«Все величие в романе отданоей...»(образ Сони Мармеладовой)
План.
Двеидеи – бунт и смирение.
ПутьСони Мармеладовой
Причинывыбора автором фамилии и имени Сони Мармеладовой
Вера
Надежда
Любовь
СоняМармеладова для Достоевского – это то же самое, что для Пушкина
Татьяна Ларина.Любовь автора к своей героине мы видим повсюду. Мы
видим, как он восхищаетсяею, боготоворит и где-то даже ограждает от
несчастий, как ни странно этозвучит. Соня – это символ,
божественный идеал, жертва во имя спасениячеловечества. Она как
путеводная нить, как нравственный образец, несмотря на еезанятие.
Соня Мармеладова – антагонист Раскольникова. И если разделять
героевна положительных и отрицательных, то Раскольников будет
где-то посередине, аСоня в самом центре чаши весов праведных дел. В
своей записной книжке Достоевский как-тоотметил: «Две великие идеи
— бунта и смирения, обе требуют подвига».Бунт или смирение
(символически — топор или крест) — основная
мировоззренческаяпроблема писателя и его героев.
В романе «Преступление и наказание» бунт выбралРаскольников,
смирение — Соня Мармеладова. Но каково содержание и бунта,
исмирения — тема многочисленных споров, продолжающихся и по
настоящее время.
СмирениеСони Мармеладовой – это смирение в чистом виде, как
искусство ради искусства.Это смирение не ищет причин и следствий,
не задается глобальными вопросами, онопросто есть, это смирение,
существует как аксиома, как непреложная истина, каквсеобщий мировой
закон. Предлагая Раскольникову поцеловать землю, она не
толькоприобщает его к этому смирению, но и показывает, что именно
это путь кочищению.
Нестоит думать, что Соня Мармеладова слаба душой, ибо не смогла
сопротивлятьсявнешним обстоятельствам. Она очень сильная личность,
и может быть, именнопотому, что она так сильна, она смогла «пойти
по желтому билету», пожертвоватьсобой ради других, а не броситься с
моста в реку, как предлагает Раскольников:«Да скажи же мненаконец,
— проговорил он, почти в исступлении, — как этакой позор и
такаянизость в тебе рядом с другими противоположными и святыми
чувствамисовмещаются? Ведь справедливее, тысячу раз справедливее и
разумнее было быпрямо головой в воду и разом покончить!» Смирение
не педполагает самоубийства. И это лишний разпоказывает нам всю
силу характера Сони Мармеладовой. И хоть они и на разныхчашах весов
с Раскольниковым, все же эти чаши уравновешены, так как по
силехарактера они равны.
Интереснопроследить и причины выбора автором фамилии и имени Сони
Мармеладовой. Вообще,София, Софья – это одно из любимейших имен
Достоевского. Имя это означает “мудрость”, “разумность”, “наука”.И,
действительно, в душе СониМармеладовой заключена такая неизбывная
мудрость, такое величие, как и вБиблии, в древнейшей книге,
известной человечеству. И кажется, что образ СониМармеладовой – это
патриархальный образ всех женщин, матерей, сестер,
монахинь,воительниц. Фамилия Мармеладова тоже может нам о много
рассказать. Это иирония, связанная со «сладкой» жизнью семьи
Мармеладовых, и сон в котором какбы все время пребывает Соня,
оставаясь чистой духовно и запятнанной в обществе.Софья – это еще и
библейское имя матери трех мучениц Веры, Наежды и Любви. Иименно
Соня Мармеладова аккумулирует в себе веру, надежду и любовь.
Посмотрим,как развивается это в романе.
Вера– это основная составляющая жизни Сони. Без веры она слаба и
беспомощна, вместес нею – она сильна и мужественна. Именно из уст
Сони мы слышим притчу о Лазаре,именно вера Сони Мармеладовой
спасает Раскольникова. Ибо в Сонечке так многоэтой веры, что она
распространяется на всех: «- А тебе бог что за это делает? —
спросилон, выпытывая дальше. Соня долго молчала, как бы не могла
отвечать. Слабенькаягрудь ее вся колыхалась от волнения. — Молчите!
Не спрашивайте! Вы не стоите!..- вскрикнула она вдруг, строго и
гневно смотря на него». Соня неможет защитить себя, а вот свою веру
она готова защищать до последнего вздоха,и если надо пойдет за нее
на костер.
