Основные понятия темы:
Атеизм, деизм, клерикализм, вульгарный материализм, механицизм, Просвещение, географический детерминизм, «общественный договор», естественные права человека.
Литература к теме:
1. Виндельбанд В. История новой философии и ее связи с общей культурной и отдельными науками. М., 2000.
2. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 2003.
3. Кузнецов В.Н. Европейская философия XVIII века. М., 2006.
4. Рассел Б. История западной философии. В 2-х т. М., 1991.
5. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т.
М., 1996.
Темы докладов:
1. Философско-религиозное значение учения Г. Лейбница о предустановленной гармонии.
2. Философско-политические аспекты концепции географического детерминизма Ш.-Л. Монтескье.
3. Концепция общественного договора в философии Вольтера.
4. Проблема социального равенства и гармонии в философии Ж.-Ж. Руссо
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы социально-политические и идейные предпосылки идеологии Просвещения?
2. Расскажите о социально-философских идеях Джона Локка.
3. Расскажите о гносеологических идеях Джона Локка. Что такое первичные и вторичные качества?
4. В чем сущность субъективного идеализма Джорджа Беркли и Дэвида Юма?
5. В чем особенность французского материализма эпохи Просвещения?
6. В чем проявляется дуализм философии Жана Жака Руссо?
7. Что послужило основанием для неравенства людей в обществе, по мнению Руссо?
8. В чем заключается критика Франсуа Мари Вольтером церкви и религии?
Семинарское занятие № 10.
Тема: Немецкая классическая философия (4 часа).
Часть 1. Тема: Философия И. Канта, И.Г. Фихте и Ф. Шеллинга (2 часа).
Цель: изучение системы немецкой классической философии.
Знать генезис развития немецкой классической философии.
Уметь ориентироваться в философских системах И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга.
Владеть категориальным аппаратом по теме занятия.
Вопросы для самоподготовки:
Общие характеристики немецкой классической философии.
2. Трансцендентализм философии И. Канта. Учение о трансцендентальном и эмпирическом субъекте познания. Анализ механизма процесса познания. Априоризм и агностицизм И. Канта.
Морально-практическая философия И. Канта. «Категорический императив». Соотношение морали и религии. Социально-философские идеи Канта.
Субъективный идеализм И.Г. Фихте. Наукоучение как теоретическая философия.
Натурфилософия и трансцендентальный идеализм Ф.В.И. Шеллинга.
Основные понятия темы:
Агностицизм, антиномия, «антитетическая диалектика», априоризм, апостериорный, a priori, «вещь-в-себе», «категорический императив», натурфилософия, ноумен, ригоризм, трансцендентальный, трансцендентный, феномен.
Литература к теме:
1. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., Наука, 1964.
2. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины 18 – начала 19 века. М., 1983.
3. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. М., 2003.
4. Рассел Б. История западной философии. В 2-х т. М., 1991.
5. Скирбек Г., Гилье Н. История философии. М., 2003.
Темы докладов:
1. Категории морали и нравственности в философии И. Канта.
2. Концепция «вечного мира» в политической философии И. Канта.
3. Философское осмысление проблемы прекрасного в творчестве Ф.В.И. Шеллинга.
4. Взаимосвязь теоретической и политической философии И.Г. Фихте.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем агностицизм И. Канта?
2. Как Иммануил Кант рассматривает процесс познания?
3. Что такое трансцендентальный субъект в философии И. Канта?
4. Объясните понятия «трансцендентный», «имманентный», «трансцендентальный».
5. В чем заключается категорический императив И. Канта?
6. В чем сущность натурфилософии Г.В.Ф. Шеллинга?
Семинарское занятие № 11.
Часть 2. Тема: Философия Г. Гегеля и формирование философии марксизма (2 часа).
Цель: сформировать представления об идеалистической и материалистической концепциях развития общества.
Знать социально-философские взгляды Г. Гегеля и К. Маркса.
Уметь проследить процесс формирования марксизма и влияние на него философии Гегеля.
Владеть категориальным аппаратом по теме занятия.
Вопросы для самоподготовки:
Философия Г. Гегеля. Тождество бытия и мышления («Феноменология духа»). Учение о логическом процессе («Наука логики»). Философия природы и диалектика Гегеля.
