1. Понятие римского права. Отличие частного права от публичного.
Основные институты римского права.
2. Система римского права: цивильное право, право народов,
преторское право. Процесс постепенного сближения и слияния этих
систем.
3. Систематизация римского права.
4. Роль римского гражданского права в истории права и правовых
учений. Рецепция римского права.
I. Римское право - это система рабовладельческого права Древнего
Рима, получившая наибольшее развитие в эпоху "принципата" (первые
три века нашей эры – период классического римского права).
Предметом изучения «Римского гражданского права » являются
важнейшие институты имущественного права (а в связи с ним также
семейного права) периода принципата, а также периода абсолютной
монархии (с конца III в. до середины VI в. н.э. включительно).
Римское право включает две части:
• публичное право (jus publikum);
• частное право (jus privatum).
В III веке н. э. эти два понятия теоретически разграничил юрист
классического периода Ульпиан: «Публичное право есть то, которое
относится к положению римского государства, частное – которое
относится к пользе отдельных лиц ». Таким образом, критерием
различия областей частного права и публичного права, по мнению
Ульпиана, служит характер интересов, защищаемых правом: к области
публичного права принадлежат нормы права, ограждающие интересы
государства, к области частного права – нормы, ограждающие интересы
отдельных лиц. Ульпиан указывал, что публичное право включает в
себя «святыни, служение жрецов, положение магистратов», т.е. сюда
относятся нормы, определяющие правовое положение государства и его
органов и регулирующие их отношения с частными лицами. Отношения же
отдельных индивидов между собой регулируются частным правом,
поэтому нормы его воплощаются в институтах семейного права, а также
в институтах, связанных с производством, обменом вещей и услуг:
собственность, наследование, обязательства и т.п.
Частное право включает в себя комплекс имущественных и комплекс
личных прав. Особенность имущественных прав состоит в том, что ими
можно распоряжаться, т. е. они могут быть и являются объектами
хозяйственного оборота. Личные же права абсолютны,они неотчуждаемы
и существуют постольку, поскольку существует их носитель (права
супругов, родителей, детей и т. п.),поэтому личные права и их
субъекты неотделимы друг от друга.
Частное право отличается от публичного также и тем, что субъекты
его, в соответствии с уполномочивающим и диспозитивным характером
норм, автономны в своих действиях (непосредственная регулирующая
деятельность государства здесь ограничена): собственник вправе
защищать свое имущество или не защищать, содержание договора
устанавливается сторонами, интересы лица защищаются лишь по его
требованию и в пределах заявленного притязания. В публичном праве
нет места подобным альтернативам, например, его субъект не может
сам определять, платить налоги или не платить: императивные нормы
действуют независимо от воли частного лица. Вместе с тем нельзя
считать, что весь массив частного права формируется исключительно
уполномочивающими и диспозитивными нормами. Напротив, в него
включаются и императивные номы, но суть заключается в том, что они
не являются определяющими. Автономия субъектов частного права не
беспредельна, границы ее очерчиваются публичным правом: «Частные
соглашения не могут изменить предписаний публичного права».
Особенности норм публичного права:
императивные (повелительные, безусловно обязательные) – содержали
властные предписания, отступления от которых не допускались;
общеобязательные – предписывали совершать положительные
действия;
повелительные – приказывали совершать определенные действия.
Особенности норм частного права:
уполномочивающие – предоставляли участникам возможность самим
определять складывающиеся отношения, совершать определенные
действия; устанавливались сторонами (участниками договорных
отношений);
условно – обязательные – могли возникнуть в процессе деятельности,
а могли и не возникнуть;
диспозитивные – предоставляли участникам отношений возможность
самим решать вопрос об объеме и характере прав и обязанностей.
Сфера действия частного права в Риме была весьма широка. Гражданско
– правовыми считались и некоторые их отношений, признаваемых в
других правопорядках публично – правовыми: например, кража
рассматривалась в римском праве как частное правонарушение
(delictum privatum), тогда как во всех позднейших формациях кража
признается уголовным преступлением, т.е. относится к публичному
праву.
