На таких дистанциях времени все зыбко, все дрожит на историческом ветру. Есть обрывки текстов, утверждающих, что Мани был убит еще Шапуром I. Есть тексты, утверждающие, что Бахрам повелел наложить на пророка оковы и бросить в темницу, потому что тот не смог вылечить родственника шаха.
А переводчик? Зачем был переводчик? Ведь Мани якобы написал свою первую книгу «Шапуракан» на персидском. Но все последующие были написаны по-арамейски, на языке, вспомним, Иисуса Христа. Арамейский был в те века чем-то вроде латыни в Средние века и английского сегодня. Арамейский имел множество диалектов, и тот, на котором проповедовал Иисус, кстати говоря, был близок к арабскому. По-персидски, следовательно, Мани говорил плохо, если нужен был переводчик.
Мани был по матери армянин. Его мать Мириам происходила из парфянского, говорят нам, рода Камсаракан. Понятно, что речь идет о роде Камсаракян, поскольку в те времена, да и долгое время до и после, Армения входила в Персидскую империю. Отец Мани был парфянский князь аршакидского происхождения по имени Патик, живший в Хамадане, столице Мидии. Он был не то вообще язычник, не то зороастриец в первой своей религии, однако после рождения сына ушел в общину «элкасаитов», «омывающихся», т.е. прямых последователей Иоанна Крестителя. Когда сыну исполнилось четыре года, Патик забрал его в общину.
Маленький Сураик, а именно это имя дали ребенку при рождении, попал в атмосферу закрытого монастыря. Там жили только мужчины. Безбрачие, аскетизм, вегетарианство, проповеди, пение псалмов, регулярные омовения (как бы ежедневные крещения), монашеская дисциплина, философские споры. Умному мальчику представилась возможность, благодаря нестандартному отцу, с самого младенчества попасть в среду, куда другие карабкаются всю свою жизнь. Ему повезло. Целых 20 лет он впитывает знания, живет напряженной духовной жизнью монастыря.
Когда ему исполняется 12 лет, ему было даровано первое крещение. Бируни пишет: «Божественное откровение он получил на тринадцатом году, в 539 год по эре вавилонских астрономов, во второй год шахиншаха Ардашира. «Двойник» Мани (at-Taum) наказал ему в будущем (не сейчас, поскольку он еще юн) оставить секту крестителей и идти. Своим собственным путем. Историк Ан-Надим называет «Двойника» ангелом. Двойник является небесным покровителем Апостола; эти персонажи находятся по отношению друг к другу как ego и alter ego». Этот «Двойник», или «Сотоварищ», часто в других греческих, коптских и латинских текстах появляется под именем Параклет. Сам Мани считал себя воплощением Параклета. «…Живой Параклет сошел на меня и говорил со мной. Он открыл мне скрытое таинство, которое было сокрыто от миров и поколений, тайное учение о Глубине и Высоте. Он открыл мне тайное учение о Свете и Тьме (и) тайное учение о (войне) и великом сражении…»
Запомним: «учение о Глубине и Высоте», «тайное учение о Свете и Тьме» и «тайное учение о великом сражении».
В двадцать четыре года от своего небесного Двойника Мани получил второе откровение, в котором ему было велено окончательно порвать с сектой элькасаитов и отправиться проповедовать свое евангелие истины. Ан-Надим пишет: «Когда ему исполнилось двадцать четыре года, пришел к нему Taum и сказал: «Пришло теперь для тебя время выйти открыто и возвестить твое собственное учение»».
Крестители вначале хотели урезонить Мани, который открыто перестал соблюдать их законы (ученик Мани, Барай, свидетельствует, что Мани расходился с ними по таким вопросам, как «О крещении», «О мытье овощей» и «по каждому их установлению и предписанию, по которым они жили»). Когда же, по словам самого Мани, «они увидели, что я во всем им противостою», они созвали собрание старейшин и даже обратились за помощью к его отцу Патику. Пригласили Мани.
