111. ЧТО ГОВОРИТ СВ. ПИСАНИЕ О СОТВОРЕНИИ МИРА?
Св. Писание открыло нам о сотворении мира то, что в начале Бог из ничего сотворил небо и землю. Земля была неоформленна и пуста. Затем Бог постепенно сотворил:
в первый день бытия мира — свет;
во второй день — твердь, или видимое небо;
в третий — вместилища вод на земле, сушу и растения;
в четвертый — солнце, луну и звёзды;
в пятый — рыб и птиц;
в шестой — живущих на суше животных, и, наконец, человека.
Человеком творение закончилось, и в седьмой день Бог прекратил Свои дела творения. Поэтому седьмой день назван субботой, что в переводе с еврейского языка означает покой (см. Быт 2:2).
По словам преп. Ефрема Сирина, «Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание; непозволительно также говорить, будто бы, что по описанию сотворено в продолжение шести дней, то сотворено в одно мгновение, а также будто бы в описании этом представлены одни наименования, или ничего не означающие, или означающие нечто иное. Напротив того, должно знать, что, как небо и земля, сотворенные вначале, суть действительно небо и земля, а не что-либо иное разумеется под именем неба и земли, так и сказанное о всем прочем, что сотворено и приведено в устройство по сотворении неба и земли, заключает в себе не пустые наименования, но силе сих наименований соответствует самая сущность сотворенных естеств» (Толкование на книгу Бытия).
112. ТАКИМИ ЛИ СОТВОРЕНЫ ВИДИМЫЕ ТВАРИ, КАК ОНИ ВЫГЛЯДЯТ СЕЙЧАС?
Видимые твари сотворены не такими, какими мы их видим сейчас. При сотворении всё было добро зело, т.е. чисто, прекрасно и безвредно.
Преп. Симеон Новый Богослов пишет: "Бог в начале, прежде чем насадил рай и отдал его первозданным, в пять дней устроил землю и что на ней, и небо, и что в нем, а в шестой создал Адама и поставил его господином и царем всего видимого творения. Рая тогда еще не было. Но этот мир был от Бога, как бы рай некий, хотя вещественный и чувственный. Его и отдал Бог во власть Адаму и всем потомкам его" (Слово 45). Свят. Василий Великий пишет также: «Тебе, диким животным и птицам, говорит Писание, (даны) плоды, растительность и травы... Мы видим, однако, множество диких животных, которые не едят плодов. Какой плод принимает пантера, чтобы напитать себя? Каким плодом может удовлетвориться лев? Тем не менее, эти существа, подчиняясь закону естества, были питаемы плодами. Но когда человек изменил свой образ жизни и нарушил границу, ему предписанную, Господь, после Потопа, зная, что люди изнурены, позволили им употреблять любую пищу: "как зелень травную дал вам все" (Быт. 9, 3). Чрез это позволение другие животные также получили свободу есть все. С тех пор лев плотояден, с тех же пор гриф высматривает падаль. Ибо грифы еще не озирали землю в то самое время, когда появились животные; действительно, ничто из того, что получило именование или существование, еще не умерло, чтобы грифы смогли бы его есть. Природа еще не разделилась, ибо она была во всей своей свежести; охотники не занимались ловом, ибо это не было еще в обычае у людей; звери, со своей стороны, еще не терзали свою добычу, ибо они не были плотоядными... Но все следовали жизни лебедей, и все щипали траву на лугах... Такова была первая тварь, и таково будет восстановление после. Человек вернется к древнему своему устроению, отвергнув злобу, жизнь, обремененную заботами, рабство души по отношению к древним тревогам. Когда он отречется от всего этого, тогда возвратится к той райской жизни, которая не была порабощена страстям плоти, которая свободна, жизнь в близости к Богу, причастник жительства ангелов" (On the Origin of Man, II, 6-7, pp. 239-245)
113. КАКОВА ОСОБЕННОСТЬ СОТВОРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА?
Бог во Святой Троице сказал: Сотворим человека по образу Нашему, и по подобию Нашему (Быт 1:26). И сотворил Бог из земли тело первого человека Адама, вдунул в лицо его дыхание жизни, ввёл Адама в рай, дал ему в пищу, помимо прочих райских плодов, плоды с дерева жизни; наконец, взяв у Адама во время сна ребро, создал из него первую жену — Еву (см. Быт 2:21-22).