Частное римское право содержало стройную разработанную систему
норм, регулирующих различные виды имущественных и иных отношений,
и вследствие этого оно стало предметом анализа и изучения не только
в научных кругах, но и в учебном процессе.
Основные институты римского частного права:
· правовой статус лица в Древнем Риме;
· правовое положение субъектов в имущественных отношениях;
· брачно – семейные отношения;
· вопросы защиты частных прав;
· вещные права;
· обязательственное право;
· наследование.
2. В настоящее время термин «частное право» сохранился в ряде
буржуазных государств, в особенности там, где имеется различение
гражданского и торгового права. В этих государствах (например,
Франция, Германия) частное право включает в себя главным образом:
гражданское право, торговое право.
В область гражданского права входят нормы, регулирующие
имущественные правоотношения автономных субъектов оборота, не
являющиеся торговыми, а также семейные правоотношения и некоторые
личные права, а в область торгового прав – нормы, регулирующие
специальные взаимоотношения купцов и торговые сделки. В
государствах, где нет особого торгового права (Республика Беларусь
в их числе), говорят обычно просто о гражданском праве.
Говорить о римском гражданском (частном) праве как единой системе
права было бы исторически неверно. В республиканский период римской
истории римское гражданское (частное) право развивалось в виде
параллельных систем ius civile и ius gentium, тогда же стала
складываться получившая окончательное развитие в эпоху принципата
система преторского права.
Необходимо отметить, что Рим не знал термина «гражданское право» в
указанном выше значении. В латинском языке слову «гражданский»
соответствует слово civilis. Однако ius civile в римском праве по
своему содержанию не соответствует современному термину
«гражданское право». Римский термин ius civile (цивильное право)
имел ряд значений: а) исконное национальное древнеримское право,
распространяющее свое действие исключительно на римских граждан –
квиритов; поэтому оно также именуется квиритским правом. В этом
смысле цивильное право противопоставляется «праву народов» (ius
gentium), действие которого распространялось на все римское
население (включая так называемых перегринов – чужеземцев, как не
состоявших в подданстве Рима, так и римских подданных, не
получивших не римской, ни латинской правоспособности).
Рим был государством рабовладельческим. Классу рабовладельцев
противостоял класс рабов. Раб был вещью, находившейся в
собственности господина, и никаких прав не имел. Права
предоставлялись лишь свободным людям, и одной их основных задач
римского частного права являлось закрепление за рабовладельцами
неограниченной возможности эксплуатировать рабов. Коренное
противоположение свободных и рабов, бесправие рабов являлось
важнейшим принципом римского частного права, проходящим через всю
его историю.
Но не все и свободные люди являлись, особенно в древнейший период
Рима, субъектами частного права. Первоначально полноправными
признавались лишь римские граждане. Все, не входившие в римскую
общину, рассматривались как бесправные. Они считались «врагами»,
которые не пользовались никакой защитой, которые могли быть
уничтожены или обращены в рабство. Такое положение характерно для
замкнутого хозяйства древней общины. Лишь развитие производства и
обмена, расширение торговли с соседними государствами влекло за
собой, весьма постепенно, расширение круга лиц, являвшихся
субъектами частного права в римском государстве.
Этот процесс шел двумя путями. С одной стороны, по мере роста
территории римской державы и завоевания соседних государств,
происходило включение в римское государство ряда чужеземных общин;
тем самым непрерывно увеличивалось количество римских граждан. К
началу н.э. римская империя включала в свой состав самые
разнообразные муниципии, колонии, общины, провинции. Римское
гражданство потеряло свои прежние, узко национальные, черты. С
другой стороны, развитие торговли с другими народами вызвало
необходимость признания и за купцами других стран основных частных
прав, которые необходимы для торгового оборота: права
собственности, права вступать в договоры и требовать исполнения
договора путем судебного иска и т. п.
Это предоставление прав
чужакам достигалось главным образом не путем распространения на не
римлян норм, исконно регламентировавших частные права римских
граждан, но путем выработки претором для взаимоотношений римлян и
не римлян (перегринов) и не римлян между собой, особой системы
частного права – «права народов».