«Находясь у нас с малых лет, ты вел себя хорошо и жил по предписанию нашего закона; ты был среди нас, как скромная невеста. Так что случилось с тобой теперь?»
Что именно отвечал Мани, нам неизвестно. Известно, что спор закончился избиением молодого пророка.
К молящемуся и плачущему Мани явился его небесный защитник, Двойник, и, утешая его, сказал: «Ты послан не только в эту секту, но к каждому народу, к каждому Учению, в каждый город и каждое место. Ибо через тебя это учение будет объяснено и проповедано во всех краях и частях света. Уходи отсюда и отправляйся по миру со своим учением».
Мани в сопровождении двух последовавших за ним первых учеников Симеона и Авихазии тайком, ночью, бежал из общины и пришел в столицу Ктесифон. Спустя несколько дней его отец Патик разыскал его и присоединился к группе. И Мани вышел в мир, чтобы «сеять там самое доброе семя».
Проповедник
Именно с этого момента, около 240 года, говорят нам, начинается история манихейства и манихейской церкви. Мани говорит: «В последний год Ардашира вышел я проповедовать». Известно, что языком проповеди Мани и его первых учеников был арамейский. А вот каким было изначально его учение, историки сказать не могут. О времени и порядке его миссионерских путешествий сведений тоже мало.
Традиционно считается, что Мани отправился в Индию, а Индия граничит с Ираном, его северовосточные провинции граничат. В Индии он провел около года. «Я, говорит Мани, проповедовал им надежду жизни и избрал здесь хорошее избрание». Это он говорит в книге «Кефалайя», однако в тексте «О том, как странствовал господин Мани» читаем: «Я привел в движение всю индийскую землю… все люди, которые там живут… против меня… поскольку мир любит тьму и ненавидит свет». Какие области Индии Мани посетил, историки не знают. Есть лишь предположения.
Историки предполагают даже, что первым путешествием Мани было путешествие не в Индию, но на север Ирана. Из деревни Насер (вблизи Ктесифона) он, вероятно, пришел в Мидию (в тех местах бродил некогда Моисей, и бродил Мухаммед. Мидия так и притягивает пророков), из Мидии он пошел в город Ганзак. После этого он пошел в Фарат, чтобы оттуда плыть в Индию. Существует мнение, что повсюду он останавливался в общинах крестителей, что они служили ему базами, так же как миссионерская деятельность апостола Павла зависела от иудейских общин в греческом мире (интересно, что Ганзак расположен на юге Азербайджана). Из Ганзака, предположительно, путь Мани лежал в Армению. О том, что в Армении при жизни Мани существовала манихейская община, свидетельствует его «Послание в Армению». Следует отметить, что затем в жизни Мани произошел просто-таки счастливейший случай. Ему удалось встретиться с Фирузом (Перозом), наместником провинции Абаршахр (Хорасан) и обратить его в свою веру (известны монеты с изображением Фируза и титулом «Великий царь Кушана». Это территория современного Афганистана). Встреча с Фирузом сказалась и на всей истории манихейства. Потому что в 242 году шахиншахом становится Шапур I, а он — брат Пероза (Фирузом называют его арабские авторы). Пероз устраивает Мани аудиенцию у Шапура. По некоторым данным, были три подряд аудиенции. На первую его сопровождали отец его Патик и два ученика: Симеон и Закко. Мани преподнес шаху свою книгу и проповедовал перед Шапуром. Некоторые авторы утверждают даже, что он обратил шаха в манихейство.
В результате Шапур позволил Мани проповедовать по всему государству, а это империя Сассанидов, равная по могуществу только Римской империи. Шапур даже принял Мани в свою свиту, в составе которой Мани сопровождал шаха в военных походах. «Он принял меня, говорит Мани, с великой почестью, и позволил мне ходить по всей стране и проповедовать слово жизни».