Преп. Иоанн Дамаскин пишет: «Бог сотворил человека непорочным, правым, любящим добро, свободным от печали и забот, украшенным всякою добродетелью, изобилующим всеми благами, как бы некоторый второй мир – малый в великом, - как нового ангела, поклоняющегося Богу, - сотворил его смешанным из двух природ, созерцателем видимого творения, проникающим в тайны творения мысленного, царствующим над тем, что на земле и подчиняющимся Вышней Власти, земным и небесным, временным и бессмертным, видимым и умопостигаемым, как середину между величием и ничтожеством; сотворил его в одно и то же время духом и плотью: духом по благодати, плотью - в предупреждение гордости; духом – затем, чтобы он оставался неизменным и прославлял Благодетеля, плотью – затем, чтобы страдал и страдая помнил о том, кто он, и, впадая в гордость, вразумлялся; сотворил его живым существом, которое направляется здесь, т.е. в настоящей жизни, и которое переселяется в иное место, т.е. в век будущий; сотворил его – что составляет предел тайны – в силу свойственного ему тяготения к Богу, превращающимся в Бога по причастию к божественному озарению, но не переходящим в божественную сущность» (Точное изложение Православной веры. Кн.2.12).
114. В ЧЁМ СОСТОИТ ОБРАЗ БОЖИЙ?
Образ Божий состоит, по объяснению ап. Павла, в праведности и святости истины (Еф 4:24).
Преп. Иоанн Дамаскин говорит: «выражение: по образу – указывает на способность ума и свободы; тогда как выражение: по подобию – означает уподобление Богу в добродетели, насколько оно возможно для человека. Душа была создана вместе с телом, а не так, как пустословил Ориген, будто сначала была сотворена душа, а потом тело». (Точное изложение Православной веры. Кн.2.12).
115. ЧТО ТАКОЕ ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ?
Дыхание жизни — это душа, существо духовное и бессмертное.
По классическому определению преп. Иоанна Дамаскина, «Душа есть сущность живая, простая и бестелесная; невидимая, по своей природе, телесными очами; бессмертная, одаренная разумом и умом, не имеющая определенной фигуры; она действует при помощи органического тела и сообщает ему жизнь, возрастание, чувство и силу рождения. Ум принадлежит душе, не как что-либо другое, отличное от нее, но как чистейшая часть ее самой. Что глаз в теле, то и ум в душе. Душа, далее, есть существо свободное, обладающее способностью хотения и действования; она доступна изменению и, именно, изменению со стороны воли, как это свойственно тварному существу. Все это душа получила естественно по благодати Создавшего, по которой получила и бытие, и определенную природу». (Точное изложение Православной веры. Кн.2.12).
116. ЧТО ТАКОЕ РАЙ?
Слово рай означает сад. Так названо прекрасное и блаженное жилище первого человека, описанное в книге Бытия подобным саду.
117. КАК МЫ ПОНИМАЕМ РАЙ, В КОТОРОМ ПРЕБЫВАЛИ ПЕРВЫЕ ЛЮДИ?
Рай, в котором пребывали первые люди, был для тела вещественным, как видимое блаженное жилище; а для души — духовным, как состояние благодатного общения с Богом и духовного созерцания Божьего творения (см. св. Григория Богослова, слово 38, 42; св. Иоанна Дамаскина, Богословие, кн. 2, гл. 12, ст. 3).
«Решив из видимой и невидимой природы создать по образу и подобию Своему человека - чтобы он был как бы некоторым царем и начальником всей земли и того, что на ней, - Бог приготовил для него как бы некоторый дворец, где обитая, он проводил бы блаженную и довольную жизнь. Это и был божественный рай, насажденный руками Божиими в Эдеме, - хранилище веселия и всякой радости, ибо слово Эдем означает наслаждение. Он находился на востоке, возвышаясь над всею землею. В нем было совершеннейшее благорастворение. Тончайший и чистейший воздух окружал его; вечно цветущие растения украшали его. Он был насыщен благовонием, наполнен светом и превосходил всякое представление чувственной прелести и красоты. Это была подлинно божественная страна и достойное жилище для созданного по образу Божию. Ни одно неразумное животное не обитало в раю: в нем жил один только человек, создание божественных рук… Некоторые представляли себе рай чувственным, другие духовным. Мне же кажется, что соответственно тому, как человек был создан вместе и чувственным, и духовным, так и священнейший его удел был вместе и чувственным, и духовным, и имел две стороны; ибо телом человек, как мы сказали, обитал в божественнейшем и прекраснейшем месте, душой же жил в месте, несравненно более высоком и несравненно более прекрасном, имея жилищем обитавшего в нем Бога и облекаясь в Него, как в светлую ризу, покрываясь Его благодатью и наслаждаясь, подобно какому-нибудь новому ангелу, только сладчайшим плодом Его лицезрения и питаясь им; это и справедливо названо древом жизни, ибо сладость божественного общения сообщает удостоившимся его жизнь, не прерываемую смертью. То же самое назвал Бог и всяким древом, сказав: от всякого дерева в саду ты будешь есть (Быт.2,16), ибо Сам Он есть все, в Котором и чрез Которого все стоит (Кол.1,17)» (Точное изложение Православной веры. Кн.2.11).