Наверное такими как Соня Мармеладова былипервые
христианские мученики, умиравшие за веру. И Соня тоже мученица, ибо
онаприносит себя в жертву на алтарь своей семьи и других людей, но
жертва эта неоценена никем из них. Слова Мармеладова, вымаливание
прощения на коленяхКатериной Ивановной – это внешние проявления
принятия этой жертвы. Но всю больи прелесть ее могли осознать
только Раскольников и господин Свидригайлов,который с
Раскольниковым «одного поля ягоды». Эту жертву могут оценить
люди,которые также переступили через себя, пережили внутренний
слом. Соня знает, какэто тяжело, поэтому первые ее слова, после
признания Раскольникова в убийстве,это: «Что вы, что выэто над
собой сделали!»Именно над собой, потому что Раскольников совершил
прежде всего духовноесамоубийство, а это, по мнению Сони, самый
худший из грехов.
Нотам где живет вера, там живет и надежда, неразлучная сестра ее.
Надежда этатоже всепоглощающа и величественна, ибо это надежда на
грани веры. Соня верит,что Раскольников раскается, Соня верит, что
Екатерина Ивановна хорошая, верит,что Полечка не пойдет по тому же
самому пути, что и она. И еще Соня надеется изнает, что за муки и
страдания на этом свете, обязательно воздаться в следующейжизни,
хотя может быть этой будущей жизни вовсе нет, но где-то в глубине
душиСоня надеется, что и она вместе с Лизаветой «Бога узрит». И ее
надеждаоправдывается в конце, когда она понимает, что Раскольников
любит ее: «Как это случилось, он и сам незнал, но вдруг что-то как
бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Онплакал и обнимал
ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и вселицо ее
помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него.
Нототчас же, в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось
бесконечноесчастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что
он любит, бесконечнолюбит ее и что настала же, наконец, эта
минута...»
Пролюбовь разговор особый. Соня Мармеладова – это, вообще, синоним
любви. Когда мыпросто слышим упоминание ее имени, сразу же на ум
приходит одно слово – любовь.Автор дает нам пример всеобъемлющей,
всепрощающей любви, которую испытываетСоня Мармеладова. Любовь эта
не завистлива, не требует ничего взамен, она дажекакая-то
невысказанная, ведь Соня никогда не говорит о ней. Она переполняет
всеее существо, но никогда не выходит наружу в виде слов, только в
виде поступков.Это безмолвная любовь и от этого она еще прекрасней.
Даже отчаявшийся горемыкаМармеладов преклоняется перед нею, даже
сумасшедшая Катерина Ивановна падаетперед ней ниц, даже вечный
развратник Свидригайлов уважает Соню за это. Не говоряуже о
Раскольникове, которого эта любовь спасла и исцелила. Соня
Мармеладовавидится нам как высшее существо, сочетающее в себе
только эту любовь вкупе сверой и надеждой. Она как праматерь всего
человечества, когда люди еще быличистыми и светлыми и были равны
Богу. Поэтому святых и называютравноапостольными. И мы все,
читатели, испытываем чувство трепета, читаястраницы романа,
посвященные Соне Мармеладовой, точно также как она
испытывалатрепет, читая о Лазаре: «Она приближалась к слову о
величайшем и неслыханном чуде, ичувство великого торжества охватило
ее. Голос ее стал звонок, как металл;торжество и радость звучали в
нем и крепили его. Строчки мешались перед ней,потому что в глазах
темнело, но она знала наизусть, что читала. При последнем стихе:«не
мог ли сей, отверзший очи слепому...» — она, понизив голос,горячо и
страстно передала сомнение, укор и хулу неверующих, слепых
иудеев,которые сейчас, через минуту, как громом пораженные, падут,
зарыдают иуверуют… «И он, он — тоже ослепленный и неверующий, — он
тоже сейчасуслышит, он тоже уверует, да, да! сейчас же, теперь же»,
— мечталось ей, иона дрожала от радостного ожидания.» Вот так и мы
дрожали от радостного ожидания, когда, наконец, наСоню снизошло
величайшее чудо, которое только может случится на этом свете –
ееполюбили, и она возродилась к жизни как Лазарь.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта
www.easyschool.ru/
"Все величие в романе отдано ей..."(образ Сони Мармеладовой)
404
0
4 минуты
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!