После путешествия в Индию, Мани, по-видимому, не покидал пределов Персидской империи. Основную миссионерскую работу за пределами империи он доверил своим ученикам. Возможно, его физическое состояние не позволяло ему совершать дальние путешествия. По свидетельству Ан-Надима, Мани был хромым («одни говорят, что он был хром на обе ноги, другие — только на правую»).
Главной победой жизни Мани, конечно же, является знакомство с шахиншахом и обращение его, если оно было. Свои миссионерские успехи в Персии сам Мани оценивает невысоко. «О стране Персия и ее городах. Эта (страна) выносит царей, принимает сатрапов и начальников, которые в ней», «не смогла принять истину, которую я проповедовал». «Из страны Персия я пошел в город Месену… истину, которую я среди них проповедовал, они не приняли… и не услышали голоса жизни». «Отсюда я пошел в Вавилон, город ассирийцев… они и тамошние лжеучения (поднялись) против меня». «Я пошел в страну мидийцев и парфян… велика земля мидийцев и парфян», «но не смогла вынести силу моей истины».
Из темноты древности доносятся сведения, будто бы после 260 года «Мани поселяется на западном берегу Тигра в Вех-Ардашире. Здесь в 262–263 годах он составил основополагающие правила для своей церкви и миссионерскую программу для своих учеников.
Далее в знаниях о жизни Мани — большая яма. Довольно подробно известна лишь история последнего месяца его жизни и его смерть, то, с чего я начал повествование. От дня смерти Мани манихеи начали вести свое собственное летоисчисление.
Учение Мани
Вдумайтесь в следующий отрывок:
«В царстве Света обитает Отец Величия (Отец Света, Бог Света). Он добрый повелитель этого царства, проявляющийся в четырех формах, четырехлицый: Божество, Свет, Сила, Мудрость. Иногда он соотносится с Зерваном (бог времени у иранцев), но чаще обозначается иначе. При нем пять Слав (Ум, Знание, Рассудок, Мысль, Осмотрительность) и 12 дев, персонифицированных добродетелей (Верховная Власть, Мудрость, Победа, Примирение, Чистота, Истина, Вера, Долготерпение, Прямота, Благодеяние, Справедливость, Свет)…
В царстве смерти (зла, материи) правит царь тьмы, в целом продолжающий образ Ахримана, он связан с темной землей и пятью мирами — дыма, огня, ветра, воды и тьмы. У него в услужении мириады демонов, причастных к хаосу, смешению и возмущению, крайне агрессивных: именно они нарушили исходное равновесие Вселенной и вторглись в царство света.
Чтобы дать отпор силам тьмы, Отец Света «вызывает» два духовных начала — Мать Жизни и Первочеловека (в некоторых источниках — Ормизд); иногда сама Мать жизни вызывает его. <…> Первочеловек, небесный прототип Адама, сам «вызывает» пятерых сыновей, они же пять светоносных богов или пять элементов (свет, ветер, огонь, вода и что-то подобное эфиру) в их дематериализованной форме, в отличие от пяти темных материальных элементов царства тьмы. Первочеловек и его сыновья вступают в сражение с силами тьмы, которые сначала имеют перевес, поглощая какую-то часть света. Тогда Отец Cвета «вызывает» трех других светоносных существ («второй вызов») — Друга Света, Великого зодчего, будущего устроителя Рая, и Живого (Жизненного) духа (Михрйазда), а Живой дух «вызывает» еще пятерых сыновей. Друг Света освобождает Первочеловека и его пятерых сыновей от пут тьмы, а Живой дух и Мать Жизни возвращают их на небо. Тем не менее, в результате борьбы и временного пленения свет оказался смешанным с тьмой, и Отец Света, чтобы освободить светлые элементы от примеси, должен сотворить видимый мир. Из шкур поверженных демонов создаются небеса, обычно десять, из костей — горы, из мяса и испражнений — земли, четыре или восемь».