118. ЧТО ТАКОЕ ДЕРЕВО ЖИЗНИ?
Дерево жизни — это дерево, питаясь плодами которого тело человека было бы безболезненно и бессмертно.
Преп. Иоанн Дамаскин добавляет: «Под древом жизни можно разуметь также то величайшее познание, которое мы почерпаем из рассмотрения всего чувственного, и тот путь, которым мы через это познание восходим к Родоначальнику, Творцу и Причине всего существующего». (Точное изложение Православной веры. Кн.2.11).
119. ПОЧЕМУ ЕВА СОЗДАНА ИЗ РЕБРА АДАМА?
Ева создана из ребра Адама для того, чтобы весь род человеческий по своему происхождению был одним телом и чтобы благодаря этому люди естественно склонны были любить и беречь друг друга.
120. КАКОВО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА?
Предназначение человека состоит в том, чтобы он познавал Бога, любил и прославлял Его и благодаря этому вечно блаженствовал.
Вопросы к занятию:
ЧТО ГОВОРИТ СВ. ПИСАНИЕ О СОТВОРЕНИИ МИРА?
ТАКИМИ ЛИ СОТВОРЕНЫ ВИДИМЫЕ ТВАРИ, КАК ОНИ ВЫГЛЯДЯТ СЕЙЧАС?
КАКОВА ОСОБЕННОСТЬ СОТВОРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА?
В ЧЁМ СОСТОИТ ОБРАЗ БОЖИЙ?
ЧТО ТАКОЕ ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ?
ЧТО ТАКОЕ РАЙ?
КАК МЫ ПОНИМАЕМ РАЙ, В КОТОРОМ ПРЕБЫВАЛИ ПЕРВЫЕ ЛЮДИ?
ЧТО ТАКОЕ ДЕРЕВО ЖИЗНИ?
ПОЧЕМУ ЕВА СОЗДАНА ИЗ РЕБРА АДАМА?
КАКОВО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА?
Урок 11 О Промысле Божием
121. ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕМ БОЖИИМ?
Предопределением Божиим называется изволение Божие о предназначении человека к вечному блаженству.
122. ОСТАЕТСЯ ЛИ ЭТО ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ КО БЛАЖЕНСТВУ НЕИЗМЕННЫМ И СЕЙЧАС?
Предопределение Божие о блаженстве человека остаётся неизменным даже сейчас, когда человек не блаженствует. Уклонившемуся от пути блаженства человеку Бог по предведению и по бесконечному милосердию Своему изволил открыть новый путь к блаженству через единородного Сына Своего Иисуса Христа. Избрал нас в Нем прежде создания мира (Еф 1: 4), — говорит ап. Павел.
123. КАКОВО ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ БОЖИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЛЮДЯМ ВООБЩЕ, И К КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ В ЧАСТНОСТИ?
Бог предопределил и даровал всем людям предваряющую благодать и средства к достижению блаженства. Непосредственно к блаженству Он предопределил тех, кто подаваемую Им благодать добровольно приемлет, употребляет подаваемые Им спасительные средства и идёт к блаженству указанным Им путем.
124. Слово Божие говорит об этом так: Кого Он предузнал, тем и предопределил (Рим 8:29).
125. В изложении веры Восточных Патриархов об этом сказано: Поскольку Он предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своей свободной волей, а другие плохо, то одних предопределил к славе, а других осудил (член 2-й).
Преп. Иоанн Дамаскин пишет так: «Следует иметь в виду, что Бог все предвидит, но не все предопределяет. Так, Он предвидит то, что находится в нашей власти, но не предопределяет этого; ибо Он не хочет, чтобы явился порок, но не принуждает силою к добродетели. Таким образом, предопределение есть дело Божественного повеления, основанного на предведении. Бог, по Своему предведению, предопределяет то, что не находится в нашей власти; ибо Бог уже предопределил по Своему предведению все так, как того требует Его благость и справедливость.
Следует принять к сведению то, что добродетель дана нам Богом вместе с нашей природой и что Он сам есть начало и причина всякого блага. И без Его содействия и помощи для нас невозможно ни хотеть, ни делать добра. Но в нашей власти или остаться в добродетели и последовать Богу, Который к ней призывает, или оставить добродетель, т.е. жить порочно и последовать дьяволу, который - правда, без принуждения - нас к этому призывает; ибо порок есть не что иное, как удаление от добра, подобно тому, как тьма есть удаление от света. Итак, оставаясь верными нашей природе, мы живем добродетельно; уклоняясь же от своей природы, т.е. от добродетели, вы приходим в противоестественное состояние и становимся порочными» (Точное изложение Православной веры. Кн.2.30).
