1. О том, что каждый израильтянин ест пасху индивидуально: "сколько каждый съест". Так и мы питаемся Иисусом, сколько кому позволяет его "аппетит", способность и настойчивость.
2. Но та же исключительная пища предназначена и для того, чтобы вкушать ее всем семейством: "по агнцу на семейство".
Не пренебрегайте этими двумя милостями. Пусть никто не успокаивается, пока не спасется он сам и вся его семья. Нам обещано и то, и другое в известном тексте – Деяния 16:31.
II. Текст упоминает о возможной проблеме и разрешает ее.
Возможно, что людей, способных питаться Агнцом, недостаточно, но нет недостатка в пище для них. Последнее, что было поставлено к великому брачному пиру, – это гости. Волы и откормленные животные уже были закланы, все было готово задолго до того, как "брачный пир наполнился возлежащими" [Мф.22:10].
1. Одно семейство, конечно, слишком малое вознаграждение для Иисуса, слишком мало для употребления агнца.
2. Одно семейство слишком мало, чтобы воздать Ему всю хвалу, преклониться перед Ним в служении и с любовью, которой Он достоин.
3. Одно семейство слишком мало, чтобы совершить весь труд провозглашая Агнца Божьего, отстаивая истину, посещая церковь, спасая души. Поэтому позовем нашего соседа, ближайшего к нашему дому.
Если наш сосед не откликается на приглашение, мы не в ответе; но если его настигнет гибель только потому, что мы его не пригласили, вина в его погибели ляжет на нас. "[Если] ты не будешь ничего говорить... – то ... кровь его взыщу от руки твоей" (Иез.33:8).
III. Сюжет наводит на мысль о добрососедском общении в Благой вести.
1. Благо как для личности, так и для ее семейства со временем преодолеть эгоизм и заботиться о благосостоянии окружающих.
2. Благо, когда центром общества является Агнец.
3. Неизреченная благодать уже нисходит на нас, благодаря дружбе, скрепленной нашим единением в Иисусе. Церковное общение здесь наиболее плодотворно.
Маленький мальчик спросил мать, кого из героев книги "Путешествие пилигрима" она любит более всего. Та ответила: "Христианина, конечно; он – главный во всей истории". Сын возразил: "А я так не думаю, мама; я больше люблю Христиану, потому что Христианин ушел в паломники один, а Христиана взяла с собой детей".
Один работник шел на работу, но кто-то его предупредил, что вышедшая из берегов река обрушилась на долину, неся смерть и разрушение. Сообщивший, казалось, был не очень обеспокоен этим обстоятельством, но встревоженный работник, воскликнув:."Следует дать знать людям!" – немедленно помчался вниз по долине. Заблаговременно предупредив людей, он многим спас жизнь.
НЕСВОЕВРЕМЕННАЯ МОЛИТВА
"Что ты вопиешь ко Мне?" (Исход 14,15).
Не исключено, что подобное восклицание может быть обращено даже к людям, подобным Моисею.
Бывают такие минуты, когда взывание должно уступить место действию. Если молитва услышана и Чермное море "разделилось", постыдно пребывать в страхе и продолжать молиться.
I. Ответ может быть неудовлетворительным.
1. "Потому что я был так воспитан". Многие проявляют ханжество, повторяя молитвы, заученные в детстве.
2. "Молитва - часть моей религии". Тот, кто так утверждает, молится, подобно танцующему дервишу или простирающему вверх руки факиру; но те не ведают о духовной сущности молитвы (Мф.6:7).
3. "Я чувствую себя облегченным после молитвы". Благо ли чувствовать себя облегченным? Может статься, что ваши формальные молитвы – лишь издевательство над верой и таким образом прибавляют к грехам (Ис.1:12,15; Иез.20:31).
II. Ответ может обнаружить и невежество.
1. Когда молитва препятствует безотлагательному покаянию. Вместо того чтобы, оставив грех, сожалеть о содеянном, иные толкуют о молитве. "Послушание лучше жертвы" [1Цар.15:22] и лучше молитвы.
2. Когда молитва отгораживает от веры в Иисуса. Благая весть не гласит: "Молись – и спасешься", но: "Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься" [Деян.16:31] (Мф.7:21; Ин.6:47).
