После завершения всех подготовительных работ режиссер и директ составляют график съемки. Основная ответственность лежит режиссере, но директор обязан еще раз все проверить и, убедившие! выполнимости графика, начинать действовать.
Съемочный график - это план съемочных работ. Теоретически, должен предусматривать все проблемы съемки, и наиболее простс реальный и экономичный путь их решения. В графике указано, ч снимать, кого снимать, когда и где это должно происходить. Д составления графика нужна определенная информация. Если, наприме съемочный период начинается 1 июня и продлится 14 дней, нужно зна следующее:
o Прогноз погоды на площадке;
o Возможность присутствия действующих лиц (выясняет при повторной встрече);
o Расстояние между объектами съемки;
o Официальные праздничные дни;
o Спецмероприятия (выпускной бал, встреча в верхах и т.д.) С учетом этой информации можно начинать распределять сценарий подгонять съемку для наиболее эффективного использования съемочно] периода.
Первое, что необходимо сделать, это еще раз пройти по сценарию Распределить съемки и действующих лиц по объектам.
В результате у вас может получиться что-то вроде этого:
Нью-Йорк: | Дом Леона, сцены 3, 5, 21, 33, 45 Офис Леона, сцены 7, 10, 18 Мэрия, сцены 9, 24 Вечеринка у Джо, сцена 1 |
Нью-Джерси: | Сад Дианы, сцены 2, 8, 14 |
Так вы составляете список всех героев фильма. Одновременно с этим я выписываю все фотографии или киноматериалы, а также все специальные технические (специальная оптика) или практические (напитки и закуски для вечеринки) средства, которые могут понадобиться для той или иной сцены.
После анализа сценария начинаются осложнения. В первые дни съемки я стараюсь вести щадящий режим, чтобы дать группе возможность "акклиматизироваться": приноровиться друг к другу, проверить качество аппаратуры. Поэтому график составляю с учетом этого. В начале процесса график будет очень условным, так как необходимо совместить множество различных элементов. Предположим, что в первый день вы намерены снять пять сцен. Как определить выполнимость этого решения? Задайте себе несколько вопросов:
o Если мы хотим в десять быть в офисе, когда нужно выехать из гостиницы?
o Сколько времени займет установка света?
o Сколько времени займет съемка после установки света?
o Если мы закончим в одиннадцать, успеем ли мы к двенадцати в Линкольн-Центр?
o Когда делать перерыв на обед?
o Успеем ли мы снять три сцены до пяти часов, забрать вещи в гостинице и в 7.30 быть в аэропорту, чтобы вылететь в Атланту?
o Достаточно ли ужина на борту или мы будем питаться в Атланте?
o Скорее всего нам придется работать с 8 утра до 10 вечера-He слишком ли это много для первого дня?
В зависимости от ответов на эти вопросы, вы можете оставить предварительный план или подогнать его под свои возможности. Каждый раз вы руководствуетесь простыми соображениями: сколько времени займут приготовления, установка света, обед, перекуры, переезды, съемки. ЕСЛИ вы не знакомы с группой или вам предстоит снять несколько сложных сцен, лучше быть пессимистом, чем оптимистом, и отвести на съемку больше времени. Я с опаской отношусь к графикам, которые потрясающе выглядят на бумаге, но совершенно не соответствуют реальности. На съемках всегда случается что-то плохое: ломается камера, у героя возникает срочное неотложное дело. Во-первых, график должен быть гибким: если вы не сможете снять Диану утром, у вас должна быть возможность снимать вместо этого сцену в библиотеке, а Диану - во второй половине дня. Во-вторых, каждый третий или четвертый день оставляйте несколько полностью свободных часов для всяческих неожиданностей. Даже в обычной ситуации всегда найдется объект для съемки, но если вы потеряли время или возможность взять интервью, тогда эти часы покажутся даром небес.
Получение разрешений
Если вы еще не занимались этим вопросом, сейчас самое время для получения необходимых разрешений. Есть ли в плане какие-либо объекты, на съемку которых требуется разрешение? Если вы берете интервью дома или на работе у героя, тогда устной договоренности с ним будет вполне достаточно (но остерегайтесь вмешательства высокого начальства). Большинство общественных мест, таких как: парки, музеи, железные дороги, официальные учреждения, требуют наличия письменного разрешения на съемку.
