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. – М, 2000.
ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ПРОГРАММА
1 билет
Понятие о науке Истории Русской Церкви. Источники науки.
Разделение на периоды. Христианство в пределах
России до начала Русского государства.
2 билет
Крещение великой княгини Ольги. Обстоятельства крещения святого Владимира. Крещение русских в Киеве. Образование Русской Церкви.
3 билет
Первый период. Распространение христианства при святом Владимире.
Распространение веры при преемниках святого Владимира в XI-XII вв.
Христианство у инородцев.
4 билет
Причины успешного распространения христианства на Руси.
5 билет
Попытки Рима подчинить Русскую Церковь. Орден меченосцев.
Распространение католичества в Галицком княжестве.
6 билет
Начало Русской митрополии. Митрополиты – греки.
Митрополиты из русских.
7 билет
Зависимость киевских митрополитов от Константинопольских патриархов. Значение иерархии в делах гражданских.
8 билет
Первые епархии на Руси. Отношение епископов к митрополиту, порядок их избрания и отношение их к своим князьям. Законы церковного управления.
9 билет
Начало книжного просвещения при святом князе Владимире. Ревнители духовного просвещения, первые училища и библиотеки. Характер книг. Переводная письменность.
10 билет
Русские церковные писатели: Лука Жидята, митрополит Иларион, преподобный Феодосий, Кирилл Туровский, Иоанн II, архиепископ. Новгородский. Писатели в повествовательном роде.
11 билет
Общий взгляд на богослужение. Первые храмы. Святыни храмов – святые иконы, святые мощи. Значение храмов. Новые русские праздники.
12 билет
Богослужебные уставы, книги и церковное пение. Богослужебные особенности Русском Церкви. Спор о постах в среду и пяток.
13 билет
Влияние христианства на нравственность русского народа.
Остатки язычества. Примеры благочестия.
14 билет
Монашество. Преподобные Антоний и Феодосий.
15 билет
Устройство Киево-Печерского монастыря.
Значение Киево-Печерской обители. Другие замечательные монастыри.
16 билет
Второй период. Нашествие монголов и влияние его на образование
нового центра церковной жизни. Отношение монголов к христианству.
Мученики за веру.
17 билет
Распространение христианства среди татар. Христианство на Севере.
Святой Стефан Пермский.
18 билет
Борьба с католичеством на Северо-западе и в княжестве
Галицко-волынском. Православие и борьба его с католичеством в Литве.
Успехи католичества при Ягелле.
19 билет
Церковная иерархия. Митрополиты Кирилл II и Максим.
20 билет
Митрополиты святители Петр и Феогност.
21 билет
Святитель Алексий.
Смуты в митрополии по кончине митрополита Алексия.
22 билет
Митрополиты святители Киприан и Фотий.
23 билет
Митрополиты Исидор, святитель Иона. Разделение митрополии.
24 билет
Состояние богослужения после нашествия Батыя.
Определения Владимирского (1274) и Константинопольского (1276)
соборов относительно богослужения.
25 билет
Святые иконы. Новые праздники. Ересь стригольников.
26 билет
Монашество. Преподобный Сергий Радонежский.
Значение Троице-Сергиева монастыря.
27 билет
Другие замечательные монастыри и их подвижники. Общежитие
и отшельничество. Монастырские вотчины. Значение монастырей.
28 билет
Состояние духовного просвещения. Неблагоприятные условия для
развития образования. Переводная письменность. Размножение апокрифов.
Оригинальная (самостоятельная) письменность. Поучения XIII-XV веков. Жития святых.
Преподаватель прот. Вадим СМИРНОВ
* Условной датой окончания этого периода можно считать празднование 1000-летия Крещения Руси
[1] Путеводительница.
[2] Впрочем, нельзя полностью доверять такому отзыву митрополита, ставшего изменником Православия.