План:
1. Масштабность. Понятие соразмерности в костюме.
2. Контраст, нюанс, тождество как средство создания устойчивой соподчиненной системы в композиции.
3. Симметрия и асимметрия. Оси симметрии. Выражение симметрии в костюме.
Как средство композиции, масштаб работает стратегически. Достаточно сравнить графическую работу и монументально-декоративное произведение, чтобы понять, как масштаб влияет на форму композиции. Формальный аспект графической работы – филигранность всех ее элементов, так как она рассматривается вблизи. Монументальная композиция непременно имеет большую обобщенность, некоторую жесткость формы, упрощенность деталей. С увеличением масштаба повышаются требования к уравновешенности и целостности композиции. Внутри композиции соотношения между элементами регулируется пропорцией. Не всякое соотношение размеров согласуется друг с другом, поэтому внутренний масштаб и пропорция – весьма тонкое средство композиции, основанное на интуиции.
Предметная среда, созданная человеком, и каждый ее предмет, будь то здание, автомобиль или одежда, должны быть масштабны человеку. Так в архитектурном проектировании фигура человека служит мерой, в соответствии с которой задаются членения зданий, его пропорциональный строй, все его элементы. При проектировании объектов техники, например, станков, также стараются найти соответствие всего строя, членений и элементов фигуре человека. Соответствие и чисто внешнее – соотнесенность восприятия, - и эргономическое. При этом прямое влияние на масштабность объекта относительно человека оказывает действие всех тех размерных величин, которые в станке, приборе, транспортном средстве определяют удобство пользования человеком.
Большую роль играет единство масштаба и общий уровень организации в условиях сложной, насыщенной предметной среды, где человеческий фактор связан с обеспечением надежности всей системы, например в пилотской кабине современного самолета, - здесь разнобой в масштабе приборов и других элементов совершенно недопустим. То же относится и к операторским пунктам, где единство масштаба – одно из необходимых условий, без которых трудно достичь столь важной здесь целостности.
В живописных произведениях искусства, в проектах жилых помещений масштаб и пропорции являются главным средством передачи перспективы – уменьшение элементов в глубину картины создает ощущение пространства. Достижение масштабности связано с пропорционированием. Из двух равных по величине зданий будет казаться выше то, которое имеет больше членений, и, напротив, чем малочисленнее и крупнее членения, тем здание кажется относительно ниже, но значительнее по масштабу.
Масштабность одежды проявляется не так, как в архитектуре и технике. Человек находится внутри костюма, и если это костюм бытовой, а не театральный, то все средства композиции направляются на то, чтобы и общая масса его и членения, детали работали на соответствие человеческой фигуре, на удобство пользования и в утилитарном, и в эстетическом смысле. В театральном искусстве, в различных представлениях, шоу персонажи часто выступают в немасштабном костюме. В целом, или в отдельных элементах такая масштабность является носителем образной характеристики персонажа. Рассматривается ряд примеров исторического костюма, демонстрирующих различные масштабные отношения элементов формы.
Рассматриваются примеры влияния несоразмерности элементов костюма на восприятие внешности человека. Характер соразмерностей в костюме зависит от множества факторов: от пластики и фактуры ткани, от масштаба и характера рисунка, от цвета ткани, от существующих на данный период времени модных пропорций.
Каждому средству гармонизации отведена конкретная роль в организации композиции, а степень его значимости в создании произведения каждый автор определяет самостоятельно в силу своих творческих задач. Не только индивидуальные предпочтения, но и виды деятельности влияют на выбор этих средств. Так, в произведениях, требующих моментального, активного визуального воздействия на зрителя (например, рекламный плакат), в основном будет использоваться контраст. Контраст форм, цвета, фактуры, выраженный средствами графики. Именно контраст даст возможность быстрого прочтения темы, информации, сюжета. В то же время контраст может помешать основной композиционной задаче и даже разрушить ее. Так, при создании богатой текстильной поверхности, скорее всего будет применено такое средство, как нюанс, выраженное формообразованием, колоритом, фактурой.
Если контраст – это максимальное изменение качеств изобразительных средств, нюанс – минимальное, то тождество – повторение этих качеств. Для того, чтобы нюанс или контраст заработал как средство гармонизации, нужно составить ему пару – тогда появится возможность для сравнения. Например, контраст большого и малого элемента, круглого и квадратного, черного и белого, зеленого и красного, гладкого и шероховатого. Как только появилось это сравнение, появилось и соотношение количества белого и черного, зеленого и красного, малого и большого. Поэтому в создании гармоничной композиции очень важен момент соотношения. Характеризуя одно произведение, мы говорим, что в нем основную композиционную задачу выполнил контраст тона, в другом же художественный образ может быть решен за счет богатства колорита, его нюансной проработанности.
Контраст, нюанс, тождество – это композиционные средства, помогающие организовать уравновешенную, единую и соподчиненную композицию. Это средства, которые дают возможность художнику создавать волнующие его художественные образы. В зависимости от доминирования одного средства над другим возникают различные ассоциации и художественные образы, создается эмоциональный настрой всего произведения. Контраст и нюанс – взаимодополняющие средства, которые не могут существовать отдельно друг от друга. Гармония – это сочетание противоположностей, их равновесие.