Убедитесь в том, что у вас имеются все разрешения, а не просто некоторые из них. Несколько лет назад мне пришлось снимать репетицию концерта. Я договорился с директором театра и директором оркестра, и все шло хорошо. Но когда я пришел снимать, сам оркестр поначалу отказывался участвовать в этом: никто не спросил их разрешения и не объяснил им цель съемки. В результате, пережив несколько неприятных моментов, мы продолжили съемку.
Помимо этого надо проверить, что разрешение не ограничивает дату и время съемки. Иногда вы планируете снимать в понедельник, но Приходится перенести съемку на вторник. Естественно лучше пРеДупредить заранее об изменениях плана, но это не всегда возможно. Неприятно сталкиваться с мелким чиновником, который, упиваясь своей властью и настаивая на строгом соблюдении закона, запрещает съемку, мотивируя это тем, что она была назначена на понедельник.
Позаботьтесь также о получении личного разрешения. Это бумага подписанная участником фильма, в которой указано, что последний не возражает против использования материала с его участием. Обычно вы снимаете по устной договоренности с героем, а письменное личное разрешение получаете после завершения съемки. Это скорее средство обезопасить себя, чем необходимость. В некоторых странах имеется законодательство о невторжении в частную жизнь, но, как правило, съемка на улице не является основанием для возбуждения судебного процесса. Если человек, случайно снятый вами на улице, захочет предъявить вам судебный иск, он должен доказать причиненный ему ущерб. Это достаточно трудно, но вполне вероятно. Вы случайно сняли мужчину, целующего женщину, которая не является его женой, после чего он вполне может заявить, что вы обвинили его в прелюбодеянии. Но такие случаи крайне редки. На всякий случай постарайтесь получить личное разрешение.
Это разрешение защитит вас от проблем, возникающих, как правило, в самый неподходящий момент. Вы сняли женщину, которая откровенно рассказывает о начальнике. За неделю до выхода фильма женщина испугалась и обращается в суд с требованием запретить показ, утверждая, что ей причинен ущерб и она не давала разрешения на использование материала. Судья принимает иск, но не будет его рассматривать в течении нескольких недель. Чтобы защитить истицу, он выпускает судебный запрет на материал до решения дела.
Именно этот запрет, примененный в целях получения денег или из понятного страха, и является главным орудием истицы, так как на практике она бы, наверное, никогда не выиграла это дело. Предъявление личного разрешения суду спасает вас от подобной ситуации.
Некоторые уверены, что за личное разрешение нужно платить. Я не согласен с этим. Деньги необходимы в качестве встречного удовлетворения при заключении договора. Но в данной ситуации вы получаете лишь свидетельство наличия договора. Я считаю, что деньги создают больше проблем, чем решают, поэтому никогда не делаю таких предложений.
Большинство режиссеров берет личное разрешение по любому поводу. Я никогда не спрашиваю об этом у прохожих или случайных людей, с которыми разговорился на уличной съемке. Я не требую разрешения, снимая в частном доме при наличии принципиального согласия моего собеседника дать интервью (а иначе зачем мы приехали?). Лменно так я работаю на частных съемках и еще ни разу об этом не пожалел. Однако многие телеканалы требуют предъявить разрешение на каждое интервью, предпочитая ошибаться в сторону осторожности.
При съемке сложных, болезненных или потенциально разоблачительных ситуаций получение разрешений не только желательно, но необходимо. Я, например, всегда стараюсь взять разрешение, снимая в больнице, школе или тюрьме. Но даже при наличии разрешения надо проявлять осторожность. Фред Вайзман получил письменные разрешения на использование материала у главного надзирателя тюрьмы, и даже несмотря на это у него были неприятности.
Во многих городах существует требование получения разрешения полиции на уличную съемку в случае использования штатива. В теории оно обосновано: вы можете перекрыть движение или причинить беспокойство. Разрешение успокаивает полицейского, который, имеет полное право поинтересоваться, что вы делаете. В большинстве случаев времени на получение разрешения в полиции нет, поэтому вы просто снимаете, и никому до этого нет дела. Но не стоит рисковать - время, проведенное в полиции, не бывает потеряно даром.
