ОБРАЩЕНИЕ С ПРИЗЫВОМ
К РОДСТВЕННИКАМ
После того, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в течение трёх лет обращался со своим призывом к отдельным людям, и призыв его нашёл отклик в сердцах лучших представителей курайшитов и людей из других племен, возникли необходимые предпосыли для открытого обращения к людям, и тогда Всевышний Аллах ниспослал Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, такие аяты:
«Увещевай своих ближайших родственников и склони крыло свое[8] к тем из числа верующих, кто последовал за тобой, а если они не будут повиноваться тебе, скажи: “Поистине, непричастен я к тому, что вы творите!”» (Поэты, 214–216)
И после этого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, собрал своих ближайших родственников, то есть хашимитов, а вместе с ними и некоторых представителей рода бану аль-Мутталиб, воздал хвалу Аллаху и произнёс слова свидетельства веры, а потом обратился к ним с такими словами:
«Поистине, идущий впереди не станет обманывать своих родственников! Клянусь Аллахом, если бы лгал я всем людям, то вам бы лгать не стал, и если бы вводил в заблуждение всех остальных, то с вами не стал бы я поступать так! Клянусь Тем, помимо Кого нет иного бога, поистине, я – посланник Аллаха и к вам, и ко всем людям! Клянусь Аллахом, умрёте вы подобно тому, как вы засыпаете, и будете вы воскрешены, что будет подобно пробуждению, и придётся вам дать отчёт за то, что вы делаете, и воздастся вам благом за благое и злом за зло и станет воздаянием либо вечное блаженство, либо вечные муки!»
В ответ на это все присутствовавшие, кроме его дяди Абу Лахаба, стали мягко говорить с ним, а Абу Лахаб сказал: «Удержите его, пока все остальные арабы не ополчились против него, ведь если это случится и вы выдадите его им, то будете унижены и опозорены, а если станете защищать его, то вас уничтожат!» На это Абу Талиб ответил ему так: «Клянусь Аллахом, мы будем защищать его, пока живы!» И он, обратившись к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Продолжай делать то, что было тебе повелено, я же, клянусь Аллахом, не перестану оберегать и защищать тебя, однако душа моя не в силах отречься от религии Абд аль-Мутталиба!»
НА ХОЛМЕ САФА
И в это время был ниспослан аят:
«Объяви открыто о том, что велено тебе, и отвернись от многобожников»(«Аль-Хиджр», 94).
И в один из дней посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднялся на камень, лежавший на вершине холма Сафа и закричал: «Берегитесь!» (а надо сказать, что среди курайшитов было принято произносить такие слова лишь в случае наступления вражеских войск или же в тех случаях, когда происходило нечто действительно важное).
А потом он, да благословит его Аллах и приветствует, начал обращаться к отдельным родам племени Курайш, восклицая: «О бану Фихр! О бану Ади! О бану Абд Манаф! О бану Абд аль-Мутталиб!»
Услышав его голос, люди стали спрашивать: «Кто это кричит?» Им ответили: «Мухаммад», и тогда они поспешили к нему, а тот, кто не смог покинуть свой дом, посылал кого-нибудь вместо себя, чтобы узнать в чём дело.
И когда они собрались вокруг него, он, да благословит его Аллах и приветствует, спросил их:
– Скажите мне, если бы я сообщил вам, что за склонами этой горы находится конница, изготовившаяся к нападению на вас, поверили бы вы мне?
Они ответили:
– Да, ибо никогда мы не слышали от тебя ни слова лжи.
Тогда он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
– Поистине, я предупреждаю вас о том, что вижу большую беду! Поистине, подобен я человеку, который увидел врага, поспешил подняться на возвышенность, чтобы предупредить своих родственников о возможности внезапного нападения, но побоялся, что его могут опередить, и принялся громко кричать: «Берегитесь!»
А после этого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призвал их засвидетельствовать, что НЕТ БОЖЕСТВА, КРОМЕ АЛЛАХА, И ЧТО МУХАММАД – ПОСЛАННИК АЛЛАХА, объяснив им, что эти слова являются для всех главными в мире этом и станут для них спасением в мире вечном. И он, да благословит его Аллах и приветствует, также предупредил их о том, что если они не откажутся от своего многобожия, то подвергнутся наказанию Аллаха.
Однако они не поверили тому, что он, да благословит его Аллах и приветствует, принёс с собой от Аллаха, он же был не в силах спасти их от наказания и никак не мог защитить их от Аллаха, хотя и был Посланником, да благословит его Аллах и приветствует.
И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал обращаться с этим предостережением ко всем и к каждому, говоря:
«О курайшиты, купите души свои у Аллаха и спасайтесь от огня, ибо, поистине, не в силах я сам ни повредить вам, ни принести пользы, и никак не смогу я защитить вас от Аллаха!
