1. В песнопениях всей этой седмицы св. Церковь приглашает нас к особому воздержанию, напоминая нам о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания.
2. Во все дни сырной седмицы к песнопениям Октоиха и Минеи присоединяются песнопения Постной Триоди.
3. В среду и пятницу сырной седмицы литургии по уставу не бывает[80], за исключением тех случаев, когда в эти дни случится Сретение Господне или храмовой праздник. В сроду и пятницу на сырной седмице совершается служба, подобная великопостной, но с некоторыми отличиями, а именно: во ВТОРНИК и ЧЕТВЕРГ сырной седмицы вечером (не после литургии, а в свое время) первая половина вечерни совершается по обычному уставу вседневной вечерни - без чтения (как это бывает в Великом посту) кафизмы, без особых прокимнов и паремий. Как обычно, после: "Сподоби, Господи" -ектения: "Исполним молитву". Но по "Ныне отпущаеши...", как и в Великом посту, полагается пение тропарей "Богородице Дево, радуйся...", "Слава: Крестителю Христов...", "И ныне: Молите за ны, святии апостоли..." и три земных поклона. Далее "Под Твое благоутробие..." (без поклона). Далее, вместо ектении: "Помилуй мя. Боже..." произносится:
"Господи, помилуй" (40 раз). После чего "Слава, и ныне", "Честнейшую херувим", "Именем Господним благослови, отче". Священник: "Сый благословен" и читается молитва "Небесный Царю...", после которой произносится молитва св. Ефрема Сирина (с 16-ю поклонами): "Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве Даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь". По "Отче наш" - "Господи, помилуй" (12 раз), священник: "Слава Тебе, Христе Боже..." и прочее, и бывает отпуст.
Вечерня соединяется с Великим повечерием и утреней. Соединение следующее: сразу после вечерни (во вторник и четверг вечера) бывает ВЕЛИКОЕ ПОВЕЧЕРИЕ с великими поклонами.
Особенности великого повечерия в сравнении с великопостными следующие.
В третьей части после канона - "Достойно есть", Трисвя-тое по "Отче наш" и далее следуют тропари: дневного святого, храма, затем - "Боже отец наших", "Иже во всем мире". "Слава: Со святыми упокой",: И ныне: "Молитвами, Господи, всех святых..."[81] и прочее последованне по Часослову. Тропари "Господи сил, с нами буди" не поются. Отпуст малый. (Молитва "Владыко Многомилостиве" - не читается). После отпуста - чин прощения: "Благословите, отцы святии, и простите ми, грешному". Затем ектения: "Помолимся о Великом Господине..." (См.: Часослов, вседневная полунощница).
В среду и пятницу сырной седмицы на УТРЕНИ:
1) вместо "Бог Господь" поется "Аллилуиа" во глас Октоиха, 4-е раза, со стихами.
Стихи: "От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли"; "Правде научится живущие на земли"; Зависть приимет люди ненаказан-ныя"; "Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли".
Далее читаются тропари троичны гласа (см. в конце Триодии Ирмология)[82];
2) к канонам Октоиха и Минеи присоединяются из Постной Триоди полный канон и трипеснец. Особенность соединения канонов та, что в тех песнях, где имеются трипеснцы Триоди (в среду - 3, 8 и 9, а в пятницу - 5, 8 и 9 песни), канон Октоиха оставляется, а песни Минеи (только в среду и пятницу присоединяются к предыдущим песням например: 3-я песнь - к 1-й; 8-я - к 6-й; 9-я - к 7-й[83] Ирмосы, тропари и катавасия берутся из Триоди (в остальные дни седмицы в этом случае песни Минеи не присоединяются к предыдущим песням, но опускается только канон Октоиха). В остальных песнях первым идет канон Октоиха с ирмосом на 4, затем каноны Минеи на 6 и Триоди (без ирмосов) на 4. По существующей практике, припев к тропарям Триоди:
"Помилуй мя, Боже, помилуй мя".
Для ясности приведем схему соединения утренних канонов Октоиха, Минеи и Триоди в дни сырной седмицы. (Схема на 109 стр.)
После 9-й песни и ектении поется светилен троичен гласа, как и в Великом посту. Окончание утрени такое же, как и утрени великопостной.
Дневное богослужение в среду и пятницу состоит из часов: 3-й, 6-й и 9-й, изобразительных и вечерни.