Съемка за границей
При съемках заграницей возникает громадное количество дополнительных проблем: от погодных условий до правительственных переворотов. Все эти трудности должны быть учтены на стадии предпродукции. Ваша главная цель - снять все необходимое, сохранить здоровье, привезти домой весь рабочий материал и съемочную группу в полном составе. В таком случае планируйте особенно тщательно, так как шансы отснять материал заново очень невелики. Директор должен знать все входы и выходы в стране, куда вы отправляетесь, и к его мнению надо внимательно прислушиваться. Вот основные вопросы:
o Что можно снимать и какие разрешения надо получить?
o Надо ли платить чиновникам за содействие? ,%
o Какова политическая обстановка в стране? '
o Есть ли угроза военных действий?
oМожно ли снимать запланированных героев и темы?
o Надо ли официально заявлять тему фильма?
o Будет ли фильм подвергнут цензуре?
o Каковы погодные условия?
o Есть ли угрозы для здоровья и возможность получения квалифицированной медицинской помощи?
Большая часть вопросов относится к бюрократической практике страны посещения. Другая половина вопросов касается пленки, аппаратуры и группы:
o Есть ли возможность получать новую пленку?
o Имеются ли в стране хорошие лаборатории?
o В случае выхода аппаратуры из строя есть ли возможность ее замены или починки?
o Как погодные условия влияют на пленку?
o Есть ли возможность отправки пленки домой?
В Восточной Европе местные власти обычно требуют постоянного присутствия в группе их представителя. Некоторые страны настаивают на привлечении местных съемочных групп. Вопрос о съемочной группе немаловажен для сметы. Американцу, снимающему в Англии или Франции, гораздо дешевле и удобнее работать с местной группой. Всегда определяйте расходы заранее. В 1988 году в Польше директор из Варшавы сказал, что нужно платить 400 долларов в день за проверку аппаратуры. Я ответил, что, наверное, в социалистической стране это нормальная практика, но у нас, в капиталистической Америке, я должен отчитываться за каждый цент. Он понял, и больше этот вопрос не возникал.
Одна из главных сложностей - таможенная процедура, то есть ввоз и вывоз пленки и оборудования. Предупрежденный вооружен. Многие страны с подозрением относятся к ввозу и вывозу пленки или аппаратуры' Таможенные правила и запреты возникают прямо из воздуха, столкновение с ними подобно совершению убийства. Есть два сильнодействующих средства: квалифицированный местный посредник или директор, знающий всех и все, и carnet de passage. Garnet de passage - таможенный документ. получаемый на родине в местной торговой палате за небольшую плату. " нем содержится перечень всех стран следования и детальный списоь ввозимой аппаратуры и материала. При прохождении таможенного контроля в стране прибытия сотрудник таможни проверяет багаж и ставит щтамп в форме carnet de passage, то же самое происходит при выезде, форма служит гарантией того, что вы не оставите имущество в стране пребывания и освобождает от уплаты таможенных пошлин при въезде и выезде. Кроме этого, форма решает все таможенные вопросы по прибытии домой, так как служит доказательством того, что вся аппаратура не только вывезена, но и ввезена вами обратно.
Несколько слов об излишнем весе багажа. Эта проблема постоянно преследует вас не только при съемках заграницей, но и дома. При большом количестве аппаратуры - камера, штативы, свет и т.д. - съемочная группа всегда перегружена. Это не имеет особого значения при поездках на автомобиле или поездом. Но в полете лишний груз означает дополнительную оплату. Учитывая это, до вылета переговорите с представителями авиакомпании. Особо подчеркните, что вы часто пользуетесь услугами именно этой авиакомпании, принесите письмо от руководства с обещанием помощи на условии упоминания авиакомпании в фильме. Используйте все методы, чтобы сократить дополнительную плату или вовсе игнорировать ее.
Продолжительность поездки и съемочного периода не просто определить дома, это становится вдвойне сложнее заграницей, особенно в Африке, Индии, на Дальнем Востоке и в Южной Америке. Поезда, отправляющиеся по расписанию утром, в лучшем случае отходят поздно вечером. Время вылета самолета не гарантировано, и даже после вылета может произойти все, что угодно: птицы залетели в двигатель, кончилось топливо и т.д. Съемку надо планировать с учетом подобных трудностей. Это не убавит головной боли, но сэкономит нервные клетки.
Обсудив все проблемы, можно составлять окончательный съемочный график. Копии графика раздаются всем членам съемочной группы для ознакомления и обсуждения. Кроме темы и места съемок в графике Должна быть указана вся информация о поездке: авиарейсы, отели, адреса и телефоны пребывания и местные агенты. На составление графика уходит большое количество времени, нервов и энергии, но он того стоит. Хорошо спланированная битва выиграна наполовину.
ЧАСТЬ III. Производство