42… закон Фуфия Каниния установил известные пределы при отпущении
рабов на волю по завещательному объявлению.
43 И так, тому, у кого более двух и не более десяти рабов,
дозволяется отпускать на волю половину этого числи, тому же, у кого
будет более 10 и не более 30 рабов, дозволяется отпускать на волю
не более трети этого. Имеющие опять от 30 до 100 рабов, может по
усмотрению отпустить на волю четвертую часть рабов. Наконец тому,
кто располагает от 100 до 500 рабами, дозволяется освободить пятую
часть рабов. Большее число не принимается в расчет, но закон
предписывает, чтобы никто не имел права отпускать на волю более
100, а если кто имеет всего только одного или двух рабов, то закон
по отношению к нему ничего не определяет.
48 Следует другое деление в праве лиц. Именно одни лица
самовластны, другие подчинены чужому праву.
49 Из подвластных опять одни находятся под властью отца, другие –
под властью мужа, третьи – в кабальной зависимости от другого.
52 Итак под властью господ стояли рабы, эта власть над рабами есть
институт общенародного права.
53 Но в настоящее время никому из подданных римского народа не
дозволяется чрезмерно жестоко поступать со своими рабами без
законной причины.
55 Равным образом под нашею властью состоят наши дети, рожденные в
законном браке, право это есть особенность римских граждан, ибо нет
почти других народов, которые имели бы над детьми такую власть,
какую мы имеем.
56 Римские граждане тогда вступают в законный и действительный брак
и имеют над родившимися у них детьми власть, когда они женаты на
римских гражданках, или даже латинках и иностранках, с которыми
существовало ius connudii, а так как connubium дает право детям
наследовать состояние своего отца, то они не только делаются
римскими гражданами, но состоят также во власти отца.
58 Что касается лиц рабского состояния, то с ними нельзя заключать
настоящего брака.
76 Не подлежит сомнению, что брак, заключенный между римским
гражданином и такою иностранкой, с которой существовало ius
connubi, как мы это и прежде сказали, считался законным, и тогда
дитя этого брака было римским гражданином и находилось во власти
отца.
97 Однако ж, не только родные дети, согласно тому, что мы сказали,
состоят во власти нашей, но и те, коих мы усыновляем.
98 Акт же усыновления совершается двумя способами: или властью
народа, или по приказу высшего сановника, например претора.
99 Властью народа можно усыновлять тех, которые пользуются правовой
независимостью; этот вид усыновления называется arrogation, потому
что, и того, кто усыновляет, спрашивают, желает ли он того, кого
намерен усыновить, считать законным сыном, и того, кто
усыновляется, спрашивают, желает ли он этому подвергнуться;
спрашивается и народ, одобряет ли он это усыновление.
104 Женщины же ни в каком случае не могут усыновлять, ибо они и
родных детей не имеют в своей власти.
108 Теперь поговорим о тех лицах, которые находятся под властью
мужей; это право свойственно тоже только римским гражданам.
109 Под властью отца обыкновенно бывают и мужчины и женщины,
семейной же власти мужа подчиняются только женщины.
110 Итак некогда этот переход под власть мужа совершался тремя
способами: давностью, жертвенным хлебом и куплей.
111 Посредством давностного сожительства вступала во власть мужа та
женщина, которая в продолжение целого года оставалась беспрерывно
супругою; сделавшись вследствие как-бы годового владения
собственностью мужа, она вступала в его семью, и занимало место
дочери.
113 Что касается “купли”, то основании ее женщины вступают во
власть мужа путем манципации, т.е. на основании символической
продажи, в присутствии не менее 5 свидетелей из совершеннолетних
римских граждан, а также весовщика, покупает жену тот, под чью
власть она переходит.
116 Остается сказать о том, какие лица могут находиться в
кабале,
117 Итак все свободные лица, мужского они или женского пола,
находящиеся под властью родителей, могут быть манципированы отцом
тем же способом, которым можно манципировать рабов.
118 То же самое применяется к тем лицам, которые находятся во
власти мужа.
131 В прежнее время, когда римский народ основывал колонии в
латинских землях, тот, который по приказанию отца отправлялся в
колонию, переставал быть во власти, так как потерявшие таким
образом римское гражданство, становились гражданами другого
государства.
132 Кроме того дети перестают быть во власти восходящих вследствие
эманципации. Но сын только после троекратной эманципации,
освобождается из-под отеческой власти, после однократной
эманципации.
142 Перейдем теперь к 3 разделению лиц. Именно, из этих лиц,
которые не находятся ни в родительской, ни в супружеской власти, ни
в кабале, некоторые состоят или под опекой, или под
попечительством; иные опять не подлежат ни той, ни другой
власти.
144 Итак родителям позволено назначать по завещанию опекунов детям,
которых они имеют в своей власти: мужского пола –
несовершеннолетним, а женского – как несовершеннолетним, так и
совершеннолетним.
155 Кому по завещанию опекун не назначен, для тех по закону XII
таблиц опекунами служат агнаты, которые некоторые называют
законными.
160 Наибольшая бывает тогда, когда кто-либо теряет одновременно и
гражданские права и свободу.
161 Меньшая или средняя перемена правоспособности бывает тогда,
когда теряется право гражданства, а сохраняется свобода. Это
случается тем , кого изгоняют из пределов отечества.
162 Наименьшее умаление правоспособности имеет место тогда, когда
сохраняется и гражданство, и свобода, но изменяется состояние
человека.
О способах приобретения латинами римского гражданства
173
0
3 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!