Болью любви
Эта повесть называется как послание, которым в день всех влюблённых
подаётсязнак признания в любви — сердечко на открытке. Нов названии
повести это знаклюбви и печали: «Вlue Vаlentine». Это история одной
любви, ставшаяпечальным посланием ко всем, кто его
когда-нибудьпрочтёт. Именно так:«когда-нибудь», а не тотчас. Она
стала литературой уже сегодня, нобыла написана, по-моему, с таким
очень честным иточным ощущением времени. Оно,наше время, больше не
принимает сигналов о бедствии. То ли это болевой шок,который
однажды пройдёт. То ли высшая стадиягуманизма: тотальное
освобождениеот всех страданий рода человеческого с помощью
обезболивающих средств. Эдакийцивилизованный способ, по сути,
духовного самоубийства. Больное обществопотребителей ничего не
хочет знать о своих же болезнях, не желает чувствоватьни чужой, ни
собственной боли — простолечится от неприятных ощущений
болееприятными.
Но боль — это полученное только такой ценой, самое проницательное
знание ожизни. Знание всегда открывается кому-то одному, а не
исчезнет оно никогдабесследно потому, что уже открывает что-то
очень многим. Это, по-моему,инстинкт к спасению; незнание так или
иначе губит, азнание так или иначеспасает, при этом вроде бы
эфемерное «знание о жизни» добываетсяпоначалу слепцами, уберегая-то
потом всех зрячих. Длясвоего выживания человекможет уничтожать себе
подобных, повинуясь чувству ненависти как инстинкту. Нотакже, чтобы
выжить, спасает себе подобного, уже повинуяськак инстинкту
любви.Даже сострадание — это чувство не воспитанное, а
инстинктивное. Каждое чувство,будь то ненависть или любовь,
рождается в душепомимо воли. Поэтому жизньчеловека изначально
трагична, расколотая как будто надвое. И если она непроходит в
борьбе с другими, даже кровно близкими, тостановится борьбой с
самимсобой.
«Вlue Vаlentine» — это первое серьёзное литературное произведениео
любви в сегодняшнем времени, родственное всему, чтобыло написано в
русскойлитературе на тему о трагедии непонимания любящих людей, но
без пафосадуховного задания: история о двоих, написанная тоже
толькодля двоих — тем, ктознал и писал, для того, кто прочтёт и
узнает.
На язык современности переложено всё то, что, казалось бы, старо
как мир. Новсё, что можно услышать — «Крейцеровусонату» Толстого
или«Осень» Бергмана — превращается в доводы, извлекаемые из
такого,чужого опыта мужчиной и женщиной, застигнутыми в
моментрасплаты как будто ужеза все грехи перед друг другом.
Застигнутые бытом, жизнью, временем, в которыхони как мушки,
застывшие в прозрачной смоле.
Он одарённый человек, но лишний в своём времени, почти чужой и
среди себеподобных — тех, кого мог бы назвать «собратьямипо перу»,
если бы ещёбыло это братство. Всё, что есть главного в жизни, —
свобода и любовь. Ноличное, что строил он на этом фундаменте,
оказалось вдругзыбко. Свобода? Онаесть, но безжизненная, что даётся
давно всем и каждому без личной за неёборьбы. Жить иначе он уже не
хочет или не может: его свобода -это свободатворчества, а
благополучная жизнь — худой невзрачный быт, дающий такую
свободу.Зарабатывает на жизнь по грошам, то есть трудно,
журналистскойподёнщиной, но скаким-то презрением — то ли к деньгам,
то ли к пошловатому фарисейскомуремеслу. Копится уныние, если и не
равнодушие к собственнойучасти. Свобода каккислородный коктейль из
пены — гордости, снобизма, идей, идеалов — лишьвспенившись, тут же
выдыхается. А легче давно не дышится и жаждыне утоляешь.Всё это
пьёшь как воду из-под крана: хочешь пей, а хочешь прими душ или
ванну — разве что в ванной комнате почему-то всегда отвратительно
пить, а на кухнеуже-то не по себе умываться. Свобода стала
безвкусной, то есть общественной,наподобие водопроводной воды.
Личная духовная потребность в нейкак потребностьосвобождения
утоляется куда ощутимей дозой наркотика. Но бесчувствие вдруг
итогда настигает ещё стремительней: оно оказываетсядейственней
наркотика то одинраз, то другой — а рождает иную мучительную
болезненную зависимость, как будтоот самого себя. Он источник своей
жеболезни. Но понять это, испытать сполнапочти до безумия принужден
лишь тогда, когда теряет любовь — не абстрактную, ареальную любовь
женщины, да и своё кней чувство.
До этой черты они шли вместе, но каждый своим путём, то есть
поодиночке.