126. ЗА СОТВОРЕНИЕМ МИРА И ЧЕЛОВЕКАМЫ КАКОЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО СЛЕДУЕТ ДЕЙСТВИЕ БОЖИЕ В ОТНОШЕНИИ К МИРУ, И В ОСОБЕННОСТИ К ЧЕЛОВЕКУ? Промысел Божий.
127. ЧТО ТАКОЕ ПРОМЫСЛ БОЖИЙ? Промысел Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям.
Святитель Григорий Богослов так пишет о Промысле Божием, опровергая выдумки о существовании судьбы и о влиянии звезд на людей:«Так водружен широко основанный мир великим бесконечным Умом, Который все носит в Себе и Сам превыше всего. Но что за помысел объять необъятное? Бог, как скоро устроил мир, с первого же мгновения, по великим и непреложным законам, движет и водит его, как кубарь (волчок, юлу. - Ред.), ходящий кругами под ударом. Ибо не самослучайно естество сего обширного и прекрасного мира, которому нельзя и вообразить чего-либо подобного, и в продолжение такого времени предоставлен он не самослучайным законам. Видал ли кто дом, или корабль, или быструю колесницу, или щит и шлем, которые бы не были сделаны руками? Мир не простоял бы столько времени, если бы в нем было безначалие. И хор певцов расстроится, если никто им не правит. Вселенной же не свойственно иметь иного Правителя, кроме Того, Кто устроил ее.
Ты, который представляешь звезды вождями нашего рождения, нашей жизни и целого мира, скажи: какое еще иное небо прострешь над самыми звездами и над ним поставишь ли еще новое и новое, чтобы было кому водить водящих? Под одною звездою родится один царь и много других людей, из которых иной добр, а другой худ, один вития, другой купец, третий бродяга, иного же высокий престол делает надменным. Для многих, родившихся под разными звездами, равная участь и на море, и на войне. Кого связывали звезды, тех не связал между собою одинаковый конец. А других, хотя разделили звезды, одинаковая соединила кончина… Необходимо надобно кому-нибудь управлять – или Богу, или звездам.
А я знаю следующее: Бог управляет Вселенной. Божие Слово и здесь и там распределяет все, чему положено в Его совете быть на небесах и на земле; и одним тварям даны навсегда неизменно постоянная стройность и течение, а другим уделена жизнь изменяющая и принимающая многие виды. О них - иное явил нам Бог, а иное блюдет в тайниках Своей премудрости, чем хочет обличить пустое тщеславие смертного; одно поставил Он здесь, а другое явится в последние дни. И земледелец пожинает все зрелое; так и Христос, наилучший Судия моей жизни.
Таково мое слово; оно независимо от звезд и идет своим путем. Говори ты мне о своих гороскопах, о мелких частях зодиакального круга и о мерах пути; разоряй у меня законы жизни - страх злочестивых и надежду добрых, борющуюся до конца! Если все дает звездный круг; то и я влекусь его же вращением. И самое хотение производится во мне тем же кругом; нет у меня никакой силы воли или ума, которые бы вели меня к добру; но и к этому влечет меня небо.
Не упоминай мне о великой славе Христовой – звезде - благовестнице, которая с востока путеводила волхвов в тот город, где воссиял Христос - безлетный Сын смертного рода! Она не из числа тех, истолкователями которых астрологи, но необыкновенная и не являвшаяся прежде сего, а замеченная в еврейских книгах. Из них предузнав о звезде, посвятившие жизнь астрологии халдеи, когда с удивлением отличили ее от множества наблюдаемых ими звезд и приметили, что с новым сиянием несется она с востока по воздуху в еврейскую землю, заключили о рождении Царя. И в то именно время, как вместе с небожителями поклонились Царю астрологи, отпало у них попечение о своем искусстве.
Но пусть текут своим путем, какой указал им Царь-Христос, сии огнистые, вечнодвижущиеся, несовратимые со своих путей звезды, как неподвижные, так и блуждающие, описывающие, как говорят, одни и те же круги» (Песнопения таинственные. Слово 5. О Промысле).
128. КАК ГОВОРИТСЯ О ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ В СВ. ПИСАНИИ?
О промысле Божием в св. Писании Сам Господь Иисус Христос говорит: Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? (Мф 6:26). В этих словах виден как общий промысел Божий о тварях, так и особый — о человеке. Весь псалом 90 есть изображение особого и многообразного промысла Божия о человеке.
«Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: "прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!" Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. Ибо ты [сказал]: "Господь - упование мое"; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. "За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое". (Пс.90:1-16)
Вопросы к занятию:
ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕМ БОЖИИМ?
КАКОВО ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ БОЖИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЛЮДЯМ ВООБЩЕ, И К КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ В ЧАСТНОСТИ?
ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ПРОМЫСЛОМ БОЖИИМ?
КАК ГОВОРИТСЯ О ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ В СВ. ПИСАНИИ?