Реформация и ее последствия для культурного развития европейских стран
82
0
2 минуты
Темы:
Реформа́ция (лат. reformatio — исправление, восстановление) —
массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной
и Центральной Европе XVI — начала XVII веков, направленное на
реформирование католического христианства в соответствии с Библией.
Её началом принято считать выступление доктора богословия
Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года
он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95
тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений
католической церкви, в частности против продажи индульгенций.
Концом Реформации можно считать подписание Вестфальского мира в
1648 году[1], по итогам которого религиозный фактор перестал играть
существенную роль в европейской политике. Основными причинами
Реформации являлись преодоление феодальной раздробленности и
возникновение централизованных государств, экономический кризис
после появления огромного количества американского золота и
изобретения метода амальгамирования, разорение банков, недовольство
различных слоёв населения Европы моральным разложением католической
церкви, которое сопровождалось экономической и политической
монополизацией. Одним из основных последствий реформационного
движения стало появление протестантизма, который получил
распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера
(лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков»
(анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), а также возникшего
особым путём англиканства. Комплекс мер, предпринятый католической
церковью и иезуитами для борьбы с Реформацией, получили название
Контрреформации. Вестфальский мир 1648 окончательно закрепил те
изменения, которые произошли на карте Европы в результате
Реформации, в том числе и существование новых государств. Больше
значимых религиозных войн в континентальной Европе не велось. В
итоге сторонники лютеранства составляли большинство населения в
Северной Германии, Дании, Скандинавии, Прибалтике. Реформаты же
преобладали в Шотландии и Нидерландах, а также нескольких кантонах
Швейцарии, хотя последователи этого вероучения были и в Венгрии,
Центральной Германии и Франции.
В Англии утвердилась Англиканская
Церковь. Представители небольших протестантских конфессий
сохранились практически по всей Северной и Центральной Европе,
однако часто они подвергались преследованиям как со стороны
католических, так и со стороны протестантских государственных
структур. В дальнейшем многие из них выехали в Америку или
эмигрировали в Россию. Итоги реформационного движения невозможно
охарактеризовать однозначно. С одной стороны христианского мира,
который объединял все народы Европы под духовным руководством папы
римского, больше не существовало, равно как и не существовало
единой христианской культуры. Единая церковь была заменена
множеством национальных церквей, которые часто находились в
зависимости от светских правителей, тогда как раньше клирики могли
апеллировать к папе в качестве арбитра. С другой стороны,
национальные церкви способствовали росту национального сознания
народов Европы. При этом существенно повысился культурный и
образовательный уровень жителей Северной Европы, которая до этого
была как бы окраиной Христианского Мира — необходимость изучения
Библии приводила к росту как начальных учебных заведений (в
основном в форме приходских школ), так и высших, что выразилось в
создании университетов для подготовки кадров национальных церквей.
Для некоторых языков специально была разработана письменность,
чтобы иметь возможность издавать на них Библию. Провозглашение
духовного равенства стимулировало развитие представлений о
равенстве политическом. Так, в странах, где большинство составляли
реформаты, мирянам представлялись большие возможности в управлении
церковью, а гражданам — в управлении государством. В экономическом
плане Реформация способствовала смене старых феодальных
экономических отношений на новые капиталистические. Стремление к
экономии, к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих
развлечений (равно как и дорогостоящих богослужений) способствовало
накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство.
В итоге протестантские государства начали опережать в экономическом
развитии католические. Даже самая этика протестантов способствовала
развитию экономики
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!