«Гроза» в русской критике 60-хгодов.
«Гроза»,подобно «Отцам и детям» Тургенева, явилась поводом для
бурнойполемики, развернувшейся между двумя
революционно-демократическими журналами:«Современник» и «Русское
слово». Критиков более всегозанимал вопрос далеко не литературного
порядка: речь шла о революционнойситуации в России и возможных ее
перспективах. «Гроза» явилась дляДобролюбова подтверждением зреющих
в глубинах России революционных сил,оправданием его надежд на
грядущую революцию «снизу». Критикпроницательно подметил сильные,
бунтующие мотивы в характере Катерины и связалих с атмосферой
кризиса, в который зашла русская жизнь: «В Катерине видиммы протест
против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный
доконца, провозглашенный и под домашней пыткой и над бездной, в
которую бросиласьбедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет
пользоваться жалкимпрозябаньем, которое ей дают в обмен за ее живую
душу… Какою же отрадною,свежею жизнью веет на нас здоровая
личность, находящая в себе решимостьпокончить с этой гнилой жизнью
во что бы то ни стало!»
Синых позиций оценивал «Грозу» Д. И. Писарев в статье
«Мотивырусской драмы», опубликованной в мартовском номере
«Русскогослова» за 1864 г. Его статья была полемически направлена
противДобролюбова. Писарев назвал Катерину «полоумной
мечтательницей» и«визионеркой»: «Вся жизнь Катерины,- по его
мнению,- состоит изпостоянных внутренних противоречий; она
ежеминутно кидается из одной крайностив другую; она сегодня
раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама незнает, что
будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою,
собственнуюжизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все,
что было у нее подруками, она разрубает затянувшиеся узлы самым
глупым средством,самоубийством».
Писаревсовершенно глух к нравственным переживаниям, он считает их
следствием того женеразумия героини Островского: «Катерина начинает
терзаться угрызениямисовести и доходит в этом направлении до
полусумасшествия; а между тем Борисживет в том же городе, все идет
по-старому, и, прибегая к маленьким хитростям ипредосторожностям,
можно было бы кое-когда видеться и наслаждаться жизнью. НоКатерина
ходит как потерянная, и Варвара очень основательно боится, что
онабухнется мужу в ноги, да и расскажет ему все по порядку. Так оно
и выходит…Грянул гром — Катерина потеряла последний остаток своего
ума...»
Трудносогласиться с тем уровнем нравственных понятий, с «высоты»
которыхсудит Катерину «мыслящий реалист» Писарев. Оправдывает его в
какой-томере лишь то, что вся статья — дерзкий вызов
добролюбовскому пониманию сути«Грозы». За этим вызовом стоят
проблемы, прямого отношения к«Грозе» не имеющие. Речь идет
опять-таки о революционных возможностяхнарода. Писарев писал свою
статью в эпоху спада общественного движения иразочарования
революционной демократии в итогах народного пробуждения.Поскольку
стихийные крестьянские бунты не привели к революции,
Писаревоценивает «стихийный» протест Катерины как глупую
бессмыслицу.«Лучом света» он провозглашает Евгения Базарова,
обожествляющегоестествознание. Разочаровавшись в революционных
возможностях крестьянства,Писарев верит в естественные науки как
революционную силу, способную просветитьнарод. Наиболее глубоко
прочувствовал «Грозу» Аполлон Григорьев. Онувидел в ней «поэзию
народной жизни, смело, широко и вольно»захваченную Островским. Он
отметил «эту небывалую доселе ночь свидания вовраге, всю дышащую
близостью Волги, всю благоухающую запахом трав широких еелугов, всю
звучащую вольными песнями, „забавными“, тайными речами,всю полную
обаяния страсти и веселой и разгульной и не меньшего обаяния
страстиглубокой и трагически роковой. Это ведь создано так, как
будто не художник, ацелый народ создавал тут!»
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта
www.bobych.spb.ru/
"Гроза" в русской критике 60-х годов.
317
0
2 минуты
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!