В основе восприятия формы и ее эмоциональной оценки лежит сравнение объективных свойств с такими же свойствами другой формы. Критериями такой оценки являются тождество, нюанс и контраст. Исходным состоянием при отсчете различия свойств является состояние полного сходства, совпадения, одинаковости, то есть тождества. Контрастным считают такое отношение между сравниваемыми объектами, при котором явно преобладает различие, нюансным – когда явно преобладает сходство при незначительном различии. Категории тождества, нюанса и контраста являются количественно-качественными, так как выражают сложный процесс накопления количественных изменений в различии форм и перехода их в новое качество.
Контраст направлен на обострение восприятия формы. Выразительность скучной геометрической формы можно повысить, используя контрастные взаимодействия ее внутренних линий, цвета, фактуры. Контраст активизирует любую форму, но для достижения гармонии его надо дополнить теми необходимыми нюансными отношениями, без которых он может казаться слишком резким. Нюанс создает дополнительные связи между элементами, обеспечивает мягкие, живописные эффекты в композиции формы. Тождественность и подобие в строении формы вносят объединяющее начало в отношения элементов композиции, оттеняя более сложные нюансно-контрастные зависимости.
Человеческая фигура как основа композиции костюма является носителем контраста. С вертикалью строения тела контрастируют горизонтали плеч, линии талии, рук, других конструктивных поясов. Наиболее активной зоной для получения контраста композиции всегда являются руки и плечи. Здесь наиболее многообразно может проявиться форма костюма. Рассматриваются примеры соотношения контрастных форм в композиции костюма.
Контраст форм, придавая остроту силуэту, вызывает обостренность восприятия, по разному организует объемно-пространственную форму костюма, говорит о функциональном назначении костюма. Значительная композиционная выразительность достигается за счет неравного количественного соотношения контрастирующих цветовых тонов.
Нюансировка применяется не только для доведения композиции костюма до окончательной согласованности формы и цвета, но и для получения видоизменения формы. Это имеет место в моделировании каждый раз, когда появляется новая форма, становящаяся модной. Срок ее жизни в моде и определяется тем, сколько она может выдать силуэтных модификаций и особенностей внутреннего наполнения.
Понятие симметрия отражает фундаментальное свойство материального мира и в настоящее время используется многими науками, изучающими законы построения и организации мертвой и живой природы. Симметрия характеризует постоянство определенных свойств объекта или явления относительно каких-либо изменений. Для рассмотрения видов симметрии целесообразно воспользоваться данными кристаллографии – науки, располагающей наиболее развитым знанием о симметрии в трехмерном пространстве.
Симметрией называют закономерное расположение равных частей объемно-пространственной формы относительно друг друга; при этом под равными подразумеваются как совместимо, так и зеркально равные части. Основными симметричными преобразованиями являются отражение, поворот и параллельный перенос. Вспомогательные геометрические элементы (точки, линии и плоскости), с помощью которых осуществляются симметрические преобразования, называются элементами симметрии. В зеркальной симметрии отражающиеся фигуры разделены линией или плоскостью симметрии. Линия, при полном обороте вокруг которой форма несколько раз совмещается сама с собой, называется осью симметрии, а число таких совмещений – порядком оси симметрии.
Асимметричные системы не имеют никаких элементов, кроме осей первого порядка. Эти системы не могут быть приведены в самосовмещение никакими другими симметрическими преобразованиями, кроме поворота на угол 360˚ вокруг любой прямой. Асимметричные формы подчиняются своим законам, в соответствии с которыми оси и плоскости симметрии деформируются, целиком преобразуя исходную форму. Эти преобразования эквивалентны ряду геометрических преобразований классических, аффинных, криволинейных групп движений.
Форма костюма в плане теории симметрии предстает не как застывшее явление правого и левого, а как процесс пространственного перемещения элементов в заданном направлении, как свойство определенных законов движения. В процессе такого движения элементы формы располагаются как в отношениях равенства, тождества, так и в отношениях различия. Движения, в результате которых элементы располагаются в отношении тождества, порождают симметричные образования; движения в результате которых элементы формы располагаются в отношениях различия, порождают асимметричную организацию. Центр тяжести переносится с плоскостной трактовки формы на ее объем, на выявление характера геометрических движений, перемещений в результате которых изменяются сама форма и ее пластические характеристики.
В теории костюма рассматриваются следующие виды симметрии: классическая, аффинная, симметрия подобия, криволинейная симметрия. Классическая симметрия наблюдается в форме кристаллов и растений, живых организмов, в том числе и фигуре человека, орнаментальном искусстве, скульптуре. В рекламных изображениях поворот в плоскости наиболее часто употребим, так как такие движения характеризуют пластические возможности силуэтов, их динамику, повышают эмоциональное восприятие костюма. Аффинные преобразования растяжения и сжатия идентичны удлинению укорочению частей одежды – лифа и юбки. Преобразование сдвига проявляется в возможности получения динамичных силуэтов и форм за счет изменения угла сдвига. Логическому содержанию преобразования подобия удовлетворяют все форы, развивающиеся в костюме по спирали: линии кроя, воланы, драпировки. Для задания сложного пластического изгиба криволинейной симметрии строят вертикальную ось исходной формы и задают ей сложное правое или левое движение. Это преобразование характеризует как сагиттальный, так и фронтальный силуэты формы. Крайними проявлениями таких движений в истории моды были костюмы готики и модерна.
Контрольные вопросы:
1. Понятие соразмерности костюма?
2. Средства создания устойчивой соподчиненной системы в композиции костюма?
3. Дать определение симметрии и асимметрии?
4. Виды симметрии ?