«Герой нашего времени» — нравственно-психологический роман
«Геройнашего времени» — первый в русской прозе
лирико-психологический роман.Лирический потому, что у автора и
героя «одна душа, одни и те жемуки». Психологический потому, что
идейным и сюжетным центром являются несобытия, а личность человека,
его духовная жизнь. Поэтому психологическоебогатство романа
заключено прежде всего в образе «героя времени».Через сложность и
противоречивость Печорина Лермонтов утверждает мысль о том,что
нельзя до конца все объяснить: в жизни всегда есть высокое и
тайное,которое глубже слов, идей.
Отсюдаодной из особенностей композиции является нарастание
раскрытия тайны. Лермонтовведет читателя от поступков Печорина (в
первых трех повестях) к их мотивам (в 4и 5 повестях), то есть от
загадки к разгадке. При этом мы понимаем, что тайнойявляются не
поступки Печорина, а его внутренний мир, психология.
Авториспользует принцип хронологической инверсии (отказ от
последовательногоизображения). Такая разочарованная позиция в
точности соответствует«разочарованной», противоречивой личности
человека.
Впервых трех повестях («Бэла», «Максим Максимыч»,«Тамань»)
представлены лишь поступки героя. Лермонтов демонстрируетпримеры
печоринского равнодушия, жестокости к окружающим его людям,
показаннымлибо как жертвы его страстей (Бэла), либо как жертвы его
холодного расчета(бедные контрабандисты). Невольно напрашивается
вывод, что психологическимнервом Печорина является власть и эгоизм:
«какое дело мне: странствующемуофицеру, до радостей и бедствий
человеческих »? Но не все так просто.Вовсе не так однотипен герой.
Перед нами одновременно совестливый, ранимый иглубоко страдающий
человек. В «Княжне Мери» звучит трезвый отчетПечорина. Он понимает
скрытый механизм своей психологии: «Во мне двачеловека: один живет
в полном смысле этого слова, другой мыслит и судитего». А позже
Григорий Александрович открыто формулирует свое жизненное кредо:«Я
смотрю на страдания к радости других только в отношении к себе,
какпищу, поддерживающую мои духовные силы...» На основании этого
правилаПечорин развивает целую теорию счастья: «Быть для
кого-нибудь причинойстраданий и радости, не имея на то никакого
положительного права, — не самая лиэто сладкая пища нашей гордости?
А что такое счастье? Насыщеннаягордость». Казалось бы, умный
Печорин, знающий в чем состоит счастье, идолжен быть счастлив, ведь
он постоянно и неутомимо пытается насытить свою гордость.
Но счастья
почему-то нет, а вместо него утомление и скука…
Почемуже судьба героя так трагична? Ответом на этот вопрос является
последняя повесть«Фаталист». Здесь решаются уже проблемы не столько
психологические,сколько философские и нравственные. Повесть
начинается с философского спораПечорина с Вуличем о предопределении
человеческой жизни. Вулич — сторонникфатализма. Печорин же задается
вопросом: «Если точно есть предопределения,то зачем же нам дана
воля, рассудок »? Этот спор проверяется тремяпримерами, тремя
смертельными схватками с судьбой. Во первых, попытка Вуличаубить
себя выстрелом в висок, окончившийся неудачей; во-вторых,
случайноеубийство Вулича на улице пьяным казаком; в-третьих,
отважный бросок Печорина наказака убийцу. Не отрицая саму идею
фатализма, Лермонтов приводит к мысли отом, что нельзя смиряться,
быть покорным судьбе. Таким поворотом философскойтемы автор избавил
роман от мрачного финала. Печорин, о смерти которогонеожиданно
сообщается в середине повествования, в этой последней повести
нетолько спасается от верной гибели, но и впервые совершает
поступок, приносящийпользу людям. И вместо траурного марша в финале
романа звучат поздравления спобедой над смертью: «офицеры меня
поздравляли — и точно было с чем».
Геройотносится к фатализму предков двойственно: с одной стороны он
игнорирует над ихнаивной верой в светила небесные, с другой
стороны, он откровенно завидует ихвере, так как понимает, что любая
вера — благо. Но, отвергая наивную прежнююверу, он сознает, что в
его время 30-е годы нечем заменить утраченные идеалы.Несчастье
Печорина в том, что он сомневается не только в необходимости
добравообще; для него не только не существует святынь, он смеётся
«над всем насвете»… А безверие порождает либо бездействие, либо
пустую деятельность,которые являются пыткой для умного и
энергичного человека.
Показываямужество своего героя, Лермонтов одновременно утвердил
необходимость борьбы засвободу личности. Григорий Александрович
очень дорожит своей свободой: " Яготов на все жертвы, кроме этой:
двадцать раз поставлю свою жизнь на карту, носвободы своей не
продам". Но такая свобода без гуманистических идеаловсвязанна с
тем, что Печорин постоянно пытается подавить голос своего сердца:«я
давно уже живу не сердцем, а головой». Однако Печорин
несамодовольный циник. Выполняя «роль палача или топора в
рукахсудьбы», он сам страдает от этого не меньше, чем его жертвы,
весь роман — это гимн мужественной, свободной от предрассудков
личности и одновременно реквиемодаренному, а может быть гениальному
человеку который не смог «угадатьсвоего высокого назначения».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта
www.bobych.spb.ru/
"Герой нашего времени" - нравственно-психологический роман
314
0
3 минуты
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!