3. Когда мы предполагаем, что молитва делает нас угодными Иисусу. Мы должны приходить к Нему как грешники, а не полагаться на свои молитвы, якобы уже обосновывающие праведность (Лк.18:11-12).
III. Ответ может быть точным.
1. Потому что не могу иначе. Я в нужде и должен молиться или погибнуть. Воздыхания и взывания не совершаются по приказу, они – естественный порыв сердца (Пс.41:1; Рим.8:26).
2. Потому что знаю, что буду услышан, и поэтому чувствую непреодолимое желание обратиться к Богу с прошением. "Приклонил ко мне ухо Свое, и потому буду призывать Его во все дни мои" (Пс.114:2).
3. Потому что уповаю на молитву; она усмиряет мысли и вселяет надежду в сердце. Такая молитва – сладостное общение с Богом. "Мне благо приближаться к Богу!" (Пс.72:28).
4. Где окажутся те, кто полагается только на свои молитвы? Кто те, которые обходятся без молитвы? И кем являются те, кто, молясь беспричинно, суеверно повторяют слова, в то время как сердце остается глухо?
Во время оттепели на одной из рек Америки на еще не совсем отколовшейся глыбе льда застрял человек. В панике он не увидел, что еще мог бы спастись, но, став на колени, громко воззвал к Богу о помощи. Люди на берегу кричали ему; "Хватит молиться, беги к берегу!" И мне хочется обратиться к некоторым из вас: "Уповайте не на молитвы, но верьте в Иисуса". – Журнал "Христианин", 1874 г.
КТО НА СТОРОНЕ ГОСПОДА?
"И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, (иди) ко мне! И собрались к нему все сыны Левины" (Исход 32:26).
Твердости – вот чего Господь ищет в Своих служителях, и когда Он ее обнаруживает, Он вознаграждает.
Истинному верующему должна быть свойственна решимость, ибо страшный конфликт продолжается и доныне, и проклятие настигнет нейтральных.
I. Друзья Господа в что им следует делать.
Они должны открыто признаться в принадлежности Богу. "Сегодня посвятите руки ваши Господу" (ст. 29).
Им надлежит выступить и собраться вокруг знамени: "Кто Господень, (иди) ко мне!" Для нас это значит открытая связь с церковью, мужественное порицание греха, свидетельство истины, не сообразуясь с веком сим [Рим.12:2], но сообразуясь с Христом, Господом нашим (2Кор.8:5).
Они должны быть готовыми оказаться в меньшинстве: одно племя против одиннадцати, если на то пошло.
Они должны быть готовыми к наступательным действиям. "Возложите каждый свой меч на бедро свое" (ст. 27).
II. Воинство Господне и бодрость духа от осознания принадлежности к нему.
Дело этого воинства – дело праведное. Праведное же дело – мощный стимул доблести и крепкое ее основание. "Трижды вооружен тот, чье дело – справедливо. Не бойтесь. Продолжайте бороться. Истина восторжествует". Сам Христос – наш Предводитель. Можно ли колебаться при таком Военачальнике? Он - "вождь и наставник народам" (Ис.55:4).
С Ним на нашем фронте сражения - совесть и чистота помыслов в сердце.
Это тот фронт битвы, который в конечном итоге предполагает победу на небе и бесконечный мир (Откр.19:14).
III. Рекомендации, необходимые для зачисления на службу.
Носите свои знаки отличия, открыто признавая Христа в крещении.
Проходите строевую подготовку – учитесь, подчиняя себя дисциплине.
Облачитесь в полковую форму – носите одежду святости, ливрею любви, всеоружие Божье (Еф.6:13,18).
Первым делом, начните гражданскую войну. Воюйте внутри своей души. Сразите грех, победите свое "я", усмирите гордыню и т. д.
Выходите на поле битвы. Боритесь против лжи, суеверий, жестокости, угнетения, пьянства, нечистых помыслов и прочих грехов повсюду.