Поскольку «право народов» регулировало имущественные отношения,
возникавшие и между перегринами, и между римскими гражданами, и
между теми и другими, оно представляло собой разновидность римского
гражданского права. Надо заметить, что тем же термином ius gentium
римские юристы обозначали и представлявшуюся им более широкой
философскую категорию – право, общее для всех народов; полагая, что
сюда входят правила, подсказываемые самой природой человека, они
употребляли для обозначения этой категории также выражение ius
naturale, естественное право. Право народов являлось неоднородным
по своему составу: оно включало в себя как нормы, взятые из
исконного римского права, так и нормы, заимствованные из права
других народов (в частности из греческого права) и доказавшие свою
жизненность и пригодность для регулирования оборота. Можно сказать,
что ius gentium вмещало в себя все значительное , что выработал
античный мир в области правовых институтов, связанных с торговлей.
Так создавался дуализм цивильного права и права народов,
кончившийся победой ius gentium над исконным национальным римским
правом.
Ius civile в других случаях противопоставлялась той системе права,
которая сложилась в практике преторов (и некоторых других
магистратов) и именуется преторским правом (ius praetorium или
honorarium). В этом противопоставлении цивильное право обозначает
нормы права, исходящие от народного собрания, позднее – сената.
Преторское право было вызвано к жизни развитием экономики, ростом
рабовладения, сосредоточением в руках господствующей верхушки
рабовладельческого класса торгового и ростовщического капитала и
крупной земельной собственности. Рост групп рабовладельцев –
ростовщиков и землевладельцев сопровождался обострением классовых
противоречий. Все эти новые социально экономические условия делали
старые постановления цивильного права недостаточными и с
количественной и с качественной стороны. Эти постановления нужно
было пополнять и даже исправлять. Эта работа легла на судебных
магистратов, главным образом – претора. Она совершалась постепенно,
В результате получился ряд институтов, разработанных преторами
преимущественно путем эдиктов и снабженных созданными ими новыми
средствами защиты.
С течением времени системы ius civile и ius gentium стали
сближаться. Обе эти системы при практическом применении находились
в постоянном взаимодействии; наблюдалось взаимное влияние одной
системы на другую. Более значительным было влияние права народов на
цивильное ввиду того, что первой системе, впитавшей в себя нормы
более развитых народностей, не был в такой степени свойствен
формализм, характерный для исконного цивильного права, и она больше
отвечала потребностям хозяйственной жизни страны. Одним из каналов,
по которым осуществлялось влияние ius gentium, служили преторские
эдикты; нередко начало ius gentium (например, признание юридической
силы за некоторыми неформальными договорами, проникало в цивильное
право.
Имело место и обратное влияние: некоторые нормы цивильного права
проникали в систему ius gentium (например, по законам XII таблиц
нормы о краже не распространялись на перегринов; в практике эти
нормы стали применяться и к перегринам).
В классический период различие ius civile и ius gentium все же
сохраняло некоторое значение, хотя и утратило остроту, в
особенности после издания эдикта Каракаллы (212 г.н.э.), по
которому провинциалы получили права римского гражданства. При
Юстиниане (середина VI в.н.э.) ius civile и ius gentium составили
единую систему права, в которой преобладало ius gentium как более
развитое.
Также постепенно шел процесс сближения ius civile и ius praetorium.
Преторский эдикт, не отменяя формально норм цивильного права,
указывал пути для признания новых отношений и этим становился
формой правообразования. Давая средства защиты вопреки цивильному
праву (или хотя бы в дополнение цивильного права), преторский эдикт
создавал новые нормы права. Особенностью правотворчества преторов
(и др. магистратов) было то, что они, не имея законодательной
власти, тем не менее, создавали в порядке руководства судебной
деятельностью новые нормы и институты права, вытеснявшие старые
цивильные нормы и институты. Нормы преторского права, переходившие
из эдикта в эдикт, получали значение обычного права и
воспринимались цивильным правом. Со II в.н.э. (одобрение
императором Адрианом окончательной редакции «постоянного эдикта» и
объявление его постановлением сената неизменным) правотворческая
деятельность преторов и др. магистратов прекратилась, и
противоположность цивильного и преторского права стала утрачивать
значение. Формально различие двух систем – цивильного и преторского
права просуществовало вплоть до Юстиниана (VI в.н.э.)