ЧАСЫ в сырную среду и пятницу совершаются великопостные, с поклонами, но только с тем отличием, что на них не читаются кафизмы. Тропари, например, к 1-му часу[84], "Заутра услыши глас мой" и подобные ему на других часах не поются, а читаются. После 9-го часа сразу бывает чин изобразительных: читаются изобразительные псалмы 102-й и 145-й (в Великом посту они опускаются) и "поскору" читаются (а не поются) "Блаженны". В конце - молитва св. Ефрема Сирина (3 поклона) и сразу - вечерня (псалом 33-й не читается), относящаяся уже к следующему дню.
ВЕЧЕРНЯ (после часов в среду и пятницу) совершается обычная, вседневная, но со следующими особенностями:
1. после "Свете тихий" поется прокимен, читается паремия и затем - второй прокимен;
2. после "Ныне отпущаеши..." поется тропарь святого Минеи, "Слава, и ныне" - Богородичен по гласу тропаря святого Вместо "Господи, помилуй" (40 раз) священник произносит сугубую ектению: "Помилуй нас, Боже...". После возгласа -молитва св. Вфрема Сирина (3 поклона), и чтец читает молитву: "Всесвятая Троице, единосущная Державе..." Хор:
"Буди имя Господне...". Чтец пс. 33-й "Благословлю Господа...". Хор: "Достойно есть...". Священник: "Пресвятая Богородице, спаси нас". Хор: "Честнейшую херувим...". Священник: "Слава Тебе, Христе Боже...". Хор: "Слава, и ныне. Господи, помилуй (3), Благослови". И бывает отпуст. [85]"
Дни недели: | Чтения | П е с н и | |||||||
3 4 5 6 7 | |||||||||
Понедельник | Октоих Минея Трипеснец | нет на 6 на 8 | нет | канон 0ктоиха на 8 канон Минеи на 6 нет | нет на 6 на 8 | ||||
Вторник | Октоих Минея Трипеснец | на 8 на 6 | нет нет на 14 | на 8 на 6 | на 8 на 6 | на 8 на 6 | на 8 на 6 | на 8 на 6 | нет на 6 на 8 |
Среда | Октоих Минея Триодь Трипеснец | на 4 - на 6 (1 и Зп.) на 4 нет | нет | нет нет на 6 на 8 | на 6 на 4 на 4 нет | на 4 (6 и 8 на 6 (7 и 9 песни) песни на 4 нет | нет нет на 6 на 8 | ||
Четверг | Октоих Минея Трипеснец | на 8 на 6 нет | нет | на 8 на 6 нет | нет на 6 на 8 | 0ктоих на 8 Минея на 6 нет | нет на 6 на 8 | ||
Пятница | Октоих Минея Триодь Трипеснец | на 6 на 4 на 4 нет | нет | на 6 на 4 на 4 нет | на 4 на 6 (4 и 5песни) на 4 нет | Нет нет на 6 на 8 | На 4 (6 8 на 6 (7 и 9 Песни песни) на 4 нет | нет на 6 на 8 | |
Суббота К а н о н х р а м а н а 6 и св. Отцев на 8 | |||||||||
В СЫРНУЮ СУББОТУ совершается воспоминание святых мужей и жен, в посте просиявших. Церковь укрепляет нас на духовные подвиги примером святых подвижников.
Служба этой субботы бывает с великим славословием.
В СЫРНУЮ НЕДЕЛЮ (воскресенье), приблизив нас уже к вратам Четыредесятницы, Церковь приводит нам на память "от пищи ниспадение Адамово"[86] - изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание.
Итак, особенности богослужений в сыропустную седмицу и Неделю следующие:
1. В среду и пятницу сырной седмицы литургии не бывает, богослужение совершается (с некоторыми особенностями) такое же, как в Великом посту (великое повечерие, часы, изобразительные и вечерня).
2. Воспоминание в сырную субботу преподобных отец, в посте просиявших.
3. В Нелелю сыропустную, как и в предыдущие две недели, поется 136-й псалом "На реках Вавилонских...", последний раз. Покаянные тропари: "Покаяния отверзи ми двери..." поются до 5-й недели Великого поста.
4. В сырную Неделю воспоминается изгнание прародителей из рая.
5. На литургии в эту Неделю читается Евангелие, благовествующее о том, что нужно человеку для получения от Бога прощения грехов во время поста и как должно поститься (Мф., зач. 17).
Апостол же (Рим., зач.112) указывает, что пост есть наиболее удобное время для делания благих дел.