О род бану Ка‘б ибн Луайй! Спасайтесь от Огня, ибо, поистине, не в силах я ни повредить вам, ни принести пользы!
О род бану Мурра ибн Ка‘б, спасайтесь от Огня!
О род бану Кусайй! Спасайтесь от Огня, ибо, поистине, не в силах я ни повредить вам, ни принести пользы!
О род Абд Шамс! Спасайтесь от Огня!
О род Абд Манаф! Спасайтесь от Огня, ибо, поистине, не в силах я ни повредить вам, ни принести пользы!
О хашимиты, спасайтесь от Огня!
О род бану Абд аль-Мутталиб! Спасайтесь от Огня, ибо, поистине, не в силах я ни повредить вам, ни принести пользы, и никак не смогу я защитить вас от Аллаха!
Просите, чего хотите из моего имущества, но ни в чём не смогу я помешать Аллаху!
О Аббас ибн Абд аль-Мутталиб! Никак не смогу я защитить тебя от Аллаха!
О Сафийа бинт Абд аль-Мутталиб, тётка посланника Аллаха! Никак не смогу я защитить тебя от Аллаха!
О Фатима, дочь Мухаммада, посланника Аллаха! Проси у меня, чего хочешь, но от Огня спасай себя сама, ибо никак не смогу я защитить тебя от Аллаха!
А что касается наших родственных связей, то я буду и впредь поддерживать их, как подобает!»
А когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, закончил говорить, люди разошлись, и нигде не упоминается о том, чтобы кто-то стал поддерживать его или возражать, если не считать сообщения, касавшегося Абу Лахаба, который проявил свою враждебность к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнув: «Да пропадёт остаток дня твоего! И для этого ты собрал нас?!», после чего был ниспослан такой аят:
«Да пропадут руки Абу Лахаба, а сам он уже пропал...»(«Пальмовые волокна», 1)
Что же касается курайшитов в целом, то когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к ним с этим предостережением, они, похоже, были так удивлены, что не могли сразу решить, как им следует к этому отнестись.
Однако после того, как они разошлись по домам, пришли в себя и успокоились, ими овладела гордыня, и это предостережение стало казаться им чем-то незначительным и достойным презрения, и поэтому впоследствии, когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проходил мимо них, они принимались насмехаться над ним, говоря: «Так это и есть тот самый, которого Аллах сделал посланником? Это тот самый потомок Абу Кабши, с которым кто-то разговаривает с небес?» – или же говорили нечто подобное.
Что касается куньи (прозвища) Абу Кабша, то его носил один из предков Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, по материнской линии, который был известен тем, что не признавал религии курайшитов, избрав для себя христианство, а когда и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выступил против их религии, они стали подчёркивать его родство с Абу Кабшей и сравнивать его с ним, поддразнивая его и выражая ему таким способом своё презрение.
Однако, несмотря на всё это, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, продолжал открыто обращаться к людям со своим призывом, появляясь в местах собраний курайшитов, читая им аяты Книги Аллаха и призывая их к тому же, к чему звали людей и все остальные посланники Аллаха:
«О народ мой, поклоняйтесь Аллаху, нет у вас иного божества, кроме Него!» («Худ», 61).
И он, да благословит его Аллах и приветствует, поклонялся Аллаху у них на глазах, при свидетелях и среди бела дня совершая Намазы перед Каабой.
И его призыв находил отклик в сердцах людей, которые мало-помалу стали принимать религию Аллаха, в результате чего между новообращёнными мусульманами и их родными и близкими, не принявшими Ислам, возникала взаимная ненависть и отчужденность.
СОВЕТ КУРАЙШИТОВ
Всё это начинало всё больше и больше раздражать курайшитов, тем более что приближалось время совершения Хаджа, и они стали задумываться о том, как объяснить паломникам происходящее в Мекке. В конце концов несколько влиятельных курайшитов собрались у аль-Валида ибн аль-Мугиры, который был уже стар и пользовался у них уважением.
Он сказал им:
– Приближается время совершения Хаджа, и скоро люди из всех арабских племен, которые уже знают об этом вашем соплеменнике, станут приезжать к вам. Так решите же, что будете вы говорить о нём, а потом держитесь этого, чтобы не противоречить друг другу.
Они сказали:
– Скажи своё слово, а мы будем говорить то же самое.
Он сказал:
– Нет, сначала выскажитесь вы, а я послушаю.
Они сказали:
– Мы будем говорить, что он кахин.[9]
Он сказал:
– Но он не таков, как те прорицатели, которых мы видели, ведь он не бормочет и не говорит так, как говорят они.[10]
Они сказали:
– Тогда мы будем говорить, что он безумец.
Он сказал:
– Видали мы и безумцев, но он не безумец, ведь у него не бывает припадков и не охватывают его наваждения.
Они сказали:
– Тогда мы будем говорить, что он поэт.