Таким образом, гражданскому праву (в современном смысле) в Риме
более или менее соответствовала совокупность всех трех названных
систем – цивильного права, права народов, преторского права. В
качестве единого термина для всей этой совокупности наиболее
подходящим является ius privatum, частное право.
3. Систематизация римского права - это определенный порядок
группировки (расположения) правовых норм частного римского права. В
теории выделяют две системы группировки правовых норм:
• пандектная,
• институционная.
Пандектная система включает один общий и четыре специальных
раздела:
• вещное право;
• обязательственное право, семейное право;
• наследственное право.
Такая система была характерна, например, для германского частного
права и действовала в Германии в XVI -XIX веках.
Римское же частное право было построенопо институционной
системе.
В институционной системе отсутствует общая часть, а специальные
разделы делятся на следующие группы:
• субъекты права;
• вещное право;
• обязательственноеправо;
• наследственное право.
Очевидно, что институционная система уступает пандектной как с
точки зрения юридической техники (совершенства), так и по
существу.
Однако система римского частного права постоянно развивалась,
совершенствовалась и в связи с этим остается ценным источником для
изучения и использования.
Римское частное право в своем развитии прошлотри этапа:
• Первый этап: период доклассического римского права, который
начинается с древнейших времен и заканчивается в I веке н. э. На
данном этапе римское право служило в основном для регулирования
патриархальных общественных отношений.
• Второй этап: период классического римского права, который
начинается с I века н. э. и продолжается до конца III века н. э. На
данном этапе римское частное право достигло своего наивысшего
развития ("расцвета") и было приспособлено для регулирования
развитых товарно-денежных отношений.
• Третий этап: период абсолютной монархии, начавшийся с конца III
века н. э. и продолжавшийся до конца VI века н. э. На данном этапе
происходила в основном систематизация и кодификация норм римского
частного права.
4.Когда-то римское право называли «писаным разумом». Разумеется,
современное частное право ушло далеко вперед в регламентации сферы
имущественных отношений, особенно торгового (комерческого) оборота.
Однако и многие новейшие юридические конструкции складываются из
основных, элементарных понятий и категорий, разработанных именно в
римском праве. С этой точки зрения римское право продолжает
оставаться основой для изучения гражданского законодательства и
базой для подготовки квалифицированных юристов.
Значение римского права определяется его огромным влиянием не
только на последующее развитие права, но и на развитие культуры в
целом. Именно в Древнем Риме были впервые сформулированы основные
понятия и положения права, разработана стройная и логически
выверенная система регулирования как вещных, так и
обязательственных правоотношений, существовала высокая юридическая
техника законов и эдиктов, имелась обширная юридическая практика и
т. д.
Ф.Энгельс говорил, что «римское право является настолько
классическим юридическим выражением жизненных условий и конфликтов
общества, в котором господствует чистая частная собственность, что
все позднейшие законодательства не могли внести в него никаких
существенных улучшений».
Эти особенности римского права способствовали тому, что, когда
развивающаяся промышленность и торговля средневековой Европы
потребовали более совершенной правовой надстройки, когда феодальные
нормы обычного права перестали удовлетворять требованиям жизни,
произошел процесс рецепции римского права (рецепция римского права
- это использование (заимствование) его положений другими
государствами более позднего периода. Рецепция является одним из
проявлений преемственности в праве). Особенно сильно римское право
повлияло на формирование германской правовой системы.
Войдя через рецепцию в практику средневековых государств, римское
право пропитало собой затем и последующие кодификации гражданского
права
ТЕМА 2. ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
1. Понятие и виды источников римского частного права.
2. Обычное право - "неписаное право".
3. Закон - "писаное право".
ТЕМА 1. Понятие и предмет римского гражданского права.
189
0
10 минут
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!