Остановимся. В наше вульгарное время подобная космогония заинтересует немногих. Учение манихеев поражало своей причудливостью и вызывало раздражение уже у древних оппонентов манихейства, давая им широкий простор для насмешек. «Небылицы, которые даже не заслуживают того, чтобы называться мифами» (Симплиций). «Они перещеголяли даже мифографов, оскопивших Урана и выдумавших козни сына, который желал захватить власть Крона…» (Александр из Ликополя).
Трудно представить, что столь сложная доктрина, краткий синопсис которой я лишь начал цитировать со слов «В царстве Света обитает Отец Величия», пользовалась огромной популярностью в мире и одно время успешно соперничала с христианством, а в Средней Азии и Китае была сильнее и популярнее христианства. Если верить общепринятой в мире хронологии от рождества Христова, манихейство просуществовало целых двенадцать веков, с III по XIV век, затухая в одних частях Европы и Азии и ярко вспыхивая в других. Как же и почему стало популярным столь сложное учение?
В основе учения лежит изначальный дуализм Света и Тьмы. Дуализм разрешил проблему сосуществования доброго Бога и зла в мире. Итак, извечно существовали два противоположных по своей природе начала, а именно Свет и Тьма, они отделены друг от друга и занимают противоположные области. В стране Света царствует отец Величия, он же Бог Отец или же Великий Отец Светов… Страна Света занимает три четверти пространства и безгранично простирается в высоту, вправо и влево. Внизу, на юге, к стране Света примыкает Страна Тьмы. И между Светом и Тьмой происходит война. Помните, к Мани, еще когда ему было 12 лет, снизошел живой Параклет и открыл скрытое таинство — «тайное учение о Глубине и Высоте», «о Свете и Тьме», тайное учение «о войне и великом сражении». То есть основные постулаты и эпизоды своего учения Мани увидел, когда ему было 12 лет.
Да, на Земле встречаются люди с паранормальными способностями. И они могут считывать в пространстве чью-то информацию.
Мани считал, прочитал в III веке такую информацию, которая стала доступна современным астрономам только сейчас. Он свою информацию получил как озарение, свыше. Астрономы получили научные данные в результате столетних наблюдений плюс данные последних десятилетий, обобщили их и вот к какому выводу пришли.
Бездна миров состоит только на 5% из обычной материи (назовем ее Светом, это миллионы Солнц и наше Солнце среди них), на 23% из темной материи (или черных дыр), а оставшиеся 72% — это таинственная и загадочная темная энергия, которая ускоряет расширение Вселенной. «В 1999 году было достаточно убедительно доказано, что Вселенная 6 млрд лет назад стала расширяться с ускорением (и это же явление мы наблюдаем и сегодня). То есть все поняли, что откуда-то поступает энергия, называемая темной, которая и расталкивает все галактики. Происхождение темной энергии пока неизвестно. Некоторые ученые полагают, что это та часть первоначальной энергии, которая не материализовалась в результате Большого взрыва. Каким законам подчиняется черная энергия, пока тоже неизвестно».
Мани увидел. То, что в его прозрении ему неверно представилось пропорциональное соотношение Света и Тьмы, это лишь частность. Главное, пророк истинный, а не лживый, он понял, что Свет и Тьма воюют. В этом его величие. И в этом он выше тех, кого он называл своими предшественниками. «После того, как Будда (был послан) на Восток, и Аурент… После прихода Будды и Аурента до прихода Заратустры в Персию, когда он пришел к царю Гистаспу; от прихода Заратустры и до прихода Иисуса…» «Затем, продолжает Мани, были 12 апостолов и апостол Павел и еще один праведник, имя которого не названо, затем пришло время моего апостольского служения».