Непонимание становится одиночеством, одиночество
-отчуждением, отчуждение — изменой с мыслью уже о собственной
свободе как о свободе от того, ставшегонелюбимым, чужим. Пройти
через те же самые быт, жизнь, время к тому, чтобыспастись в своей
катастрофе — это путь уже для двоих. «ВlueVаlentine» рассказывает
об этом пути, а точнее сказать, ведёт этим же путёмсвоего читателя.
Герой и проводник — одно лицо. Оно как загадка,
единственнаясознательная в повести, но открывающая себя легко
ипросто для тех, кто всёпрочтёт до конца, а главное — до конца всё
поймёт. Не детективный ход, немаскировка, но поданный знак от
автора, что обращается кчитателю от самого себялишь в первых
строках: «Эту историю мне рассказал один приятель.Обычная история.
Про ломки. Он рассказывал, чтобычуть-чуть развеяться. И ещёпотому,
что мысли были странны и вряд ли пришли бы в голову в
другихобстоятельствах. Было сильно больно, он говорил, и он
что-торазглядел, чтообычно не видно».
Автора «Вlue Vаlentine» — Александра Вяльцева — знают разве что
всвоём, узком мирке, где одни и те же люди ходят поодному и тому же
кругуредакций одних и тех же журналов, газет. Знают в литературной
среде, что всёменьше хоть чем-то похожа на среду обитания -скорее
уж забвения и прозябаниядля большинства. Это камера обскура
современного общества и своего родаидеальный вакуум для такого
послания — изниоткуда в никуда. В повестилитературная богема
становится то персонажем, то декорацией. Автор непародирует её,
относится даже завышено всерьёз, не видяпод масками
самоуверенныхснобов маленьких донельзя людей, пишущих не «спермой и
кровью»,а с мечтою гоголевского Акакия Акакиевича выслужить
однаждыхоть что-то своё,тем и тёпленькое — какую-нибудь «шинель».
Однако этой наивной внешнейлитературностью повесть как-то
естественно уберегается отлитературщины, то естьот пафоса
причастности каждого слова в ней к искусству. Так
определяетсяавтором лишь время действия — узнаваемо, но не более
того.Повесть перестаётбыть вымышленной, пусть как литературный, но
факт. Это и художественное, инравственное решение, поскольку всё
содержание её читательвправе восприниматькак документ. Но
экзистенциальная тема превращает «Вlue Vаlentine» висповедь о
событиях лично выстраданных, гдедействительным оказывается
самоебеспредметное и вневременное — чувства двух людей — а, стало
быть, далёкое оттакой, документальной достоверности, хоть
ужеизобразить всё это как подлинноебыло бы невозможно без
предельного реализма.
Снаружи это почти бессюжетный дневник. Но если есть событийность
внешняя, синтригами и сюжетными трюками, то событийность этойпрозы
во внутреннейнапряжённости. Притом это не напряжение
психологической схватки автора со своимсобственным отражением —
двойником его окажется не этоотражение, а читатель.Действие
возникает как в прямом эфире — не позволяя отстраниться.
Этомусближению всё противится как вживлению чего-то чужеродногов
такие же твоиорганы, ну или в мысли о том же.
Это исповедь, которая требует от читателя признания в том же:
простит ипоймёт тот, кто в том же сознается. Доверие кпроисходящему
в повести превышаеттот предел, когда восприятие т е к с т а
остаётся всё ещё отстранённым, какбудто изолированным собственной
жизнью, да ихудожественной условностью. И этосамый сильный её
эффект во всех смыслах, но всё же не художественныйизначально, а
нравственный: совершенно интимныйдневник мужчины — гдесокровенное в
отношениях с женщиной доверяется читателю, однако, оставляятайной
всё то, что и в жизни не делали он или она для чужихглаз —
неожиданнотребует душевного преодоления, будто это чужое, даже
чуждое, но что не можешьпростить как себе самому. Это неприятное
чтение, потому чточужое в нём при всейсвоей интимности духовно
чувствует себя свободно. В этой повести читательоказывается один на
один со своим страхом, стыдом, болью -всем, что прячет, вчём не
свободен — не получая, однако, никакого морального превосходства,
еслитолько не мнимого. Принять мысль, что любовь — это боль; потом
сознаться в этом,как в собственном уродстве, и ощутить её, боль,
взамен обретая свободу отдвойной жизни — и оказывается равносильным
покаянию. Так, наверное, всё женельзя жить, вовсе без лицемерия и
цинизма — это как содрать кожу. Но ни каплицинизма или лицемерия
нет в этой в повести. Так возможно всёэто было н а п и са т ь.
"Болью любви"
276
0
5 минут
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!