Антропологический материализм Л. Фейербаха. Критика религии. Сенсуалистическая теория познания.
Формирование философии марксизма. Проблема отчуждения. Историософские взгляды К. Маркса и разработка им материалистической диалектики. Социальная философия К. Маркса и Ф. Энгельса.
Антропологический материализм, абсолютная идея, базис, гегемонизм, диалектический материализм, идеология, «инобытие», иррационализм, исторический материализм, надстройка, опредмечивание, отчуждение, практика, распредмечивание, триада, феноменология.
Литература к теме:
1. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., Наука, 1964.
2. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины 18 – начала
19 ека. М., 1983.
3. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. М., 2003.
4. Рассел Б. История западной философии. В 2-х т. М., 1991.
5. Скирбек Г., Гилье Н. История философии. М., 2003.
Темы докладов:
1. Понимания истории и права в философии Г. Гегеля.
2. Истоки антиклерикализма в философии Л. Фейербаха.
3. Диалектика в философии истории К. Маркса.
4. Проблема отчуждения в социально0философских воззрениях К. Маркса и Ф. Энгельса.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое «абсолютная Идея» по Георгу Гегелю?
2. Как протекает процесс саморазвития Абсолюта?
3. Что служит источником развития и саморазвития в учении Г. Гегеля?
4. Как Людвиг Фейербах объясняет происхождение религии?
5. В чем сущность «религиозного отчуждения» в учении Л. Фейербаха?
6. Как проявляется антропологический принцип в теории познания Фейербаха?
7. В чем заключается критика К. Марксом и Ф. Энгельсом гегелевской диалектики?
8. В чем заключается материалистическое понимание истории К. Маркса?
Семинарское занятие № 12.
Тема: Современная западная философия (4 часа.)
Часть 1. Тема: Становление неклассической философии (2 часа).
Цель рассмотреть исторический и культурный контекст генезиса неклассической философии.
Знать об онтологических и гносеологических концепциях представителей неклассической философии.
Уметь ориентироваться в основных направлениях неклассической философии.
Владеть категориальным аппаратом по теме занятия.
Вопросы для самоподготовки:
Основные принципы и направления неклассической философии. Сциентизм и антисциентизм. Основные этапы развития позитивизма.
2. Позитивизм О. Конта. Программа преобразования науки в философию. Закон «трех стадий» О. Конта. Позитивизм Дж. Ст. Милля и Г. Спенсера. Эволюционизм и социология Г. Спенсера.
Второй» позитивизм (эмпириокритицизм). Особенности эмпириокритицизма. Программа «очищения опыта» Р. Авенариуса. Теория «нейтральных элементов опыта» Э. Маха.
Синтез европейских философских идей в прагматизме (Ч. Пирс, В. Джемс, Дж. Дьюи).
Неокантианство. Судьба кантовского наследия в марбургской (Г.Коген, П.Наторп) и баденской (В.Винделъбанд, Г.Риккерт) школах.
Основные понятия темы:
Антисциентизм, метафизика, махизм, позитивизм, рационализм, социология, сциентизм, теория равновесие, эволюция, эмпириокритицизм, позитивизм, прагматизм, неокантианство, утилитаризм, ценность.
Литература к теме:
1. Добрынина В.И. Философия 20 века. М., 1997.
2. Зотов А.Ф., Мильвиль Ю.К. Западная философия XX века: В 2 т. М., 1994.
3. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001.
4. История философии. / Под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. Ростов-на-Дону, 2002.
5. Коплстон Ф. История философии 20 век. М., 2002.
Темы докладов:
1. Позитивизм в европейской философской традиции.
2. Позитивная философия как инструмент восприятия реальности.
3. Позитивизм в России.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем сущность сциентизм и антисциентизма?
2. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы развития позитивизма.
3. Какова программа преобразования О. Контом науки в философию?
4. В чем смысл закона «трех стадий» О. Конта?
5. В чем суть эволюционизма Герберта Спенсера?
6. Чем характеризуется эмпириокритицизм?
7. В чем состоит программа «очищения опыта» Рихарада Авенариуса?
8. Расскажите о теории «нейтральных элементов опыта» Эрнста Маха?
9. Какие европейские философские идеи синтезируются в прагматизме?
Семинарское занятие № 13.