РефератРембрандт ван Рейн
«Возвращениеблудного сына»
Выполнили:
Мещеряков
Д.
Плотников
Р.
Тихонов
С.
Рембрандт никогда не был окружен почестями, никогдане был в центре
общего внимания, не сидел в первых рядах, ни один поэт прижизни
Рембрандта не воспел его. На официальных торжествах, в дни
большихпразднеств о нем забывали. И он не любил и избегал тех,
которые импренебрегали. Обычную и любимую им компанию составляли
лавочники, мещане,крестьяне, ремесленники – самый простой люд. Он
любил посещать портовыекабачки, где веселились матросы,
старьевщики, бродячие актеры, мелкие воришки иих подружки. Он с
удовольствием часами просиживал там, наблюдая суету и
поройзарисовывая интересные лица, которые потом переносил на свои
полотна.
Да, картины Рембрандта, бесспорно, являютсявершиной голландской
живописи, а в творчестве самого художника одной из такихвершин
стала картина «Возвращение блудного сына». Онписалее в
последний год жизни, когда уже был старым,нищим, смертельно больным
и немощным, жил в голоде и холоде.
Темой для написания картины послужилаизвестная евангельская притча,
рассказывающая, как после долгих скитаний внеуютном мире блудный
сын вернулся с несбывшимися надеждами к покинутому имотцу. Этот
рассказ привлекал многих художников еще задолго до Рембрандта.
Рембрандту тема «блудного сына»сопутствовала в течение многих лет
жизни. К этому сюжету он обращался еще в1636 году, когда работал
над офортом под тем же названием.В своих картинах на библейские и
евангельские сюжеты художник редкоизображал сцены страстей или
чудес, его больше привлекали рассказы окаждодневной жизни людей,
особенно сцены из патриархальной семейной жизни.Впервые история
блудного сына была представлена Рембрандтом в гравюре, накоторой он
перенес библейский сюжет в голландскую обстановку и изобразил
сынакак костлявое, полуголое существо. К этому времени относится и
рисунок, накотором отец энергично сжимает рукой лохматую голову
кающегося сына: даже вминуту примирения он желает показать свою
отцовскую власть.
Рембрандт на протяжении многих летпредставлял эту тему каждый раз
по-разному. В ранних вариантах сын бурновыражает свое раскаяние и
покорность. В серии более поздних рисунков душевныепорывы отца и
сына не так обнажены, элемент назидания исчезает.
ВпоследствииРембрандта стала занимать как бы почти нечаянная
встреча старика-отца и сына, вкоторой силы человеческой любви и
всепрощения еще только готовы раскрыться.Иногда это был одинокий
старик, сидящий в просторной комнате, перед нимопустился на колени
его непутевый сын. Порой это старик, выходящий на улицу,где его
ждет нежданная встреча; или же к нему подходит сын и крепко сжимает
егов объятиях.
Через 30 лет художник создает композициюменее детальную,
повествовательную, в которой акцент перенесен на старика-отца.Сюжет
картины «Возвращение блудного сына» не имеет прямого отношенияк
предыдущим наброскам, но именно в нее вложил Рембрандт весь свой
творческийопыт и едва ли не самое главное из жизненного опыта.
Рембрандт вдумчиво вчитывался в библейскийрассказ, но он не был
простым иллюстратором, который стремится в точностивоспроизвести
текст. Он так вживался в притчу, словно сам был
свидетелемпроисшедшего, и это давало ему право досказать
недосказанное.
На небольшой площадке перед домом собралисьнесколько человек.
Оборванный, нищий, в подпоясанных веревкой лохмотьях, сбритой
головой каторжника стоит блудный сын на коленях и прячет лицо на
грудистарика. Охваченный стыдом и раскаянием, он, может быть,
впервые за много летощутил тепло человеческих объятий. А отец,
склонившись к «бродяге», сбережной нежностью прижимает его к себе.
Его старческие, нетвердые руки ласковолежат на спине сына. Кажется,
что страдания уже настолько сломили их, чторадость встречи не
принесла облегчения.
Встреча отца и сына происходит как бы настыке двух пространств:
вдали угадывается крыльцо и за ним уютный отцовскийдом.Перед
картиной подразумевается и незримо присутствует безграничное
пространствоисхоженных сыном дорог, чуждый и оказавшийся враждебным
к нему мир.
Фигуры отца и сына составляют замкнутуюгруппу, под влиянием
охватившего их чувства они как бы слились воедино.Возвышаясь над
коленопреклоненным сыном, отец мягкими движениями рукприкасается к
нему. Его лицо, руки, поза — все говорит о покое и
счастье,обретенные после долгих лет мучительного ожидания.Лоб отца
как бы излучает свет, и это самоесветлое место в картине.
Ничто не нарушает сосредоточенного молчания.С напряженным вниманием
наблюдают за встречей отца и сына присутствующие. Срединих
выделяется стоящий справа мужчина в красном плаще, фигура которого
как бысвязывает главных действующих лиц с окружающими их
людьми.
Внимательно следит за происходящим и человек,стоящий сзади. Взор
его широко открытых глаз говорит о том, что и он прониксявсей
важностью и серьезностью момента. С искренним сочувствием смотрит
на отцаи сына стоящая поодаль женщина. Трудно сказать, кто эти
люди.Может быть, Рембрандт и не стремился к индивидуальной
характеристикеприсутствующих, так как они служат лишь дополнением к
главной группе.
Рембрандт долго и настойчиво искал фигурублудного сына, уже в
прототипах многочисленных рисунков и эскизов угадываетсяблудный
сын. На картине он — едва ли не единственный в классической
живописигерой, полностью отвернувшийся от зрителей.Юноша много
странствовал, много испытал ипережил: его голова покрыта струпьями,
башмаки стоптаны. Один из них свалился сноги, и зритель видит
заскорузлую его пятку. Он едва добрался до порогаотцовского дома и
в изнеможении опустился на колени. Спавший с ноги грубыйбашмак
красноречиво говорит о том, какой длинный был пройден путь,
какимунижениям он подвергался.Зрительне имеет возможности
рассмотреть его лицо, но вслед за блудным сыном он тожекак бы
входит в картину и падает на колени.
Из глубины сумрачного холста льетсятаинственный свет. Он мягко
обволакивает фигуру слепого отца, шагнувшего изтьмы навстречу сыну.
Окружающие как бы застыли в ожидании слов о прощении, но словнет.
Старик-отец, действительно, производит впечатление слепого, хотя в
притченичего не сказано о его слепоте. Но она, видимо, казалась
Рембрандту чем-тоболее способным выпукло изобразить волнение
растроганного сердца.
Чувство безграничной радости и любвизахватило отца целиком, в
сущности, он даже не обнимает своего сына, так как унего уже нет
для этого сил и руки его не способны прижать к себе сына. Онпросто
ощупывает его, тем самым прощая и защищая.
Искусствовед М. Алпатов считает главным героемкартины отца, а
блудный сын – лишь повод для того, чтобы отец мог проявить
своевеликодушие. Он даже считает, что картина могла бы называться
«Отец, прощающийблудного сына».
Тот, ктоценит главным образом внешнюю красоту, пожалуй,
найдет в этой картине Рембрандтамного некрасивого и угловатого. Но
таинственное действие света, усиливающеесядалеко простираемой
тьмою, приковывает к себе любого зрителя, а гармониязамечательных
оттенков красок действует на его душу подобно мелодиям
старинныхцерковных песнопений.
Рембрандт Ван Рейн. "Возвращение блудного сына"
159
0
5 минут
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!