Современники приняли манихейство, там, где они его приняли, по-видимому, по причине жестокого дуализма. Христианство никогда не решилось ответить на все вопросы о Зле, не нашло в себе мужества и сопливо продолжало изображать Сатану-Люцифера всего лишь организатором и зачинщиком восстания ангелов против Бога. А Мани пришел с декларацией, что Свет и Тьма равно изначальны, т.е. фактически декларировал двоебожие. Современники, конечно же, не могли запомнить всех действующих лиц манихейских проповедей, ни пять Слав, ни двенадцать дев, но они видели в своем человеческом мире Жизнь и Смерть и потому охотно шли к манихеям. Жизнь и Смерть говорили в пользу дуализма Мани, в пользу Света и Тьмы. Тут я вдруг вспомнил Стивена Хокинга — пророка черных дыр, в его инвалидном кресле, и мысленно поставил рядом пророка Мани, хромого, видимо, на обе ноги, армянина из древности, причудливого человека, опирающегося на посох. Ну разве они не похожи? Оба физически беспомощные, которых посетили великие озарения.
Когда жил Мани?
Как когда? Согласно общепринятой хронологии от Р.Х., Мани жил в III веке н.э. Я ведь начал свое повествование с прибытия Мани в зимнюю резиденцию шахиншаха в Белапат в январе 277 года. А казнили его в феврале. А родился он в 216 году.
Так-то оно вроде так, по общепринятой в XVII веке хронологии. По вавилонской хронологии, по «эре вавилонских астрономов», он родился в 527 году этой эры. Год перевели в христианскую эру как 216-й. Однако вот что пишет Августин, прозванный Блаженным, в 429 году о манихейской ереси: «Тех, кто это делают, называют катаристы, хотя он утверждал, что другие направления этой манихейской секты разделяются еще на маттариев и собственно манихеев». «Потому и называются они катаристами, как бы чистильщиками…»
Получается, что южнофранцузская секта катаров, существовавшая в XII–XIII веках в провинции Лагендок (они же «альбигойцы», по названию одной из местностей их обитания) действительно являющаяся просто калькой с манихейства, существовала уже во времена Блаженного Августина? Либо Блаженный Августин существовал не в 429 году, а в XII либо XIII веке, либо тотчас после этого. А Мани? Если «катары», или «катаристы», жили в одно время с Блаженным Августином, то и Мани жил где-то ближе к XII—XIII векам.
Еще одно подтверждение того, что Мани жил позже, мы находим в таком странном толковании отрывка из первой главы «Книги Гигантов» и в начале «Шапурукан». Мани говорил (я уже приводил частично эту цитату, но здесь приведу полностью): «Первым, кого Бог со знанием и мудростью послал, был Адам, отец рода человеческого, после него Сиф, Ной, Авраам, затем послал он Будду в Индию, а после него Павла; после этого «печать пророков» явилась в земле арабов».
Даже человек, окончивший только среднюю школу, поймет, что речь здесь идет о пророке Мухаммеде, это он и только он явился в земле арабов, и он говорит о себе в Куране, что является «посланцем Бога и печатью пророков», т.е. последним пророком.
Человек с образованием среднешкольным, а именно таковым я и являюсь, сделает логичный вывод, что Мани, раз он упоминает «печать пророков», явившуюся на земле арабов, Мани жил после Мухаммеда.
Но ученые устроены иначе, чем не ученые, поэтому, чтобы вывернуться и оставить все здание хронологии незыблемым, придумали, что Мани называет себя «печатью пророков» и это он и явился после Павла, впрочем, почему в земле арабов, они не объясняют.
Другой фортель мужей науки: в окружении Мухаммеда, дескать, были манихеи. Еще разновидность лжеученых: дескать, идиома «печать пророков» могла родиться уже в иудео-христианской среде. Но «арабов» ученые предпочитают не объяснять, не замечают.
Я лично твердо верю, что Мани знал о Мухаммеде и его учении. Он не раз упоминает, что после Павла явился «проповедник, человек истины». Российский исследователь Мани, Хосроев-младший скупо замечает: «Вопрос об отождествлении этого «праведника» с тем или иным конкретным персонажем следует пока оставить открытым». Мани знал о Мухаммеде, явившемся в земле арабов, и это меняет многое.