"Мой близкий друг, глава семейства и отец взрослых сыновей и дочерей, недавно скоропостижно скончался. Накануне смерти домочадцы собрались возле него; в их числе находился недавно испытавший, подобно остальным, силу спасающей благодати. Велика была радость отца, когда он, возлагая поочередно руку на каждого, произносил умиротворенно: "И ты на стороне Господа! И ты на стороне Господа!" А как в этом отношении обстоят дела у наших слушателей, окажись им предстать у смертного одра верующих отца или матери? Возрадовались бы их родители, что и их дети – Господни?
ВОЗЛОЖЕНИЕ РУК НА ЖЕРТВУ
"И возложит руку свою на голову жертвы за грех" (Левит 4:29).
Сколько душ задаются вопросом, как приобрести долю в Христе, чтобы быть спасенным Им? Действительно, нет более важного вопроса.
Несомненно, задаться этим вопросом – крайне необходимо. Увы, многие им пренебрегают. Напрасно умер Христос, если нет веры в Него.
Текст предлагает образный ответ на вопрос: как может жертва Христа стать доступной?
I. Значение символа.
1. Исповедание в грехе, без чего нет нужды в жертве.
К этому следует добавить признание в том, что наказание заслужено, иначе незачем приносить жертву.
Отказ от иных способов избавления от греха. Руки, возложенные на жертву за грех, были пусты.
Исповедуйтесь у креста, ибо только возле него устраняется грех.
2. Возложение рук – это признание благости замысла Бога о замещении жертвы.
Некоторые сомневаются в праведности такого образа действия для спасения и не уверены в нем; но Стремящийся к спасению не сомневается, ибо исходит из того, что только Бог – наилучший судья праведности, и если Он довольствуется, то мы – тем паче.
Никакой иной замысел, кроме Божьего, не соответствует сколько-нибудь потребностям души. Иные верования не предлагают решения проблемы осознанной вины.
3. Зависимость человека: он не получит прощения, не опираясь на жертву.
Не в Иисусе ли абсолютно твердая опора прислонившемуся сердцу?
Вникните в природу страдания и смерти, которыми свершилось искупление, и вы станете полагаться на него.
Созерцайте достоинство и ценность Жертвы, Которая претерпела смерть. Слава личности Христа возвышает жертвенность Его искупления (Евр.10:5-10).
Помните, ни один из святых, пребывающих ныне на небе, не прибегал к иному искупительному жертвоприношению. "Только Иисус" – девиз оправданных. "Он ... принес одну жертву за грехи" (Евр.10:12),
Спасшиеся среди нас на том стоят; почему бы не стоять на том и вам, стремящимся спастись?
II. Простота символа.
1. Отсутствие предварительных обрядов. Жертва была, и руки на нее возложились – ничего более. Христос есть Альфа и Омега [Откр.1:8].
2. Приносящий жертву открывает все свои грехи. "Каков я есть". Он приносит жертву, дабы искупить свой грех, но не он сам его устраняет.
3. Его руковозложение не является выражением его личных заслуг или некоей ценности его личности.
4. В его руке нет ничего. Ни золотого кольца как знака богатства, ни печати власти, ни нашивки, обозначающей чин. Приносящий приходит как человек, а не как ученый, богатый или знатный.
Слабая рука ребенка, подносящая ложку ко рту, накормит не хуже мужской руки, ибо не рука кормит, хотя и кладет пищу в рот; насыщает пища, попадающая в желудок. Так и мы, если сумеем вкусить хотя бы маленькую толику от Христа, Он не даст погибнуть... Слабые руки способны принять дар, как и сильные. Этот дар – Христос.
Слабая вера способна заставить припасть к Нему, как и сильная вера, и Христос тоже с тобой, даже если у тебя слабая вера, а не только тогда, когда ты ликуешь от радости веры. – Уельш.
ПРОТИВОСТОЯНИЕ РОПОТУ
"Народ стал роптать вслух Господа; и Господь услышал, и воспламенился гнев Его, и возгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять край стана" (Числа 11:1).
Обратите внимание, что беда началась с последних рядов ("с края") разнородной толпы, и огонь Господень возгорелся именно там. Большая опасность для Церкви исходит от ее подпевал и приспешников; они заражают истинный Израиль.