Он сказал:
– Но он не поэт и говорит он не так, как говорят поэты, а мы слыхали все их речи! Нет, он не поэт.
Они сказали:
– Тогда мы будем говорить, что он колдун.
Он сказал:
– Нет, он не похож и на колдуна, ведь видели мы и колдунов, и их колдовство, а он не вяжет узлов и не дует на них![11]
Они спросили:
– Так что же нам говорить?
Он сказал:
– Клянусь Аллахом, говорит он красиво и умеет привлекать к себе людей, и поэтому что бы вы ни сказали, всё будет не к месту, но лучше всего, если вы станете говорить, что он – колдун, и все его слова – колдовство, посредством которого он и разлучает отца с сыном, брата с братом, жену с мужем и родственника с родственником.
И условившись об этом между собой, они разошлись, а когда паломники стали прибывать в Мекку, они встречали их на дорогах, ведущих к городу, и кто бы ни проходил мимо, предостерегали его и рассказывали ему о Пророке, да благословит его Аллах и приветствует, и люди узнавали о нём от них, еще не встретившись с ним и не выслушав его самого.
А когда наступило время Хаджа, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал обходить места скопления паломников и их стоянки, призывая людей к Исламу и говоря им: «О люди, скажите: “Нет божества, кроме Аллаха”, и вы преуспеете!» При этом по пятам за ним ходил Абу Лахаб, который клеветал на него и подвергал его всевозможным оскорблениям.
Так арабы, возвратившиеся домой после этого Хаджа, узнали о Пророке, да благословит его Аллах и приветствует, и вести о нём распространились среди всех арабских племён.
РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДЫ
ПРОТИВОСТОЯНИЯ ПРИЗЫВУ
Когда Хадж завершился, курайшиты разъехались по домам, успокоившись, так как, по всей видимости, они посчитали, что им уже удалось решить проблему, возникшую в связи с обращением посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, к людям со своим призывом. Кроме того, они обдумали сложившуюся ситуацию, посоветовались между собой и избрали для себя несколько методов, посредством которых они рассчитывали не только помешать осуществлению этого призыва, но и вообще покончить с ним раз и навсегда.
Расскажем вкратце о каждом из этих методов.
ПОСТОЯННЫЕ НАСМЕШКИ
И ИЗДЕВАТЕЛЬСТВА
Цель подобных действий состояла в том, чтобы лишить посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и остальных мусульман всякой поддержки и ослабить их дух. Курайшиты принялись распускать слухи о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, околдован. Они объявляли его безумным поэтом, называли его прорицателем, к которому является Шайтан, лживым колдуном, бессильным болтуном и распространяли о нём ещ¸ много подобных небылиц. Стоило им заметить его, как они начинали бросать на него злобные взгляды, о чём Всевышний Аллах сказал так:
«Поистине, неверные были готовы повергнуть тебя своими взорами, когда слышали слова поминания[12], и они говорили: “Поистине, он безумен!”» (Письменная трость, 51).
Кроме того, при виде его они начинали насмехаться над ним, говоря: «Не этот ли поминал[13] ваших богов?» (Пророки, 36).
А когда курайшиты встречали бедных и не пользовавшихся никакой поддержкой сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, они говорили:
– Вот, явились к вам владыки земли! «Неужели этим среди нас оказал Аллах милость свою?!»(«Cкот», 53)
И все происходило так, как сказал об этом Всевышний Аллах:
«Поистине, преступившие границы[14] смеялись над теми, кто уверовал.
Когда те проходили мимо них, они перемигивались друг с другом, а когда они [неверные] возвращались к себе домой, то развлекались, подшучивая над ними.
Завидев их [мусульман], они говорили: “Поистине, они заблуждаются!”»(Обвешивающие, 29-32).
Курайшиты так долго высмеивали Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, издевались над ним и порочили его, что это оказало своё воздействие, о чём Всевышний Аллах сказал:
«Мы уже знаем, что сердце твоё сжимается от того, что они говорят»(Аль-Хиджр, 97).
Но потом Аллах укрепил его и указал ему на то, как можно избавиться от охватывавшей его досады, сказав: «Славь и хвали Господа твоего и будь из тех, кто совершает земные поклоны, и поклоняйся Господу твоему до самой смерти» (Аль-Хиджр, 98-99).
А до этого Он объяснял ему, в чём он найдёт для себя утешение, сказав:
«Поистине, избавили Мы тебя от издевающихся, которые наряду с Аллахом поклоняются и другому богу, скоро они узнают» (Аль-Хиджр, 95-96).
Аллах поведал ему о том, что последствия подобных действий окажутся пагубными для таких людей, и сказал:
«Уже издевались над посланниками и до тебя, а потом окружало насмехавшихся то, над чем они издевались» (Скот,10).
ПОПЫТКИ ПОМЕШАТЬ ЛЮДЯМ
СЛУШАТЬ ПРОРОКА,